12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заблоцкая Юлия Владимировна688
Россия, Смоленская обл., Смоленск
2

Формирование функциональной грамотности в рамках кружка ЮИД с применением интерактивной платформы joyteka.

Формирование функциональной грамотности в рамках кружка ЮИД с применением интерактивной платформы joyteka.



Главный вопрос, который встает перед каждым - чему должны обучать в школе? Вот вам и самый очевидный ответ — знаниям.  Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами».

Таким образом, я предлагаю нам сегодня поговорить о формировании функциональной грамотности в области изучения правил дорожного движения как об основном условии интеграции учащихся в современном мире.

Функциональная грамотность - это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, т.е. это тот уровень грамотности, который даёт человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

        Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные  соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании, а так же в области изучении правил дорожного движения.

В  современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

Формирование функциональной грамотности  четко отражается  в планируемых   результатах обучения:

-повышение мотивации к обучению;

-повышение качества знаний по предмету;

-формирование умения владеть различными техниками;

-совершенствование навыков самообразования;

-развитие навыков художественной грамотности;

-овладение методами групповой и индивидуальной исследовательской деятельности;

-повышение индивидуальных достижений учащихся.

Таким образом, цель образования в школе новой формации - функционально грамотная личность

         Модель выпускника 21 века -  это человек самостоятельный, человек познающий, человек умеющий жить среди людей.

Таким образом, современный  ученик получает формулу успеха:

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

- групповая форма работы;

- игровая форма работы;

- творческие задания;

- тестовые задания;

- практическая работа;

- ролевые и деловые игры;

- исследовательская деятельность.

 Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ступеней педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе в области изучения правил дорожного движения. Формирование функциональной грамотности в области дорожной безопасности как основное условие интеграции учащихся в современном мире.

Ежедневно мы с вами являемся участниками дорожного движения – пешеходами, пассажирами, водителями. Покой на дорогах охраняют доблестные сотрудники Госавтоинспекции, днем и ночью следят за дорожным порядком. И в этом им помогают ЮИДовцы, проводя совместные акции и рейды по пропаганде соблюдения Правил дорожного движения.

Юные инспекторы движения - это необычные дети, они знают правила дорожного движения, умеют оказывать первую доврачебную помощь, владеют навыками фигурного вождения велосипеда, знают наизусть все дорожные знаки и жесты регулировщика.

В современном мире проблемы безопасности движения  приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно-транспортных происшествий. Поэтому перед нами педагогами стоит задача – повышать и систематизировать  уровень знаний детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Традиционные формы работы с детьми по профилактике ДТП не всегда эффективны и привлекательны. В настоящее время в школьном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии, которые делают учебные занятия увлекательными и познавательными, содержат элементы соревнования и возможность творчески себя проявить. 

 Актуальность использования на уроках образовательной платформы joiteka заключается в том, что в ней можно не только использовать теоретический цикл, но и активизировать познавательную деятельность школьников через компьютерную игру. А в компьютерные игры очень любят играть все  современные дети. К тому же, наличие занимательного сюжета  в игре,  помогает учащимся преодолевать  все трудности, возникающие у них в процессе выполнения заданий и тем самым,  вызывает  неподдельный интерес к  процессу обучения. При этом в ходе выполнения web-квеста,  каждый обучающийся учится критически мыслить, ищет пути решения проблемы, взвешивает альтернативные мнения, учится самостоятельно принимать решения, сравнивать, сопоставлять, прислушиваться к мнению окружающих и работать в команде.

При обучении по традиционной методике на занятиях часто нет условий для установления метапредметных связей, поэтому у школьников не вырабатываются навыки использования интегрированных знаний, а без этих навыков трудно ориентироваться в заданиях, составленных по ФГОС. В результате учащиеся не могут оперативно применять знания одного предмета при изучении другого, продуктивно их использовать при решении комплексных проблем. Безусловно, обучение в современной школе должно быть направлено на получение метапредметных результатов, то есть на формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться  во внешней среде и активно в ней функционировать.  Именно, метапредметные результаты становятся связующим звеном, объединяющим учебные предметы, и здесь, как показывает опыт, незаменима технология web- квест. Web-квест усиливает заинтересованность, мотивацию обучения, позволяет использовать различные виды информации для восприятия (текстовую, графическую, видео- и звуковую); наглядно представлять различные ситуационные задачи; воспитывает информационную культуру учащихся.

На данной образовательной платформе нами разработан квест по сюжету «выход из комнаты» под названием «Наша дорожная грамотность». Квест построен из 4 заданий, которые нужно выполнить онлайн и выбраться из комнаты. Участникам предлагается решить ребусы, собрать пазлы, решить кроссворд по правилам дорожного движения в режиме реального времени.

      Данная методическая разработка интерактивный web-квест по правилам дорожного движения может быть  использована при изучении нового материала; при закреплении или обобщении  ранее изученного материала; преподавателями-организаторами ОБЖ; педагогами, осуществляющими внеурочную деятельность в образовательных учреждениях; педагогами дополнительного образования; классными руководителями и руководителями отрядов ЮИД.

 

Используя в  своей педагогической практике данную методическую разработку, можно решить следующие цели и задачи:

углубить, расширить и  закрепить знания учащихся по ПДД в процессе игровой деятельности с использованием ИКТ и сети Интернет;

воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма.

развивать коммуникативные навыки, творческие способности, критическое мышление, умение устанавливать логические связи между выполняемыми задачами;

формировать навыки работы на компьютере с использованием  обучающей образовательной платформы Learnis и навыки работы в сети Интернет;

​​​​​​​воспитывать культуру общения обучающихся, развивать навыки работы в команде.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.