12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Неустроева Вера Петровна26

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Мегино-Кангаласское Улусное Управление Образования

МОУ «Батаринская средняя общеобразовательная школа»

МО «Батаринский наслег»






Метод проектной деятельности в формировании

творческой личности учащегося

(Опыт работы учителя технологии Неустроевой Веры Петровны)















с. Сымах 2018г




Метод проектной деятельности в формировании

творческой личности учащегося

(тезис)

Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Её можно использовать в педагогических целях при практической работе с учащимися любого возраста: младшего (проектная сущность игоровой деятельности), подросткового (создание своей предметной среды и пробы сил), юношеского (устремленность в будущее, желание самореализации). Для учителя проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития.

В педагогической литературе встречаются такие термины «метод проекта», «проектирование», «метод проектов», «проектный метод обучения», «метод проектной деятельности», которые в корне своем имеют идентичные понятия, но в чем-то в самом содержании отличаются. В частности мы выбрали термин «метод проектной деятельности», который отражает в своей сущности проектную деятельность учащихся, а не самого учителя. Речь идет об организации деятельности учащихся со стороны учителя, о процессе и её результатах

Для достижения опережающего развития образования объективным фактором становится необходимость поиска новых педагогических технологий, которые рождают новые типы взаимоотношений между учителем и учеником

Работая методом проекта, на основе методики В.Д. Симоненко, Е.Н. Перовой, В.Н. Черняковой, мы вооружаем учащихся достаточно широким кругом технологических знаний и умений. Предусмотрено выполнение лабораторных, практических работ, различных упражнений, которые способствуют формированию умения применять полученные знания на практике. Практические занятия предусматривают наряду с индивидуальной и групповую форму организации работы, приучающей к взаимоответственности, исполнительности и доброжелательности. Стремясь к разнообразию методов и форм проведения занятий, используем уроки-практикумы, деловые игры, уроки диспуты, урок - аукцион, интеллектуальные уроки - игры. Все это невозможно без постоянного обновления дидактического, раздаточного материала и средств наглядности.

В связи с этим на основе методики С.Э. Маркуцкой, мы разработали дидактические и раздаточные материалы: «Творческие тесты и развивающие задания по технологии», «Инструкционные карты по выполнению ручных стежков», «Схема проверочных работ по технологии», «Обучающие раздаточные материалы по технологии».

Итоговую аттестацию учащихся проводим в форме выполнения и защиты проектной работы. Это позволяет наглядно увидеть результаты теоретического и практического обучения учащихся, вносит в их деятельности дух здорового соревнования.

Нами разработана следующая система обучения проектной деятельности

1-4 классы. Развитие творческих способностей учащихся на основе зрительного восприятия.

5-6 классы. Развитие творческих конструкторско-технологических способностей на основе методов контрольных вопросов и морфологического анализа.

7–8 классы. Развитие мыслительной деятельности учащихся на основе исследовательских методов.

9-10 классы. Развитие наглядно-образной памяти, абстрактно-логического мышления на основе метода презентационной экспертизы.

Результативность проектной деятельности можно увидеть на диаграммах уровня развития способностей учащихся: «Технологичность», «Экономичность», «Экологичность», «Конструктивность», «Соответствие требованиям дизайна», «Значимость», «Использование информации».


t1634642584aa.gif












В конце наблюдения и изучения на диаграммах уровни выполнения проектных работ показывает:

Развитие самотоятельности и способности решать творческие и изобретательные задачи;

Использование в качестве объекта труда потребительских изделий и оформления их с учетом требования дизайна, декоративно-прикладного искусства

находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;

экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;

умение давать экологическую и социальную оценку технологии и результату труда;

выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий

сотрудничать в коллективе.

Недостатки: Не хватает литературы по выбранной теме, не достаточно используется информация об объекте с целью её анализа, обобщения.

