Статья «Использование цифровой фотографии в процессе изучения предмета "Информатика и ИКТ"»

5
4
Материал опубликован 27 June 2018 в группе

  Методическая копилка учителя информатики.

И.Г.Костарева

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесосибирский кадетский корпус», Российская Федерация

teaching@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Компьютерная графика имеет огромный потенциал для облегчения процесса познания и творчества. Практический опыт выполнение заданий с фотографиями в процессе изучения компьютерной графики с учениками различных возрастов,  выявляет возрастание интереса обучающихся к смежным, не имеющим отношения к цифровым технологиям, дисциплинам. А также вырабатывается практический навык работы с фотоизображением, который можно использовать в любых условиях.

Ключевые слова: графика, фотография, фотографика, информатика, изучение, редактирование, фотоквилтинг, Borderlands.

 Введение

Применение  информационных  технологий  в  работе  с  кадетами  среднего и старшего  школьного  возраста  в  настоящее  время  находится  в стадии разработки,  а  внедрение  новых технологий обусловлено  необходимостью  значительных  перемен  в  системе   общего  образования  в  соответствии  с  новым  федеральным  законом  «Об  образовании  в  Российской  Федерации».  Проблема, над которой я работаю в течение нескольких лет и имею устойчивые положительные результаты: «Реализация интегрирующей функции предмета информатика средствами инновационных методов обучения», в частности одним из методов является создание проектов на основе использования цифровой фотографии в процессе изучения предмета информатика и ИКТ.

Актуальность данной темы обусловлена требованием  постоянного совершенствования методов и способов использования компьютерной техники в обучении технологиям и приемам обработки графического рисунка (фотографии) средствами редакторов, изучаемых в школе. А также возможность использования фотографий для изучения возможностей графического редактора.

Особенностью современного этапа развития общества является стремительное увеличение потоков информации, совершенствование информационных технологий и компьютерной техники. Одним из инновационных методов обучения является метод проектов, который реализуется с использованием современных информационных технологий.

Актуальность проблемы формирования особых художественных и технических знаний и умений кадет обусловлена введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. От цели усвоения конкретных предметных умений в рамках отдельных учебных дисциплин общее образование переходит к цели развития личностных, познавательных умений кадет, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию. В условиях информационного общества, когда знания в мире стремительно устаревают, необходимо не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить их приобретать самостоятельно и уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач.

Компьютерная графика – это раздел информатики, занимающийся проблемами создания и обработки на компьютере графических изображений.

Более 90% информации здоровый человек получает через зрение или ассоциирует с геометрическими пространственными представлениями. Компьютерная графика имеет огромный потенциал для облегчения процесса познания и творчества, она позволяет развивать у обучающихся пространственное воображение, практическое понимание, художественный вкус. Понятие «компьютерная графика» очень часто трактуется по-разному. Из одних источников компьютерная графика – это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере. Из других – компьютерная графика – это новая отрасль знаний, которая, с одной стороны, представляет комплекс аппаратных и программных средств, используемых для формирования, преобразования и выдачи информации в визуальной форме на средства отображения компьютера.

По мнению художника Максима Викторовича Кудерского, члена Союза художников России, компьютерная графика – это вид искусства. Причем по творческим затратам, как он считает, создание произведения искусства средствами компьютерной графики даже более трудоемкое дело, чем обычная работа живописца.

Успешность обучения зависит от уровня владения умениями планировать, организовывать и контролировать собственные учебные действия.

 Основная часть

Педагогическое осмысление проблемы развития познавательной активности на уроках информатики и ИКТ позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательной активности учащихся:

между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности;

между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета;

между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.

Разрешение этих противоречий наиболее удачно проходит при изучении линии «Основы компьютерной графики».

Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры, но и школьники.

Появление цифровой фотографии дало старт развитию обработки изображений на новом, невиданном до этого уровне. Нельзя сказать, что до появления «цифры» не было фотообработки. Это, конечно, не так. Ретушь появилась почти одновременно с самой фотографией. Ретушировались снимки для газет и журналов, фотопортреты и т. п. Все это делалось вручную с помощью пера или кисточки, качество же порой оставляло желать лучшего.  Сейчас же с помощью научно-технического прогресса нам предоставлены поистине неограниченные возможности по изменению и улучшению фотоснимков, а также использовать средства ПК для монтажа и правки фотоснимков.

При изучении графического редактора, возможно, использовать цифровые фотографии, сделанные самими ребятами. Какими бы ни были цифровые фотографии на вашей карте памяти, они практически всегда будут нуждаться в компьютерной обработке. Основная задача цифрового фото вовсе не в том, чтобы сэкономить деньги на пленке, гораздо более важное преимущество цифры в предпечатной обработке изображений на компьютере. И, лишая себя удовольствия улучшить свои работы средствами графического редактора, мы лишаем себя практически половины творческого процесса в цифровой фотографии.

Практический опыт выполнение заданий с фотографиями в процессе изучения компьютерной графики с учениками различных возрастов,  выявляет возрастание интереса обучающихся к смежным, не имеющим отношения к цифровым технологиям, дисциплинам. А также вырабатывается практический навык работы с фотоизображением, который можно использовать в домашних условиях.

Разбудить в человеке творца можно только с помощью глубоко личностной мотивации. Одним из таких, мобилизующих факторов следует считать личный интерес  и здоровое любопытство, что так свойственно подрастающему поколению. Первое знакомство учеников с результатами своей работы в программах компьютерной графики с собственными фотографиями имеет решающее воздействие на построение всего учебного процесса. Требуется пробудить в человеке неподдельный интерес, убедить в возможности собственных способностей. Доказать лёгкость и доступность компьютерных графических технологий для каждого.  Зародить в человеке мысль о вероятности достижений ещё более высоких результатов. «Поступки – плоды помыслов. Были разумны помыслы – будут хороши поступки». (Б. Грасиани).

Компьютерная программа любой сложности, прежде всего, инструмент в руках творца – человека. Только знания и умения пользователя одушевляют, придают неповторимость результатам работы в любой программе.

На наших занятиях кадеты разных возрастов, на собственных, заранее выполненных фотографиях, выполняют работы в разных техниках.

5 – 6 класс: Логическая разминка - «Узнай друга». Работа проводится в форме скоростной «сборки» фотографии с целью первым узнать в изображении друга. В работе часто используются хитрые «ловушки» - детали могут быть повернуты на угол, отображены слева направо, кадет может быть из старших классов, на изображении может быть сотрудник корпуса…Для каждой группы каждый год изображения меняются.

В процессе изучения инструментов графического редактора (пипетки, распылителя, палитры, особенностей выделения) проводится работа по срисовыванию с фотографии, а так же дорисовыванию фотографий (Приложение 1). В 5 классе задания выполняются в программе Paint, в 6 классе - в программе Paint.net.

В 7 классе кадеты изучают основы сборки изображений из разных источников – это открытки, баннеры, плакаты. (Приложение 2). Данные работы становятся участниками различных конкурсов и фестивалей.

Серия работ «С чистого листа» может быть использована в любом возрасте средней и старшей школы (Приложение 3).

Делаем снимок белого листа бумаги на любом фоне – желательно улицы.

Используя возможности графического редактора, «додумываем» композицию, дорисовываем.

Используем технику при изучении тем «Пипетка», «Распылитель», «Карандаш», «Линия», «Палитра»….

Данного рода работы также принимали участие в конкурсах уровня края, России, а в 2013 году - во Всероссийском фестивале творчества кадет «Юные таланты Отчизны» и стали Победителями. Кадеты были награждены путевками в Москву и во Всероссийский детский центр «Орленок».

В 9 классе с целью изучения и автоматизации деятельности двумя руками проводится зачетная работа, которая называется «Компьютерный квилтинг» - техника рассчитана на параллельно-последовательную работу мышкой и использование определенных комбинаций клавиш (Приложение 4).

Еще одна интересная технология, которая используется в нашем корпусе - «Borderlands» (Приложение 5) - между рисунком и фотографией» - Берется любая фотография и средствами редактора, дорисовывается что-то свое. Технику используем на уроках изучения кистей, карандаша и Палитры в 5-6 классах, а с целью изучения технологии срисовывания – в старших классах.

В качестве зачетных работ в старшем звене мы рисуем себя. Это технология срисовывания принесла нам немало удивительных работ – выпускники дарят целые альбомы о себе и своих друзьях. Работы выставляются на различных выставках уровня города, края, России, принимают участие в конкурсах (Приложение 6).

В 9 классе одним из самых удивительных проектов стал проект «Машина времени». Этот проект соединил картины художников 18-19 веков с фотографии современных детей. В данном проекте кадеты учатся правильно позировать, при обработке - работать со слоями, изучают эффекты обработки слоев и т.д. Кроме этого, кадеты изучают выбранную репродукцию, кто ее написал, знакомятся с творчеством художников и т.д. (Приложение 7).

