Статья «Формирование функциональной грамотности в рамках кружка ЮИД с применением интерактивной платформы joyteka»
Формирование функциональной грамотности в рамках кружка ЮИД с применением интерактивной платформы joyteka.
Главный вопрос, который встает перед каждым - чему должны обучать в школе? Вот вам и самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами».
Таким образом, я предлагаю нам сегодня поговорить о формировании функциональной грамотности в области изучения правил дорожного движения как об основном условии интеграции учащихся в современном мире.
Функциональная грамотность - это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, т.е. это тот уровень грамотности, который даёт человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании, а так же в области изучении правил дорожного движения.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
1)добывать новые знания;
2) применять полученные знания на практике;
3)оценивать свое знание-незнание;
4)стремиться к саморазвитию.
Формирование функциональной грамотности четко отражается в планируемых результатах обучения:
-повышение мотивации к обучению;
-повышение качества знаний по предмету;
-формирование умения владеть различными техниками;
-совершенствование навыков самообразования;
-развитие навыков художественной грамотности;
-овладение методами групповой и индивидуальной исследовательской деятельности;
-повышение индивидуальных достижений учащихся.
Таким образом, цель образования в школе новой формации - функционально грамотная личность
Модель выпускника 21 века - это человек самостоятельный, человек познающий, человек умеющий жить среди людей.
Таким образом, современный ученик получает формулу успеха:
ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:
- групповая форма работы;
- игровая форма работы;
- творческие задания;
- тестовые задания;
- практическая работа;
- ролевые и деловые игры;
- исследовательская деятельность.
Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ступеней педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе в области изучения правил дорожного движения. Формирование функциональной грамотности в области дорожной безопасности как основное условие интеграции учащихся в современном мире.
Ежедневно мы с вами являемся участниками дорожного движения – пешеходами, пассажирами, водителями. Покой на дорогах охраняют доблестные сотрудники Госавтоинспекции, днем и ночью следят за дорожным порядком. И в этом им помогают ЮИДовцы, проводя совместные акции и рейды по пропаганде соблюдения Правил дорожного движения.
Юные инспекторы движения - это необычные дети, они знают правила дорожного движения, умеют оказывать первую доврачебную помощь, владеют навыками фигурного вождения велосипеда, знают наизусть все дорожные знаки и жесты регулировщика.
В современном мире проблемы безопасности движения приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно-транспортных происшествий. Поэтому перед нами педагогами стоит задача – повышать и систематизировать уровень знаний детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Традиционные формы работы с детьми по профилактике ДТП не всегда эффективны и привлекательны. В настоящее время в школьном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии, которые делают учебные занятия увлекательными и познавательными, содержат элементы соревнования и возможность творчески себя проявить.
Актуальность использования на уроках образовательной платформы joiteka заключается в том, что в ней можно не только использовать теоретический цикл, но и активизировать познавательную деятельность школьников через компьютерную игру. А в компьютерные игры очень любят играть все современные дети. К тому же, наличие занимательного сюжета в игре, помогает учащимся преодолевать все трудности, возникающие у них в процессе выполнения заданий и тем самым, вызывает неподдельный интерес к процессу обучения. При этом в ходе выполнения web-квеста, каждый обучающийся учится критически мыслить, ищет пути решения проблемы, взвешивает альтернативные мнения, учится самостоятельно принимать решения, сравнивать, сопоставлять, прислушиваться к мнению окружающих и работать в команде.
При обучении по традиционной методике на занятиях часто нет условий для установления метапредметных связей, поэтому у школьников не вырабатываются навыки использования интегрированных знаний, а без этих навыков трудно ориентироваться в заданиях, составленных по ФГОС. В результате учащиеся не могут оперативно применять знания одного предмета при изучении другого, продуктивно их использовать при решении комплексных проблем. Безусловно, обучение в современной школе должно быть направлено на получение метапредметных результатов, то есть на формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Именно, метапредметные результаты становятся связующим звеном, объединяющим учебные предметы, и здесь, как показывает опыт, незаменима технология web- квест. Web-квест усиливает заинтересованность, мотивацию обучения, позволяет использовать различные виды информации для восприятия (текстовую, графическую, видео- и звуковую); наглядно представлять различные ситуационные задачи; воспитывает информационную культуру учащихся.
На данной образовательной платформе нами разработан квест по сюжету «выход из комнаты» под названием «Наша дорожная грамотность». Квест построен из 4 заданий, которые нужно выполнить онлайн и выбраться из комнаты. Участникам предлагается решить ребусы, собрать пазлы, решить кроссворд по правилам дорожного движения в режиме реального времени.
Данная методическая разработка интерактивный web-квест по правилам дорожного движения может быть использована при изучении нового материала; при закреплении или обобщении ранее изученного материала; преподавателями-организаторами ОБЖ; педагогами, осуществляющими внеурочную деятельность в образовательных учреждениях; педагогами дополнительного образования; классными руководителями и руководителями отрядов ЮИД.
Используя в своей педагогической практике данную методическую разработку, можно решить следующие цели и задачи:
углубить, расширить и закрепить знания учащихся по ПДД в процессе игровой деятельности с использованием ИКТ и сети Интернет;
воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
развивать коммуникативные навыки, творческие способности, критическое мышление, умение устанавливать логические связи между выполняемыми задачами;
формировать навыки работы на компьютере с использованием обучающей образовательной платформы Learnis и навыки работы в сети Интернет;
воспитывать культуру общения обучающихся, развивать навыки работы в команде.