Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. Составитель: Урбанович И.В, учитель русского языка и литературы.
1.Зачем нужна функциональная грамотность? 2.Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? 3. Виды заданий , которые способствуют развитию функциональной грамотности.
Процессы функциональной грамотности глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности , современным школьникам потребуются новые навыки, умения, знания.
Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются современным школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются современным школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.
Формирование функциональной грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные технологии.
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников?
Создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Использовать инновационные педагогические технологии.
Позволяют учащимся осознать и обсудить особенности чувственного восприятия Контролировать собственное восприятие окружающей среды Развивают навыки общения. Помогают участвовать и контролировать свое участие в работе группы Обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию. Преимущества инновационных педагогических технологий:
Исследовательский метод, дискуссии Мозговой штурм Проектная деятельность Приемы работы с текстом Коллективный способ обучения Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Виды заданий, способствующие развитию функциональной грамотности.
1. «Верные – неверные утверждения»/ прогнозирование Ученикам предлагается несколько утверждений по еще неизученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
2. Осмысленное чтение: *работа с текстом * чтение с остановками *чтение с пометками *составление таблицы * составление кластера
Кластер – это графическая форма организации информации в виде схемы с обозначением связей между основными смыслосодержащими единицами.
Денотатный граф – схема – дерево, которая описывает понятие, раскрывая его аспекты.
Интеллектуальная( ментальная) карта – метод организации идей, задач, концепций, визуальное представление информации.
3. Приемы письменной рефлексии: написание эссе составление телеграммы, памятки, инструкции
Елена
Урбанович Ирина Викторовна