Статья «Использование ИКТ для формирования информационной компетенции в рамках школьного образования»

2
0
Материал опубликован 8 October 2017

10

Блажко Наталья Николаевна

Учитель биологии и химии

Тема работы:

Использование ИКТ для формирования информационной компетенции

в рамках школьного образования

Смоленск

Использование ИКТ для формирования информационной компетенции

в рамках школьного образования

Резюме: в работе обсуждается проблема формирования информационной компетенции обучающихся общеобразовательных учреждениях при изучении химии и возможность применения для этих целей различных информационно-коммуникативных технологий.

Ключевые слова: информационная компетенция, химия, биология, информационн0-коммуникативные технологии.

Современный выпускник школы должен владеть не только динамическим набором знаний, умений, навыков, но и моделью поведения и личностных качеств, которые позволят ему поступить в престижный университет, по окончании которого, стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться[3]. Поэтому важным условием повышения качества образования является использование компетентностного подхода.

"Компетентностный подход» заключается в направленности процесса обучения на формирование и развитие базовых и предметных компетентностей личности, связанный с личностно-ориентированным подходом к образованию, так как данный подход касается личности обучающихся и может быть реализован и проверен только в процессе выполнения определенного комплекса действий[9]. Понятие «компетенция» в контексте компетентностного подхода имеет свою историю внедрения в образовательный процесс. Условно можно выделить три этапа становления подхода в образовании: первый этап (1960—1970 гг.) - характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция» и созданием предпосылок разграничения понятий компетенция - компетентность. Второй этап (1970-1990 гг.)- развернутое определение компетенции в работе Дж. Равена: «Компетенция состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга. Некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной. Эти компоненты могут дополнять и заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения»[15]. Третий этап (90-е годы) – определился с появлением в материалах ЮНЕСКО определенного перечня компетенций, который уже должен рассматриваться как конечный результат образования. В своей работе И.А. Зимняя утверждает, что: «хотя само понятие компетенция, входя в ряд таких понятий как умения, компетентность, компетенция, способность, мастерство, содержательно до сих пор точно не определено, тем не менее, все исследователи соглашаются с тем, что понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как …», чем к полю «знаю, что …» [6]. Другими словами, основанный на компетенции подход, прежде всего, подчеркивает практическую, действенную сторону образовательного процесса. Подход, основанный на понятии «компетентность», которое включает собственно личностные (мотивация, качественные, мотивационно-волевые и др.) качества, определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования[16]. Идеи модернизации образования на компетентностной основе в настоящее время активно обсуждаются и разрабатываются. По мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова: «природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта»[2]. При этом необходимо обратить внимание на трактовку И.А.Зимней структуры компетентности, согласно которой: а) компетентность шире знаний и умений, она включает их в себя; б) компетентность включает эмоционально-волевую регуляцию ее поведенческого проявления; в) содержание компетентности значимо для субъекта ее реализации и г) являясь активным проявлением человека в его деятельности, поведении, компетентность характеризуется мобилизационной готовностью как возможностью ее реализации в любой требующей этого ситуации[6]. Наиболее комплексная классификация компетенций, предложенная И.А. Зимней выделяет три группы:

1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;

2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды;

3) компетенции, относящиеся к деятельности человека[7].

В частности третья группа включает компетенции: деятельности; познавательной деятельности; информационных технологий. В своей работе А. В.Хуторской выделяет 7 основных компетенций: ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; информационная; коммуникативная; социально-трудовая; личностного самосовершенствования» [20;21].

Одним из важнейших преобразований, определяющих основные направления модернизации российского образования, является введения федерального образовательного стандарта основного общего образования, главная цель которого заключается в создании условий, позволяющих решить важную задачу – повышение качества образования и достижение новых образовательных результатов.

Современный урок – урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором нашли отражение запросы и потребности семьи, общества и государства. Это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). В новых стандартах сформулированы требования к учителю:

- это профессионал;

- это учитель, применяющий развивающие технологии;

- это учитель, обладающий информационной компетентностью.

Информационная компетенция - это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Основой для формирования высокого уровня информационной компетенции обучающихся является "информационная грамотность" и "информационная культура". «Информационная грамотность» включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств обучающегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Под «информационной культурой» понимают умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы[19].

В структуре "информационной компетенции" можно выделить следующие компоненты: когнитивный - отражает процессы переработки информации на основе когнитивных актов (анализ поступающей информации); ценностно-мотивационный - характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе; технико-технологический - отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; коммуникативный - отражает знание, понимание, применение языков (естественных, формальных); рефлексивный - заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в самореализации.

Информационная компетенция в образовательном процессе выполняет функции различного направления: познавательную, коммуникативную, адаптивную, оценочную (информативная), интерактивную, которые взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс в целостной системе знаний обучающихся. Информационно-коммуникативные технологии повышают эффективность самостоятельной работы обучающихся, дают новые возможности для выявления творческих способностей, позволяют разнообразить методы, используемые на занятиях, экономично использовать урочное время, увеличить объем преподаваемого учителем материала [10].

