Статья «Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр»
Консультация для родителей
«Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр».
Прямо с рождения ребёнка окружает множество самых разных звуков, но слова – речевые звуки – в этой массе наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок учится не только слышать, но и различать звуки родного языка. В этом случае большое значение имеет процесс формирования фонематического слуха и восприятия ребенка.
Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематическое восприятие — специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Иными словами фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.
А фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Для того, чтобы развивать фонематический слух и восприятие можно использовать специальные дидактические игры.
Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.
Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков родного языка. Дети знакомятся с моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.
Для того, чтобы научить ребенка различать тембр и качество голоса, можно провести игру «Угадай, кто позвал?». Ребенок угадывает взрослого по голосу, а так же – по тому, как его позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково).
Для формирования фонематического слуха можно использовать следующие игры:
«Выдели слово». Ребенку предлагают хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?». Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Подумай, не торопись». Ребенку предлагают несколько заданий на сообразительность:
– Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
– Подбери слово, чтобы первый звук был бы «К», а последний – «А».
– Назови предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т»).
Для формирования навыков звукового анализа слова можно использовать игру «Новоселье у зверей». Ребенку предлагают взять картинки с изображением различных животных, назвать животного, затем каждый звук отдельно, подсчитывая количество звуков, затем подобрать домики с таким же количеством окошек.
Игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.
Задача педагога и родителей заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала.