Урок «Форматирование текста» (Информатика и ИКТ, 7 класс)
Презентация к уроку на тему: Форматирование текста Автор: учитель информатики МОУ Гимназии № 1 Центрального района г. Волгограда Костюкова Татьяна Николаевна
Основные понятия прошлого урока: текстовый файл, текстовая информация, таблица кодировки, текстовый документ, текстовый редактор, текстовый процессор, редактирование, фрагмент (блок) текста, основные действия с фрагментом текста.
Форматирование текста
Форматирование текста - это оформление по каким-либо правилам различных участков текста. прямое стилевое устанавливается произвольное форматирование для отдельных участков текста с его помощью можно переформатировать сразу несколько абзацев без предварительного их выделения !
Шрифт – полный набор символов определенного начертания. Форматирование шрифта – изменение параметров введенных символов. ! !
Основные характеристики шрифтов тип начертание размер (кегль) эффекты !
Типы шрифтов: Растровые и векторные. Пропорциональные и непропорциональные. Рубленые и с серифами (засечками). !
Способы форматирования шрифтов с использованием диалогового окна с помощью Панели форматирования Алгоритм действия: Выделить фрагмент текста Вызвать диалоговое окно Шрифт Произвести необходимые установки и нажать ОК Алгоритм действия: Выделить фрагмент текста Произвести необходимые установки, используя кнопки Панели форматирования
Абзац — это группа смежных строк файла, первая из которых может начинаться отступом влево по отношению к другим строкам абзаца, нулевым отступом или отступом вправо (красная строка). Абзац всегда начинается с новой строки. Для каждого абзаца устанавливаются левая и правая границы и отступ в первой строке. Для перехода к новому абзацу требуется нажать клавишу <ENTER>. !
Строка — это произвольная последовательность символов между левой и правой границами абзаца. Символ - это наименьшая единица символьной информации. Слово — это набор символов, ограниченный пробелами или знаками препинания. ! ! !
Форматирование страниц документов Параметры страницы Ориентация Книжная Альбомная Поля Верхнее Нижнее Левое Правое !
Диалоговое окно форматирования абзацев
Основные действия при форматировании абзаца Установка абзацных отступов, интервалов перед и после абзаца.
Основные действия при форматировании абзаца Установка междустрочного интервала. Интерлиньяж — это расстояние между строками внутри абзаца. Оно измеряется в кратных долях размера шрифта. одинарный полуторный двойной Пример текста с одинарным междустрочным интервалом. Пример текста с полуторным междустрочным интервалом. Пример текста с двойным междустрочным интервалом.
Основные действия при форматировании абзаца Выравнивание абзацев. Способы выравнивания абзацев: По ширине. Оба края текста будут ровными. По центру. Каждая строчка текста будет отцентрирована относительно заданных границ абзаца. По левому краю. Левый край текста будет ровный, а правый — нет. По правому краю. Правый край текста будет ровный, а левый — нет.
Основные действия при форматировании абзаца Абзацный отступ. Определяется расстояние от края страницы до левой и правой границ абзаца
Основные действия при форматировании абзаца Отступ первой строки без отступа с отступом (красная строка) с выступом (висячая строка)
Алгоритмы форматирования абзацев Форматирование абзаца с помощью диалогового окна Выделить абзац или несколько абзацев. Вызвать диалоговое окно Абзац. Произвести необходимые установки (при этом результат установок отображается в поле Образец) и нажать кнопку ОК. Форматирование абзаца с помощью Панели форматирования Выделить абзац или несколько абзацев. Произвести необходимые установки, используя кнопки Панели форматирования и Горизонтальную координатную линейку.
Стилевое форматирование Стиль — характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Виды стилей: • стиль символа, задающий внешний вид символа; • стиль абзаца, задающий внешний вид абзаца.
Алгоритмы работы со стилями Создание стиля символов Открыть диалоговое окно Стиль. Нажать кнопку Создать. Открывается диалоговое окно Создание стиля. В раскрывающемся списке Стиль выбрать пункт Символ. В раскрывающемся списке Основан на стиле выбрать нужный стиль. Нажать кнопку Формат (становятся доступными две команды: Шрифт и Язык). Произвести необходимые установки. В поле Имя задать имя стиля. Нажать кнопку ОК для возврата в диалоговое окно Стиль. 10. Нажать кнопку Закрыть
Алгоритмы работы со стилями Создание стиля абзаца Открыть диалоговое окно Стиль. Нажать кнопку Создать. Открывается диалоговое окно Создание стиля. В раскрывающемся списке Стиль выбрать пункт Абзац. В раскрывающемся списке Основан на стиле выбрать нужный стиль. . Нажать кнопку Формат. Произвести необходимые установки, используя команды Шрифт, Абзац. В поле Имя задать имя стиля. Нажать кнопку ОК для возврата в диалоговое окно Стиль. Нажать кнопку Закрыть.
