Проектная деятельность в формировании духовно-нравственной личности ребенка

6
0
Материал опубликован 15 January 2021

Описание педагогической инициативы (инновации)


1.Наименование педагогической инициативы (инновации) – «Проектная деятельность в формировании духовно-нравственной личности ребенка».

2.Краткое описание ведущей идеи педагогической инициативы (инновации).

Родина – это то, что мы помним из детства, это все то, что нас окружает, это город и улица, на которой мы живем, куст сирени за окном….Это то, что нас увлекает, мотивирует на созидательную деятельность.

Любовь к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. В развитие ребенка значительную роль играют учреждения дополнительного образования, которые мотивируют ребенка на любую деятельность, закрепляют первоначальный интерес. Личностно-ориентированный подход создает условия для творчества, ситуации успеха для каждого ребенка не зависимо от его способностей. И это зависит от личности педагога. Таким ярким, талантливым и незаурядным педагогом является Осинцева Ольга Рудольфовна, которая в течение 20 лет обучает детей изобразительному и декоративно-прикладному творчеству в детской студии изобразительного искусства «Солнышко».

В студии занимаются дети от 6 до 12 лет – это наиважнейший возрастной период, в котором закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются представления детей об окружающем мире, обществе, и культуре.

Педагог учит детей любить свою Малую Родину, любить все, что связанно с окружающим нас миром. Все это проявляется в подготовке творческих проектов.

Уникальность данной педагогической инициативы в том, что педагог совместно с детьми, объединяя их в проектной, совместной творческой деятельности, воспитывает духовно – нравственную личность.

Подготовка проекта предусматривает поэтапное выполнение. Учащиеся индивидуально или в группах за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую и творческую работу на заданную тему. В результате - получают творческий продукт.

Например, для художественно-творческого проекта «Радужные моря» педагог совместно с детьми провел большую подготовительную работу:

была выбрана морская тема проекта,

для введения учащихся в тему проведено исследование необходимой информации: просмотр иллюстраций в книгах и печатных изданиях; изображений подводной флоры и фауны в энциклопедиях; чтение художественной литературы по теме, просмотр художественных и документальных фильмов, мультфильмов;

педагог подготовил рассказ о морских обитателях Черного моря, о пользе, которую приносит каждый из них; уделил особое внимание экологии;

педагог с детьми и родителями посетили дельфинарий и аквариум, а затем поделились впечатлениями;

были разработаны образцы для творческих работ детей методом обведения руки: рыбы, осьминоги, медузы и даже водоросли;

создана коллективная творческая работа «Радужные моря» и продумана ее презентация;

разучены загадки о морских обитателях для развивающей игровой программы «Путешествие по Радужным морям», где было проведено соревнование команд «Пираты» и «Морские звезды».

Родители всегда рядом с детьми и педагогом в поддержке ребенка. Они принимают активное участие в подготовке чудесных костюмов, подарков-сюрпризов, в проведении конкурсов, и великолепной фотосессии. Морской праздник завершило чаепитие с необычным «пиратским» тортом.

Подготовка творческих проектов реализуется не только в рамках детского объединения, но и на городском уровне. Ежегодно проходит Фестиваль тыкв, на котором учащиеся изостудии представляют свои творческие, авторские работы и создают коллективную сказочную композицию. В подготовке всех творческих проектов активное участие принимают родители, дедушки и бабушки. Ребята работают с природным материалом, узнают от педагога удивительные истории о Крымской природе. Яркие сказочные домики из тыквы завоевывают приз зрительских симпатий, удивляя и восхищая жителей и гостей города.

Кроме того, дети участвуют в конкурсе-проекте: «Охрана труда глазами детей». Важность данного проекта заключается в формировании у детей культуры безопасного труда, ведь проблема охраны жизни и здоровья детей и взрослый актуальна всегда. Педагог рассказывает детям об огромном разнообразии профессий, о том, что каждый труд нужен и почётен. Беседует с детьми о профессиях их родителей, о том, кем мечтают работать сами. Совместно с педагогом и родителями дети читают и просматривают иллюстрации в книгах Джанни Родари " Чем пахнут ремесла?", "Какого цвета ремесла?" и пр. Знакомит детей с таким разделом графики, как плакатная графика или плакат и его особенностями. В итоге подготовлены авторские работы - на примере своей семьи дети показали, как нужно любить своих родителей и бережно относится к своей жизни. Каждая работа имела свой девиз: «Папа! Будь внимателен! Я тебя жду!», «Семья и безопасный труд вместе за руки идут!», «Любой труд-прекрасен! Если безопасен!» и др. Организованна выставка рисунков, на презентацию которой были приглашены родители, администрация центра детского и юношеского творчества и представители конкурсной комиссии по проведению конкурса детского рисунка «Охрана труда глазами детей». Лучшие работы были направлены на республиканский этап конкурса детских рисунков «Охрана труда глазами детей».

