Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» в 11 классе

0
0
Материал опубликован 24 September 2017

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТАРОМАЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАРОМАЙНСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено

на заседании МО»

Протокол № ____

от «____»__________ 2017г

Руководитель МО

____________

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МОУ «Старомайнская средняя школа № 1»

_______________

М.Г. Зеленикина

«01» сентября 2017 года

«Утверждаю»

Директор

МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» _______________

Н.Н. Рыжова

Приказ № ___

от «01» сентября 2017 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование курса: Информатика и ИКТ

Класс: 11

Уровень общего образования: среднее общее

Учитель: Бекмирзоев Марат Зокиржонович, соответствие категория.

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов по учебному плану: 68 часов, в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе: Примерной программы по учебному предмету

Учебник: Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шейна. –3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.-224 с.:ил.

Рабочую программу составил Бекмирзоев Марат Зокиржонович

______________ _____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы,

протокол № 1 от «__» августа 2017 года

р.п. Старая Майна

2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и информационно – коммуникационным технологиям составлена на основе:

федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

федерального базисного учебного плана;

примерной программы по информатике и информационным технологиям Министерства образования РФ (основное общее образование) http://window.edu.ru/resource/183/37183;

примерной программы по информатике и информационным технологиям разработанной под руководством И.Г. Семакина «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10-11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы/. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно – методического комплекса, в который входит:

Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шейна. –3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.-224 с.:ил.

Семакин И.Г. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 10-11кл.: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Информатика и ИКТ. Базовый уровень : практикум для 10–11 классов

Дополнительная литература:

Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2009.

Электронное сопровождение УМК:

Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/)

ЭОР на CD и DVD (комплект из 2-х дисков) к методическому пособию Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы.

ЦОРы сети Интернет: http://metod-kopilka.ru, http://uchitel.moy.su/

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно – коммуникационной компетентности учащихся, с учетом материально – технической базы и программного обеспечения школы. В течении года возможны коррективы календарно – тематического планирования, связанные с объективными причинами.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их по- вседневной и будущей жизни. Информатика и информационные технологии – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиции системного подхода.

При таком подходе важная роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Основная задача базового уровня старшей школы состоят в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Это позволяет:

обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Таким образом, изучение информатики и информационных технологий в средней (полной) школе направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формировании современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно- коммуникационной компетентности учащегося.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения информатики на ступени основного общего образования

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 11 классах направлено на достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты:

 

  • определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

    оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

    оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, не­обходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

    создавать информационные объекты, в том числе:

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:

создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в про­цессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

создавать презентации на основе шаблонов;

 

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

    следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

    использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседнев­ной жизни для:

- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллек­ций информационных объектов.

Учебно-тематическое планирование

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Предполагаемые сроки проведения

Корректировка

11 класс (68 ч)

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

12

   

Кр.р. №1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

1

   

Основы логики

9

   

Кр.р. №2 по теме «Основы логики»

1

   

Алгоритмизация и программирование

19

   

Кр.р. №3 по теме «Алгоритмизация и программирование»

1

   

Моделирование и формализация

8

   

Кр.р. №4 по теме «Моделирование и формализация»

1

   

Информационные системы

8

   

Кр.р. №5 по теме «Информационные системы»

1

   

Информационное общество

3

   

Повторение и подготовка к ЕГЭ

9

   

Итоговый тест

1

   

СОДЕРЖАНИЕ

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (12 ч)

История развития вычислительной техники. Архитектура ПК. Операционная система. ОС Linux. Инструктаж по ТБ. Установка пакетов в ОС. Linux. Инструктаж по ТБ. Защита от несанкционированного доступа к информации. Физическая защита данных на дисках. вредоносные антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Пр.р. №1 «Защита от компьютерных вирусов». Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них. Контрольная работа №1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

Основы логики (9 ч)

Формы мышления. Логические выражения и таблицы истинности. Построение таблиц истинности. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Решение логических задач. Преобразование логических выражений. Пр.р. №2 «Преобразование логических выражений с использованием законов и правил преобразования». Логические основы устройства компьютера. Построение логических схем. Контрольная работа №2 по теме «Основы логики»

Алгоритмизация и программирование (19 ч)

Введение в язык программирования. технологии программирования. Операторы присваивания. Процедуры ввода в вывода данных.Решение задач на организацию программ линейной структуры.Составление линейных программ.Организация «ветвления» в языке программирования. Составление программ с условным оператором. Пр.р. №3 «Написание, отладка и выполнение программ с условным оператором». Организация циклов в языке программирования. Составление программ с применением циклов. Составление программ с применением сложных и вложенных циклов. Процедуры и определяемые функции. Составление программ с процедурами и определяемыми функциями. Массивы. Виды и способы задания. Задачи на обработку одномерного и двумерного массива. Составление программ по обработке одномерного и двумерного массивов. Пр.р. №4 «Обработка одномерного и двумерного массивов». Символьный и строковый типы данных в языке программирования. Строковые процедуры и функции. Составление программ на обработку текстов. Процедуры графики в языке программирования. Составление программ на построение графических изображений. Контрольная работа №3 По теме «Алгоритмизация и программирование»

Моделирование и формализация (8 ч)

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Пр.р.№5 «Исследование астрономических моделей». Пр.р. №6«Исследование алгебраических моделей». Пр.р.№7 «Исследование геометрических моделей». Пр.р.№8«Исследование химических и биологических моделей». Контрольная работа №4 по теме «Моделирование и формализация»

Информационные системы (8 ч)

Табличные базы данных (БД) системы управления базами данных (СУБД). Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Пр.р. №9«Создание табличной БД». Использование Формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД. Поиск записей в табличной БД с помощью Фильтров и Запросов. Сортировка записей в табличной БД. Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных. Контрольная работа №5 по теме «Базы данных»

Информационное общество (3 ч)

Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Тест по теме «Информационное общество»

Повторение, подготовка к ЕГЭ (9 ч)

Повторение по теме Информация. Кодирование информации. Повторение по теме Устройство компьютера и ПО. Повторение по теме. Алгоритмизация и программирование. Повторение по теме Основы логики и логические основы компьютера. Повторение по теме. Моделирование и формализация. Повторение по теме. Информационные технологии. Повторение по теме. Коммуникационные технологии. Итоговый тест по курсу «Информатика и ИКТ»

11 класс

уро-

ка

Дата

Тема урока

Количество часов

план

факт

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (12 ч)

1

5.09.2016

 

История развития вычислительной техники.

1

2

7.09.2016

 

Архитектура ПК.

1

3

12.09.2016

 

Операционная система.

1

4

14.09.2016

 

ОС Linux. Инструктаж по ТБ.

1

5

19.09.2016

 

Установка пакетов в ОС

Linux. Инструктаж по ТБ.

1

6

21.09.2016

 

Защита от несанкционированного доступа к информации.

1

7

24.09.2016

 

Физическая защита данных на дисках. вредоносные антивирусные программы.

1

8

26.09.2016

 

Компьютерные вирусы и защита от них

Пр.р. №1 «Защита от компьютерных вирусов»

1

9

28.09.2016

 

Сетевые черви и защита от них.

1

10

3.10.2016

 

Троянские программы и защита от них.

1

11

5.10.2016

 

Хакерские утилиты и защита от них.

1

12

10.10.2016

 

Контрольная работа №1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

1

Основы логики (9 ч)

13

12.10.2016

 

Формы мышления

1

14

17.10.2016

 

Логические выражения и таблицы истинности

1

15

19.10.2016

 

Построение таблиц истинности.

1

16

24.10.2016

 

Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений

1

17

26.10.2016

 

Решение логических задач

1

18

7.11.2016

 

Преобразование логических выражений

Пр.р. №2 «Преобразование логических выражений с использованием законов и правил преобразования»

1

19

9.11.2016

 

Логические основы устройства компьютера

1

20

14.11.2016

 

Построение логических схем

1

21

16.11.2016

 

Контрольная работа №2 по теме «Основы логики»

1

Алгоритмизация и программирование (19 ч)

22

21.11.2016

 

Введение в язык программирования. технологии программирования

1

23

23.11.2016

 

Операторы присваивания. Процедуры ввода в вывода данных.

1

24

28.11.2016

 

Решение задач на организацию программ линейной структуры.

1

25

30.11.2016

 

Составление линейных программ.

1

26

5.12.2016

 

Организация «ветвления» в языке программирования

1

27

7.12.2016

 

Составление программ с условным оператором.

Пр.р. №3 «Написание, отладка и выполнение программ с условным оператором»

1

28

12.12.2016

 

Организация циклов в языке программирования.

1

29

14.12.2016

 

Составление программ с применением циклов

1

30

19.12.2016

 

Составление программ с применением сложных и вложенных циклов.

1

31

21.12.2016

 

Процедуры и определяемые функции

1

32

26.12.2016

 

Составление программ с процедурами и определяемыми функциями.

1

33

28.12.2016

 

Массивы. Виды и способы задания.

1

34

11.01.2017

 

Задачи на обработку одномерного и двумерного массива

1

35

16.01.2017

 

Составление программ по обработке одномерного и двумерного массивов.

Пр.р. №4 «Обработка одномерного и двумерного массивов»

1

36

18.01.2017

 

Символьный и строковый типы данных в языке программирования. Строковые процедуры и функции.

1

37

23.01.2017

 

Составление программ на обработку текстов.

1

38

25.01.2017

 

Процедуры графики в языке программирования

1

39

30.01.2017

 

Составление программ на построение графических изображений.

1

40

1.02.2017

 

Контрольная работа №3 По теме «Алгоритмизация и программирование»

1

Моделирование и формализация (8 ч)

41

6.02.2017

 

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.

1

42

8.02.2017

 

Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

1

43

13.02.2017

 

Исследование интерактивных компьютерных моделей.

1

44

15.02.2017

 

Пр.р.№5 «Исследование астрономических моделей»

1

45

20.02.2017

 

Пр.р. №6«Исследование алгебраических моделей»

1

46

22.02.2017

 

Пр.р.№7 «Исследование геометрических моделей»

1

47

27.02.2017

 

Пр.р.№8«Исследование химических и биологических моделей»

1

48

1.03.2017

 

Контрольная работа №4 по теме «Моделирование и формализация»

1

Информационные системы (8 ч)

49

6.03.2017

 

Табличные базы данных (БД) системы управления базами данных (СУБД).

Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты

1

50

13.03.2017

 

Пр.р. №9«Создание табличной БД»

1

51

15.03.2017

 

Использование Формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД.

1

52

20.03.2017

 

Поиск записей в табличной БД с помощью Фильтров и Запросов.

1

53

22.03.2017

 

Сортировка записей в табличной БД.

1

54

3.04.2017

 

Иерархическая модель данных

1

55

5.04.2017

 

Сетевая модель данных

1

56

10.04.2017

 

Контрольная работа №5 по теме «Базы данных»

1

Информационное общество (3 ч)

57

12.04.2017

 

Право в Интернете

1

58

17.04.2017

 

Этика в Интернете

1

59

19.04.2017

 

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Тест по теме «Информационное общество»

1

Повторение, подготовка к ЕГЭ (9 ч)

60

24.04.2017

 

Повторение по теме Информация. Кодирование информации

1

61

26.04.2017

 

Повторение по теме Устройство компьютера и ПО

1

62

3.05.2017

 

Повторение по теме Алгоритмизация и программирование

1

63

8.05.2017

 

Повторение по теме Основы логики и логические основы компьютера

1

64

   

Повторение по теме. Моделирование и формализация.

1

65

   

Повторение по теме. Информационные технологии.

1

66

   

Повторение по теме. Коммуникационные технологии.

1

67-68

   

Итоговый тест по курсу «Информатика и ИКТ»

2

Контрольные работы

Контрольная работа №1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

Вариант 1

Аl. Когда Лейбниц изобрел арифмометр?
1) в 1675 г. 2) в 1679 г. 3) в 1672 г. 4) в 1674 г

А2. Какое приспособление для счета, относящееся к ручному этапу развития ИКТ, изображено на рисунке?
1) кипу 2) абак 3) саламинская доска 4) палочки Непера

АЗ. Как называлась первая советская ЭВМ?
1) ПУЛЯ 2)БЭСМ 3) МЭСМ 4) «Стрела»

А4. Какие операция могла выполнять «Паскалина» (арифмометр Паскаля)?
1) скалывать, вычитать и умножать
2) складывать, вычитать, умножать и делить
3) только складывать и вычитать
4) только складывать

А5.Как называется устройство ввода графических изо­бражений в компьютер?
1) джойстик 2) микрофон 3) сканер 4) клавиатура

А6. Как называется устройство вывода любой визуальной информации от ПК?
1) колонки 2) монитор 3)принтер 4) плоттер

А7. Электронная лампа в качестве элемента вычислительного устройства впервые использовалась:

в первых арифмометрах;

в персональных компьютерах системы Apple;

в электронно-вычислительных машинах первого поколения;

в карманных калькуляторах.


 

А8. Перфокарты это –

Первое вычислительное устройство

Первый носитель информации для хранения программ

Механическая счетная машина


 

А9. В 60-е годы XX века были созданы ЭВМ –

Третьего поколения 2) Первого поколения 3) Второго поколения

А10. Укажите расширение файла proba.docx.
1) нет расширения 3) рrobа 2) .docx 4) docx

А11. Укажите тип файла fact.exe.
1) текстовый 2) графический 3) исполняемый 4) Web-страница

А12. Имя С: имеет:
1) дисковод для гибких дисков 2) жесткий диск 3) дисковод для DVD-дисков 4) папка

А13. Операционная система - это:
1) программа для загрузки ПК
2) программа или совокупность программ, управляю­щих работой компьютера и обеспечивающих про­цесс выполнения других программ
3) программы для обеспечения работы внешних устройств
4) программы для работы с файлами

А14. Контроллер-концентратор памяти (Северный мост) обеспечивает работу –

Процессора с оперативной памятью и с видеосистемой

С внешними устройствами

Работу устройств компьютера


 

А15. Для подключения принтеров, сканеров и др. периферийных устройств используется:

Шина PCI Express 2) Шина SATA 3) Шина USB

Аl6. Выберите определение компьютерного вируса.
1) прикладная программа
2) системная программа
3)программа, выполняющая на компьютере несанкционированные действия
4) база данных

А17. В минимальный состав компьютера входят:

1) винчестер, «мышь», процессор;

2) монитор, системный блок, клавиатура;

3) принтер, клавиатура, дискета;

4) системный блок, сканер, монитор.

В1. Установите соответствие.

ЭНИАК

«КИЕВ»

МЭСМ

«Марк - I»

  1. Первая в Европе ЭВМ с адресным языком программирования (1956)

    Первая советская ЭВМ, созданная под руководством С.А. Лебедева в 1951 г.

    Первая ЭВМ, созданная Маучли и Эккертом в 1946 г.

    Первый автоматический компьютер в США (1944)

В2. Дайте определение.

Системный диск – это…

С1. Перечислите основные черты ЭВМ III поколения.


 

Вариант 2

Аl. Когда Блез Паскаль изобрел «Паскалину»?
1) в 1624 г. 2) в 1650 г 3) в 1642 г. 4) в 1630 г.

А2. Какое приспособление для счета, отно­сящееся к ручному этапу развития ИКТ, изо­бражено на рисунке?
1) кипу 2) абак 3) саламинская доска 4) русские счеты

АЗ. Под чьим руководством была создана машина ЭНИАК?
1) Дж. Маучли и ДЖ. П. Эккерта 2) Г.Айкена 3) Д. Анастасова 4) К. Цузе

А4. Когда была изобретена машина Шиккарда?

1623 2) 1625 3) 1600 4) 1617

А5. Как называется устройство, используемое только для управления курсором по экрану монитора?
1) дигитайзер 2) клавиатура 3)трекбол 4) сканер

А6. Как называется устройство, используемое для вывода чертежей на бумажные носители?
1) плоттер 2) принтер 3)колонки 4) монитор

А7. Арифмометры это –

Первое вычислительное устройство

Первый носитель информации для хранения программ

Механическая счетная машина


 

А8. В 40-е годы XX века были созданы ЭВМ –

Третьего поколения 2) Первого поколения 3) Второго поколения

А9. Файл - это:
1) единица измерения информации
2)программа в оперативной памяти
3)программа или часть памяти, имеющая имя
4) текст, напечатанный на принтере

А10. Укажите расширение файла primer .аvi.
1) primer.avi . 2) .primer 3) аvi 4) .аvi

А11. Укажите тип файла fact.jpeg.
1) текстовый 2) графический 3) исполняемый 4)Web-страница

А12. Имя А: имеет:
1) дисковод для гибких дисков 2) жесткий диск 3) дисковод для DVD-дисков 4) папка

Аl3. Драйвер - это:
1) программа для загрузки ПК
2) программа или совокупность программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих про­цесс выполнения других программ
3) программы для обеспечения работы внешних устройств
4) программы для работы с файлами

А14. Контроллер-концентратор ввода/вывода (Южный мост) обеспечивает работу

Процессора с оперативной памятью и с видеосистемой

С внешними устройствами

Работу устройств компьютера


 

А15. Для подключения устройств устройства внешней памяти используется:

Шина PCI Express

Шина SATA

Шина USB

Аl6. Назовите типы компьютерных вирусов.
1) аппаратные, программные, загрузочные
2) программные, загрузочные, макровирусы
3) файловые, программные, макровирусы
4) файловые, загрузочные, макровирусы

А17. К антивирусным программам не относятся:

1) сторожа; 2) фаги; 3) ревизоры; 4) интерпретаторы.

В1. Установите соответствие.

1654 г.

1642 г.

1820 г.

1672 г.

  1. Механический калькулятор

    Логарифмическая линейка

    «Паскалина»

    Арифмометр Лейбница

В2. Дайте определение.

Компьютерный вирус – это…

С1. Перечислите основные черты ЭВМ IV поколения.

Критерии оценивания:

Задания А1-А17 оценивается в 1 балл, задание В1,В2 в 2 балла, задание С1 в 5 баллов

23-26 баллов – «5»

20-25 баллов – «4»

13-19 баллов – «3»

<13 баллов – «2»


 


 


 


 

Контрольная работа №2 по теме «Основы логики»

Вариант 1.


 

1. Для какого из приведённых имён истинно высказывание: НЕ(Первая буква гласная) И НЕ(Последняя буква согласная) ? (2 балла)

1) Емеля 2) Иван 3) Михаил 4) Никита.


 

2. Постройте таблицы истинности для следующих логических выражений (3 балла):

A^BvCb) ¬Av(B^C)

3. Для какого из указанных значений числа Х истинно выражение (X<3) & ((X<2) V (X>2)) ? (4 балла)

X=1, b) X=2, c) X=3, d) X=4.

Даны три числа: А= 100102, В= 1710, С= 2210. Переведите числа в двоичную систему счисления и выполните поразрядно логические операции ¬AvB^C. Ответ дайте в десятичной системе счисления. (6 баллов)


 

Вариант 2.

1. Для какого из приведённых имён истинно высказывание: НЕ(Первая буква гласная) И (Последняя буква гласная) ? (2 балла)

1) Николай 2) Юрий   3) Марина  4) Иван.


 

2. Постройте таблицы истинности для следующих логических выражений (3 балла):


 

A^(BvC)   b) Av(¬B^C)

3. Для какого из указанных значений числа Х истинно выражение (X<4) & (X>2) & (X≠2) ? (4 балла)

X=1, 2, 3, 4.

4. Даны три числа: А= 110102, В= 1810, С= 2310. Переведите числа в двоичную систему счисления и выполните поразрядно логические операции AvB^C. Ответ дайте в десятичной системе счисления. (6 баллов)


 

Критерии оценивания:

14-15 баллов – «5»

11-13 баллов – «4»

7-10 баллов – «3»

<7 баллов – «2»


 

Контрольная работа №3 По теме «Алгоритмизация и программирование»

Вариант I

1. Алгоритмом называется:

а) подробный перечень правил выполнения определенных

действий;

б) ориентированный граф, указывающий порядок исполне­ния некоторого набора команд;

в) последовательность команд для компьютера;

г) описание последовательности действий в виде геометри­ческих фигур, соединенных линиями и стрелками;

д) понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение по­ставленных целей.

2. Свойствами алгоритма являются:

а) актуальность, полезность, достоверности понятность, массовость;

б) новизна, однозначность, четкость, понятность, результа­тивность;

в) четкость, однозначность, массовость, дискретность;

г) дискретность, результативность, понятность, массовость, достоверность;

д) дискретность, результативность, детерминируемость, мас­совость, понятность.

3 Свойство алгоритма «результативность» означает:

а) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к опре­деленному результату;

б) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);

в) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;

г) алгоритм должен обеспечивать решение некоторого клас­са задач данного типа для различных значений данных;

д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.

4. Свойство алгоритма «дискретность» означает:

а) алгоритм должен обеспечивать решение не одной кон­кретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;

б) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен приводить к определенному результату;

в) алгоритм должен состоять из последовательности конеч­ного числа шагов;

г) алгоритм должен быть ориентирован на конкретного исполнителя и содержать команды, входящие в систему его команд;

д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.

5. Алгоритмическая конструкция, предполагающая выполне­ние либо одного, либо другого действия в зависимости от ис­тинности или ложности некоторого условия, называется:

а) линейной; в) циклической;

б) ветвлением; г)рекурсивной д)альтернативной.

6. Фрагмент алгоритма изо­бражен в виде блок-схемы.

В результате выполнения ал­горитма будет напечатано зна­чение переменной S, если В=5:

а) 16; б)4; в) 8;

г)7; д) 9.

7.Язык программирования - это:

а) способ общения пользователя с компьютерной системой;

б) совокупность символов, предназначенных для передачи данных;

в) естественный язык, предназначенный для общения людей и компьютеров;

г) формализованные языки, предназначенные для описания алгоритмов на языке исполнителя-компьютера;

д) алгоритм, записанный в машинных кодах.

8. В блок-схеме начало и конец алгоритма обозначается фи­гурой:

а) б) в) г) д)

9. В блок-схеме действие в алгоритмеобозначается фи­гурой:

а) б) в) г) д)

10. Оператором вывода в языке программирования Basic яв­ляется:

a)INPUT; б)PRINT; в)NEXT. г)REM; д) RUN;

11. Квадратный корень вычисляется с помощью стандарт­ной функции:

a)ANT(X); б)INT(X); в)ЕХР(Х). г)ABS(X); д)SQR(X);

12. Модуль вычисляется с помощью стандарт­ной функции:

a)ANT(X); б)INT(X); в)ЕХР(Х). г)ABS(X); д)SQR(X);

13. Тангенс вычисляется с помощью стандарт­ной функции:

a)ТАN(X); б)INT(X); в)ЕХР(Х). г)ABS(X); д)SQR(X);

14.Оператор, который дает компьютеру указание записать данные в некоторую переменную.

a)INPUT; б)PRINT; в)NEXT г)REM; д) LET;

15. Арифметическому выражению соответствует запись:

а) у = SQR((a+b)/ab) б) у = SQR(a+b/ab) в) у =TAN((a+b)/ab)

г) у = ABS((a+b)/ab) д) у = RND((a+b)/ab)

16. Команда, по которой компьютер выполняет инструкции, содержащиеся в программе.

a) RUN ; б)PRINT; в)NEXT г)REM; д) LET;

17. Команда, с помощью которой можно просмотреть текст программы. Для вывода на экран части программы нужно указать номера первой и последней строки, разделяя их знаком тире

a) RUN ; б) LIST; в)NEXT г)REM; д) LET;

18. Операторы цикла, использующиеся для организации цикла с условием:

a) WHILE – WEND; б) FOR – NEXT; в)NEXT г)FOR; д) LET

19. Арифметическому выражению соответствует запись:

а) у = SIN((a+b)/8b) б) у = SQR(a+b/ab) в) у =TAN((a+b)/ab)

г) у = - a/((8*b)/SIN(X)) д) у = a*((8*b)/SIN(X))

20. Для описания переменных целого типа используется оператор:

a) integer; б) real; в)string; г)array; д) Boolean;

21. Изобразить блок – схему для решения выражения:

22. Запишите арифметическое действие на языке Basic:

а)

б)

в)

г)

23. Начало раздела программы, содержащего список меток :

a) LABEL; б) FOR – NEXT; в)NEXT г)FOR; д) LET

24. Начало раздела программы, содержащего список констант :

a) LABEL; б) FOR – NEXT; в)NEXT г)FOR; д) CONST

25. Начало раздела программы, содержащего список констант :

a) LABEL; б) FOR – NEXT; в)NEXT г)FOR; д) CONST

Вариант II

1. Конкретное указание машине, оформленное в виде математической формулы либо в виде обозначения (ключевого слова) какого-то действия, для которого требуется выполнить целый ряд машинных операций.

а) действие; б) оператор в) последовательность; г) переменная д) алгоритм

2. Отдельные фразы языка Бейсик, которые вводятся прямо с клавиатуры и сразу же выполняются ЭВМ.

а) команда; б) оператор в) действие; г) переменная д) алгоритм

3. Последовательность команд, которые должна выполнить машина. Иными словами, программа для ЭВМ – это алгоритм, записанный на языке, понятной для ЭВМ.

а) команда; б) оператор в) действие; г) переменная д) программа

4. Команда, с помощью которой можно удалить несколько строк

a) RUN ; б) LIST; в)NEXT г) DELETE ; д) LET;

5. Создание новой программы (удаление из памяти всего текста программы).

a) RUN ; б) LIST; в)NEXT г) DELETE ; д) NEW

6. Очистка экрана от текста и графической информации.

a) CLS ; б) LIST; в)NEXT г) DELETE ; д) NEW;

7. Запись программы на внешнее запоминающее устройство.

a) CLS ; б) SAVE в)NEXT г) DELETE ; д) NEW;

8. Чтение программы с внешнего запоминающего устройства

a) CLS ; б) SAVE в) LOAD г) DELETE ; д) NEW;

9. Выход из интерпретатора Бейсик

a) CLS ; б) SAVE в) LOAD г) SYSTEM; д) NEW;

10. В блок-схеме условие обозначается фи­гурой:

а) б) в) г) д)

11. В блок-схеме вывод и ввод данных обозначается фи­гурой:

а) б) в) г) д)

12. Величины, значения которых могут изменяться во время выполнения действий.

а) команда; б) оператор в) действие; г) переменная д) программа

13. Фрагмент алгоритма изо­бражен в виде блок-схемы. В результате выполнения ал­горитма будет напечатано зна­чение переменной S, если В=2:

а) 16; б)4; в) 8; г)7; д) 9.

14 Свойство алгоритма «конечность» означает:

а) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к опре­деленному результату;

б) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);

в) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;

г) алгоритм должен обеспечивать решение некоторого клас­са задач данного типа для различных значений данных;

д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.

15. Свойство алгоритма «дискретность» означает:

а) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к опре­деленному результату;

б) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);

в) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;

г) алгоритм должен обеспечивать решение некоторого клас­са задач данного типа для различных значений данных;

д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.

16. Квадрат числа вычисляется с помощью стандарт­ной функции:

a)ANT(X); б) SQRТ(X); в)ЕХР(Х). г)ABS(X); д)SQR(X);

17. Модуль вычисляется с помощью стандарт­ной функции:

a)ANT(X); б)INT(X); в)ЕХР(Х). г)ABS(X); д)SQR(X);

18. Арктангенс вычисляется с помощью стандарт­ной функции:

a)ARCТАN(X); б)INT(X); в)ЕХР(Х). г) AТАN(X); д)SQR(X);

19.Оператор случайных чисел.

a)INPUT; б)PRINT; в)NEXT г)RND; д) LET;

20. Арифметическому выражению соответствует запись:

а) у = SQR(SQRT(a*b)/ab)) б) у = SQR(a+b/ab) в) у =TAN((a+b)/ab)

г) у = ABS((a+b)/ab) д) у = RND((a+b)/ab)

21. Натуральный логарифм вычисляется с помощью стандарт­ной функции.

a) RUN ; б)PRINT; в)LOG г)REM; д) LET;

22. Начало раздела программы, содержащего список меток :

a) LABEL; б) FOR – NEXT; в)NEXT г)FOR; д) LET

23. Для описания переменных вещественного типа используется оператор:

a) integer; б) real; в)string; г)array; д) Boolean;

24. Изобразить блок – схему для решения выражения:

25. Запишите арифметическое действие на языке Basic:

а)

б)

в)

г)

Критерии оценивания:

Задания 1-23 оцениваются в 1 балл, задание 24 в 6 баллов, задание 27 в 8 баллов

33-37 баллов – «5»

25-32 баллов – «4»

18-24 баллов – «3»

<18 баллов – «2»

Контрольная работа №4 по теме «Моделирование и формализация»


 

Вариант – 1.

1. Какие пары объектов не находятся в отношении "объект - модель"?

А) компьютер - его фотография;

Б) компьютер - его функциональная схема;

В) компьютер - его процессор;

Г) компьютер - его техническое описание.

2. Информационной моделью, которая имеет иерархическую структуру является ...

А) файловая система компьютера;

Б) расписание уроков;

В) таблица Менделеева;

Г) программа телепередач.

3. Какая модель является статической (описывающей состояние объекта)?

А) формула химического соединения;

Б) формулы равноускоренного движения;

В) формула химической реакции;

Г) второй закон Ньютона.

4. Информационной моделью, которая имеет сетевую структуру является ...

А) файловая система компьютера;

Б) таблица Менделеева;

В) генеалогическое дерево семьи;

Г) модель компьютерной сети Интернет.

5. Информационной (знаковой) моделью является …

А) анатомический муляж;

Б) макет здания;

В) модель корабля;

Г) химическая формула.

6. В информационных моделях разомкнутых систем управления отсутствует ...

А) управляющий объект;

Б) управляемый объект;

В) канал управления;

Г) канал обратной связи.

7. Какие из приведенных ниже определений понятия «модель» верные? Отметить все правильные на ваш взгляд ответы.

А) модель - это некое вспомогательное средство, объект, ко­торый в определенной ситуации заменяет другой объект;

Б) модель - это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования;

В) модель - это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого - по определенным парамет­рам - подобно функционированию реального объекта;

Г) модель некоторого объекта - это другой объект (реаль­ный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, он обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект.

8. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предло­женного ниже списка.

Если материальная модель объекта - это его физическое подобие, то информационная модель объекта - это его ...

А) описание;

Б) точное воспроизведение;

В) схематичное представление;

Г) преобразование.

9. Какое из утверждений верно?

А) информационные модели одного и того же объекта, пусть даже предназначенные для разных целей, должны быть во многом сходны;

Б) информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для разных целей, могут быть совершенно разными.

10. Может ли передаваться информация от человека к человеку и от поколения к поколению без использования моделей?

А) нет, без моделей никогда не обойтись;

Б) да, иногда, например, генетическая информация;

В) да, чаще всего знания передаются без использования ка­ких-либо моделей.

11. Верно ли, что моделирование представляет собой один из основных методов познания, способ существования знаний?

А) нет; Б) да.

12. Какие из приведенных ниже моделей являются вероятност­ными? Выбрать три правильных ответа.

А) прогноз погоды;

Б) отчет о деятельности предприятия;

В) схема функционирования устройства;

Г) научная гипотеза;

Д) оглавление книги;

Е) план мероприятий, посвященных Дню Победы.

13. Правильно ли определен вид следующей модели: «Компью­терная модель полета мяча, брошенного вертикально вверх, - динамическая формализованная модель, имитирующая поведение данного объекта»?

А) нет; Б) да.

14. Для каждой модели из первой колонки определите, к какому типу она относится.

Информационная

Материальная

Программа на языке программирования

Радиоуправляемая модель самолёта

Игрушечный автомобиль

Глобус

Анимация движения стрелок на часах в программе PowerPoint

Чертёж развёртки куба

Объёмная модель куба

Формула определения площади квадрата со стороной h: S= h2

Закон Ньютона

15.Расставьте в нужном порядке этапы моделирования на компьютере

формализация модели

построение информационной описательной модели

проведение компьютерного эксперимента

анализ результатов моделирования

построение компьютерной модели

16. У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:

1.  прибавь 1,

2.  умножь на 3.

Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая – утраивает его.

Запишите порядок команд в программе преобразования числа 1 в число 22, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 21211 – это программа, которая преобразует число 1 в 14.)

умножь на 3

прибавь 1

умножь на 3

прибавь 1

прибавь 1

(Если таких программ более одной, то запишите любую из них.)

17. Между четырьмя местными аэропортами: ОКТЯБРЬ, БЕРЕГ, КРАСНЫЙ и СОСНОВО, ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между ними:

Аэропорт вылета Аэропорт прилета Время вылета Время прилета

СОСНОВО КРАСНЫЙ 06:20 08:35

КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ 10:25 12:35

ОКТЯБРЬ КРАСНЫЙ 11:45 13:30

БЕРЕГ СОСНОВО 12:15 14:25

СОСНОВО ОКТЯБРЬ 12:45 16:35

КРАСНЫЙ СОСНОВО 13:15 15:40

ОКТЯБРЬ СОСНОВО 13:40 17:25

ОКТЯБРЬ БЕРЕГ 15:30 17:15

СОСНОВО БЕРЕГ 17:35 19:30

БЕРЕГ ОКТЯБРЬ 19:40 21:55

Путешественник оказался в аэропорту ОКТЯБРЬ в полночь (0:00). Определите самое раннее время, когда он может попасть в аэропорт СОСНОВО.

1) 15:40 2) 16:35 3)17:15 4) 17:25

В таблице приведена стоимость перевозки пассажиров между соседними населенными

 

 

A

B

C

D

A

   

1

2

B

   

2

3

C

1

2

 

5

D

2

3

5

 
пунктами. Укажите схему, соответствующую таблице.

 

 

1)

2)

3)

4)

C

 

Вариант – 2

1. Какие пары объектов находятся в отношении "объект - модель"?

А) компьютер – данные;

Б) компьютер - его функциональная схема;

В) компьютер – программа;

Г) компьютер – алгоритм.

2. Какая модель компьютера является формальной (полученной в результате формализации)?

А) техническое описание компьютера;

Б) фотография компьютера;

В) логическая схема компьютера;

Г) рисунок компьютера.

3. Информационной моделью, которая имеет табличную структуру является ...

А) файловая система компьютера;

Б) таблица Менделеева;

В) генеалогическое дерево семьи;

Г) функциональная схема компьютера.

4. Какая модель является динамической (описывающей изменение состояния объекта)?

А) формула химического соединения;

Б) формула закона Ома;

В) формула химической реакции;

Г) закон Всемирного тяготения.

5. Формальной информационной моделью является ...

А) анатомический муляж;

Б) техническое описание компьютера;

В) рисунок функциональной схемы компьютера;

Г) программа на языке программирования.

6. Компьютерный эксперимент может быть проведен, если информационная модель представлена в форме ...

А) программы на языке программирования;

Б) изображения в растровом графическом редакторе;

В) изображения в векторном графическом редакторе;

Г) текста в текстовом редакторе.

7. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного ниже списка.

Информационная модель - это целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя ... этого объекта.

А) информация;

Б) законы функционирования;

В) отличительные особенности;

Г) свойства.

8. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного ниже списка.

Компьютерная модель - это ... модель, выполненная с помо­щью компьютерных технологий.

А) информационная; Б) схематичная; В) электронная.

9. Могут ли у разных объектов быть одинаковыми модели?

А) нет;

Б) да, но только для конструктивных (искусственных, со­зданных людьми) объектов;

В) да.

10. Построение любой модели начинается ...

А) с выделения свойств и признаков объекта-оригинала;

Б) с определения цели моделирования;

В) с выбора вида будущей модели?

11. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предло­женного ниже списка.

Если материальная модель объекта - это его......, то инфор­мационная модель объекта - это его описание.

А) физическое подобие;

Б) точное воспроизведение;

В) схематичное представление;

Г) преобразование.

12. Какие из приведенных ниже моделей являются статическими? Выбрать три правильных ответа.

А) карта местности;

Б) дружеский шарж;

В) программа, имитирующая движение стрелок циферблата на экране дисплея;

Г) план сочинения;

Д) график изменения температуры воздуха в течение дня.

13. Какие из утверждений являются верными? Выбрать два правильных ответа.

А) математическая формула является информационной моделью;

Б) график движения поезда - табличная статическая модель;

В) план дома - графическая детерминированная модель, опи­сывающая структуру объекта;

Г) турнирная таблица чемпионата по футболу - эталонная динамическая модель.

14. Для каждой модели из первой колонки определите, к какому типу она относится.

Информационная

Материальная

Анимация на компьютере движения Луны вокруг Земли

Карта села

Макет двигателя внутреннего сгорания

Макет скелета человека

Модель физического опыта на компьютере

Объёмная модель молекулы воды

Уравнение химической реакции, например CO2+ 2 NaOH= Na2CO3+H2O

Игрушечный паровоз

Эскизы костюмов к театральному спектаклю

15.Расставьте в нужном порядке этапы моделирования на компьютере

проведение компьютерного эксперимента

формализация модели

анализ результатов моделирования

построение информационной описательной модели

построение компьютерной модели

16. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 1

2. умножь на 3

Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 1, а выполняя вторую, утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 2 числа 26, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд.

(Например, программа 21211 – это программа, которая преобразует число 1 в 14.)

умножь на 3

прибавь 1

умножь на 3

прибавь 1

прибавь 1

17. Между четырьмя местными аэропортами: ВОСТОРГ, ЗАРЯ, ОЗЕРНЫЙ и ГОРКА, ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между ними:

Аэропорт вылета Аэропорт прилета Время вылета Время прилета

ВОСТОРГ ГОРКА 16:15 18:30

ОЗЕРНЫЙ ЗАРЯ 13:40 15:50

ОЗЕРНЫЙ ВОСТОРГ 14:10 16:20

ГОРКА ОЗЕРНЫЙ 17:05 19:20

ВОСТОРГ ОЗЕРНЫЙ 11:15 13:20

ЗАРЯ ОЗЕРНЫЙ 16:20 18:25

ВОСТОРГ ЗАРЯ 14:00 16:15

ЗАРЯ ГОРКА 16:05 18:15

ГОРКА ЗАРЯ 14:10 16:25

ОЗЕРНЫЙ ГОРКА 18:35 19:50

Путешественник оказался в аэропорту ВОСТОРГ в полночь (0:00). Определите самое раннее время, когда он может попасть в аэропорт ГОРКА.

1) 16:15 2) 18:15 3)18:30 4) 19:50

 

 

A

B

C

D

A

 

4

 

5

B

4

 

3

6

C

 

3

   

D

5

6

   
  1. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями. Укажите схему, соответствующую таблице.

     

1)

2)

3)

4)

Критерии оценивания:

Задания 1-13 оцениваются в 1 балл, задания 14,15 в 3 балла, задания 16,17,18 в 5 баллов

30-34 баллов – «5»

23-29 баллов – «4»

17-22 баллов – «3»

<17 баллов – «2»

Контрольная работа №5 по теме «Базы данных»

Вариант – 1.

1. Базы данных — это:

A) информационные модели, позволяющие в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств;

B) программные средства, позволяющие организо­вывать информацию в виде таблиц;

C) программные средства, обрабатывающие таб­личные данные;

D) программные средства, осуществляющие поиск информации.

2. Запись БД – это …

3. Ключевое поле – это …

4. Перечислите свойства полей.

5. Назовите объекты СУБД.

6. Простые фильтры – это …

7. Какие атрибуты (признаки) объекта должны быть отражены в информационной модели, описываю­щей хобби ваших одноклассников, если эта модель позволяет получить ответы на следующие вопросы:

- Каков возраст всех детей, увлекающихся компь­ютером?

- Каковы имена девочек, увлекающихся пением?

- Каковы фамилии мальчиков, увлекающихся хоккеем?

A) имя, пол, хобби;

B) фамилия, пол, хоккей, пение, возраст;

C) имя, пол, хобби, возраст;

D) имя, возраст, хобби;

E) фамилия, имя, пол, возраст, хобби?

8. Реляционная база данных задана таблицей:

 

Ф.И.О

Пол

Возраст

Клуб

Спорт

1

Панько Л.П.

жен

22

Спартак

футбол

2

Арбузов А.А.

муж

20

Динамо

лыжи

3

Жиганова П.Н.

жен

19

Ротор

футбол

4

Иванов О.Г.

муж

21

Звезда

лыжи

5

Седова О.Л.

жен

18

Спартак

биатлон

6

Багаева СИ.

жен

23

Звезда

лыжи

Какие записи будут выбраны по условию: Спорт= "лыжи" И Пол= "жен" ИЛИ Возраст<20?

A) 2, 3, 4, 5, 6; B) 3, 5, 6; C) 1, 3, 5, 6; D) 2, 3, 5, 6; Е) таких записей нет.

9.Реляционная БД задана таблицей:

 

Название

Категория

Кинотеатр

Начало сеанса

1

Буратино

х/ф

Рубин

14

2

Кортик

х/ф

Искра

12

3

Винни-Пух

м/ф

Экран

9

4

Дюймовочка

м/ф

Россия

10

5

Буратино

х/ф

Искра

14

6

Ну, погоди

м/ф

Экран

14

7

Два капитана

х/ф

Россия

16

Выбрать первичный ключ для таблицы (допуская, что в кинотеатре один зал):

A) Название+Кинотеатр;

B) Кинотеатр+Начало сеанса;

C) Название+Начало сеанса;

D) Кинотеатр;

E) Начало сеанса.

10. Структура реляционной базы данных изменяется при:

A) удалении любой записи;

B) удалении любого поля;

C) изменении любой записи;

D) добавлении записи;

E) удалении всех записей.

11. Реляционная база данных задана таблицей. Записи в таблице пронумерованы.

 

Код дистанции

Код соревнований

Дата

Время спортсмена (с)

1

101

Д02

11.12.2004

56,6

2

104

Д01

12.10.2005

37

3

102

Д02

11.12.2005

56,1

4

103

Д05

11.12.2005

242,8

5

101

Д04

13.01.2005

181,1

6

102

Д01

12.10.2005

35,45

Сформулировать условие поиска, дающее сведения о спортсменах, принимавших участие в соревнова­ниях на дистанциях с кодами Д01 и Д03 не позднее 10.12.2004.

A) Код_дистанции="Д01" и Код_дистанции= "Д03" и Дата соревнования>10.12.2004

B) (Код_дистанции="Д01" или Код_дистанции= "Д03") и Дата_соревнования>10.12.2004

C) Код_дистанции="Д01" и (Код_дистанции= "Д03" или Дата_соревнования<=10.12.2004)

D) Код_дистанции="Д01" и Код_дистанции= "Д03" и Дата_соревнования<=10.12.2004

E) (Код_дистанции="Д01" или Код_дистанции= "Д03") и Дата_соревнования<=10.12.2004

12. Дана однотабличная база данных «Автомобили­сты»:

 

Владелец

Модель

Номер

Дата регистрации

1

Левченко Н.

Волга

И537ИГ-59

15.08.2001

2

Сидоров А.

Жигули

Ф131ФП-59

14.02.2000

3

Горохов И.

Форд

Б171БП-59

27.10.2000

4

Федоров К.

Волга

И138ИП-59

20.05.2001

5

Сидоров А.

Жигули

И321ИП-59

27.10.2000

Отсортировать таблицу в порядке возрастания по двум полям: Модель+Номер.

A) 1; 4; 2; 5; 3; ; B) 3; 4; 5; 1; 2; С) 4; 1; 5; 2; 3 D) 3; 5; 2; 4; 1; Е) 2; 1; 5; 4; 3.

13. Перечислите типы связей в многотабличной БД.

Вариант – 2.

1.В реляционной БД информация организована в виде:

A) сети;

B) иерархической структуры;

C) файла;

D) дерева;

E) связанных прямоугольных таблиц.

2. Поле БД – это …

3. Перечислите типы данных, содержащихся в полях БД.

4. Приведите примеры иерархических и сетевых БД.

5. СУБД – это …

6. Сложные фильтры – это…

7. БД содержит информацию об учениках школы: фа­милия, класс, балл за тест, балл за практическое задание, общее количество баллов. Какого типа должно быть поле «Общее количество баллов»?

A) текстовое; С) числовое; Е) любого типа.

B) логическое; D) «дата/время»;

8. Реляционная база данных задана таблицей:

 

Ф.И.О

Пол

Возраст

Клуб

Спорт

1

Панько Л.П.

жен

22

Спартак

футбол

2

Арбузов А.А.

муж

20

Динамо

лыжи

3

Жиганова П.Н.

жен

19

Ротор

футбол

4

Иванов О.Г.

муж

21

Звезда

лыжи

5

Седова О.Л.

жен

18

Спартак

биатлон

6

Багаева СИ.

жен

23

Звезда

лыжи

Какие записи будут выбраны по условию: (Клуб= "Спартак" И Клуб= "Ротор") И НЕ (Пол="жен")

A) 3, 5; D) 2, 4;

B) 1, 3, 5; Е) таких записей нет.

C) 2, 3, 4, 5;

9. БД содержит информацию о собаках из клуба соба­ководства: кличка, порода, дата рождения, пол, количество медалей. Какого типа должны быть поля?

A) текстовое, текстовое, числовое, текстовое, чис­ловое;

B) текстовое, текстовое, дата/время, текстовое, числовое;

C) текстовое, текстовое, дата/время, логическое, число­вое;

D) текстовое, текстовое, числовое, логическое, чис­ловое;

E) текстовое, текстовое, дата/время, логическое, тексто­вое.

10. Реляционная БД задана таблицей:

 

Название

Категория

Кинотеатр

Начало сеанса

1

Буратино

х/ф

Рубин

14

2

Кортик

х/ф

Искра

12

3

Винни-Пух

м/ф

Экран

9

4

Дюймовочка

м/ф

Россия

10

5

Буратино

х/ф

Искра

14

6

Ну, погоди

м/ф

Экран

14

7

Два капитана

х/ф

Россия

16

В каком порядке будут идти записи, если их отсор­тировать по двум ключам: Название+Кинотеатр в порядке возрастания?

A) 1, 5, 3, 4, 7, 2, 6; D) 6, 2, 7, 4, 3, 1, 5;

B) 5, 1, 3, 7, 4, 2, 6; Е) 2, 5, 4, 7, 1, 3, 6.

C) 6, 2, 4, 7, 3, 1, 5;

11. Какие характеристики объекта «Склад» должны быть отражены в структуре реляционной базы дан­ных, если необходимо получить следующую ин­формацию:

- наименование и количество товара с истекшим сроком хранения (дата окончания срока хранения превысила текущую дату);

- наименование товара с ценой менее 70 руб.;

- наименование всех товаров на общую сумму более 2 000 руб.?

Построенная модель не должна содержать избы­точную информацию.

A) наименование, количество, цена, дата оконча­ния срока хранения, общая сумма;

B) наименование, количество, цена, дата оконча­ния срока хранения, текущая дата, общая сум­ма;

C) наименование, количество, цена, дата оконча­ния срока хранения;

D) наименование, количество, цена, дата оконча­ния срока хранения, текущая дата;

E) наименование, количество, цена, текущая дата, общая сумма.

12. Дана однотабличная база данных «Автомобили­сты»:

 

Владелец

Модель

Номер

Дата регистрации

1

Левченко Н.

Волга

И537ИГь59

15.08.2001

2

Сидоров А.

Жигули

Ф131ФП-59

14.02.2000

3

Горохов И.

Форд

Б171БП-59

27.10.2000

4

Федоров К.

Волга

И138ИП-59

20.05.2001

5

Сидоров А.

Жигули

И321ИП-59

27.10.2000

Какие записи будут удовлетворять условию отбора: Дата регистрации>13.02.2000 и Дата регистрации<28.10.2000

A) 4; B) 2; 3; 5; С) 1; 4; D) 1; Е) таких записей нет.

13. Сформулировать условие отбора, позволяющее по­лучить номера Волг и Жигулей, зарегистрирован­ных ранее 01.01.2001:

A) Модель="Волга" или Модель="Жигули" и Дата регистрации>01.01.2001

B) Модель="Волга" или Модель="Жигули" или Дата регистрации>01.01.2001

C) Модель= "Волга" и Модель="Жигули" и Дата регистрации<01.01.2001

D) (Модель="Волга" или Модель="Жигули") и Дата регистрации<01.01.2001

E) Модель="Волга" и Модель="Жигули" или Дата регистрации<01.01.2001


 

Критерии оценивания:

Задания 1-7 оцениваются в 1 балл, задания 8-10 в 2 балла, задания 11-13 в 4 баллов

22-25 баллов – «5»

17-21 баллов – «4»

12-26 баллов – «3»

<12 баллов – «2»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.