На уроках информатики и ИКТ в корпусе создаются условия для анализа своих возможностей и техник (алгоритмов) выполнения поставленной учителем задачи. Кадеты изучают технические приёмы и методы достижения наилучших результатов. Оценивают свои работы и работы своих одноклассников. А также, подготавливают собственные фоны для работы во внеурочное время и самостоятельно (фотографии). Вся эта учебная работа, в развлекательной форме компьютерной игры,  оттачивает  знания и умения обучающихся, полученные на занятиях по информатике и ИКТ, придаёт им практический смысл. «То, что мы делаем, меняет нас больше, чем то, что делают с нами». (Шарлота Перкинс Гилман).

Основная задача преподавателя может считаться выполненной, когда ученики становятся способными находить новые знания и решения без указания старших.

Только интерес и любопытство, союзники обучения. Любая компьютерная игра  может рассматриваться как облегчённый заменитель, реальных проблем жизни. Именно потому так часто дети становятся компьютерными игроманами.

При умелом руководстве, занятия компьютерной графикой могут выступать в качестве альтернативы игре, а в итоге и отучению от игр. По опыту преподавания можно отметить, что страсть к играм  трансформируется в желание работать в компьютерных программах соответствующих вкусам и наклонностям человека. Именно  факт общей заинтересованности компьютером позволяет использовать занятия для повышения мотивации к познавательной деятельности в широкой области изучения фотографии, искусства.

 Заключение

В ходе проведённой работы была изучена проблема формирования и развития познавательной активности у обучаемых с психолого-педагогической точки зрения, рассмотрены возрастные особенности учащихся, представлены требования к системе задач, разработана специальная система заданий, способствующая развитию познавательной активности учеников, а также методические особенности её применения.

Метод проектов - один из составляющих воспитательной системы моего предмета. Сегодня многие говорят о пагубном влиянии компьютерных технологий на хрупкое сознание воспитанников, серьезные научные деятели проводят исследования, пишут статьи и доклады, дают рекомендации.

Да, я согласна, что нравственное воспитание школьников сегодня не имеет высокой эффективности. Сейчас общение наших детей со сверстниками чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте, все больше заменяют "живое слово".

В своей работе, как учитель информатики, пытаюсь нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений.

Метод проектов, связанный с цифровой фотографией, в нашем корпусе реализуется с помощью не только традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, аудиозаписей, видеоматериалов, средств массовой информации.

Мы используем новые информационные технологии: компьютерные телекоммуникации, мультимедийное оборудование, виртуальные библиотеки, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы Интернет - конференций.

Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации.

Результаты проведённой педагогической деятельности показали положительные изменения в познавательной сфере учащихся, что подтверждает предположение об увеличении мотивационной активности кадет в направлениях изучения фотографии и способах их обработки, и позволяет сделать вывод о возможности и целесообразности применения данной системы обучающих заданий в курсе информатики любых классов, а также об её эффективности с целью развития познавательной активности учащихся.

Проведенная работа не претендует на исчерпывающее решение проблем и противоречий в образовании кадет. В качестве продолжения работы разрабатываются и применяются задания развивающей системы по теме «Основы компьютерной графики» в курсе информатики средней и старшей школы.

 Список источников

Белкин П.Ю., Женова Н.А. Основы Интернет-технологий для учителя. – М.: Федерация Интернет Образования, 2003. – 112 с.

Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. -Мн.: Высш. шк., 1998.

Барышникова М.Ю., Карелова Е.И., Клецин В.И., Шумихина Т.А... Информационные технологии для учителя-предметника. – М.: Федерация Интернет Образования, 2003. – 168 с.

Иванов В. Microsoft Office System 2003: Учебный курс. - СПб: «Питер», Издательская группа BHV, 2004. - 640с.: ил.

Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. - С. 1-2.

Шафрин Ю.А. Информационные технологии. - 3-е изд., - М.:Лаборатория Базовых Знаний, 2000.-336с.

Современные педагогические технологии как объективная потребность.  М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005.

http://akvis.com/ru/articles/digital-photographing/photo-enhancement.php - Цифровая фотоазбука.

http://club-edu.tambov.ru/methodic/cg/general/glava1_1.html -  Компьютерная графика. История появления и области её применения.

http://cyberleninka.ru/article/n/mediagramotnost-kak-aktualnaya-sostavlyayuschaya-informatsionnoy-kultury-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta - Медиаграмотность как актуальная составляющая информационной культуры детей младшего школьного возраста.

 

 Приложение 1


 

 
 


 

Приложение 2

 

Приложение 3


 


 

Приложение 4

 

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за Ваш труд!

2 August 2020

Благодарю за оценку:)

18 August 2020

Благодарю за работу!

18 August 2020

Похожие публикации