Реферат «Формирование культуры поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности»

2
0
Материал опубликован 28 April 2023

«Формирование культуры поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности»




Содержание

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 3

Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время [48]. 3

Дополнительное образование является видом образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей личности в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (либо) профессиональном совершенствовании и не сопровождающееся повышением образования уровня [31]. 3

Поведение человека является его образом жизни и действий, то, как он себя ведет по отношению к социуму, идеям, окружающим людям, к внешнему и внутреннему миру, к себе, которые рассматриваются со стороны их регуляции общественными нормами нравственности, эстетики и права [7]. 3

Введение 4

1.1. Понятие культуры поведения в психолого-педагогической литературе 7

1.2. Особенности культуры поведения детей младшего школьного возраста 11

1.3. Средства и методы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 19

Выводы по первой главе 27

Глава 2. ЭКСПЕРИЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО формированиЮ культуры поведения у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности 28

2.1. Организация экспериментальной работы и результаты констатирующего исследования 28

2.2. Содержание работы по формированию культуры поведения у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности 32

2.3. Результаты контрольного исследования и общая оценка результатов экспериментальной работы 32

Выводы по второй главе 35

Заключение 36

Список литературы 38

ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Введение 3

1.1. Понятие культуры поведения в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Особенности культуры поведения детей младшего школьного возраста 13

1.3. Средства и методы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 18

Выводы по первой главе 25

Глава 2. ЭКСПЕРИЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО формированиЮ культуры поведения у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности 26

2.1. Организация экспериментальной работы и результаты констатирующего исследования 26

2.2. Результаты контрольного исследования и общая оценка результатов экспериментальной работы 30

Выводы по второй главе 33

Заключение 34

Список литературы 36

ПРИЛОЖЕНИЯ 42



СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время [48]. Дополнительное образование является видом образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей личности в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (либо) профессиональном совершенствовании и не сопровождающееся повышением образования уровня [31].

Культура поведения является совокупностью всех поведенческих форм, в которых выражены моральные и этические принципы человека [10].

Младший школьный возраст - это вершина детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет [38].

Поведение человека является его образом жизни и действий, то, как он себя ведет по отношению к социуму, идеям, окружающим людям, к внешнему и внутреннему миру, к себе, которые рассматриваются со стороны их регуляции общественными нормами нравственности, эстетики и права [7].



Введение


Актуальность проблемы исследования состоит в том, что на сегодняшний день в практике воспитания младших школьников такое явление как культура поведения является краеугольным камнем. Это связано с тем, что семьи по-разному воспитывают своих детей, внедряют в их сознание различные принципы этики, нравственности и морали. Кроме того, в российском обществе на сегодняшний день ярко выражена социальная стратификация и аспект многонациональности и многоконфессиональности, что также не позволяет педагогам создать единую систему воспитания культуры поведения учащихся.

Противоречия: между существующими средствами внеурочной деятельности для формирования культуры поведения у младших школьников и уровнем использования их педагогами.

Проблема исследования: существует противоречие между реализацией внеурочной деятельности для формирования культуры поведения у младших школьников и недостаточной разработанностью средств внеурочной деятельности для формирования культуры поведения у младших школьников и неиспользованию педагогом существующих.

Объект исследования: процесс формирования культуры поведения у младших школьников.

Предмет исследования: средства внеурочной деятельности для формирования культуры поведения у младших школьников.

Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить возможность формирования у младших школьников культуры поведения средствами внеурочной деятельности.

Гипотеза: возможно формирование культуры поведения детей младшего школьного возраста будет более эффективно, если использовать средства внеурочной деятельности.

Согласно цели, объекту и предмету исследования ставим перед собой ряд задач:

изучить понятие культуры поведения в психолого-педагогической литературе;

рассмотреть особенности культуры поведения детей младшего школьного возраста;

проанализировать средства и методы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности;

провести экспериментальную работу по формированию культуры поведения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Теоретико-методологическая база исследования: теоретико-методологической базой послужили работы Волковой Б.С., Крупской Н.А., Гамезо М.В.

Этапы исследования:

1. Постановочный.

Собственно-исследовательский.

Оформительско-внедренческий .

(Методы исследования: 1) Методы теоретического уровня (абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, формализация, идеализация и др.).

2) Методы эмпирического уровня (наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности, эксперимент и т.д.);

Экспериментальная база исследования: 10 учащихся 2 класса МБОУ Шугурская СОШ.

Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по педагогике и возрастной психологии, а также в том, что знания полученные в результате исследования помогут при составлении цикла занятий для учащихся начальной школы, нацеленных на повышение культуры поведения.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретический аспект культуры поведения у детей младшего школьного возраста


1.1. Понятие культуры поведения в психолого-педагогической литературе


В научной литературе достаточно широко рассматривается понятие культуры поведения.

Так, в работе Ф.А. Бобкова и И.С. Марьенко указывается на тот факт, что культура поведения – это целый комплекс правил, которые формируются исторически в определенной социально-культурной среде [1].

Ф.Г. Валиева определяет культуру поведения как потребность члена общества в публичном проявлении себя для эффективного взаимодействия с другими членами социума [2].

О.А. Карсакова пишет, что только значимое лицо может оказать эффективное влияние на формирование культуры поведения развивающейся личности. Это могут быть как родители или педагоги, так и сверстники, которые завоевали авторитет у малой группы [11].

По данным Ю.А. Палуниной, под культурой поведения можно понимать набор поведенческих проявлений личности, которые так или иначе формируются и развиваются в процессе социализации, в зависимости от той обстановки, в которой личность существует и функционирует [7].

В.В. Нетребина пишет в своей работе о том, что культура человеческого поведения формируется на протяжении всей его жизни. Младший школьный возраст – лишь один из самых сложных этапов в её формировании [10].

По мнению указанного автора, поступая в школу, ребенок становится всеобщим объектом внимания, его поведение оценивают одноклассники, более старшие школьники, а самое главное – учителя. Ребенок может быть неучтив лишь в силу своего незнания как правильно вести себя в той или иной ситуации, как совладать с эмоциями, не терять контроля в общении [10].

Как считает Т.А. Пузина, одной из задач педагога является вооружение каждого воспитанника знаниями о культуре поведения в обществе. В рамках напряженного учебного дня младшего школьника педагогу зачастую недостает времени, чтобы уделить внимание каждому ребенку и скорректировать его поведение [12].

Современная образовательная система позволяет педагогам начальной школы успешно формировать культуру поведения у детей средствами внеурочной деятельности.

По мнению Т.С. Меркурьевой, на сегодняшний день эффективность данного средства констатируется учеными как факт, бездоказательно. Эмпирические исследования, подтверждающие эффективность программ внеурочной деятельности, отсутствуют [9].

Именно поэтому мы считаем тему формирования культуры поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности столь актуальной.

Культура поведения современных детей воспитывается на социальной основе, опирающейся на формирование определенных нравственных качеств любого человека. К подобным качествам можно отнести чуткость, доброжелательность, коллективизм, справедливость, отзывчивость.

Волков Б.С. подразделяет культуру человека на два вида [3]:

внутренняя культура - это собственно мировоззрение человека, его моральные убеждения и общий уровень интеллектуального развития, знания, интересы, потребности. Внутренняя человеческая культура определяет характер взаимоотношений между людьми, и выражается посредством определенных форм культуры поведения. Внутренняя культура накладывает отпечаток на внешнее поведение человека, но одновременно внешнее поведение влияет на внутренний мир субъекта;

внешняя культура – включает в себя набор личностных качеств человека, таких как неряшливость, грубость, бестактность или противоположные им качества: аккуратность, вежливость, чувство такта.

Перечисленные типы культур, по мнению автора, находятся в тесной взаимосвязи и неотделимы друг от друга.

Известнейший дидакт Крупская Н.А. в своих трудах отмечает, что воспитанием культуры поведения следует заниматься систематически и планомерно, представляя себе содержание и последовательность работы на всем протяжении школьного обучения [8].

