Формирование читательской грамотности на уроках математики
Формирование читательской грамотности на уроках математики.
Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность–способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Функциональная грамотность - вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие - ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой вы предмет преподаете - встроить в задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок! Ведь, читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Работа с информацией является составной частью практически всех учебных предметов в условиях в реализации ФГОС. На начальном этапе обучения - главное развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью логических приемов (такие, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация).
Под «читательской грамотностью» понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. При этом основными параметрами оценки читательской грамотности являются текст, ситуация и вопрос, так как только в совокупности они могут развивать умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации информации. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения.
Пересмотрев методы и приёмы обучения, изучая литературу, работая по темам, пришла к выводу, что самостоятельный поиск необходимой информации, преобразование текста учеником, представление своего результата более ценно для формирования предметных и метопредметных умений нежели "вкладывание" готовой информации. Какие методы и приёмы использую для формирования читательской грамотности на уроках математики? В основу закладываю развитие умения работать с текстом (печатным, графическим) Остановлюсь на некоторых приёмах и методах, которые использую на своих уроках.
Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» во-
просы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
Объясните почему….? Кто..? Что…? Когда…?
Почему вы думаете….? Может…? Мог ли…?
Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…?
В чём различие…? Согласны ли вы…?
Почему вы считаете….? Верно ли…?
«Верные или неверные утверждения»
Этот прием использую после ознакомления с основной информацией по данной теме. Далее учитель просит детей оценить достоверность утверждений, используя полученную информацию на уроке.
Например:
тупой угол- это угол, который нарисован тупым карандашом;
угол - это геометрическая фигура;
углы бывают остроумные и тупые;
бывает угол прямой;
угол может быть тощим;
острый угол - это угол, который меньше прямого.
«Составление краткой записи задачи»
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, и вести обсуждение в группах.
Приём «Учимся задавать вопросы разных типов»
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать величины, вспомнить и воспроизвести информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачётах (по теме); при использовании терминологических диктантов
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?»,
«Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».
Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Если ученик знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?»
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать величины времени»?
«Найди соответствие»
Дети читают текст задачи. Затем ученикам дается текст, в котором поменяли числа, имена, времена года, цвета и т.д. Ученики находят ошибки, заполняют таблицу или рисуют схему, диаграмму.
«Синквейн»
Составление стихотворения на какой-либо математический термин, геометрическую фигуру и т.д.
Определение назначение текста: привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста.
Развитие геометрической грамотности: понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач; формировать умение пространственного воображения;
Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.
Развитие графической культуры: работа со свойствами функции, диаграммами и графиками; формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение. На уроках мы должны учить добывать нужную информацию, используя доступные источники и уметь грамотно пользоваться математическими терминами.
Таким образом, не только учитель - источник информации, но и ученик. Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность на уроках математики.