Образовательная программа дополнительного образования «Умелые ручки» естественно-научной направленности

0
0
Материал опубликован 15 October 2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колокольчик»

 

Принята Педагогическим советом

от «31»_августа 2021г.

Протокол заседания № 01

Утверждена:

приказом МБДОУ детский сад «Колокольчик» от 01.09.2021г. № 67-01/11

_____________________ Ю.В. Каптюк

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа дополнительного образования «Умелые ручки»

естественно - научной направленности

Возраст обучающихся: 2-7 лет

Срок реализации: 5 лет

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Рыбак Елена Ивановна

 

 

 

 

 

пгт. Верхнеднепровский 2021г.

Содержание программы

Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы:

Пояснительная записка ……………………………………...…………….3

Цели и задачи образовательной программы ……………………………..4

Содержание программы …………………………………………………..5

Планируемые результаты ……………………………………………….6-8

Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий:

Календарный план работы……………………………………………8-15

Условия реализации программы ……………………………………….15

Оценочные материалы ………………………………………………….15

Методические материалы ………………………………………………16

Список литературы ……………………………………………………..17

 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы

 

1. Пояснительная записка

 

«Таланты детей – на кончиках пальцев…»

 

Действительно движения пальцев и кистей рук оказывают особое развивающее воздействие. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Движения кистей и пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. А еще тренировка пальцев. Способствует развитию внимания, мышления, памяти, воображения, оказывает благотворное влияние на речь, способствует успешному овладению навыками письма.

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» - естественно -научной направленности, вводит ребенка в удивительный мир творчества. С помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности и внедрения современных технологий в обучение у ребенка появляется возможность поверить в себя и в свои способности. Данная программа может быть реализована с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Она направлена на установление контакта с ребенком, постепенное улучшение моторики, а так же помогает ребенку научится концентрироваться на процессе.

Программа может быть реализована через сайт учреждения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники, а именно:

тестопластики – создание объемных фигур из соленого теста;

бумажной мозаики – составление картинки из обрывных разноцветных кусочков бумаги разной плотности и фактуры;

бумагографии – создание полуобъемного изображения на горизонтальной поверхности из салфеток при помощи клея;

пластилинографии – выполнение лепной картинки с помощью пластилина, изображая более или менее выпуклые, полуобъемные объекты на горизонтальной поверхности;

изонитки – создание отдельных предметов и картин посредством вышивания на картоне.


 

2. Цели и задачи образовательной программы

 

Цель: Развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук через самопознание нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Программа предусматривает реализацию обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Обучающие:

познакомить с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина);

сформировать умение работать с материалами, которые используются в нетрадиционных техниках изобразительной деятельности.

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, терпение, толерантность, чувство взаимопомощи, ответственность за порученное дело, самостоятельность;

использовать бережно и экономно материал;

прививать стремление к творчеству.

Развивающие:

 

Группа

 

Блоки

Занятия

Длительность

Количество

В неделю

В год

I младшая

Элементы сенсорики, тестопластика

10-15 минут

2

70

II младшая

Бумажная мозаика

15 минут

2

70

Средняя

Бумагография

20 минут

2

70

Старшая

Пластилинография

25 минут

2

70

Подготовительная

Изонитки

30 минут

2

70

развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь влияет на развитие речи детей, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

 

Отличительные особенности программы:

создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности;

обучение детей с двухлетнего возраста;

систематизирован материал дидактических и пальчиковых игр.

 

Учебный план:

Формы промежуточной аттестации программы «Умелые ручки»:

выставка детских работ в детском саду;

составление альбомы «Лучшая работа»;

участие в районных и областных конкурсах художественно-эстетической направленности;

презентация детских работ родителям (сотрудникам и малышам);

творческий отчет на педсовете.

 

 

Календарный учебный график:

Содержание

Время проведения

1

Начало учебного года

15 октября

2

Окончание учебного года

31 мая

3

Продолжительность учебной недели

5 дней (понедельник – пятница)

4

Продолжительность учебного года

36 недель

5

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

с 15 октября по 20 октября

с 20 апреля по 30 апреля

 


 


 

Содержание программы:

Взаимосвязь дополнительной программы с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Колокольчик».

Доступность в обучении, учет возрастных и индивидуальных особенностей. Возможность пройти обучение дистанционно на сайте учреждения.

Поступательное движение от простого к сложному, постепенное усложнение материала.

Приоритет формы групповых занятий, которая дает возможность индивидуального творческого развития и сопоставление своих достижений с результатами других детей, а также формирование коллектива единомышленников.

Связь теории с практикой – реализация образовательных, воспитательных и развивающих задач на групповых занятиях с последующим закреплением их на практических работах.

 

4 . Планируемые результаты:

Программа предназначена для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Она предполагает выявление и осознание ребенком своих способностей:

формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля; развитие внимания, памяти, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;

развитие гендерной принадлежности, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;

овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.

 

Результатом работы данной работы должно стать:

развитие моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту;

овладение нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;

умение создавать художественный образ своего изделия;

овладение приемами работы с разными материалами и инструментами;

умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;

овладение нормами этики поведения.

 

К концу первого года занятий дети знают и умеют:

доступные возрасту сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);

несколько пальчиковых игр в комплексе со стихами;

свойства теста;

некоторые приемы лепки (кругообразные, прямые раскатывания, расплющивание);

создавать образ, соединять части, накладывая их друг на друга.

 

К концу второго года занятий дети знают и умеют:

доступные возрасту сенсорные эталоны (цвет (основной и промежуточный), форму, величину);

виды и свойства бумаги;

обрывать бумагу разной фактуры;

дополнять и заполнять контур изображения «обрывной» мозаикой;

основные правила работы с клеем;

участвовать в коллективном коллаже.

 

К концу третьего года занятий дети должны знают и умеют:

виды и свойства рабочего материала (салфеток);

технику работы с данным материалом и клеем;

передавать особенности изображаемого предмета (пропорции, формы, движения);

оказывать посильную помощь товарищу.

 

К концу четвертого года занятий дети знают и умеют:

о технике пластилинография;

знать свойства пластилина и различные приемы лепки в т.ч. прием «вливания одного цвета в другой»;

создавать изображения по представлению и с натуры;

совместно создавать задуманные композиции;

правила пользования материалом и инструментами.

 

К концу пятого года занятий дети знают и умеют:

о технике изонитки;

о свойствах используемого материала и приемы работы с ним;

технику безопасности работы с иглой, ножницами, шилом;

задумывать изображение предмета или сюжета, выполнять его индивидуально или коллективно.

 

 

Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий:

1. Календарный план работы

 

I младшая группа

 

Срок реализации

Тема и количество занятий

Теоретические знания

Практические знания

Сентябрь

«Чудо матрешки» - 1

«Найди свой домик» - 1

«Пирамидка, башенка» - 1

«Чудесный мешочек» - 1

Знакомство с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), пальчиковая игра.

Накопление сенсорно – двигательного опыта (цвет, величина, форма), т.е. развитие мелкой моторики пальцев рук.

Октябрь

«Вот какое тесто» - 2

«Пищащий комочек» - 2

Знакомство с материалом, рассказ воспитателя, дидактическая игра «Что это?», показ приема раскатывания теста круговыми движениями

Действия с тестом: раскатывание круговыми движениями, вдавливание, отрывание кусочков.

Ноябрь

«Веселый мяч» - 1

«Пирамидка из шариков» - 1

«Цветочки» - 1

«Бусы» - 1

Закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), беседа, приемы кругового раскатывания и соединение изделия.

Выполнение кругового раскатывания, получение шариков и создание из них поделки.

Декабрь

«Нанизывание больших и маленьких колец» - 1

«Баранки» - 1

«Наряжаем елку» - 2

Закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), беседа, знакомство с раскатыванием теста прямыми движениями.

Напоминание сенсорно – двигательного опыта по величине, цвету, форме. Закрепление приема прямого раскатывания теста.

Январь

«Складывание трехместной матрешки» - 1

«Снег идет» - 1

«Неваляшки» - 1

Беседа, художественное слово, показ приемов раскатывания шарика и сплющивание, пальчиковая игра.

Действия с сенсорными эталонами (цвет, величина), закрепление приема кругового раскатывания, приема сплющивания.

Февраль

«Снеговик» - 1

«Апельсин-витамины» - 1

«Такой- не такой» - 1

«Волшебная коробочка» - 1

Рассматривание и обследование предметов, пальчиковая игра, показ способа сравнения по величине, художественное слово.

Лепка предметов, занимающих чувства и мнения ребенка, сравнение предметов по величине.

Март

«Курочка с цыплятами» - 1

«Угощение для кукол» - 1

«Что мы умеем и любим лепить» - 2

Закрепление сенсорных эталонов (цвета, формы), беседа, игровой прием с мотивацией, напоминание приемов раскатывания круговыми и прямыми движениями.

Действия с сенсорными эталонами, закрепление знакомых приемов лепки.

Апрель

«Рельсы для паровозиков» - 1

«Следы разного размера» - 1

«Мозаика» - 1

«Гусеница» - 1

Беседа, показ способа сравнения по цвету и величине, пальчиковая игра, показ приема соединения деталей.

Закрепление способа раскатывания теста прямыми, круговыми движениями, накопление сенсорно-двигательного опыта с цветом, величиной.

Май

«Угощение для кукол» - 1

«Волшебный комочек» - 1

«Что мы умеем лепить?» - 2

Игровой прием с мотивацией, художественное слово, пальчиковая игра, напоминание знакомых приемов лепки.

Закрепление знакомых приемов лепки, лепка предметов, занимающих чувства и мысли детей.

 

II младшая группа

Срок реализации

Тема и количество занятий

Теоретические знания

Практические знания

Сентябрь

«Разноцветная мозаика» - 1

«Виды и свойства бумаги» - 1

«Что на что похоже» - 2

Рассматривание работ, выполненных мозаичным способом; знакомство с видами и свойствами бумаги, показ способа «обрывания», пальчиковая игра.

Обследование и действие с бумагой, упражнение в способе «обрывания», выкладывание из полученной мозаики предметов и определение «что на что похоже».

Октябрь

«Подсолнух» - 1

«Осеннее дерево» - 1

«Осень золотая» - 2

Беседа об осени, наблюдение, закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), художественное слово, показ способа «обрывания» и наклеивание мозаики.

Упражнение в «обрывании» кусочков разной величины, составление общей и индивидуальной композиции, правила работы с клеем.

Ноябрь

«Чудо-фрукты» - 2

«Грибы» - 2

Беседа, художественное слово, рассматривание иллюстраций и муляжей, дидактическая игра «Что это?», показ способа «обрывания» и наклеивания мозаики.

Выполнение индивидуальных и коллективных работ, упражнение в аккуратности наклеивания.

Декабрь

«Снежок порхает, кружится» - 2

«Снеговик» - 1

«Нарядная елка» - 2

Беседа, наблюдения, игровой прием с мотивацией, пальчиковая игра, напоминание действий с бумагой.

Закончить начатый сюжет, самостоятельно заполнять готовые формы мозаикой, выполнение совместной работы.

Январь

«Снегири» - 2

«Зимние березы» - 1

Наблюдения, дидактическая игра «Зимний хоровод», показ «заполнения» контура изображения.

Отражение в работе наблюдаемого, упражнение в обрывании бумаги аккуратном наклеивании.

Февраль

«Зимняя сказка» - 2

«Облака» - 1

«Кораблик» - 1

Беседа, художественное слово, напоминание, как дополнить изображение деталями мозаики, дидактическая игра «Что на что похоже?».

Выполнение совместной, общей композиции, дополнение мозаикой изображения, аккуратное пользование клеем.

Март

«Ваза с цветами» - 1

«Петушок» - 1

«Город» - 2

Беседа о мамином празднике, аудиозапись, пальчиковая игра, напомнить правила пользования клеем.

Создание поделки для любимых мам, дополнение изображение мозаикой, совместная работа.

Апрель

«Гусеница» - 1

«Рыбка» - 1

«Аквариум» - 2

Закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), рассказ-беседа, пальчиковая игра, рассматривание индивидуальных работ.

Выполнение поделки приемом «обрывания», создание своего образа по предлагаемому контуру предмета, объединение работ в общий сюжет.

Май

«Салют» - 1

«Солнышко лучистое» - 1

«Весна наступила» - 2

Беседа, художественно е слово, наблюдение, пальчиковая игра, показ соединения частей в целое, дидактическая игра «Когда это бывает?».

Отражение чувств и мыслей ребенка в его работе, закрепление изученных приемов и аккуратного наклеивания, выставка детских работ.

 

Средняя группа

Срок реализации

Тема и количество занятий

Теоретические знания

Практические знания

Сентябрь

«Что такое бумагография?» - 1

«Особенности использования материала» - 1

«Гора самоцветов» - 2

Беседа, рассматривание работ, выполненных из салфеток; знакомство со свойствами этого материала, пальчиковая игра.

Обследование и действия с материалом, выполнение коллективной работы и согласование действий с группой.

Октябрь

«Листовички» - 1

«Консервирование фруктов» - 1

«Золотая осень» - 2

Беседа, художественное слово, знакомство с приемами лепки из целого куска салфетки, работа с клеем.