Процесс формирования информационной компетенции связан с формированием четырех групп умений: поиск информации, обработка информации, представление информации и передача информации. Каждая группа умений имеет определенный компетентностный состав и личностную значимость для обучающихся, позволяющие не только развить умение работать с различными источниками информации, уметь качественно и доступно ее переработать, но и научиться оперировать полученной информацией в разговоре, участвовать в дискуссиях и отстаивать свою точку зрения. На основе анализа современной методической литературы, нормативных документов, касающихся развития сферы образования можно утверждать, что формирование и повышение уровня информационной компетенции учащихся в процессе изучения химии в школах имеет большое значение, особенно для учащихся, которые готовятся к поступлению в вузы для получения химического образования.

В настоящее время среди информационно-коммуникативных технологий, для применения в общеобразовательных учреждениях, можно выделить несколько форм:

1.Готовые электронные продукты, позволяющие интенсифицировать деятельность учителя, позволяющие повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, воплотив в жизнь принцип наглядности (на примере виртуальной химической лаборатории, разработанной для обучающихся 8-11 классов, программ визуализации по биологии 6-11 класс).

2. Мультимедийные презентации, позволяющие представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией с определенной последовательностью и взаимосвязью.

3. Ресурсы сети Интернет и электронные библиотеки, позволяют получить учебно-значимую информацию, позволяя обучающимся приобрести навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

4. Интерактивная доска, на которой можно видеть большие цветные изображения, схемы, диаграммы и процессами, которыми можно манипулировать.

5. Компьютерное оборудование для дистанционного обучения (чат-занятия, веб-занятия, телеконференции, телеприсутствие).

Медиаобразование в методической системе учителя можно определить как использование методических приемов работы с учебной и внеурочной информацией с целью обучения химии и биологии, а так же формирование критического отношения к получаемой информации – как учебной, так и внеурочной. Интеграция медиа-образования в химическое и биологическое образование обеспечивает целесообразное сочетание внимания учителя к фактологической основе предмета с развитием критического мышления обучающихся[14].

Главной отличительной чертой использования информационных технологий в изучении химии и биологии является перераспределение информации на уроке. Диалог учитель-обучающийся сопровождается цифровым образовательным ресурсом, выступающим в роли третьего участника учебного процесса. При этом обучающиеся превращаются в активных участников образовательного процесса, что приводит к значительному повышению их мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Главная цель применения информационно-коммуникативных технологий в изучении химии и биологии, это повышение информативности, наглядности, привлекательности. Они формируют и развивают у них умение работать с научной информацией, тем самым повышает уровень информационной компетенции в сфере химического и биологического образования. Например, добавление к использованию видеофрагментов компьютерного моделирования процесса или явления позволяет сфокусировать внимание обучающихся на главном, создавая ощущение вхождения внутрь системы, а использование виртуальных лабораторий облегчает понимание сути биологических процессов и химических реакций [1].

В заключение можно сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий при формирование информационной компетенции у обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса, особенно в сферах химического и биологического образования [22].

Литература.

Акуленко В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст] / В.Л.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29 − 30 июня 2004., г. Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант". − 2004. − С. 344-346.

Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. № 10. 2003. − С. 8-14.

Гринченко Е.Л. Анализ состояния проблемы самосовершенствования студентов медицинского вуза в свете компетентностного подхода [Текст] / Е.Л. Гринченко // Актуальные проблемы современной науки. − 2012. − № 1 (63). − С. 48-51.

Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения [Текст] / А. В. Дворецкая // Школьные технологии. − 2004. №3. − С. 187-188.

Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. – М.: ООО «Издательство Асртель». − 2004. – 78 с.

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя // Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». − М.: Исследова­тельский центр проблем качества подготовки специалистов. − 2004. − 42 с.

Зимняя И.А. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования» [Текст] / И.А. Зимняя // Интернет-журнал "Эйдос" . − 2005. – № 5. – С. 34-42. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова под. ред. Д.Ш. Матроса // Информатизация среднего общего образования: Научно – методическое пособие. − М.: Педагогическое общество России. − 2004. − 384 с.

Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» [Текст] // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования. − 2008. − 96 с.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001. № 1756 − р.

Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. − 2004. − № 5. − С. 3-12.

Методические рекомендации. Использование информационных технологий и дистанционного обучения в образовательном процессе [Текст] / Сост.: Кочегарова Л.В., И.Е.Борисович, Гурова О.В. − Ю.− С., издательство СОИПиПКК. − 2006.120 с.

Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика [Текст] / А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов и [др.] // Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. − М.: Школа-Пресс. − 1997. − 512 с.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров // Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С.Полат. – М.: ИЦ «Академия». − 2002. − 272 с.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / пер. с англ. /Дж. Равен. − М.: Когито-Центр. − 2002. − 396 с.

Сахарова Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Текст] / Н. С. Сахарова // Вестник ОГУ. − 1999. − № 3. − С. 51-58.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Текст] / Г.К. Селевко // Серия «Энциклопедия образовательных технологий». − М.: НИИ школьных технологий. − 2005. − 208 с.

Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст] // Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Минобразования. − 2001. − 72 с.

Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Текст] / С.В. Тришина // Интернет-журнал «Эйдос». − 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal /2004/0622-09.htm.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст] / А.В. Хуторской // Доклад на отделении философии об­разования и теории педагогики РАО 23 апреля. − 2002. − Центр «Эйдос». [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. − М.: ИОСО РАО. − 2002. − С. 135-157.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И.Щукина // Академия педагогических наук СССР. − М.: Педагогика. − 1988. − 234 с.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации