Статья «Работа с несплошным текстом как способ формирования читательской грамотности»
УДК 371.315.3
РАБОТА С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Чугунова Н.П., учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с. Кошки м.р. Кошкинский Самарской области, с. Кошки, Россия
Аннотация. Умение работать с информацией – это жизненная необходимость, которая часто определяет успешность личности, открывает широкие возможности для учащихся при освоении предметных знаний. Формирование навыков самостоятельной информационно-познавательной деятельности является одной из ключевых задач школьного образования. В данной статье рассматриваются основные виды несплошных текстов, способы и приёмы моделирования логической структуры текстов, предлагаются разнообразные формы и методы работы с текстами «нового вида».
Педагогический эффект систематической работы с несплошными текстами заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.
Ключевые слова: несплошной текст; чтение; способ получения информации; интеллект-карта; инфографика; читательская грамотность.
XXI век справедливо называют веком информации и интеллекта. Умение работать с информацией – это жизненная необходимость, которая часто определяет нашу успешность.
Задача образования, согласно Концепции его модернизации, состоит в формировании человека, способного успешно решать поставленные перед ним многовекторные задачи с учётом быстро меняющихся условий.
Система образования призвана обеспечить подготовку граждан, способных стать высококвалифицированными специалистами, стремящимися к профессиональной мобильности и росту в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.
Для выполнения поставленных задач необходимо обеспечить разностороннее и своевременное развитие школьников, формирование навыков самообразования и самореализации личности. Важно готовить учащихся к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, которая включает умение понимать информацию, анализировать, интерпретировать и критически её оценивать, ориентироваться в различных источниках информации.
Именно умение работать с информацией, с текстом обеспечивает успешность обучения, открывает широкие возможности для учащихся при освоении предметных знаний. М.И. Скоморохова и С.П. Леонюк справедливо утверждают, что среди всех видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся ключевым является умение работать с текстами. К информационным действиям они относят умение самостоятельно приобретать знания, новую информацию, работать с учебной книгой, справочниками, техническими источниками информации [1, с. 16-24].
Методика работы со сплошными текстами (сюда относятся художественные и технические описания, повествования, объяснения, инструкции и др.) отработана и успешно применяется. Информацию в таких текстах легко найти за счёт шрифтовых и цветовых выделений, знаков и символов аппарата ориентировки учебных изданий [2, с. 14-20].
Несплошные тексты – это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом, тексты, сочетающие в себе несколько разноформатных источников информации.
Ведущие исследователи текстов «новой природы» Е.И. Казакова и Г.В. Данилова отмечают, что в настоящее время фиксируется тенденция качественного изменения природы текста: на смену достаточно традиционной вербальной конструкции, дополненной иллюстрациями и элементами простейшей графики (таблицы, схемы, диаграммы), приходят тексты, для которых характерны гипертекстуальность, синтез мультимедийности и вербальных структур, активное использование инфографики, дополненной реальности и других элементов выражения смысла [3, с. 105; 4, с. 53].
Формы несплошных текстов весьма разнообразны: расписания, графики, таблицы, диаграммы, карты, библиографические каталоги, опросники, анкеты, билеты, обложки журналов, афиши, приглашения, буклеты, определители, дидактические карточки и т.д.
Важно сформировать навыки работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных. Их передача может осуществляться самыми разнообразными способами: устно, письменно, с помощью телекоммуникационных технологий, посредством сети Интернет и пр.
Среди базовых умений работы с подобной информацией на уроках можно выделить следующие общеучебные умения, обеспечивающие полноценное чтение (т.е. восприятие и понимание) несплошных учебно-научных текстов:
- различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста;
- читать несплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её);
- переводить информацию в другие текстовые формы (сплошной текст в несплошной и наоборот);
- менять вид несплошного текста (например, составлять кластер на основе таблицы);
- самостоятельно создавать несплошные тексты;
- использовать п олученную информацию для решения учебной задачи.
При работе с текстами можно использовать разные виды чтения. Так, чтение-просмотр позволяет предварительно ознакомиться с текстом. Сканирование позволяет быстро просмотреть текст, чтобы найти какой-либо факт, слово или фамилию. Быстрое чтение – это знакомство с текстом в целом при высокой скорости чтения. При повторном чтении достигается более глубокое осмысление информации. Выборочное чтение предполагает избирательное чтение отдельных разделов текста. Аналитическое чтение позволит критически изучить содержание текста с целью его осознания, когда показано выписать факты, цитаты и пр. При углубленном чтении обращается внимание на детали, их анализ и оценку, выявляются непонятные места текста [5, с. 29].
Вопросы, задания и упражнения по работе с несплошными текстами можно объединить в следующие группы: 1) общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации; 2) глубокое понимание, интерпретация и обобщение информации текста; 3) применение информации из текста в учебно-практических задачах; рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка [6, с. 215].
При работе с несплошными текстами отрабатываются информационные умения: нахождение информации, необходимой для выполнения задания; извлечение информации, заданной в тексте в явном или неявном виде; приведение примеров из текста, подтверждающих данное высказывание; выделение в тексте объяснительного метода исследования; устанавливание истинности суждений с опорой на информацию текста; определение значения терминов и понятий; сопоставление информации из разных частей текста; сопоставление информации, представленной в разных знаковых системах - текстах и рисунках или фотографиях; описывание на основе текста значений графических символов; устанавливание в тексте последовательности действий и многие другие.
Примером заданий подобного типа могут выступать «неполные» таблицы, в которых учащиеся должны заполнить пустые ячейки необходимыми фактами, изучив статью учебника (Таблица 1)
Таблица 1
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
| В Орле родился И. С. Тургенев |
1852 | Отдельным изданием выходят ″Записки охотника″ |
1855 | |
| Выход в свет романа ²Дворянское гнездо² |
1860 | |
| Публикация романа ²Отцы и дети² |
| Публикация романа ²Дым² |
1877 | |
| Начало публикации ²Стихотворений в прозе² |
| Смерть И. С. Тургенева в Буживале, близ Парижа (похоронен на Волковом кладбище в Петербурге). |
Задание: заполните пропуски в таблице и дайте ей название.
Изучение учащимися информации, представленной в таблице, строится по следующему общему алгоритму:
- Как называется таблица?
- Что представлено в таблице?
- Какую закономерность данных вы наблюдаете?
- Предложите свое объяснение выявленным закономерностям.
- Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны?
- Какое практическое значение имеют эти данные?
Наиболее эффективными являются следующие приемы работы с таблицей (в соответствии с целью и этапом обучения):
-изучить информацию и дать название таблице;
-составить таблицу, опираясь на новые теоретические сведения;
-дайте названия столбцам и строкам таблицы;
-заполнить пропуски /дополнить таблицу примерами;
-сопоставить материал частей таблицы, сделать вывод;
-изучить материал таблицы и назовите элементы сопоставления;
-сделать выводы, опираясь на материал для наблюдения, и заполнить таблицу;
-найти ошибки и исправить их;
-«двойной дневник» и др.
Рассмотрим пример задания на устанавливание в учебно-научном тексте последовательности действий. Задание по литературе (6 класс): прочитайте статью «Двусложные размеры стихотворения», составьте схему-алгоритм действий при определении стихотворных размеров.
К другим способам моделирования логической структуры текста относятся интеллект-карта, граф-схема, семантическая сеть, денотатный граф, кластер и т.п.
Так, например, интеллект-карта (mindmap) представляет собой графическое отображение процесса мышления, способ систематизации знаний с помощью схем. Данная технология представления информации в графическом виде имеет много названий – ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей, Mind-карта.
Интеллект-карта позволяет создать схематическое изображение ключевых мыслей текста, основных пунктов выступления спикера или вашего плана действий. С их помощью удобно наводить порядок в информационном хаосе.
Преимущества ментальных карт:
-Упрощают материал. Схематический текст короче и проще.
-Экономится время восприятия информации.
-Упорядочивают хаос мыслей.
-Улучшают запоминание материала. В процессе составления карты улучшается запоминание материала.
-При работе над проектами с помощью раскрашивания ветвей наглядно показываются зоны ответственности.
Новые исследования показывают, что неожиданно большое количество современных детей плохо читают лица. Неумение распознать самые базовые эмоции и правильно отреагировать – основная причина проблем в общении.
Различные формы и приёмы работы с несплошными текстами способствуют развитию эмоционального интеллекта школьников.
Так, например, интересным для учеников 5 класса является задание, которое можно реализовать на уроке литературы при изучении рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро», когда учащимся предлагается построить график эмоционального состояния героя на протяжении всего повествования, проследить, как события влияли на мальчика, а затем сделать вывод о характере героя.
Одним из современных видов несплошного текста является инфографика. Это один из способов визуализации информации, который широко используется в средствах массовой информации, включая Интернет, в рекламе, маркетинге и PR-технологиях. В последнее время инфографика стала занимать своё место и в области образования, так как разнообразные формы и приёмы работы с ней позволяют решать целый ряд разновекторных задач.
Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний [7, с. 10]. Данный вид несплошного текста представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя как визуальные элементы, так и тексты, которые их поясняют [8].
Работа обучающихся с инфографикой может включать задания, направленные на формирование и развитие следующих видов метапредметных умений:
1) поиск и извлечение информации (определение темы, узнавание или распознавание информации);
2) различение основной и второстепенной информации;
3) нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата; чтение графиков и диаграмм;
4) использование информации, содержащейся в тексте, для подтверждения точки зрения;
5) перенос информации/перекодирование информации (составление графиков, диаграмм, решение задач на основе прочитанного);
6) обобщение и интерпретация содержания текста;
7) вывод на основе анализа текста;
8) оценка информации, содержащейся в тексте, на основе собственных знаний и системы ценностей.
Принципы работы над инфографикой:
- актуальность темы для обучающихся, востребованность,
- простота и краткость представленной информации,
- креативность,
- образность,
- точность,
- организованность,
- эстетическая привлекательность.
Н.В. Кубрак выделяет два подхода работы с инфографикой в учебном процессе [9].
Первый вариант – инфографика создается педагогом для решения образовательных задач (школьники работают с готовой инфографикой).
Второй вариант – ученик, проведя собственное исследование по теме, анализирует материал, выделяет и расставляет акценты и самостоятельно создает инфографику.
Таким образом, инфографика может быть представлена не только как способ получения информации, но и как результат исследовательской работы учеников после изучения текста. В этом случае следует помнить о правилах её составления:
1) подумайте, какой может быть идея инфографики;
2) сформулируйте проблему, которая будет отражена в инфографике;
3) сформулируйте цель и задачи инфографики;
4) разбейте выбранную тему на разделы, части, пункты;
5) подберите образы, картинки, выберите цветовую палитру;
6) подберите текст, который будет сопровождать инфографику [10].
С инфографикой можно работать коллективно, тогда у школьников появляются навыки работы в команде, развиваются личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Плюсами инфографики можно назвать следующие моменты:
– простота в использовании (инфографику можно вывести на доску или распечатать);
– богатый визуальный материал (яркие изображения явлений и процессов, фотографии и иллюстрации);
– групповой и индивидуальный подход позволяет организовать работу как со всем классом, так и с каждым отдельным учеником.
Результаты наблюдений последних лет показывают, что современный школьник, обладатель «клипового» сознания, с трудом воспринимает и осваивает текст однородной информации с вербальной линейной структурой, не может самостоятельно выстроить логическую цепочку от общего к частному и, как следствие, – не может произвести самый простой анализ. Вместе с тем, например, К. Фрумкин считает, что клиповое сознание, при всех его минусах, необходимо для ориентации человека в современном мире, т.к. оно служит своеобразным способом быстрого усвоения большого объёма информации, которую иным, привычным способом человек XXI века усвоить не в состоянии. Главным достоинством «клипового» мышления, на его взгляд, является возможность большой скорости обработки поступающей информации [11, с. 65].
При систематической работе с несплошными текстами у учащихся формируются устойчивые метапредметные умения, школьники очень быстро делят информацию на смысловые части; выделяют основную мысль каждой части, отмечая трудное, непонятное; устанавливают содержательные связи между частями текста; группируют по смыслу выделенные при анализе мысли, объединяя их в более крупные части; синтезируют информацию в другой логической последовательности, в другом жанре; устанавливают связи нового с изученным ранее; находят в тексте ответы на вопросы; организовывают свою деятельность по выявлению неизвестных слов; обобщают то, что в тексте дано конкретно; конкретизируют то, что изложено обобщенно; доказывают, аргументируют; кратко или развернуто излагают содержание текста.
Педагогический эффект систематической работы с несплошными текстами заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.
Список литературы
Скоморохова М.И., Леонюк С.П. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников // Начальная школа. 2009. № 4. С. 16-24.
Добротина И.Н. О метапредметных связях, или как русский язык помогает изучать другие предметы // Русский язык. – Первое сентября. 2011. № 17. С. 14-20.
Казакова Е.И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. C. 102–109.
Данилова Г.В. «Тексты новой природы» как источник для развития образовательного потенциала и «новой грамотности» школьников // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: Сб-к мат-лов VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / под ред. Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой. СПб.: Лема, 2016. С. 52-55.
Поддубнова С.А. Управление развитием умений учащихся работать с учебной литературой на основе мотивационного программно-целевого подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Барнаул: БГПУ, 2000. 170с.
Демидова М.Ю. Естественно-научный цикл: читательские умения // Народное образование. 2012. № 5. С. 214-220.
Лаптев В. Изобразительная статистика. М.: Эйдос, 2012. 180 с.
Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 11 (ноябрь). URL: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm (дата обращения: 10.10.2020).
Кубрак Н.В. Инфографика как результат представления ученического исследования. [Электронный ресурс] // Цифровое образование. 2020. №4. URL: http://digital-edu.info/vyp/4/?ELEMENT_ID=1639 (дата обращения: 10.10.2020).
Горев П.М., Колобова Н.Г., Зобнина Н.С., Брагина О.С., Сырцева Н.Н. Приёмы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 1 (январь). –URL: http://e-koncept.ru/2017/170006.htm (дата обращения: 10.10.2020).
Беньковская Т.Е. Тексты «Новой природы» и возможность их использования в литературном образовании современных школьников // Педагогический имидж. 2017. №3 (36). С. 63-70.
Галкина Е.А. Работа учащихся с несплошными текстами. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-uchaschihsya-s-nesploshnymi-tekstami (дата обращения: 10.10.2020).
Казакова Е.И. Тексты новой природы: закономерности и технологии развития современной грамотности в условиях качественной модернизации современного текста // На путях к новой школе. 2014. №1. С. 8-9.
Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2016. 199 с.