Создание поделки из целого куска салфетки, использование «сглаживающего» приема лепки, аккуратность в работе с клеем.

Ноябрь

«Грибы» - 1

«Ветка рябины» - 1

«Осеннее настроение» - 2

Наблюдения, беседа, дидактическая игра «Съедобное – несъедобное», пальчиковая игра, знакомство с приемом «жгутика».

Использование приема «жгутика», заполнение контура изображения, умение создавать коллективную работу.

Декабрь

«Зимние узоры» - 1

«Снеговик» - 1

«Новогодний праздник» - 2

Художественное слово, беседа о зиме, новогоднем празднике, расширение познаний о свойствах материала (пластичность).

Выполнение узора по представлению с использованием пластичного материала, аккуратность в выполнении поделки и работе с клеем.

Январь

«Снегири на ветке» - 2

«Терем Деда Мороза» - 2

«Зимушка-Зима» - 2

Наблюдения, аудиозапись, дидактическая игра «Опиши...», пальчиковая игра, знакомство с приемом «рисования» салфетками, напоминание об аккуратности работы с клеем.

Создание знакомого образа и образа по представлению с использованием приема «рисования» салфетками, закрепление работы с клеем.

Февраль

«Пушистый зверек» - 1

«Снежинка» - 1

«Зимний лес» - 2

Рассматривание иллюстраций, беседа, пальчиковая игра «напоминание способов лепки из целого куска и запоминание контура.

Самостоятельный выбор образа, нанесение контура, его заполнение данным материалом, объединение предметов общим сюжетом.

Март

«Открытка для мамы» - 1

«Звенит капель» - 1

«Чудо - птицы» - 2

Беседа о весне, о мамином празднике, аудиозапись, художественное слово, напоминание приема «рисования» салфетками.

Создание подарка для любимой мамы, отражение своих желаний и чувств в работе, аккуратность выполнения поделки.

Апрель

«Подснежник» - 1

«Ракета летит» - 1

«Тили-бом, тили-бом загорелся Кошкин дом» -2

Беседа, рассматривание и обследование предметов, показ подготовки основы для поделки, напоминание приема сглаживания.

Подготовка основы для поделки, создание коллективной работы, выполнение поделки с использованием приема сглаживания.

Май

«Одуванчик золотой…» - 1

«Веселое солнышко» - 1

«Волшебный мир» - 2

Беседа, уточнение приемов бумагографии, пальчиковая игра, рассматривание ранее выполненных работ, подготовка к выставке.

Самостоятельное выполнение индивидуальных и коллективной работ с использованием различных приемов бумагографии, выставка детских работ.

 

Старшая группа

Срок реализации

Тема и количество занятий

Теоретические знания

Практические знания

Сентябрь

«Знакомство с техникой пластилинографии» - 1

«Особенности используемого материала» - 1

«Разноцветный пластилин (прием «вливания» одного цвета в другой)» - 2

Рассказ-беседа, рассматривание материала и работ, выполненных техникой пластилинография.

Знакомство с материалом, синхронизация движения обеих рук. Закрепление приема «вливания» одного цвета в другой.

Октябрь

«В саду созрели фрукты» - 2

«Листопад» - 2

(Коллективная работы)

Беседа, художественное слово в т.ч. загадки, дидактическая игра «Чудесный мешочек», разминка для пальчиков, частичный показ.

Задумать и выполнить эскиз работы, использование различных приемов лепки.

Ноябрь

«Осеннее дерево» - 1

«Консервированные фрукты» - 1

«Дары осени» - 2

Наблюдение, беседа, художественное слово, разминка для пальчиков, дидактическая игра «Узнай по описанию», вспомнить различные приемы лепки (раскатывание, вытягивание, сплющивание).

Самостоятельное создание полуобъемных поделок на горизонтальной плоскости, выполнение коллективной работы.

Декабрь

«Первый снег» - 1

«Лесная красавица» - 1

«Новогодний праздник» - 2

Беседа, наблюдения, рассматривание иллюстраций, закрепление приемов лепки, подготовка основы для выполнения поделки.

Подготовка основы для поделки, задумывание эскиза и его самостоятельное изображение, выполнение поделки с использованием различных приемов лепки.

Январь

«Морозные узоры» - 1

«Зимняя сказка» - 2

Беседа, напоминание о свойствах используемого материала, дидактическая игра «Узнай по описанию», «секреты» пластилинографии (как сохранить поделки).

Подготовка основы для поделок, выполнение эскиза и поделки, коллективная работа.

Февраль

«Кактус в горшочке» - 1

«Душистый снег» - 2

«Открытка для папы» - 1

Рассматривание натуры, беседа, художественное слово, разминка для пальчиков, знакомство со свойствами пластилина, закрепление этапов работы.

Использование практических умений и навыков при создании задуманного образа посредством пластилинографии, коллективная работа (объединение сюжета).

Март

«Букет для мамы» - 2

«Рыбки в аквариуме» - 2

Беседа о женском празднике, дидактическая игра «Кто где живет», разминка для пальчиков, расширять познание: пластилином можно не только лепить, но и рисовать.

Создание панно с букетом цветов:

- оформление корзинки для букета,

-выполнение букета с использованием различных приемов лепки.

Создание коллективной работы, используя прием «рисования» пластилином.

Апрель

«Ежик» - 1

«В весеннем лесу» - 2

«Одуванчики – цветы, словно солнышки желты» - 1

Наблюдения, художественное слово, грамзапись, закрепление этапов выполнения поделки, разминка для пальчиков, напоминание приема «рисования» пластилином.

Создание образа ёжика, используя дополнительный материал, использовать композиционные навыки, создание растений нетрадиционной техникой.

Май

«Бабочка» - 1

«Божья коровка на ромашке» - 1

«Цветочный луг» - 2

Беседа, знакомство с симметрией, закреплять знания о возможностях пластилина и техники пластилинография, разминка для пальчиков, загадки.

Самостоятельное поэтапное выполнение работ с использованием различных приемов лепки в т.ч. «рисование» пластилином. Итоговая выставка «Цветочный луг».

 

Подготовительная группа

Срок реализации

Тема и количество занятий

Теоретические знания

Практические знания

Сентябрь

«Знакомство с техникой изонитки и свойствами материала. Беседа по охране труда» - 1

Показ наглядного материала, инструктаж по технике безопасности.

Рассматривание картин, материала, инструментов.

«Как нитки с иголками подружились» - 1

Беседа, загадки, дидактическая игра.

Действия с нитками, иголками, ножницами.

«Первые стежки» - 2

Показ наглядного материала, пальчиковая гимнастика, знакомство со швом «назад иголку», техника безопасности или работа с иглой.

Действия с иголкой, шов «назад иголку».

Октябрь

«Астры» - 1

«Солнышко» - 1

«Красивый букет» - 2

(Коллективная работа)

Показ наглядного материала, дидактическая игра «Узнай цветок», беседа, художественное слово, пальчиковая гимнастика, техника безопасности.

Вышивание изображений по нанесенному узору, создание совместного панно.

Ноябрь

«Чудо-фрукты» - 1

«Ветка рябины» - 1

«Дары осени» - 2

Беседа об осени, показ иллюстраций, загадки, дидактическая игра «Назови фрукт», «Угадай-ка»; техника безопасности при работе с иглой, способ «перекрестная нитка».

Вышивание контура изображения, способ «перекрестная нитка, подбор цветовой гаммы для индивидуальной и коллективной работы.

Декабрь

«Снежинки» - 1

«Еловая ветка» - 1

«Нарядная елочка» - 2

Беседы о зиме, новогоднем празднике, художественное слово, знакомство с приемом вышивки «уголок», дидактическая игра «Что изменилось», пальчиковая гимнастика, техника безопасности.

Самостоятельное изображение снежинок, упражнение в приеме «уголок», создание образа «нарядная елка»с использованием дополнительного материала (пуговиц).

Январь

«Морозные узоры» - 1

«Зимняя сказка» - 2

Беседа, загадки. Рассматривание репродукций картин известных художников, слушанье грамзаписи П. Чайковского «Времена года» (Зима), техника безопасности.

Самостоятельный выбор приемов вышивания и индивидуальное задумывание сюжета, создание коллективной работы «Зимняя сказка» разными приемами вышивания.

Февраль

«Снеговик» - 1

«Снегири» - 1

«Волшебные превращения» - 2

Знакомство с последовательностью техники «изонитки» (выбор материала, нанесение узора, вышивание); дидактическая игра «Что на что похоже», наблюдения, пальчиковая гимнастика, техника безопасности.

Самостоятельное «накалывание» контура рисунка, выбор материала и приемов вышивания, продумывание своего изображения и выполнение замысла.

Март

«Красивый букет» - 1

«Пушистый зверек» - 1

«Чудо-птицы» - 2

Беседа о празднике 8 марта, художественное слово, прием «чередование стежков разной длинны», закрепление «накалывания» изображения, техника безопасности, дидактическая игра «Для кого».

Выполнение работы по замыслу с использованием приема «чередования стежков». Создание единого сюжета из индивидуальных работ.

Апрель

«Аквариум» - 1

«Подснежник» - 1

«Космос» - 2

Наблюдения, беседа, загадки, напоминание ранее изученных способов вышивания, пальчиковая гимнастика, техника безопасности.

Выполнение эскиза, «накалывание» контура изображения, подбор цветовой гаммы ниток, использование разных приемов вышивания.

Май

«Одуванчик» - 1

«Бабочки» - 1

«По замыслу» - 2

Беседа о весне, художественное слово, рассматривание ранее выполненных работ, напоминание способов техники изонитки, техника безопасности, использование грамзаписи, итоговая беседа.

Самостоятельное выполнение работ с использованием разных способов вышивания, создание альбома «Лучшие работы», выполнение коллективной работы по замыслу.

 

2. Условия реализации программы:

Программа рассчитана на 5 лет обучения. Образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю в течение всего учебного года. Для проведения занятий в группы оформлен тематический уголок, стоят столы и стулья, так же отведено место для хранения материально-технического обеспечения. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

3. Оценочные материалы

Цель: Создать условия для формирования развитой творческой личности. Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере творчества взрослого и ребенка через различные нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

 

Диагностическая карта по развитию художественно-творческих способностей детей младше-среднего возраста

п/п

Ф.И. ребенка

Проявление интереса к природе, к изобразительному искусству

Сенсорные эталоны

Техника изображения

Усвоение приемов изображения

Навыки работы с изобразительным материалом

Цвет

Форма

Величина

Выразительность, красочность

Аккуратность

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

+ – справляется самостоятельно;

˅ – справляется с помощью воспитателя;

- – справляется после неоднократной помощи воспитателя.

 

Диагностическая карта по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

п/п

Ф.И. ребенка

Проявление интереса к природе, к изобразительному искусству

Техника изображения

Усвоение способов изображения

Навыки работы с изобразительным материалом

Отсутствие изобразительных штампов

Умение передавать личное отношение к объекту изображения

Схожесть и целостность формы

Характерные детали и выразительность

Компазиционность

Аккуратность

По замыслу

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные изображения:

+ – справляется самостоятельно;

˅ – справляется с помощью воспитателя.

 

4. Методические материалы

Формы организации детей различны. Предусмотрены как теоретические (беседа, рассказы воспитателя и детей, объяснение воспитателем способа действия) так и практические, в ходе которых дети под контролем воспитателя самостоятельно выполняют работу, и дидактические материалы (раздаточный материал, задания, упражнения, образцы изделий и т.д.),

Групповые, позволяющие ощутить помощь со стороны друг друга, возможность каждого, скорость и качество работы.

Индивидуальные, предполагающие самостоятельную работу, оказание помощи со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Она формирует и оттачивает личные качества детей, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения.

Дистанционные, предполагающие самостоятельную работу с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на сайте учреждения.


 

Содержание занятий составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

Индивидуальная организационная форма позволяет при мониторинге результатов готовить детей к участию в выставках и конкурсах.

 

 

5. Список использованной литературы

Г.Н. Давыдова «Детский дизайн» (пластилинография) Москва ООО «Издательство Скрипторий» 2003г.

Е.Д. Закржевская «110 удивительных поделок из пуговиц» Курск издательство «Феникс» - 2005г.

Т.Н. Доронова «Художественное творчество детей 2-7 лет» Москва «Просвещение» - 2012г.

Л.В. Куцакова «творим, мастерим» Москва «Мозаика – Синтез» - 2007г.

Л.Г. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва «Родничок» - 200-г.

Ю.Н. Соколова «Игра с пальчиками» Тверь издательство «ЭКСМОР» - 2014г.

Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию» Москва «Просвещение» - 2010г.

З.М. Богуславская «Развивающие игры» Москва «Просвещение» - 2012г.

«Ребенок в детском саду» №2, №4 – 2006г. №1 – 2008 ООО издательский дом «Воспитание дошкольника»

«Дошкольное воспитание» №1 – 2006г. Москва издательский дом «Воспитание дошкольника» №3 -2013, №6,№7 – 2016г.

С.С. Гончаренко «Сделаю сам» Москва «Просвещение» - 2015г.


 


 

17

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации