Статья «Использование художественной литературы на уроках естественно - научного цикла»

0
0
Материал опубликован 19 April 2019

Фадеева Елена Александровна

Использование художественной литературы на уроках естественно - научного цикла

К работе с дополнительной литературой на уроках биологии я приучаю детей с первых наших встреч в средней школе. Практически к каждой группе тем можно подобрать дополнительный материал из художественной литературы. Использование литературных материалов, не заменяет традиционных приемов учебной рабаты, а дополняет их, помогает усвоению биологии и предоставляет возможности для воспитательной работы. Применение дополнительной литературы способствует развитию эмоциональной сферы личности, привитию интереса к биологии, чтению. Важно, что в обучении вносится элемент занимательности, позволяющий избежать однообразия уроков. При этом формируются высшие понятия о смысле жизни и пробуждаются к истинно человеческой морали. Обращение на уроках биологии к произведениям русских и советских писателей о природе, несомненно, плодотворно сказывается на результатах эстетического воспитания детей. Например, изучая жизнь растений, нельзя не сказать о лесах нашей страны. Лес красив во все часы суток и времена года, начиная с весны, когда он одевается нежной зеленью и пестрит цветами. В повести « Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольский писал: « В запахах леса есть что- то вечное и неистребимое, особо ощутимое в теплые, мягкие и ласковые прощальные дни уходящей осени……Овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом – слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что когда-то были детьми». Это мудрое и философское проникновение писателя воспринимается как важнейшая жизненная установка, моральная заповедь.

Предметом глубоких и сложных отношений человека к природе является животный мир, насчитывающий миллионы видов. Эстетическое восприятие животных, как и любого явления природы, являясь в основе своей эмоциональным, пробуждает различные ассоциации, что вполне правомерно и свидетельствует о глубокой содержательности чувства прекрасного. Как это чувство поддержать, укрепить в процессе изучения биологии? Как его пробудить у тех, кто его еще не испытал? В системе моей работы важен урок в 7 классе - «Мои любимые домашние животные». Такой урок посвящен домашним любимцам, относящимся к классу млекопитающих. Идея такого урока связана с изображением судеб животных в литературе. Писатель Г. Троепольский рассказал о такой судьбе в произведении «Белый Бим Черное Ухо». Люди увидели в несчастной судьбе собаки величие дружбы, верности, чести и преданности и восприняли эту судьбу как драму, т.е. отозвались на нее всем сердцем.

Человеческое искание истины не может быть без человеческих эмоций. Учение в школе - тот же поиск истины. И кто как не мы, учителя, должны дать эмоциональный заряд молодому человеку на всю жизнь. Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех учащихся. В этих условиях у современного школьника порой труднее, чем у школьника недалёкого прошлого, вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть те чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это нас, педагогов, обязывает искать пути, методы, приёмы, которые позволили бы в будничную учебную работу привнести элементы высокой одухотворённости.

Очень интересен урок «Железы внутренней секреции» в 8 классе. Здесь я использую замечательное произведение М. Булгакова « Собачье сердце». Учащиеся с восторгом слушают небольшие отрывки из этого произведения. Например, строки из дневника доктора Борменталя: « под хлороформенным наркозом удалены яички шарика и вместо них пересажены мужские яички с придатками и семенными канатиками, взятые от скончавшегося за 4 часа, 4 минуты до операции мужчины 28 лет…..Непосредственно вслед за сим удален после трепанации черепной крышки придаток мозга – гипофиз и заменен человеческим от вышеуказанного мужчины.» Помните, как в различных сказках разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказках. А ведь такие превращения могут быть и в жизни и они связаны опять с нарушением работы желез внутренней системы.

Многие из нас зачитывались книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов. Так же интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Учащимся я задаю вопрос, если ли реальная основа этой фантазии? И, тут, мы опять говорим о работе гипофиза - железе эндокринной системы.

Если говорить о произведениях, которые затрагивают самые тонкие струны детской души, то я не могу не сказать об уроке « Зрительный анализатор». Перед изучением новой темы, я беру в руки книгу В. Г. Короленко «Слепой музыкант» и читаю им небольшой отрывок, в котором молодая мать задает доктору вопрос «Почему ее ребенок смотрит в одном направлении?». И сама находит ответ. Весь класс ,25 человек, сидят, не проронив ни слова. После урока ребята подходят и еще раз спрашивают имя автора этого произведения. Честно говоря, у меня при чтении этого произведения все внутри переворачивается и голос дрожит.

К сожалению, мы живем в таком мире, в котором существует огромная масса проблем. Одна из них - проблема защиты животных. И на своих уроках я не могу не коснуться вопроса об ответственности человека за то существо, которое появилось дома. Здесь, мы с ребятами, вспоминаем строки из повести французского писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

«- Люди забыли эту истину, - сказал Лис,- но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

При подготовке к урокам по зоологии в первую очередь использовалась художественная литература, где главными героями были животные. Это и Тургенев «Муму», Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо», А.П.Чехов «Каштанка».

В повести Анатолия Рыбакова «Бронзовая птица» ребята ищут графский клад по карте, найденной внутри бронзового изваяния. Позже оказывается, что в карте указаны ложные сведения. Но весь смысл заключён в самом гербе, нарисованном тут же. Ребята приходят к выводу, что если изображённая птица - орёл-могильник, значит, место клада связано с чьим-то захоронением. Очевидно - графской могилой.

При изучении курса ботаники в 6 классе, я очень часто вспоминаю различные произведения художественной литературы. Например, изучая водоросли, грех не вспомнить о роде Саргассум. Ведь громадные скопления этих плавающих водорослей могут замедлить движение судна. Об этом очень захватывающе рассказал Александр Беляев в повести «Остров погибших кораблей». Пароход терпит бедствие. На его борту остаются всего три человека. Полузатопленное судно медленно сносит течением, в самое сердце Саргассова моря. Там догнивают сотни таких же скитальцев, за сотни лет захваченных в плен массой водорослей. Вряд ли, учащиеся после урока смогут забыть строки из этой повести.

Изучая царство бактерий нельзя не назвать произведения, где основой сюжета стала эпидемия чумы. Вот некоторые из них «При во время чумы» Александра Пушкина, рассказ Эдгара По «Король Чума» и роман Альбера Камю «Чума».

Урок в школе - это 45 минут, включающих проверку домашнего задания, живое и яркое изложение нового материала с последующим разъяснением заданий и проведением, по возможности, опытов. Времени совсем мало, и кажется, что на уроке все отступает перед логикой и рациональностью обучения. Но, на мой взгляд, в процесс обучения вносится элемент занимательности, позволяющий избежать однообразия уроков. При этом формируется эмоционально окрашенное, личностное отношение к изучаемому материалу, способствующее его усвоению. Ребята охотно участвуют в работе с литературными материалами на уроке, сами подбирают отрывки из художественных произведений с описаниями биологических явлений. Использование фрагментов художественных произведений на уроках биологии дает широкие возможности для составления учителем и учащимися биологических задач и заданий.

Хочу закончить строками В. А. Сухомлинского « Не обрушивайте на ребенка лавину знаний… могут быть погребены пытливостью и любознательностью. Умейте открыть… что-то одно, но так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.»

Литература

1.М. Булгаков Собачье сердце.- Л.: Лениздат, 1989

2.И.Д. Зверев Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека М., Просвещение, 1978

3. И. Ф. Смольянинов природа в системе эстетического воспитания М., Просвещение, 1984

4. Энциклопедия для детей М., Аванта 1997

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.