Статья «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках изобразительного искусства в условиях обновления содержания образования»
Формирование функциональной грамотности школьников
на уроках изобразительного искусства
в условиях обновления содержания образования
Антоненко И.В., методист
ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр г.о. Сызрань
Самарской области»
Аннотация
В статье рассматриваются психолого-педагогические, методические аспекты формирования функциональной грамотности школьников, важность формирования функциональной грамотности, характеризующей сегодня качество жизни. Даётся представление о функциональной грамотности, её структуре, компонентах.
Ключевые слова: инновационная школа, субъектная позиция, функциональная грамотность, функционально грамотная личность, компетентностный подход.
Функциональная грамотность - это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.
Требования ФГОС такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:
- готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования;
- способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей;
- готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности;
- способность к коммуникативной деятельности.
Существуют основные формы функциональной грамотности:
компьютерная грамотность
информационная грамотность
коммуникативная грамотность
общественно-политическая грамотность
бытовая грамотность
общая грамотность
грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях
грамотность при овладении иностранными языками
С функциональной грамотностью связаны компетенции:
способность выбирать и использовать различные технологии;
способность видеть проблемы и искать пути их решения;
способность учиться всю жизнь.
На первоначальном этапе преподавания самое важное – это совершенствовать способность любого ребенка размышлять с помощью подобных логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация умозаключение, классификация, отвержение.
Компонентами функциональной грамотности являются:
- знание сведений, правил, принципов;
- усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умение адаптироваться к изменяющемуся миру, разрешать конфликты;
- умение работать с информацией, вести деловую переписку;
- применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
- умение принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов;
- стремление повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
При формировании функциональной грамотности особое значение имеет система оценивания учебной деятельности учащихся. В отличие от традиционной системы оценивания, оцениваемые параметры разделяются на критерии. В каждом критерии выделены уровни знаний, умений и навыков, а также деятельностные показатели. Система оценивания делится на текущую, формирующую и итоговую. В конце четверти или полугодия ученик получает определенную совокупность баллов. Как мы видим, при этом виде оценивания ученик имеет больше возможностей показать, проявить себя. Ученик оценивается в деятельности, а это очень важно при формировании его функциональной грамотности. Таким образом, подобная система оценивания помогает формировать на уроках функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.
Характеристиками уровневых показателей функциональной грамотности учащихся являются:
1) целепологание:
- осознание учеником потребности и способности к самореализации;
- возникновение учебно-познавательного интереса;
- владение приемами самостоятельной работы;
- осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;
2) планирование:
- способность ориентироваться в условиях задачи;
- выделение алгоритма поиска необходимой информации;
3) принятиерешения:
- выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;
анализ планов деятельности;
4) выполнение:
- умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.
5) оценка результатов которая проходит по критериям: не может быть допустимой, допустимая, высоко допустимая и наиболее эффективная.
Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются функциональная грамотность и более прочные, глубокие знания.
Работа в группах;
Проблемное обучение – создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.
Приём «выбор». Ученик иногда может выбрать себе домашнее задание по предмету, наметить количество примеров, задач, которые должен будет решить за урок и т.д.
Метод опорных схем. Это вид обобщения и «подсказки» для учеников, которым не всегда удаётся успешно освоить тему.
В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным, учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом.
Какие стратегии обучения нужны для развития функциональной грамотности учащихся?
Каждому учителю сегодня необходимо научиться проектировать урок с использованием стратегий активного обучения.
Активное обучение - это организация и ведение учебного процесса, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством комплексного использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.
Перспективным, в плане повышения уровня функциональной грамотности, является проектная и исследовательская деятельность. Она позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать творческие способности и творческую деятельность обучающихся. Сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования.
В системе обучения изобразительному искусству изначально заложены принципы проектно-исследовательской деятельности – самостоятельное получение знаний, которое ведет к развитию способностей учащихся, их мыслительной деятельности, умения осуществлять поисковую деятельность (т.е. самостоятельно решать поставленную задачу).
Для ученика проект – это возможность раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.
На уроках изобразительного искусства проектная деятельность учащихся возможна практически по всем предлагаемым программой темам.
Предполагаем, что в результате участия в проекте учащиеся продолжат учиться планировать и реализовывать проектную деятельность, устанавливать связи между знаниями в различных учебных предметах. Проект должен быть интегрированным (связь с историей, краеведением, информатикой, географией). Произойдет углубление знаний, полученных на предыдущих уроках.
Методические задачи урока:
Развивать творческую и познавательную активность через нетрадиционные формы урока; умений вести поисковую работу.
Прививать интерес к истории своего народа, Родины через самостоятельное извлечение информации по теме.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
Создать атмосферу общего успеха и заинтересованность к теме через различные формы работы.
Учащиеся научатся проводить различные исследования по проблемам проекта, ориентироваться в информационном пространстве.
Рассмотрим основные этапы проектно-исследовательской деятельности, которые будут выполняться в ходе работы над проектом и как на этих этапах формируется функциональная грамотность обучающегося.
1-й этап: Организационный.
На этом этапе проводятся установочные занятия. Определяется тематика работы и ее направление. Ставятся цель и задачи. Проводятся мотивационные занятия, направляющие учащихся на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и вовлекают учащихся в работу.
Деятельностная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность.
Анализировать, выдвигать гипотезы решения проблемы, ставить цель и задачи, организация своей деятельности (умение планировать свою деятельность), овладение приемами составления плана.
Интеллектуальные умения, анализ информации.
Отвечать на вопросы, уметь взаимодействовать в коллективе, культура общения.
2-й этап: Планирование (подготовительный).
Обсуждение и отбор идей для реализации задания. Составление плана работы и сроки его реализации. Распределение обязанностей и задач между участниками проекта. Выбор материала исполнения практической части.
Деятельностная грамотность, информационная грамотность , коммуникативная грамотность.
Организационные умения и навыки (выявление проблемы, постановка цели и задач, переработка и систематизация имеющихся знаний, выбор форм работы, работа в группах).
Оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него).
Выбор направлений поиска информации, интеллектуальные умения (результативно мыслить и работать с информацией).
Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка
3-й этап: Поисковый.
Определяется список необходимых материалов для реализации проекта. Выбираются способы сбора информации. Осуществляется поиск необходимой информации и предоставляются результаты этого поиска для коллективного обсуждения. Проводится отбор материала, необходимого в дальнейшей работе.
Основная работа по сбору информации, подготовке презентаций должна выполняться в рамках внеклассной деятельности и дома. Работа осуществляется в группах.
Деятельностная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность.
Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него), умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы), оценочные умения
Осуществление поиска информации (в учебнике, справочной литературе, в Интернете, информация из интервью и др.)
Интеллектуальные умения (результативно мыслить и работать с информацией).
Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка, умение общаться с людьми, брать интервью.
4-й этап: Эскизный (макетный).
На этом этапе учащиеся занимаются созданием макета будущей работы. Проводится просмотр предложенных учащимися решений. Совместно, педагог и учащиеся, отбирают вариант для реализации практической части.
Деятельностная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность.
Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него), умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы),
Интеллектуальные умения (результативно мыслить и работать с информацией).
Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка.
5-й этап: Практический (продукт).
Здесь вся предыдущая работа воплощается в реальное создание продукта проекта. Именно на этом этапе учащиеся получают практические навыки работы, формируются универсальные учебные действия.
Деятельностная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность.
Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него), умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы).
Умение анализировать и использовать информацию, предоставленную в различных формах, умение контролировать ход и результат решения проблемы (выбирать материал, который необходим для решения задачи, умение классифицировать
интеллектуальные умения (результативно мыслить и работать с информацией).
Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка, речевая и письменная грамотность
6-й этап: Итоговый (презентация).
После выполнения практической работы проводится презентация конечного продукта. На обобщающем уроке идет презентация общего проекта, который готовила группа координаторов. Темы индивидуальных исследований групп подбирались исходя из темы проекта, его целей и задач.
Деятельностная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность.
Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него), умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы), формулирование выводов на основе имеющихся данных.
Умение анализировать и использовать информацию, предоставленную в различных формах; умение контролировать ход и результат решения проблемы (выбирать материал, который необходим для решения задачи); развитие письменной грамоты (при оформлении презентации)
Интеллектуальные умения (результативно мыслить и работать с информацией).
Умение приобретать необходимую риторическую грамотность, взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка, речевая и письменная грамотность.
7-й этап: Аналитический.
Проводятся занятия обобщающего характера. Проводится самоанализ работы учащимися. Обсуждаются достоинства и недостатки проделанной работы.
Деятельностная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность.
Оценочные умения, умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы); Умение анализировать, умение контролировать ход и результат решения проблемы (выбирать материал, который необходим для решения задачи), умение корректировать свою деятельность.
Умение дискуссировать (речевая грамотность), письменная грамотность (умение правильно оформлять отчет).
Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, речевая и письменная грамотность.
Список литературы:
1. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.
2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5, 2007.
3. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.- сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров, 2006.
4. Басова Е. А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации. Санкт-Петербург, 2012.