Алгоритмы работы со стилями Открыть диалоговое окно Стиль. Нажать кнопку Изменить. Открывается диалоговое окно Изменение стиля. В раскрывающемся списке Основан на стиле выбрать стиль. Нажать кнопку Формат. Произвести необходимые установки. Нажать Кнопку ОК для возврата в диалоговое окно Стиль, Нажать кнопку Закрыть. Изменения стиля
Тренировочное упражнение Определите форматирование символов и абзацев в тексте.
№ абзаца Наличие отступа (слева или справа) Выравнивание абзаца Наличие красной строки Сведения о форматирования шрифта 1 нет по центру нет заглавные буквы, полужирный 2 нет по центру нет полужирный 3 справа по ширине есть обычный, полужирный 4 слева по ширине нет обычный 5 слева по лев. краю нет курсив 6 справа, слева по прав. краю нет обычный 7 справа по ширине есть обычный, курсив 8 нет по центру нет обычный 9 нет по ширине есть обычный, подчеркн., п/ж
Динамическая пауза Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости) Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз. Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд. Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты. Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза. Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова Группа вторая (для укрепления мышц) Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз. Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз. Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз. Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз. Динамическая пауза
Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова Группа третья (для улучшения аккомодации) В этой группе упражнения выполняются из положения стоя. Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз. Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз. Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз. Динамическая пауза
Практическая работа Задание 1. Выполните форматирование символов и абзацев, используя вспомогательную таблицу.
№ абзаца Наличие отступа (слева или справа) Выравнивание абзаца Наличие красной строки Сведения о форматирования шрифта Междуст-рочный интервал Абзацные отступы 1 нет по центру нет 18, заглавные, красный цвет одинар. нет 2 нет по центру нет 18, синий цвет одинар. нет 3 справа, 3 см по ширине нет 14, курс., обыч. одинар. нет 4 слева, 2 см по ширине да, 1 см 14, п/ж, обыч. одинар. нет 5 слева, 2 см, справа, 1 см по центру нет 14, обычный, зеленый 1,5 строки 6 пт, до и после 6 нет по лев. кр. да, 1 см п/ж, обычный 1,5 строки 6 пт, до и после 7 нет по прав. кр. да, 1 см курсив, подчеркнутый, обычный двойной нет 8 нет по ширине нет курсив п/ж двойной нет
Практическая работа Задание 2. Определите форматирование символов и абзацев, заполните таблицу и отформатируйте данный текст самостоятельно.
№ абзаца Наличие отступа (слева или справа) Выравнивание абзаца Наличие красной строки Сведения о форматирования шрифта Междуст-рочный интервал Абзацные отступы 1 нет по центру нет 20, красный, п/ж, заглав. одинар. нет 2 нет по центру нет 20, красный, полужирный одинар. нет 3 слева, 4 см по ширине нет 16, п/ж, обыч. 1,5 строки 6 пт 4 слева, 1 см, справа, 1 см по ширине нет 14, п/ж, курсив, обыч., синий 1,5 строки 6 пт 5 справа, 3 см по центру нет 14, п/ж, обыч. одинар. нет 6 слева, 3 см по ширине нет 14, зеленый, курсив, обыч. двойной 6 пт 7 нет по лев. краю да, 1 см 13, п/ж, обыч. одинар. 12 пт 8 справа, 4 см по прав. кр да, 1 см 13, красный, курсив, обыч. двойной 12 пт 9 слева, 4 см, справа, 4 см по ширине да, 1 см 14, п/ж, курсив, обычный 1,5 строки 12 пт
Оценка за практическую работу Количество верно оформленных абзацев Оценка 17 5 13 - 16 4 6 - 12 3
Домашнее задание Выучить лекционный материал Учебник Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 7», форматирование текста !
Подведение итогов. Ответьте выборочно на 2-3 из предложенных вопросов: сегодня я узнал у меня получилось у меня возникли трудности я выполнял задания я научился теперь я могу !
Спасибо за внимание!