Урок «Форматирование текста» (Информатика и ИКТ, 7 класс)

2
0
Материал опубликован 22 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

 

Тема

Форматирование текста

Тип урока

Урок открытия и обретения новых знаний, умений и навыков

Цель

познакомить учащихся с основными понятиями «форматирование», «абзац», «слово» и показать алгоритмы основных действий при формировании текста

Задачи

Образовательные: – познакомить учащихся с основными понятиями, научить форматировать текст по заданным характеристикам.

Развивающие: продолжить развитие внимания и мышления; формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, самоконтроля и интереса к предмету.

Воспитательные: продолжить воспитывать информационную культуру, навыки учебного труда и ответственного отношения к предмету.

УУД

Личностные УУД: развить положительное отношение к предмету, помощь в осознании трудностей и их преодолении, проявлении эмоционально-ценностного отношения к проблеме.

Регулятивные УУД: научить ставить цель урока на основе того, что усвоено и того, что еще неизвестно, следовать по предложенному учителем плану, оценивать и корректировать свою работу по результатам деятельности

Познавательные УУД: научить перерабатывать информацию, обобщать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: продолжить формирование умений формулировать свою мысль в устной речи, слушать мнение других, умения договариваться и вести дискуссию.

Планируемые результаты

Предметные: умение работать с текстовым редактором, форматировать текст по образцу

Метапредметные: использование средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач

Личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

Основные понятия

шрифт, форматирование шрифта, абзац, строка, символ, слово, стиль текста

Оборудование, ресурсное обеспечение урока

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;

персональные компьютеры учащихся с установленной программой Open Office.org Writer.

Электронные образовательные ресурсы

презентация/data/files/w1511368489.ppt (Презентация по теме Форматирование текста)

Дополнительные ресурсы:

файлы – заготовки/data/files/j1511368522.docx (файл 1. 4 декабря)/data/files/s1511368549.docx (файл 2. 13 декабря) и шаблоны к практической работе/data/files/h1511368576.pdf (шаблон 1. 4 декабря) /data/files/p1511368597.pdf (шаблон 2. 13 сентября), раздаточный материал с практической работой «Форматирование текста»/data/files/p1511368632.docx (Практическая работа "Форматирование текста") и рефлексией урока/data/files/s1511368648.docx (Рефлексия)

 

этап урока

задачи этапа

деятельность учителя

деятельность ученика

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

организационный этап

Создание климата на уроке, благоприятного для успешной работы. Подготовка класса к работе.

Приветствует учащихся, проводит проверку готовности к уроку, способствует формированию положительного эмоционального фона

Приветствуют учителя, занимают свои рабочие места.

 

прогнозирование своей учебной деятельности

умение вступать в диалог и слушать

умение выделять нравственный аспект поведения

2

мотивация к учебной деятельности

Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала. Формирование познавательных мотивов

Вступительное слово учителя. Задает вопросы по изученному на предыдущих уроках материалу.

Проверяет знание основных понятий текстового файла, информации, редактора, процессора, таблицы кодировки, редактирования, фрагмента текста, действий с фрагментом текста.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

умение находить ответы на вопросы

следование по предложенному учителем плану

умение формулировать свою мысль в устной речи

развитие диалогической речи

3

постановка цели, задачи

Вовлечение в учебную деятельность

Учитель предлагает пример оформленных текстов и спрашивает зачем нужно оформление текста, какие варианты оформления текста они знают. Определяет тему и цель урока.

Структурируют информацию. Предлагают учителю возможные цели и темы урока

поиск и выделение необходимой информации

целеполагание, постановка цели учебной задачи

умение вступать в диалог, слушать

смыслообразование

4

усвоение новых знаний

Обеспечение осмысления и восприятия первичного запоминания данной темы

Объясняет и формулирует новые понятия:

форматирование текста и виды форматирование,
шрифт и формирование шрифта,
абзац, строка, символ, слово,
стили и виды стилей.

Приводит примеры различий шрифта по их характеристикам и типам, рассказывает о способах форматирования шрифтов. Показывает основные действия при форматировании абзаца и чем отличается каждая характеристика оформления абзаца. Знакомит учащихся с алгоритмами работы со стилями.

Делают записи в тетради, приводят примеры своей работы с текстом по его форматированию, работе с символами и абзацами, установка параметром страницы.

извлечение нужной информации из прослушанного и увиденного материала

планирование своей деятельности и работы для решения поставленной задачи, коррекция и контроль полученного результата

развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, возможности самому осуществлять свою деятельности в обучении

развитие диалогической речи

5

первичное закрепление материала

Установление правильности и осознанности изученного материала. Коррекция выявленных пробелов, при изучении темы, закрепление действий необходимых для самостоятельной работы по изученному материалу

Предлагает учащимся определить формирование текста. Указать наличие отступа справа и слева, выравнивание абзаца, наличие красной строки, сведения о форматировании шрифта.

Учащиеся участвуют определяют форматированию каждого абзаца, заполняют предложенную таблицу. Аргументируют свою точку зрения. Отвечают на вопросы учителя.

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ объектов

выделение и осознание того, что уже пройдено.

коллективное обсуждение проблем, умение вступать в диалог, слушать учителя и других учеников.

ориентация в межличностых отношениях

6

динамическая пауза

Физкультурная минутка, гимнастика для глаз

Предлагает вниманию учащихся три группы упражнений гимнастики для глаз по методике Э. С. Аветисова

Выполняют упражнения для глаз, снятия напряжения и утомления

     

развитие установки здорового и безопасного образа жизни

7

закрепление пройденного материала

Организация деятельности по применению новых знаний

Предлагает учащимся практическую по форматированию текста, с указанием форматирования и с форматированием по образцу.

Самостоятельно выполняют практическое задание, используя раздаточный материал и помощь учителя.

умение находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

умение формулировать свою мысль в устной речи

осознание своей деятельности, трудностей и их преодоление

8

оценка работы

Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся

Проверяет результаты выполнения практической работы, анализирует полученные ответы учащихся. Помогает учащимся определиться с оценкой по результатам работы

Проверяют и анализируют результаты своей деятельности. Ставят оценку себе за урок

умение перерабатывать информацию

коррекция полученного результата, саморегуляция и самоанализ для повышения мотивации в учебной деятельности

умение слушать и вступать в диалог

осознание себя в процессе деятельности, формирование положительной мотивации к учебной деятельности

9

постановка домашнего задания

Постановка домашнего задания

Показывает на слайде домашнее задание, при необходимости комментирует его

Учащиеся записывают домашнее задание

   

умение слушать учителя

 

10

рефлексия урока, подведение итогов урока

Подведение итогов урока. Проведение рефлексии

Подводит итог урока, достижение целей урока. Выставляет оценки и благодарит за урок, предлагает учащимся заполнить лист рефлексии урока.

Слушают учителя, анализируют свою деятельность на уроке, заполняют листы рефлексии урока.

оценка процесса и результата деятельности

достижение поставленной цели, оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

подведение итогов совместной деятельности

осознание себя в процессе деятельности, формирование положительной учебной мотивации

Предварительный просмотр презентации

Презентация к уроку на тему: Форматирование текста Автор: учитель информатики МОУ Гимназии № 1 Центрального района г. Волгограда Костюкова Татьяна Николаевна

Основные понятия прошлого урока: текстовый файл, текстовая информация, таблица кодировки, текстовый документ, текстовый редактор, текстовый процессор, редактирование, фрагмент (блок) текста, основные действия с фрагментом текста.

Форматирование текста

Форматирование текста - это оформление по каким-либо правилам различных участков текста. прямое стилевое устанавливается произвольное форматирование для отдельных участков текста с его помощью можно переформатировать сразу несколько абзацев без предварительного их выделения !

Шрифт – полный набор символов определенного начертания. Форматирование шрифта – изменение параметров введенных символов. ! !

Основные характеристики шрифтов тип начертание размер (кегль) эффекты !

Типы шрифтов: Растровые и векторные. Пропорциональные и непропорциональные. Рубленые и с серифами (засечками). !

Способы форматирования шрифтов с использованием диалогового окна с помощью Панели форматирования Алгоритм действия: Выделить фрагмент текста Вызвать диалоговое окно Шрифт Произвести необходимые установки и нажать ОК Алгоритм действия: Выделить фрагмент текста Произвести необходимые установки, используя кнопки Панели форматирования

Абзац — это группа смежных строк файла, первая из которых может начинаться отступом влево по отношению к другим строкам абзаца, нулевым отступом или отступом вправо (красная строка). Абзац всегда начинается с новой строки. Для каждого абзаца устанавливаются левая и правая границы и отступ в первой строке. Для перехода к новому абзацу требуется нажать клавишу <ENTER>. !

Строка — это произвольная последовательность символов между левой и правой границами абзаца. Символ - это наименьшая единица символьной информации. Слово — это набор символов, ограниченный пробелами или знаками препинания. ! ! !

Форматирование страниц документов Параметры страницы Ориентация Книжная Альбомная Поля Верхнее Нижнее Левое Правое !

Диалоговое окно форматирования абзацев

Основные действия при форматировании абзаца Установка абзацных отступов, интервалов перед и после абзаца.

Основные действия при форматировании абзаца Установка междустрочного интервала. Интерлиньяж — это расстояние между строками внутри абзаца. Оно измеряется в кратных долях размера шрифта. одинарный полуторный двойной Пример текста с одинарным междустрочным интервалом. Пример текста с полуторным междустрочным интервалом. Пример текста с двойным междустрочным интервалом.

Основные действия при форматировании абзаца Выравнивание абзацев. Способы выравнивания абзацев: По ширине. Оба края текста будут ровными. По центру. Каждая строчка текста будет отцентрирована относительно заданных границ абзаца. По левому краю. Левый край текста будет ровный, а правый — нет. По правому краю. Правый край текста будет ровный, а левый — нет.

Основные действия при форматировании абзаца Абзацный отступ. Определяется расстояние от края страницы до левой и правой границ абзаца

Основные действия при форматировании абзаца Отступ первой строки без отступа с отступом (красная строка) с выступом (висячая строка)

Алгоритмы форматирования абзацев Форматирование абзаца с помощью диалогового окна Выделить абзац или несколько абзацев. Вызвать диалоговое окно Абзац. Произвести необходимые установки (при этом результат установок отображается в поле Образец) и нажать кнопку ОК. Форматирование абзаца с помощью Панели форматирования Выделить абзац или несколько абзацев. Произвести необходимые установки, используя кнопки Панели форматирования и Горизонтальную координатную линейку.

Стилевое форматирование Стиль — характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Виды стилей: • стиль символа, задающий внешний вид символа; • стиль абзаца, задающий внешний вид абзаца.

Алгоритмы работы со стилями Создание стиля символов Открыть диалоговое окно Стиль. Нажать кнопку Создать. Открывается диалоговое окно Создание стиля. В раскрывающемся списке Стиль выбрать пункт Символ. В раскрывающемся списке Основан на стиле выбрать нужный стиль. Нажать кнопку Формат (становятся доступными две команды: Шрифт и Язык). Произвести необходимые установки. В поле Имя задать имя стиля. Нажать кнопку ОК для возврата в диалоговое окно Стиль. 10. Нажать кнопку Закрыть

Алгоритмы работы со стилями Создание стиля абзаца Открыть диалоговое окно Стиль. Нажать кнопку Создать. Открывается диалоговое окно Создание стиля. В раскрывающемся списке Стиль выбрать пункт Абзац. В раскрывающемся списке Основан на стиле выбрать нужный стиль. . Нажать кнопку Формат. Произвести необходимые установки, используя команды Шрифт, Абзац. В поле Имя задать имя стиля. Нажать кнопку ОК для возврата в диалоговое окно Стиль. Нажать кнопку Закрыть.

Алгоритмы работы со стилями Открыть диалоговое окно Стиль. Нажать кнопку Изменить. Открывается диалоговое окно Изменение стиля. В раскрывающемся списке Основан на стиле выбрать стиль. Нажать кнопку Формат. Произвести необходимые установки. Нажать Кнопку ОК для возврата в диалоговое окно Стиль, Нажать кнопку Закрыть. Изменения стиля

Тренировочное упражнение Определите форматирование символов и абзацев в тексте.

№ абза­ца Наличие отступа (слева или справа) Выравнива­ние абзаца Наличие крас­ной строки Сведения о форматирова­ния шрифта 1 нет по центру нет заглавные буквы, полужирный 2 нет по центру нет полужирный 3 справа по ширине есть обычный, полужирный 4 слева по ширине нет обычный 5 слева по лев. краю нет курсив 6 справа, слева по прав. краю нет обычный 7 справа по ширине есть обычный, курсив 8 нет по центру нет обычный 9 нет по ширине есть обычный, подчеркн., п/ж

Динамическая пауза Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости) Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз. Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд. Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты. Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза. Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова Группа вторая (для укрепления мышц) Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз. Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз. Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз. Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз. Динамическая пауза

Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова Группа третья (для улучшения аккомодации) В этой группе упражнения выполняются из положения стоя. Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз. Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз. Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз. Динамическая пауза

Практическая работа Задание 1. Выполните форматирование символов и абзацев, используя вспомогательную таблицу.

№ абза­ца Наличие отступа (слева или справа) Выравнива­ние абзаца Наличие крас­ной строки Сведения о форматирова­ния шрифта Междуст-рочный интервал Абзацные отступы 1 нет по центру нет 18, заглавные, красный цвет одинар. нет 2 нет по центру нет 18, синий цвет одинар. нет 3 справа, 3 см по ширине нет 14, курс., обыч. одинар. нет 4 слева, 2 см по ширине да, 1 см 14, п/ж, обыч. одинар. нет 5 слева, 2 см, справа, 1 см по центру нет 14, обычный, зеленый 1,5 строки 6 пт, до и после 6 нет по лев. кр. да, 1 см п/ж, обычный 1,5 строки 6 пт, до и после 7 нет по прав. кр. да, 1 см курсив, подчеркнутый, обычный двойной нет 8 нет по ширине нет курсив п/ж двойной нет

Практическая работа Задание 2. Определите форматирование символов и абзацев, заполните таблицу и отформатируйте данный текст самостоятельно.

№ абза­ца Наличие отступа (слева или справа) Выравнива­ние абзаца Наличие крас­ной строки Сведения о форматирова­ния шрифта Междуст-рочный интервал Абзацные отступы 1 нет по центру нет 20, красный, п/ж, заглав. одинар. нет 2 нет по центру нет 20, красный, полужирный одинар. нет 3 слева, 4 см по ширине нет 16, п/ж, обыч. 1,5 строки 6 пт 4 слева, 1 см, справа, 1 см по ширине нет 14, п/ж, курсив, обыч., синий 1,5 строки 6 пт 5 справа, 3 см по центру нет 14, п/ж, обыч. одинар. нет 6 слева, 3 см по ширине нет 14, зеленый, курсив, обыч. двойной 6 пт 7 нет по лев. краю да, 1 см 13, п/ж, обыч. одинар. 12 пт 8 справа, 4 см по прав. кр да, 1 см 13, красный, курсив, обыч. двойной 12 пт 9 слева, 4 см, справа, 4 см по ширине да, 1 см 14, п/ж, курсив, обычный 1,5 строки 12 пт

Оценка за практическую работу Количество верно оформленных абзацев Оценка 17 5 13 - 16 4 6 - 12 3

Домашнее задание Выучить лекционный материал Учебник Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 7», форматирование текста !

Подведение итогов. Ответьте выборочно на 2-3 из предложенных вопросов: сегодня я узнал у меня получилось у меня возникли трудности я выполнял задания я научился теперь я могу !

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.