Образовательная программа дополнительного образования «Умелые ручки» естественно-научной направленности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колокольчик»
Принята Педагогическим советом от «31»_августа 2021г. Протокол заседания № 01 |
Утверждена: приказом МБДОУ детский сад «Колокольчик» от 01.09.2021г. № 67-01/11 _____________________ Ю.В. Каптюк |
Образовательная программа дополнительного образования «Умелые ручки»
естественно - научной направленности
Возраст обучающихся: 2-7 лет
Срок реализации: 5 лет
Автор-составитель:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Рыбак Елена Ивановна
пгт. Верхнеднепровский 2021г.
Содержание программы
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы:
Пояснительная записка ……………………………………...…………….3
Цели и задачи образовательной программы ……………………………..4
Содержание программы …………………………………………………..5
Планируемые результаты ……………………………………………….6-8
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий:
Календарный план работы……………………………………………8-15
Условия реализации программы ……………………………………….15
Оценочные материалы ………………………………………………….15
Методические материалы ………………………………………………16
Список литературы ……………………………………………………..17
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
«Таланты детей – на кончиках пальцев…»
Действительно движения пальцев и кистей рук оказывают особое развивающее воздействие. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Движения кистей и пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. А еще тренировка пальцев. Способствует развитию внимания, мышления, памяти, воображения, оказывает благотворное влияние на речь, способствует успешному овладению навыками письма.
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» - естественно -научной направленности, вводит ребенка в удивительный мир творчества. С помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности и внедрения современных технологий в обучение у ребенка появляется возможность поверить в себя и в свои способности. Данная программа может быть реализована с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Она направлена на установление контакта с ребенком, постепенное улучшение моторики, а так же помогает ребенку научится концентрироваться на процессе.
Программа может быть реализована через сайт учреждения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники, а именно:
тестопластики – создание объемных фигур из соленого теста;
бумажной мозаики – составление картинки из обрывных разноцветных кусочков бумаги разной плотности и фактуры;
бумагографии – создание полуобъемного изображения на горизонтальной поверхности из салфеток при помощи клея;
пластилинографии – выполнение лепной картинки с помощью пластилина, изображая более или менее выпуклые, полуобъемные объекты на горизонтальной поверхности;
изонитки – создание отдельных предметов и картин посредством вышивания на картоне.
2. Цели и задачи образовательной программы
Цель: Развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук через самопознание нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Программа предусматривает реализацию обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Обучающие:
познакомить с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина);
сформировать умение работать с материалами, которые используются в нетрадиционных техниках изобразительной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, терпение, толерантность, чувство взаимопомощи, ответственность за порученное дело, самостоятельность;
использовать бережно и экономно материал;
прививать стремление к творчеству.
Развивающие:
Группа |
Блоки |
Занятия |
||
Длительность |
Количество |
|||
В неделю |
В год |
|||
I младшая |
Элементы сенсорики, тестопластика |
10-15 минут |
2 |
70 |
II младшая |
Бумажная мозаика |
15 минут |
2 |
70 |
Средняя |
Бумагография |
20 минут |
2 |
70 |
Старшая |
Пластилинография |
25 минут |
2 |
70 |
Подготовительная |
Изонитки |
30 минут |
2 |
70 |
развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь влияет на развитие речи детей, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Отличительные особенности программы:
создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности;
обучение детей с двухлетнего возраста;
систематизирован материал дидактических и пальчиковых игр.
Учебный план:
Формы промежуточной аттестации программы «Умелые ручки»:
выставка детских работ в детском саду;
составление альбомы «Лучшая работа»;
участие в районных и областных конкурсах художественно-эстетической направленности;
презентация детских работ родителям (сотрудникам и малышам);
творческий отчет на педсовете.
Календарный учебный график:
№ |
Содержание |
Время проведения |
1 |
Начало учебного года |
15 октября |
2 |
Окончание учебного года |
31 мая |
3 |
Продолжительность учебной недели |
5 дней (понедельник – пятница) |
4 |
Продолжительность учебного года |
36 недель |
5 |
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы |
с 15 октября по 20 октября с 20 апреля по 30 апреля |
Содержание программы:
Взаимосвязь дополнительной программы с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Колокольчик».
Доступность в обучении, учет возрастных и индивидуальных особенностей. Возможность пройти обучение дистанционно на сайте учреждения.
Поступательное движение от простого к сложному, постепенное усложнение материала.
Приоритет формы групповых занятий, которая дает возможность индивидуального творческого развития и сопоставление своих достижений с результатами других детей, а также формирование коллектива единомышленников.
Связь теории с практикой – реализация образовательных, воспитательных и развивающих задач на групповых занятиях с последующим закреплением их на практических работах.
4 . Планируемые результаты:
Программа предназначена для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Она предполагает выявление и осознание ребенком своих способностей:
формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля; развитие внимания, памяти, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
развитие гендерной принадлежности, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.
Результатом работы данной работы должно стать:
развитие моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту;
овладение нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;
умение создавать художественный образ своего изделия;
овладение приемами работы с разными материалами и инструментами;
умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;
овладение нормами этики поведения.
К концу первого года занятий дети знают и умеют:
доступные возрасту сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
несколько пальчиковых игр в комплексе со стихами;
свойства теста;
некоторые приемы лепки (кругообразные, прямые раскатывания, расплющивание);
создавать образ, соединять части, накладывая их друг на друга.
К концу второго года занятий дети знают и умеют:
доступные возрасту сенсорные эталоны (цвет (основной и промежуточный), форму, величину);
виды и свойства бумаги;
обрывать бумагу разной фактуры;
дополнять и заполнять контур изображения «обрывной» мозаикой;
основные правила работы с клеем;
участвовать в коллективном коллаже.
К концу третьего года занятий дети должны знают и умеют:
виды и свойства рабочего материала (салфеток);
технику работы с данным материалом и клеем;
передавать особенности изображаемого предмета (пропорции, формы, движения);
оказывать посильную помощь товарищу.
К концу четвертого года занятий дети знают и умеют:
о технике пластилинография;
знать свойства пластилина и различные приемы лепки в т.ч. прием «вливания одного цвета в другой»;
создавать изображения по представлению и с натуры;
совместно создавать задуманные композиции;
правила пользования материалом и инструментами.
К концу пятого года занятий дети знают и умеют:
о технике изонитки;
о свойствах используемого материала и приемы работы с ним;
технику безопасности работы с иглой, ножницами, шилом;
задумывать изображение предмета или сюжета, выполнять его индивидуально или коллективно.
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий:
1. Календарный план работы
I младшая группа
Срок реализации |
Тема и количество занятий |
Теоретические знания |
Практические знания |
Сентябрь |
«Чудо матрешки» - 1 «Найди свой домик» - 1 «Пирамидка, башенка» - 1 «Чудесный мешочек» - 1 |
Знакомство с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), пальчиковая игра. |
Накопление сенсорно – двигательного опыта (цвет, величина, форма), т.е. развитие мелкой моторики пальцев рук. |
Октябрь |
«Вот какое тесто» - 2 «Пищащий комочек» - 2 |
Знакомство с материалом, рассказ воспитателя, дидактическая игра «Что это?», показ приема раскатывания теста круговыми движениями |
Действия с тестом: раскатывание круговыми движениями, вдавливание, отрывание кусочков. |
Ноябрь |
«Веселый мяч» - 1 «Пирамидка из шариков» - 1 «Цветочки» - 1 «Бусы» - 1 |
Закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), беседа, приемы кругового раскатывания и соединение изделия. |
Выполнение кругового раскатывания, получение шариков и создание из них поделки. |
Декабрь |
«Нанизывание больших и маленьких колец» - 1 «Баранки» - 1 «Наряжаем елку» - 2 |
Закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), беседа, знакомство с раскатыванием теста прямыми движениями. |
Напоминание сенсорно – двигательного опыта по величине, цвету, форме. Закрепление приема прямого раскатывания теста. |
Январь |
«Складывание трехместной матрешки» - 1 «Снег идет» - 1 «Неваляшки» - 1 |
Беседа, художественное слово, показ приемов раскатывания шарика и сплющивание, пальчиковая игра. |
Действия с сенсорными эталонами (цвет, величина), закрепление приема кругового раскатывания, приема сплющивания. |
Февраль |
«Снеговик» - 1 «Апельсин-витамины» - 1 «Такой- не такой» - 1 «Волшебная коробочка» - 1 |
Рассматривание и обследование предметов, пальчиковая игра, показ способа сравнения по величине, художественное слово. |
Лепка предметов, занимающих чувства и мнения ребенка, сравнение предметов по величине. |
Март |
«Курочка с цыплятами» - 1 «Угощение для кукол» - 1 «Что мы умеем и любим лепить» - 2 |
Закрепление сенсорных эталонов (цвета, формы), беседа, игровой прием с мотивацией, напоминание приемов раскатывания круговыми и прямыми движениями. |
Действия с сенсорными эталонами, закрепление знакомых приемов лепки. |
Апрель |
«Рельсы для паровозиков» - 1 «Следы разного размера» - 1 «Мозаика» - 1 «Гусеница» - 1 |
Беседа, показ способа сравнения по цвету и величине, пальчиковая игра, показ приема соединения деталей. |
Закрепление способа раскатывания теста прямыми, круговыми движениями, накопление сенсорно-двигательного опыта с цветом, величиной. |
Май |
«Угощение для кукол» - 1 «Волшебный комочек» - 1 «Что мы умеем лепить?» - 2 |
Игровой прием с мотивацией, художественное слово, пальчиковая игра, напоминание знакомых приемов лепки. |
Закрепление знакомых приемов лепки, лепка предметов, занимающих чувства и мысли детей. |
II младшая группа
Срок реализации |
Тема и количество занятий |
Теоретические знания |
Практические знания |
Сентябрь |
«Разноцветная мозаика» - 1 «Виды и свойства бумаги» - 1 «Что на что похоже» - 2 |
Рассматривание работ, выполненных мозаичным способом; знакомство с видами и свойствами бумаги, показ способа «обрывания», пальчиковая игра. |
Обследование и действие с бумагой, упражнение в способе «обрывания», выкладывание из полученной мозаики предметов и определение «что на что похоже». |
Октябрь |
«Подсолнух» - 1 «Осеннее дерево» - 1 «Осень золотая» - 2 |
Беседа об осени, наблюдение, закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), художественное слово, показ способа «обрывания» и наклеивание мозаики. |
Упражнение в «обрывании» кусочков разной величины, составление общей и индивидуальной композиции, правила работы с клеем. |
Ноябрь |
«Чудо-фрукты» - 2 «Грибы» - 2 |
Беседа, художественное слово, рассматривание иллюстраций и муляжей, дидактическая игра «Что это?», показ способа «обрывания» и наклеивания мозаики. |
Выполнение индивидуальных и коллективных работ, упражнение в аккуратности наклеивания. |
Декабрь |
«Снежок порхает, кружится» - 2 «Снеговик» - 1 «Нарядная елка» - 2 |
Беседа, наблюдения, игровой прием с мотивацией, пальчиковая игра, напоминание действий с бумагой. |
Закончить начатый сюжет, самостоятельно заполнять готовые формы мозаикой, выполнение совместной работы. |
Январь |
«Снегири» - 2 «Зимние березы» - 1 |
Наблюдения, дидактическая игра «Зимний хоровод», показ «заполнения» контура изображения. |
Отражение в работе наблюдаемого, упражнение в обрывании бумаги аккуратном наклеивании. |
Февраль |
«Зимняя сказка» - 2 «Облака» - 1 «Кораблик» - 1 |
Беседа, художественное слово, напоминание, как дополнить изображение деталями мозаики, дидактическая игра «Что на что похоже?». |
Выполнение совместной, общей композиции, дополнение мозаикой изображения, аккуратное пользование клеем. |
Март |
«Ваза с цветами» - 1 «Петушок» - 1 «Город» - 2 |
Беседа о мамином празднике, аудиозапись, пальчиковая игра, напомнить правила пользования клеем. |
Создание поделки для любимых мам, дополнение изображение мозаикой, совместная работа. |
Апрель |
«Гусеница» - 1 «Рыбка» - 1 «Аквариум» - 2 |
Закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), рассказ-беседа, пальчиковая игра, рассматривание индивидуальных работ. |
Выполнение поделки приемом «обрывания», создание своего образа по предлагаемому контуру предмета, объединение работ в общий сюжет. |
Май |
«Салют» - 1 «Солнышко лучистое» - 1 «Весна наступила» - 2 |
Беседа, художественно е слово, наблюдение, пальчиковая игра, показ соединения частей в целое, дидактическая игра «Когда это бывает?». |
Отражение чувств и мыслей ребенка в его работе, закрепление изученных приемов и аккуратного наклеивания, выставка детских работ. |
Средняя группа
Срок реализации |
Тема и количество занятий |
Теоретические знания |
Практические знания |
Сентябрь |
«Что такое бумагография?» - 1 «Особенности использования материала» - 1 «Гора самоцветов» - 2 |
Беседа, рассматривание работ, выполненных из салфеток; знакомство со свойствами этого материала, пальчиковая игра. |
Обследование и действия с материалом, выполнение коллективной работы и согласование действий с группой. |
Октябрь |
«Листовички» - 1 «Консервирование фруктов» - 1 «Золотая осень» - 2 |
Беседа, художественное слово, знакомство с приемами лепки из целого куска салфетки, работа с клеем. |
Создание поделки из целого куска салфетки, использование «сглаживающего» приема лепки, аккуратность в работе с клеем. |
Ноябрь |
«Грибы» - 1 «Ветка рябины» - 1 «Осеннее настроение» - 2 |
Наблюдения, беседа, дидактическая игра «Съедобное – несъедобное», пальчиковая игра, знакомство с приемом «жгутика». |
Использование приема «жгутика», заполнение контура изображения, умение создавать коллективную работу. |
Декабрь |
«Зимние узоры» - 1 «Снеговик» - 1 «Новогодний праздник» - 2 |
Художественное слово, беседа о зиме, новогоднем празднике, расширение познаний о свойствах материала (пластичность). |
Выполнение узора по представлению с использованием пластичного материала, аккуратность в выполнении поделки и работе с клеем. |
Январь |
«Снегири на ветке» - 2 «Терем Деда Мороза» - 2 «Зимушка-Зима» - 2 |
Наблюдения, аудиозапись, дидактическая игра «Опиши...», пальчиковая игра, знакомство с приемом «рисования» салфетками, напоминание об аккуратности работы с клеем. |
Создание знакомого образа и образа по представлению с использованием приема «рисования» салфетками, закрепление работы с клеем. |
Февраль |
«Пушистый зверек» - 1 «Снежинка» - 1 «Зимний лес» - 2 |
Рассматривание иллюстраций, беседа, пальчиковая игра «напоминание способов лепки из целого куска и запоминание контура. |
Самостоятельный выбор образа, нанесение контура, его заполнение данным материалом, объединение предметов общим сюжетом. |
Март |
«Открытка для мамы» - 1 «Звенит капель» - 1 «Чудо - птицы» - 2 |
Беседа о весне, о мамином празднике, аудиозапись, художественное слово, напоминание приема «рисования» салфетками. |
Создание подарка для любимой мамы, отражение своих желаний и чувств в работе, аккуратность выполнения поделки. |
Апрель |
«Подснежник» - 1 «Ракета летит» - 1 «Тили-бом, тили-бом загорелся Кошкин дом» -2 |
Беседа, рассматривание и обследование предметов, показ подготовки основы для поделки, напоминание приема сглаживания. |
Подготовка основы для поделки, создание коллективной работы, выполнение поделки с использованием приема сглаживания. |
Май |
«Одуванчик золотой…» - 1 «Веселое солнышко» - 1 «Волшебный мир» - 2 |
Беседа, уточнение приемов бумагографии, пальчиковая игра, рассматривание ранее выполненных работ, подготовка к выставке. |
Самостоятельное выполнение индивидуальных и коллективной работ с использованием различных приемов бумагографии, выставка детских работ. |
Старшая группа
Срок реализации |
Тема и количество занятий |
Теоретические знания |
Практические знания |
Сентябрь |
«Знакомство с техникой пластилинографии» - 1 «Особенности используемого материала» - 1 «Разноцветный пластилин (прием «вливания» одного цвета в другой)» - 2 |
Рассказ-беседа, рассматривание материала и работ, выполненных техникой пластилинография. |
Знакомство с материалом, синхронизация движения обеих рук. Закрепление приема «вливания» одного цвета в другой. |
Октябрь |
«В саду созрели фрукты» - 2 «Листопад» - 2 (Коллективная работы) |
Беседа, художественное слово в т.ч. загадки, дидактическая игра «Чудесный мешочек», разминка для пальчиков, частичный показ. |
Задумать и выполнить эскиз работы, использование различных приемов лепки. |
Ноябрь |
«Осеннее дерево» - 1 «Консервированные фрукты» - 1 «Дары осени» - 2 |
Наблюдение, беседа, художественное слово, разминка для пальчиков, дидактическая игра «Узнай по описанию», вспомнить различные приемы лепки (раскатывание, вытягивание, сплющивание). |
Самостоятельное создание полуобъемных поделок на горизонтальной плоскости, выполнение коллективной работы. |
Декабрь |
«Первый снег» - 1 «Лесная красавица» - 1 «Новогодний праздник» - 2 |
Беседа, наблюдения, рассматривание иллюстраций, закрепление приемов лепки, подготовка основы для выполнения поделки. |
Подготовка основы для поделки, задумывание эскиза и его самостоятельное изображение, выполнение поделки с использованием различных приемов лепки. |
Январь |
«Морозные узоры» - 1 «Зимняя сказка» - 2 |
Беседа, напоминание о свойствах используемого материала, дидактическая игра «Узнай по описанию», «секреты» пластилинографии (как сохранить поделки). |
Подготовка основы для поделок, выполнение эскиза и поделки, коллективная работа. |
Февраль |
«Кактус в горшочке» - 1 «Душистый снег» - 2 «Открытка для папы» - 1 |
Рассматривание натуры, беседа, художественное слово, разминка для пальчиков, знакомство со свойствами пластилина, закрепление этапов работы. |
Использование практических умений и навыков при создании задуманного образа посредством пластилинографии, коллективная работа (объединение сюжета). |
Март |
«Букет для мамы» - 2 «Рыбки в аквариуме» - 2 |
Беседа о женском празднике, дидактическая игра «Кто где живет», разминка для пальчиков, расширять познание: пластилином можно не только лепить, но и рисовать. |
Создание панно с букетом цветов: - оформление корзинки для букета, -выполнение букета с использованием различных приемов лепки. Создание коллективной работы, используя прием «рисования» пластилином. |
Апрель |
«Ежик» - 1 «В весеннем лесу» - 2 «Одуванчики – цветы, словно солнышки желты» - 1 |
Наблюдения, художественное слово, грамзапись, закрепление этапов выполнения поделки, разминка для пальчиков, напоминание приема «рисования» пластилином. |
Создание образа ёжика, используя дополнительный материал, использовать композиционные навыки, создание растений нетрадиционной техникой. |
Май |
«Бабочка» - 1 «Божья коровка на ромашке» - 1 «Цветочный луг» - 2 |
Беседа, знакомство с симметрией, закреплять знания о возможностях пластилина и техники пластилинография, разминка для пальчиков, загадки. |
Самостоятельное поэтапное выполнение работ с использованием различных приемов лепки в т.ч. «рисование» пластилином. Итоговая выставка «Цветочный луг». |
Подготовительная группа
Срок реализации |