Творческие проекты в данном коллективе разнообразны по тематике и своему содержанию. Например, работая над темой народных праздников, педагог совместно с детьми проводит беседы, изучает народное творчество в единстве прикладного и фольклорного (загадки, скороговорки, игры и т.д.). Педагог вводит ребенка в тему, затем предлагает детям продумать идею, как он видит свой творческий замысел. Итогом коллективного творческого проекта стала ярмарочная игровая программа, а лучшие выставочные работы учащихся успешно принимают участие в конкурсах, например, «Прикосновение к истокам».

На занятиях дети учатся работать в смешанной технике с разными материалами, окружающими ребенка в природной среде. Дети проникаются любовью к крымской природе, выполняя работы из природного материала - морские стеклышки, ракушки, кора дерева, сушеные ягоды и пр. Так рождаются художественно-творческие проекты учащихся для участия в республиканском конкурсе «Крым в сердце моем». Работы детей получаются яркими и солнечными, выполненными с большой любовью к своей малой родине.


3.Социальная значимость педагогической инициативы (инновации).

Детская студия изобразительного искусства «Солнышко» активно действует во исполнение государственной программы РФ «Развитие образования» по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.

Создавая с педагогом авторские проекты средствами художественного творчества, дети привлекают внимание ко многим актуальным вопросам таким, как: охрана труда, безопасность на дорогах, экология Крымского полуострова.

Учащиеся проявляют социальную активность, выставляя свои работы на городских выставках и мероприятиях, участвуют в благотворительной акции «Белый цветок».

Ярким примером социальной значимости на тему безопасности детей на дорогах стал социально-культурный проект «Дорога глазами детей», которому, предшествовала большая подготовительная работа. Учащиеся совместно с педагогом и родителями изучали расположения улиц, дорог, проспектов, скверов, пешеходных переходов, дорожных знаков; наблюдали за работой светофоров, движением транспорта и пешеходов. Педагогом была разработана наглядная настольная игра по правилам дорожного движения, где объекты большого города дети нарисовали сами. Основной тематикой творческого проекта стали – опасность игры на проезжей части дороги, правила перехода дороги, дорожные знаки, пешеходный переход «зебра» и светофор. С целью проведения профилактической работы среди жителей и гостей города-курорта сотрудники ОГИБДД ОМВД России по Евпатории создали агитационный автомобиль по безопасности дорожного движения, который украсили детские рисунки изостудии.


4.Масштаб педагогической инициативы (инновации).

Педагогической инициативой студии изобразительного искусства «Солнышко» охвачено более 50 учащихся из разных школ города, в тесном сотрудничестве с родителями. Результатом реализации творческих проектов студии изобразительного искусства «Солнышко» стали выставки рисунков в городских выставочных залах на разные темы: «Дед Мороз идет по Крыму», «Ночь чудес», «Зимняя сказка», «Времена года», «Крым в сердце моем», «Моя семья», «Традиции в моей семье», «Народные праздники», которые посетили более тысячи жителей и гостей города Евпатории.

Благодаря творческому потенциалу, умело направляемому педагогом, у детей появляется возможность успешно принимать участие в городских и республиканских мероприятиях. Вся информация о результатах размещена на официальных интернет-сайтах: администрация муниципального образования городской округ Евпатория РК (http://my-evp.ru/), на сайте МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» (www.rovesnik-evpatoria.webnode.ru), сайте методотдела МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» (http://metodrovesnik.ru/ ), в группе «Творчество МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/tvorchestvo_rovesnik), в группе «Студия изобразительного искусства «Солнышко» (https://vk.com/club193451309).

Данный опыт будет интересен педагогам дополнительного образования, а также для учителей младших классов.


5.Результаты реализации педагогической инициативы (инновации).

Эффективность педагогической инициативы детского объединения «Детская студия изобразительного искусства «Солнышко» МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» подтверждает результативное участие учащихся в конкурсах, конференциях и мероприятиях различного уровня: Всероссийском конкурсе «Твори! Участвуй! Побеждай!», Всероссийском конкурсе рисунков «Я – художник», Всероссийском конкурсе детского творчества «Звери, птицы, насекомые и их знакомые», в республиканском конкурсе детских рисунков «Охрана труда глазами детей», в республиканском конкурсе «Дорога глазами детей», в детском творческом конкурсе «Мир заповедной природы Крыма», в Республиканском Конкурсе «От Святителя Николая к Крещению Господню», в Фестивале детского творчества «Славим Рождество Христово», республиканской выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества «Прикосновение к истокам», республиканском конкурсе детского творчества «Крым в сердце моем»; в республиканском творческом конкурсе «Моя Крымская весна», посвященном 5-й годовщине воссоединения Крыма с Россией; в городской выставке-конкурсе детского технического и прикладного творчества «В гостях у сказки», в благотворительной акции «Белый цветок», в выставке-ярмарке декоративно-прикладного творчества, посвященной празднованию Дня труда и Дня защиты детей» и др.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации