Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе

24
1
Материал опубликован 17 September 2016 в группе

Первушкин Борис Николаевич

ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»

Учитель Математики Высшей категории

Замдиректора по УВР

 

Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе

В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она причина большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.

Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются: возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального самосознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этнической и религиозной почве.

Поиск путей их решения ведется не только в структурах власти, но и в самом многонациональном российском обществе. При этом особое значение придается и сфере образования.

Поликультурный состав учащихся в современной школе вызывает необходимость особого типа взаимоотношений между учащимися и учителями, являющимися представителями разных этнических групп. Этот тип взаимоотношений требует проявления терпимости, тактичности и уважения к иным нациям и культурам. Для его осуществления необходимо обладать таким качеством личности, как толерантность.

В сфере образования толерантность можно понимать как признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, способность конструктивно преодолевать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий. Для того, чтобы успешно решать задачи по воспитанию толерантности, педагог сам должен быть толерантен, должен учиться толерантности, постигать ее суть умом и сердцем.

Формирование межнациональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Школа, как место социализации, должна стать центром воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только школы, но и общества в целом.

Этнотолерантность подразумевает диалог культур, преемственность и взаимодействие с другими, какие они есть. При этом необходимо, чтобы срабатывало "золотое" правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: относиться к другому так же, как хочешь чтобы относились к тебе.

Уважение к живущим рядом, понимание их жизни и быта - надежный путь к национальному согласию. Задачами на уроках истории является изучение и понимание культур различных народов, их обрядов, обычаи; привить интерес к проблемам по этнологии и культуре межнациональных отношений родного края; ознакомить с историей и полиэтническими особенностям, а также с культурным наследием народов, проживающих на территории Мордовии; развить такие качества, как доброжелательность, терпимость, взаимопонимание; сформировать творческие навыки в определении, анализе и поиске решений поликультурных и межнациональных проблем родного края; развивать творческий потенциал детей, их познавательную активность; приобщить детей к общечеловеческим ценностям, воспитать бережное отношение к памятникам многонациональной культуры своей Родины; формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям других национальностей.

Целью педагога является формирование целостного представления о культуре межнационального общения, воспитание эстетических и нравственных качеств личности, культурного и грамотного человека, понимающего свое единство с окружающим миром, чувство ответственности за его сохранность, подготовка обучающихся к решению проблем межнационального общения в условиях современного города.

При организации работы по воспитанию этнотолерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности, черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Формированию этнотолерантности у учащихся способствуют уроки по истории и культуре мордовского края, уроки истории и обществознания.

Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связанно с краеведением и опираться на краеведение. Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.

Одним из эффективных методов этой области является проектная деятельность. Где учащиеся изучали биографии знаменитых людей мордовской национальности. Они узнали, что 360 героев Советского Союза имеют мордовские корни. Мордва по числу героев в процентном отношении от количества населения находится на первом месте среди остальных национальностей.

Учащимися создаётся творческий проект: «Саранск через 100 лет», выполняется творческое задание- «О чём из истории своей республики вы бы рассказали, если бы к вам приехали друзья (родственники) из другого региона России», «Какие события истории Мордовии произошли в моём городе?».

Дети готовят сообщения, анализируют события, которые происходили в истории страны и получили отражение в истории края и города. Большое внимание уделяю работе “Я гражданин России”. Учащиеся составляют рассказ на тему «Наш класс- дружная семья народов», сообщение о народе, родственном мордовскому ( русскому, татарскому).

Дети составляли схемы родословной своих семей, после подготовки этого задания они узнали много интересного о своих предках, научились составлять свою родословную. Воображая себя древним летописцем учащиеся составляли летопись своей семьи, класса, используя воспоминания старших родственников, учителей, одноклассников, фото- и видеоархивы семьи и класса; проводили исследование имён своих близких, составляли генеалогическое древо своего рода с помощью родителей, бабушек и дедушек, составляли герб своего рода по правилам геральдики.

Также, экскурсии в музеи и выставочные залы Республики Мордовия всегда интересны учащимся- это способствует развитию чувства восхищения и гордости за свой народ.

Формированию этнотолерантности на уроках Отечественной истории способствует изучение тем, посвященных борьбе народов древней Руси против иноземных захватчиков, монголо- татарское нашествие, складывание единого государства и т.д. Особое внимание уделяется теме «ВОВ».

К сожалению, у толерантности, терпимости существует обратная сторона. Наиболее тяжелыми ее проявлением является:

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

История Второй мировой и Великой Отечественной войны – это не только «страницы доблести и славы, но и общечеловеческая трагедия, страдания миллионов людей, огромное количество жертв среди мирного населения. Без раскрытия этих сторон войны невозможно создать у современной молодежи представления о грандиозном столкновении сил «добра» и «зла» в мире в середине ХХ века. Тема Холокоста выступает как составная часть исторического материала, помогающего более объемно представить картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами.

С 1953 года Израиль присуждает людям, скрывавшим евреев в годы Холокоста, почетное звание Праведника народов мира. На сегодняшний день в мире насчитывается около 15 тысяч праведников, в том числе 3,5 тысячи граждан бывшего СССР. 1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 60/7, в которой постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста. Инициаторами принятия документа выступили Австралия, Израиль, Канада, Россия и США, а их соавторами – еще более 90 государств. День 27 января был избран Международным днем памяти жертв Холокоста потому, что в этот день в 1945 году Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша). Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены разработать просветительские программы, чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем.

Зачем нужны уроки, посвященные трагедии народа, обреченного на уничтожение? Школьный возраст – важнейший период в развитии человека. Школьник активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Изучение данной темы возможно в рамках элективного курса.

Одной из форм преподавание темы «Холокост» является организация самостоятельной исследовательской деятельности школьников, общешкольная научно-практическая конференция «Вторая мировая война в истории моей семьи, моего народа, моей страны», круглый стол «Вторая мировая война. Выступление против человечества. Нюрнбергский процесс».

Еще одна из связанных с проблемой Холокоста тем – «Движение Сопротивления». При еѐ изучении есть возможность подчеркнуть общегуманистические мотивы этого движения – благородство целей его участников. Солидарность представителей разных народов, участвовавших в этом движении. Уместно отметить участие в этой борьбе еврейского населения.

По тематике Второй мировой войны учащиеся представляют исследовательские работы и проекты. Так, в 2014-2015 уч.г., учащиеся становятся призерамигородской олимпиады по школьному краеведению«Историко-культурное и природное наследие родного края» (Веселова С.,Гузнаева Е., ученицы 11 А класса), участниками Международной  научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых учёных «51-е Евсевьевские чтения», посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также призером VIIВсероссийской научно- практической конференции «Живая культура: традиции и современность», посвящённой 70-и летию Великой Победы и году литературы.

Изучение тем на уроках обществознания «Межнациональные конфликты» способствуют объяснению причины возникновения и пути решения межнациональных конфликтов; темы «Этика межнациональных отношений» дают представление о причастности к межнациональной культуре, образовавшейся в округе, городе; тема «Религия» учит находить общее в разных религиях и т.д.

Классный час на тему «Мы такие разные и так похожи» способствует формированию умения аргументировано показать, насколько актуально утверждение о том, что планета Земля - наш общий дом, долг каждого- прилагать все свои силы для сохранения мира между людьми.

На праздновании 1000–летия единения мордовского народа с народами Российского государства президент России В.В. Путин, обращаясь к жителям и гостям Мордовии, произнес ключевые слова:

«…Вы сохранили язык и культуру своего народа – это самое главное!!!...»


 

Литература:

  1. Декларация принципов терпимости (принята и провозглашена Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 28-й сессии в Париже 25 октября - 15 ноября 1995 г./http// www. UNESCO.org/.
  2. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование/Г.Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999.
  3. Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов/Н.Л.Иванова//Вопросы психологии. 2004. №6. С.54-63.
  4. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1998.
  5. Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001.- 80 с.: ил.- (Российская б-ка Холокоста). Учебное пособие для средней обще-образовательной школы. Имеет допуск Департамента образовательных программ и стандартов общего общего образования Министерства образования РФАА
Комментарии

Очень интересная статья. БлагоДарю Вас!

31 May 2017