Формирование функциональной грамотности обучающихся на логопедических занятиях через работу с текстом

0
0
Материал опубликован 22 May

Ларионова И.А.,

учитель-логопед высшей категории

МБОУ «Средняя школа № 6» г. Смоленска


Формирование функциональной грамотности обучающихся

на логопедических занятиях через работу с текстом

Современный мир сильно изменился, и большинство профессий исчезают или уже исчезли. А навык быстрого обучения новому выходит на первый план. Большинство школ России уже сейчас понимают, что не смогут дать детям те знания, которые пригодятся им через 15 лет. И главной своей задачей видят научить детей учиться.

В школу пошли дети, чей мозг формировался исключительно в эпоху гаджетов. Ее началом считают 2011 год, когда произошел массовый переход от кнопочных телефонов на сенсорные смартфоны с большим экраном: смартфоны и планшеты стали бюджетными, и большинство населения смогло себе их позволить. Родители стали давать двух-пятилетним детям гаджеты, чтобы занять их и не отвлекаться от своих дел. И вот за ребенком уже не нужно неустанно следить.

На первый взгляд, все шло хорошо: ребенок играл в развивающие игры и не лез в опасные места. Однако вот тут и кроется огромная проблема. Такой путь формирования мозга физиологически неправилен. Ну не адаптировался еще наш мозг к новому миру. Последствия эпохи гаджетов коснулись в том числе и овладения навыком чтения. И вот уже ребенок, в третьем классе читающий по слогам, становится нормой. И эту проблему необходимо решать, ведь на данный момент чтение – это основной способ передачи информации в нашей цивилизации.

Актуальность поиска таких методов и способов обучения, которые бы позволяли детям просто, легко и весело осваивать школьную программу, а с родителей снимали головную боль, связанную с уроками и подготовкой к экзаменам очевидна.

Так, техника обучения скорочтению «Набираем скорость» позволяет ребенку освоить приемы эффективного обучения, которые точно помогут ему во взрослой, быстро меняющейся жизни. Почему возникла потребность в обучении скорочтению именно детей? Ведь скорочтение само по себе – явление новое, а для школьников – и подавно. Есть несколько причин:

во-первых, мозг ребенка значительно пластичнее: он физиологически приспособлен к обучению;

во-вторых, школа – это уникальное место, где можно не только получить, но и отточить навыки, чтобы, выходя во взрослую жизнь, легко и эффективно их использовать;

в-третьих, мы живем в век информационного цунами, когда количество информации стремительно растет. И современному школьнику необходимо уметь грамотно работать с ней. Поэтому чем раньше ребенок овладеет этим навыком, тем лучше;

в-четвертых, жизнь современного школьника по своей насыщенности и информационной нагрузке мало чем отличается от жизни взрослого. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и запоминанием текстов значительно сэкономит время, позволит делать уроки значительно быстрее;

в-пятых, освоив навык скорочтения, ребенок получит сильнейшее конкурентное преимущество перед своими сверстниками.

Быстрое чтение и глубокое понимание текста – важнейшая компетенция, необходимая для успешного обучения.

Предлагаемые упражнения по работе с текстом, познакомят с инструментами, которые позволят ребенку стать более успешным в результате освоения навыка понимания текстовой информации.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАЧЕРКУШКИ»

ЧТО ДЕЛАТЬ? Нужно читать текст и зачеркивать буквы «а» – горизонтальной линией, буквы «о» – вертикальной линией и буквы «и» – крест-накрест. Затем предложить ребенку пересказать текст. Задача – зачеркнуть как можно больше букв за 1 минуту.

ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА

Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему ещё захотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть.

Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

Экой я дурак! Что ж напрасно съел столько калачей? Мне бы сначала съесть одну баранку.

УПРАЖНЕНИЕ «ЛИШНИЕ БУКВЫ»

ЧТО ДЕЛАТЬ? Ребенок про себя читает стихотворение и зачеркивает лишние буквы в словах.

Я сложку в крассивый бантик

От конфеиты яркийс фантиак,

Нитку паривяжу потом,

Чтоб играсть с моим колтом.


УПРАЖНЕНИЕ «РОБОТ»

ЧТО ДЕЛАТЬ? По команде «Пуск» ребёнок начинает читать текст. Услышав команду «Стоп», он закрывает глаза и кладёт руки на колени. Затем снова следует команда «Пуск». Ребёнок должен найти в тексте место, где остановился, и продолжить чтение.



Л. Н. Толстой

МУДРЫЙ СТАРИК

Старик сажал яблони.

Ему сказали:

Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка. Старик сказал:

Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ

Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:

Что ж ты летом не собрала корму?

Она сказала:

Недосуг было: песни пела.

Они засмеялись и говорят:

Если летом играла, зимой пляши.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОТЕРЯННЫЙ ТЕКСТ»

ЧТО ДЕЛАТЬ? Ребенок должен вслух прочитать текст, часть которого отсутствует. При этом читать нужно максимально быстро.

​​​​​​​ Литература:

Ахмадуллин, Ш.Т. Скорочтение для детей. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное. Книга-тренинг / Шамиль Ахмадуллин. — М.: Нева, 2022. — 192 с., цв. ил.

200 текстов для бучения скорочтению / науч. ред. Г. Абдулова. — М.: Издательство АСТ, 2018. — 238, [2] с.: ил. — (Быстрое обучение чтению)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.