Доклад «Формирование экологической грамотности школьников»
Формирование экологической грамотности школьников
Шипулина Оксана Николаевна
учитель географии
МБОУ СОШ №20 г.Михайловск
Как удивителен и прекрасен окружающий нас мир! Голубое небо, ласковое солнце, непроходимые лесные чащи, лазурные воды рек и озер, заснеженные горные вершины, неповторимый мир животных и растений - все создано разумно и удобно для жизни живых существ. Да, бескорыстна и щедра природа. Она даёт людям для жизни всё: пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Но так ли все благополучно в этом мире? Ведь уничтожаются лесные массивы, осушаются болота, меняются русла рек, строятся города, заводы, фабрики, которые загрязняют биосферу. В геометрической прогрессии увеличивается количество бытовых отходов. Возникает один вопрос: «Зачем же своими руками уничтожать тот мир, в котором живёшь?» Что же нужно для того, чтобы достигнуть высокого качества жизни и начать путь по ступенькам новой цивилизации? Необходима экологическая грамотность населения и, прежде всего, подрастающего поколения, в чьих руках будущее планеты. Одномоментно, конечно, невозможно поменять мышление миллиардов людей, ведь нам так долго внушали: «Человек - царь природы». Поэтому проблемы "правильного" отношения к окружающей среде, а значит, и формирование экологической грамотности школьников, выходят сейчас на передний план.
Экологическая грамотность подразумевает под собой не просто знание основ экологии, но и умение воспринимать адекватно экологические проблемы; это способность к компетентному участию в мероприятиях по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью. Каждый человек должен осознавать, что изменить экологическую ситуацию в стране и мире должны не столько чиновники, сколько каждый отдельный человек. Осознание этой простой истины – важный компонент экологической грамотности. Таким образом, цель экологической грамотности заключается в формировании ответственного отношения к природе, привитии желания и умения сохранять наш общий дом. Воспитание экологической грамотности, на мой взгляд, построено на воспитании экологической культуры, которая меняется вместе с наукой и техникой. Экологическая культура – это уровень восприятия людьми окружающего мира и оценка своего положения во Вселенной, отношение человека к миру. Первостепенную роль, на мой взгляд, играет воспитание в детях доброты, человечности, ответственного и бережного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для дальнейшей полноценной жизни и рационального природопользования. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Поэтому прививать экологическую культуру, а значит формировать экологическую грамотность, надо с раннего возраста.
Научить школьников думать не только о себе, но и об окружающем мире непросто. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы перенимать каждое его движение. Но еще важнее, на мой взгляд, - это поведение родителей: ребенок должен видеть бережное отношение и уважение к природе с их стороны. На родительских собраниях в беседах с родителями я напоминаю о правилах поведения в местах отдыха на природе; с целью наблюдения за окружающей природой в выходные дни советую им чаще бывать с детьми в лесу, в парке. Для развития экологической грамотности детей на своих уроках я использую метод дискуссий. Во время обсуждения состояния российского экологического потенциала (Россия занимает 1/8 часть площади всей суши на планете), от которого зависят возможности всех стран мира, и, прежде всего, государств Северного полушария; экологической обстановки нашей страны (15% ее территории – зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия) обучающиеся могут не только высказать свое мнение, но озвучить свои мысли по поводу того или иного нарушения экологического равновесия, попытаться предложить выход из сложившейся ситуации. Не менее важной для формирования экологической грамотности считаю систему проектов краеведческой направленности, которые позволяют вырабатывать у детей необходимые навыки поведения в окружающем мире, воспитывать активную жизненную позицию по отношению к охране природы родного края.
Таким образом, преодолеть экологический кризис можно только при совместном гармоничном развитии человека и природы. А вот чтобы поднять культуру человека, считаю необходимым включить в школьную программу для обучающихся курс «Экологическое воспитание», потому что даже ребенок должен понимать меру ответственности за нарушение законов природы, знать механизмы, пресекающие опасную и преступную деятельность. Обучающиеся не должны оставаться равнодушными в рамках своего мировоззрения к действиям других людей, наносящим урон природе.
Следовательно, именно экологическая грамотность, бережное отношение к окружающей среде стали залогом выживания человека на нашей планете, и первоочередная задача на сегодняшний день – это формирование экологической культуры у населения, особенно - подрастающего поколения!