Статья «Формирование процесса социализации у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях внеурочной деятельности»
Формированию процесса социализации у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях внеурочной деятельности.
Алимпиева Ирина Геннадьевна Воспитатель первой квалификационной категории
Актуальность темы в социальной жизни общества и в образовательной системе. Это одно из немногих позитивных итогов, происходящих за последние десять лет в нашей стране, является переосмысление обществом своего отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, к детям – инвалидам. Сегодня можно с уверенностью говорить о формировании государственной политики в этом направлении. Государственная политика в области образования и социальные институты понимают, что любой ребёнок с ОВЗ не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, страны. Он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Основной задачей регионального образования считается развитие комплекса условий, обеспечивающих доступность и адаптивность системы образования к особенностям развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения также учитывает образовательные потребности таких детей. Он направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования и создание условий индивидуального развития для детей с ограниченными возможностями здоровья. За последние десять лет в связи с переходом общества от культуры полезности к культуре достоинства (выражение А. Г. Асмолова), а в образовании – от авторитарной к педагогике сотрудничества, ненасилия заметное развитие получили личностный, личностно ориентированный подходы в воспитании, в том числе и к детям с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из представления, что стержнем личности являются ценностные ориентации и прежде всего в сфере нравственности, правомерно рассматривать воспитание как целенаправленную деятельность по формированию ценностных ориентаций воспитанников. Тогда воспитанность – это степень сформированности базовых ценностных ориентаций личности, проявляющаяся в её направленности и социальной активности, деятельности. Поэтому, чтобы эффективно воздействовать на личность ребёнка в интересах его воспитания, важно изучить его ценностей и потребности. На основе этого знания школа и, несомненно, внеурочная деятельность сможет целенаправленно содействовать личностному становлению каждого воспитанника. В частности, необходимо включать его в различную социально и личностно значимую воспитывающую и развивающую деятельность, способствующую переводу нравственно – ценных внешних общественных требований в его личные (внутренние) требования к себе. Поэтому одним из ключевых понятий новой для нашей страны отрасли педагогического знания и практической деятельности – социальной педагогики – как раз и является социализация, вне которой нет воспитания. «Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, - пишет А. В. Мудрик, - в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, то есть усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живёт». Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется на протяжении всей жизни как член того общества, к которому он принадлежит. Социализация – развитие человека, обусловленное конкретными социальными условиями. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, к детям – инвалидам. Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Среди них наиболее актуальными являются понятия о «социализации», как процессе вхождения ребёнка в социальную среду, усвоение им социального опыта, различных способов жизнедеятельности, освоение и приобретение системы социальных связей, формирование собственных жизненных принципов, осуществление жизненного самоопределения в условиях организации внеурочной деятельности. Ведь внеурочная деятельность является составной частью учебно – воспитательного процесса и понимается сегодня как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей детей в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно - полезной деятельности. Внеурочная деятельность - одна из форм совместной деятельности взрослых и детей, детей друг с другом. Ведь только в совместной деятельности взрослых и детей единственно возможно присвоение (а не узнавание) детьми общечеловеческих ценностей. Поэтому всегда актуальным будет оставаться в воспитательной работе комплексный подход, который выражается в единстве воздействия на все стороны личности ребёнка: интеллектуальную, эмоциональную, волевую и действенно – практическую. При этом воспитание и социализация пронизывает собой все виды и направления внеурочной деятельности: создание в группе продлённого дня условия воспитывающей и развивающей среды для последовательного освоения ребёнком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации воспитанников, то есть условия разнообразной «насыщенной» деятельности; планировать коррекционно – развивающие деятельность по основным видам и направлениям внеурочной деятельности; установление связи с учреждениями дополнительного образования, с учреждениями культуры и с общественными организациями города; взаимодействовать с инструктором физкультуры, музыкальным руководителем, библиотекарем; вовлекать родителей в воспитательный процесс во внеурочной деятельности; создать программу по формированию процесса социализации у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях внеурочной деятельности, то социализация личности ребёнка младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья получит наибольшие возможности своего развития, что подготовит воспитанника к жизни.
Обеспечивая полноценное развитие и воспитание детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС НОО и современными методическими рекомендациями коррекционно – развивающего обучения, уделяется особое внимание направлениям внеурочной деятельности: игровая , познавательная, трудовая, спортивно – оздоровительная, художественное творчество, досугово – развлекательная, нравственно – патриотическая, коммуникативная культура и речь (общение).Все направления внеурочной деятельности связаны между собой. При организации внеурочной деятельности используются следующие технологии: - коррекционно - развивающие технологии: изотерапия; музыкотерапия - кружок ритмики; занятия по ручному труду в кружках, занятия по лепке из глины в кружке керамика; организация и проведение трудовых прогулок. - здоровьесберегающие технологии: воспитательские занятия клубного часа;
- физкультурно – оздоровительные технологии: пальчиковая гимнастика; физкультминутки ; дни здоровья, турслёт, легкоатлетичесский кроссы ,маршрутные прогулки. - коммуникативные технологии: технология общения ( воспитательские коррекционно – развивающие занятия по формированию у воспитанников навыков культуры общения ) - технология обеспечения социально – психологического благополучия ребёнка: создание эмоциональной комфортности ребёнка; обеспечение позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками.
- социгровые подходы: участие детей в классных и школьных соревнованиях. В организации внеурочной деятельности применялись методы и приемы работы с детьми с ОВЗ : беседы, рассказы воспитателя, посещение городского музейно – выставочного комплекса, библиотек, игровых представлений, спектаклей, музыкальных и танцевальных постановок в центре детского творчества, детской музыкальной школе, школе хореографии. Участие детей в школьных, городских, творческих выставках, викторинах, городском фестивале для детей с ОВЗ , областных и всероссийских конкурсах. Всё это помогает устанавливать в группе хорошие взаимоотношений; большинство детей чувствуют себя в школе и в группе продлённого дня комфортно, им интересно общаться друг с другом; у большинства детей сформировался круг интересов, свои потребности, желания они увязывают с нравственной, познавательной, творческой, игровой, спортивной, трудовой, экологической деятельностью; участвуют в школьных, городских и областных мероприятиях. Внеурочное деятельность целенаправленно содействует личностному становлению каждого воспитанника.