Тема и количество занятий |
Теоретические знания |
Практические знания |
Сентябрь |
«Знакомство с техникой изонитки и свойствами материала. Беседа по охране труда» - 1 |
Показ наглядного материала, инструктаж по технике безопасности. |
Рассматривание картин, материала, инструментов. |
«Как нитки с иголками подружились» - 1 |
Беседа, загадки, дидактическая игра. |
Действия с нитками, иголками, ножницами. |
|
«Первые стежки» - 2 |
Показ наглядного материала, пальчиковая гимнастика, знакомство со швом «назад иголку», техника безопасности или работа с иглой. |
Действия с иголкой, шов «назад иголку». |
|
Октябрь |
«Астры» - 1 «Солнышко» - 1 «Красивый букет» - 2 (Коллективная работа) |
Показ наглядного материала, дидактическая игра «Узнай цветок», беседа, художественное слово, пальчиковая гимнастика, техника безопасности. |
Вышивание изображений по нанесенному узору, создание совместного панно. |
Ноябрь |
«Чудо-фрукты» - 1 «Ветка рябины» - 1 «Дары осени» - 2 |
Беседа об осени, показ иллюстраций, загадки, дидактическая игра «Назови фрукт», «Угадай-ка»; техника безопасности при работе с иглой, способ «перекрестная нитка». |
Вышивание контура изображения, способ «перекрестная нитка, подбор цветовой гаммы для индивидуальной и коллективной работы. |
Декабрь |
«Снежинки» - 1 «Еловая ветка» - 1 «Нарядная елочка» - 2 |
Беседы о зиме, новогоднем празднике, художественное слово, знакомство с приемом вышивки «уголок», дидактическая игра «Что изменилось», пальчиковая гимнастика, техника безопасности. |
Самостоятельное изображение снежинок, упражнение в приеме «уголок», создание образа «нарядная елка»с использованием дополнительного материала (пуговиц). |
Январь |
«Морозные узоры» - 1 «Зимняя сказка» - 2 |
Беседа, загадки. Рассматривание репродукций картин известных художников, слушанье грамзаписи П. Чайковского «Времена года» (Зима), техника безопасности. |
Самостоятельный выбор приемов вышивания и индивидуальное задумывание сюжета, создание коллективной работы «Зимняя сказка» разными приемами вышивания. |
Февраль |
«Снеговик» - 1 «Снегири» - 1 «Волшебные превращения» - 2 |
Знакомство с последовательностью техники «изонитки» (выбор материала, нанесение узора, вышивание); дидактическая игра «Что на что похоже», наблюдения, пальчиковая гимнастика, техника безопасности. |
Самостоятельное «накалывание» контура рисунка, выбор материала и приемов вышивания, продумывание своего изображения и выполнение замысла. |
Март |
«Красивый букет» - 1 «Пушистый зверек» - 1 «Чудо-птицы» - 2 |
Беседа о празднике 8 марта, художественное слово, прием «чередование стежков разной длинны», закрепление «накалывания» изображения, техника безопасности, дидактическая игра «Для кого». |
Выполнение работы по замыслу с использованием приема «чередования стежков». Создание единого сюжета из индивидуальных работ. |
Апрель |
«Аквариум» - 1 «Подснежник» - 1 «Космос» - 2 |
Наблюдения, беседа, загадки, напоминание ранее изученных способов вышивания, пальчиковая гимнастика, техника безопасности. |
Выполнение эскиза, «накалывание» контура изображения, подбор цветовой гаммы ниток, использование разных приемов вышивания. |
Май |
«Одуванчик» - 1 «Бабочки» - 1 «По замыслу» - 2 |
Беседа о весне, художественное слово, рассматривание ранее выполненных работ, напоминание способов техники изонитки, техника безопасности, использование грамзаписи, итоговая беседа. |
Самостоятельное выполнение работ с использованием разных способов вышивания, создание альбома «Лучшие работы», выполнение коллективной работы по замыслу. |
2. Условия реализации программы:
Программа рассчитана на 5 лет обучения. Образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю в течение всего учебного года. Для проведения занятий в группы оформлен тематический уголок, стоят столы и стулья, так же отведено место для хранения материально-технического обеспечения. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.
3. Оценочные материалы
Цель: Создать условия для формирования развитой творческой личности. Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере творчества взрослого и ребенка через различные нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Диагностическая карта по развитию художественно-творческих способностей детей младше-среднего возраста
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Проявление интереса к природе, к изобразительному искусству |
Сенсорные эталоны |
Техника изображения |
Усвоение приемов изображения |
Навыки работы с изобразительным материалом |
|||
Цвет |
Форма |
Величина |
Выразительность, красочность |
Аккуратность |
|||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
+ – справляется самостоятельно;
˅ – справляется с помощью воспитателя;
- – справляется после неоднократной помощи воспитателя.
Диагностическая карта по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Проявление интереса к природе, к изобразительному искусству |
Техника изображения |
Усвоение способов изображения |
Навыки работы с изобразительным материалом |
Отсутствие изобразительных штампов |
Умение передавать личное отношение к объекту изображения |
||||
Схожесть и целостность формы |
Характерные детали и выразительность |
Компазиционность |
Аккуратность |
По замыслу |
|||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные изображения:
+ – справляется самостоятельно;
˅ – справляется с помощью воспитателя.
4. Методические материалы
Формы организации детей различны. Предусмотрены как теоретические (беседа, рассказы воспитателя и детей, объяснение воспитателем способа действия) так и практические, в ходе которых дети под контролем воспитателя самостоятельно выполняют работу, и дидактические материалы (раздаточный материал, задания, упражнения, образцы изделий и т.д.),
Групповые, позволяющие ощутить помощь со стороны друг друга, возможность каждого, скорость и качество работы.
Индивидуальные, предполагающие самостоятельную работу, оказание помощи со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Она формирует и оттачивает личные качества детей, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения.
Дистанционные, предполагающие самостоятельную работу с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на сайте учреждения.
Содержание занятий составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
Индивидуальная организационная форма позволяет при мониторинге результатов готовить детей к участию в выставках и конкурсах.
5. Список использованной литературы
Г.Н. Давыдова «Детский дизайн» (пластилинография) Москва ООО «Издательство Скрипторий» 2003г.
Е.Д. Закржевская «110 удивительных поделок из пуговиц» Курск издательство «Феникс» - 2005г.
Т.Н. Доронова «Художественное творчество детей 2-7 лет» Москва «Просвещение» - 2012г.
Л.В. Куцакова «творим, мастерим» Москва «Мозаика – Синтез» - 2007г.
Л.Г. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва «Родничок» - 200-г.
Ю.Н. Соколова «Игра с пальчиками» Тверь издательство «ЭКСМОР» - 2014г.
Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию» Москва «Просвещение» - 2010г.
З.М. Богуславская «Развивающие игры» Москва «Просвещение» - 2012г.
«Ребенок в детском саду» №2, №4 – 2006г. №1 – 2008 ООО издательский дом «Воспитание дошкольника»
«Дошкольное воспитание» №1 – 2006г. Москва издательский дом «Воспитание дошкольника» №3 -2013, №6,№7 – 2016г.
С.С. Гончаренко «Сделаю сам» Москва «Просвещение» - 2015г.
17