Таким образом, 10-летний опыт работы по данной методике (2008-2018 гг) показал, внедрение проектного метода обучения в учебно-воспитательном процессе способствует

Самореализации личности и её развитию в целом

Обогащению внутреннего мира ученика средствами постижения духовной стороны культуры и знаниями декоративно-прикладного искусства

Повышения учебной мотивации учащихся

Формировании общей трудовой и технологической культуры

Осознанию себя к профессиональному самоопределению



t1634642584ab.gif


t1634642584ac.gif


С 2002 года учащихся ежегодно принимают участие в научно – исследовательской конференции «Шаг в будущее», на улусных олимпиадах по технологии, различных выставках. Радует и то, что последние годы наши выпускники поступают в учебные заведения по специальностям: «Дизайнер - модельер », « Модельер - конструктор по женской легкой одежды», «Мастер – ювелир», «Мастер - косторез» «Учитель технологии и предпринимательства» , а также на политехнические вузы, ссузы.

По результатам отлеживания пришли к выводу, что необходимо существенно повысить качество образовательной подготовки школьников в первую очередь, следующих областях:

Русский и иностранный языки так как имеются затруднения в высказываниях своих мыслей, умении рассуждать и устно предъявлять свои проекты;

Информационной технологии, частично компьютерная графика, которые необходимы при оформлении дизайн-папки;

Черчение и изо, так как творческие проекты всегда тесно интегрируются с данными учебными предметами

Нужен интрегрированный комплексный подход при разработке учебных проектов;

Распространить данный метод в другие учебные предметы.

Испльзованная литература


Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие – Ростов н/Дону: Феникс, 2006.

Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся /авт. –сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова.-2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб.пособие для высш. Учеб.заведений –М: Издательский центр «Академия», 2005.

Кондратьев П.П. Развитие универсальной функции деятельности школьников в образовательном пространстве.(Саталогия). – Якутск: Изд-во ИПКРО им. С.Н. Донского-II РС(Я), 2009.

Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс /Сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. – М.: 5 за знания, 2006.

Маркелова О.Н. Организация кружковой работыв школе.- 2е изд.,стер.- Волгоград: Учитель, 2010

Боровых В.П. Практико-ориетированные проекты.-Волгоград: Учитель, 2009.

Технология. Методика обучения технологии. 5-9кл.: метод. пособие/ Бешенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э.-3-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2007/

Боброва Л.В. Технология. 5-9классы уроки использованием ИКТ, внеклассные мероприятия.- Волгорад: Учитель, 2009.

Технология. 5-9классы. Организация проектной деятельности /авт.-сост.О.А.Нессонова – Волгоград: Учитель, 2009.

Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9класс. (девочки). –М: 5 за знания, 2007.

Занятия в школе дизайна: 5-9класс/ авт.-сост. Е.Г.Вершинникова, Р.В.Игнатьев. –Волгоград: Учитель, 2010.

Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. –М: «Ось-89», 2006.

Метод проектов в технологическом образовании школьников: 7 класс: Пособие для учителя/ Под ред. Сасовой И.А. –М.: Вентана-Граф, 2006.

Метод проектов в технологическом образовании школьников: 7 класс: Пособие для учителя/ Под ред. Сасовой И.А. –М.: Вентана-Граф, 2004.

Метод проектов в технологическом образовании школьников: 7 класс: Пособие для учителя/ Под ред. Сасовой И.А. –М.: Вентана-Граф, 2004.

Новаторов В.Е. Маркетинг личности: формула жизненного успеха.-Волгоград: Учитель, 2009.

Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений –М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Афанасьев А.Е., Данилов Д.А.Профильная дифференциация в сельской школе.- Новосибирск: Наука, 2004.


t1634642584ad.jpgt1634642584ae.jpg




t1634642584af.jpgt1634642584ag.jpg



t1634642584ah.jpgt1634642584ai.jpg



t1634642584aj.jpgt1634642584ak.jpg





t1634642584al.jpgt1634642584am.jpg





t1634642584an.jpgt1634642584ao.jpg























Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 20.10.21 в 20:10 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за представленный опыт работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.