Статья «Нравственное воспитание как основа формирования личности учащихся»

2
0
Материал опубликован 27 October 2019

Нравственное воспитание как основа формирования личности учащихся.


Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому должен способствовать каждый учебный предмет, внеклассные мероприятия и классные часы.

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог выполняет следующие условия:

-опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности;

-обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие их участников;

-создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;

- учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения. Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения уделяет внимание личностным результатам ученика:

формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности; формированию ценностей многонационального российского общества; становлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Во время учебно - воспитательного процесса, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали.

Итак, нравственная компетентность - это готовность жить по традиционным нравственным законам.

Говоря о нравственности, мы не должны забывать об очень важном направлении нашей воспитательной работы. Почти в каждой семье есть животные: кошки и собаки. Они стали членами наших семей, мы даем им человеческие имена. Почему же мы иногда относимся к ним не по-человечески? А ведь они могут многому нас научить.

На уроках, классных часах ребята могут сами рассказать о собаках – героях: это и пес Балто, который 5 суток нес лекарство от дифтерита, собака Бобка, которая ценой собственной жизни спасла хозяина от стаи волков и многих других.

Животные учат нас преданности. Как вы думаете, если бы они умели говорить, чтобы они нам сказали? На просторах Интернета можно найти много статей об этом. Вот одна из них.

«Сегодня утром, когда я проснулся, ты был уже на ногах и собирал чемоданы. Ты взял мой поводок. Как я был рад! Немного прогуляемся перед отъездом в отпуск! Мы поедем на машине. Ты остановился на краю тратуара. Дверца машины распахнулась, ты бросил мне палочку. Я бежал, бежал за ней, я ее нашел… Но когда я обернулся, тебя уже там не было. Охваченный паникой, я принялся бежать изо всех сил за тобой вдогонку: но это было бесполезно!

День ото дня я становился все слабее. Ко мне подошел какой-то человек, надел мне на шею веревку и я оказался в клетке. Там я ждал твоего возвращения, но ты так и не пришел. Дверь клетки отварилась, но это был не ты. Это был тот человек, что подобрал меня. Он привел меня в комнату, где пахло смертью. Настал мой последний час…

Дорогой хозяин, я хочу, чтобы ты знал, что не смотря на то, что ты со мной сделал, твой образ был у меня перед глазами, когда я делал последний вздох, и если бы я мог вернуться на землю, я сразу прибежал бы к тебе, ведь я любил тебя! »

Отрывок очень эмоциональный, хватает за душу, пробивает до слез. Стоит ли давать читать его детям, не жестоко ли по отношению к ним? Нет, не жестоко. Это борьба за душу ребенка, ведь на улицах и в интернете идет другая. Появились догхантеры (охотники на собак), они называют себя волонтерами, и на форумах обсуждают методы убийства собак. Нужно с детьми смотреть фильмы, читать книги о животных, чтобы не поднялась рука на кошку, собаку, человека. А самая главная наша цель: научить любить. Ведь благодаря любящим людям на улице Тюмени появился бездомный пес, собирающий пожертвования для своих собратьев. Любящие животных люди основали благотворительную организацию «Потеряшки» в Тюмени. Это тоже волонтеры, они лечат, кормят бездомных животных, находят им хозяев. «Потеряшки» в Тобольске тоже помогают животным.

О проблеме отношения человека к животным нужно говорить, чтобы не черствели ребячьи сердца и души. Беседы, чтение книг, просмотр фильмов о животных способствуют формированию моральных норм и нравственности.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации