12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коноплева Ирина Альбертовна23
Россия, Пермский край, Пермь
11

Формирование функциональной грамотности на уроках музыки.


Формирование функциональной грамотности на уроках музыки.


На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность, которая позволяет эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций.

Именно к этой области и относится предмет музыки.

На уроках формируются музыкальная грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий. И, в первую очередь, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни. Часто ученики-подростки на уроке ведут дискуссии на тему: «Зачем нужна музыка?». И в итоге, после бурных обсуждений, соглашаются с тем, что за какой-то год обучения они стали духовно богаче и грамотней, могут отличить на слух ту или иную мелодию, звучащую по телевидению или на каком-нибудь мероприятии, применить свои знания по определению произведений, стиля того или иного композитора.

Урок музыки помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.

Работая учителем музыки, стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни. Но только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать.

Поэтому главная задача – уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков, чтобы дети на них музицировали, активно действовали, видели результаты своего обучения. 

Как же сделать урок современным? Прежде всего, необходимо «расстаться» со строгим уроком, с четкой регламентацией и порядком, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и взять за основу «новый» урок, выстроенный усилиями педагога, имеющий свободный стиль взаимодействия учителя и ученика, их общения и сотрудничества.

Для этого требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Общая грамотность развивается у учащихся, когда дается задание:

написать эссе (небольшое сочинение) - поделиться своими впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении;

подготовить реферат по биографии и творчеству композитора;

ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов, так как на столах лежат музыкальные словари с определениями настроения в музыке;

t1657808391aa.png

заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, бланки с заданиями.

t1657808391ab.png

Информационная грамотность:

найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов;

посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям;

использовать данные из СМИ;

пользоваться услугами детской и школьной библиотеки;

анализировать информацию по теме урока.

Коммуникативная грамотность:

работать в парах, группе, команде;

расположить к себе других людей;

не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы, класса;

использование физминуток и рефлексии на уроках музыки.

https://www.youtube.com/watch?v=Ksli61pE2SI

https://vk.com/video240192087_171425004

https://www.youtube.com/watch?v=wfbnpVv1CUQ

Современные физминутки должны быть интересными. В разработки некоторых уроков включено прослушивание музыкального произведения через физминутку. Например, при знакомстве с балетом дети не просто слушают фрагмент, а сами становимся артистами балета.

Каждый урок стараюсь построить по-разному с привлечением разного дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа в парах, группах, командах; опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т.д. Стараюсь идти в ногу со временем в использовании песенного материала.

t1657808391ac.png

t1657808391ad.png

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.

Этап организации учебной деятельности: методы «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями» помогут вам динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

На этапе активизации мыслительной деятельности можно использовать такие виды работ, как:

установи общие признаки или различия (между инструментами, жанрами музыки),

Установи соответствие между изображениями музыкальных инструментов и их названиями.

t1657808391ae.png

А)1Д2Е3Б4А5В6Г, Б)1В2Е3Б4Д5Г6А, В)1Б2Е3Г4В5Д6А,  Г) 1Д2Е3Б4В5Г6А

t1657808391af.png



2. найди лишнее слово баян, аккордеон, гармонь, фортепиано.

3. соотнести с именем композитора:
а) портрет,
б) фрагмент его биографии,
в) фрагмент истории создания произведения,
г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.

Музыкальные произведения этого композитора?

t1657808391ag.png

1. Опера «Евгений Онегин».

2. Балет «Щелкунчик».

3. Опера «Жизнь за царя».

4. Цикл пьес «Картинки с выставки».

5.Опера «Борис Годунов».

6. Опера «Руслан и Людмила».

А) 2, 4, 6 Б) 1, 2 В) 3, 5 Г) 1, 6

4. продолжить ряд:

а) органист, трубач ... (профессии музыкантов-исполнителей).

б) виолончель, гусли... (струнные, без деления на струнные и струнные смычковые)

в) Моцарт, Чайковский... (фамилии композиторов)

Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», написание синквейнов, аннотаций, мечталок-сочинялок, ролевая игра, работа над деформированным текстом, позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

t1657808391ah.png

t1657808391ai.png

t1657808391aj.png

t1657808391ak.png

Для завершающего этапа урока можно использовать такие активные методы как: «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Комплименты». Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Альберт Эйнштейн сказал: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности.

Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть в постоянном творческом поиске. И, конечно же, развивать духовный мир ребёнка, помочь с определением музыкальных предпочтений, потому что музыка вечна, она всегда с нами и в горе, и в радости. Если учитель будет функционально грамотен, то и функционально грамотный будет ученик.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.