Каждый практикующий педагог уверен, что формирование у школьников задатков нравственного поведения от случая к случаю не даст устойчивого положительного результата.

Согласно теории Гамезо М.В. личность ребенка формируется целостно. В школьной среде воздействие на внутренний мир ребенка оказывают одновременно множество факторов: организация школьной жизни и учебного процесса, примеры учителей, требования педагогов и их оценка в конкретных воспитательных ситуациях. Ответственный учитель подходит к планированию воспитательной деятельности очень аккуратно, создавая график работы на год вперед, рассматривает объем предстоящей работы и основные направления [6, стр. 93].

Прежде чем начать целенаправленную работу по воспитанию культуры поведения, педагог должен заранее выявить, какие правила ученики знают и умеют выполнять, а какие им еще не знакомы. Возможно, обнаружатся пробелы в знаниях о культуре поведения, тогда следует выстроить работу по повторению и отработке всех правил, данных ребенку раньше, на предыдущей образовательной ступени, в детском саду [1].

Большая часть знаний о культуре поведения у человека представлена навыками и привычками. Навыки и привычки относятся к автоматизированным действиям, благодаря которым люди совершают многие поступки без труда, не обращаясь постоянно к контролю сознания. В некоторых исследованиях практикующих педагогов доказывается, что у многих из них наблюдается отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Именно поэтому педагоги выстраивают свою работу с учащимися нацелено на их выработку. Привычки и навыки можно выработать лишь многократным и систематическим повторением. С этой целью жизнь детей в рамках школы организуется так, чтобы происходило постоянное накопление опыта правильных нравственных отношений, ребятам предоставляются условия, способствующие систематическому упражнению в совершении положительных поступков. Педагогу следует знать, что содержание поступков обычно соответствует и внешней форме их проявления.

Таким образом, в единый процесс формирования культуры поведения входят два аспекта:

формирование навыков и привычек культурного поведения учащихся;

усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения.

В работу над повышением уровня культурного поведения школьников включается педагогический коллектив в полном составе. Разрозненные усилия отдельных педагогов, проявляющих энтузиазм, не дают ощутимого результата. Это объясняется общением с теми учениками, которые не стремятся к выполнению соответствующих правил и в среде которых зачастую существует мнение, что быть вежливым, точным, аккуратным не обязательно [1].

Единство требований всех учителей является неотъемлемым условием успешного формирования культуры поведения. Это могут быть требования к речи, к внешнему виду, к поведению на перемене, на улице, в классе, в школьном буфете, в общественных местах. Единство требований к ребенку должно быть и в семье. Родители должны знать какие требования к детям предъявляет школа, а работа дома должна выстраиваться соответственно. Исследование Карсаковой О.А. доказывает, что дети из семей с низким культурным уровнем родителей, но хорошо воспитанные в школьных условиях, сами становятся проводниками культурного поведения дома [7].

Общая обстановка и стиль взаимоотношений в коллективе учеников и педагогов играет решающую роль в воспитании культуры поведения. Успешному воспитанию культуры поведения способствует продуманное оформление школьного здания, поддержание чистоты и порядка в нем усилиями самих учеников, хорошо спланированный график дежурства учащихся, строгий контроль выполнения установленных правил, общая атмосфера приветливости, доброжелательности.

Таким образом, культура поведения является неотъемлемой частью культуры человеческого социума. Исполнение всеми членами социума действующих в нем поведенческих норм, которые основаны на принципе: уважай общество и сограждан; считайся с ними и веди себя так, как хочешь, чтобы другие вели себя с тобой.


1.2. Особенности культуры поведения детей младшего школьного возраста


Наряду с вышесказанным, никакая работа по воспитанию культуры поведения не может быть благополучно начата без знания возрастных особенностей учеников начального звена общеобразовательной школы.

Воспитание элементарных навыков и привычек культурного поведения в начальных классах протекает относительно просто. Весь учебный день дети проводят рядом с одним педагогом, который систематически поправляет их и упражняет в правильном поведении.

Именно на этом этапе должна начинаться серьезная работа по закладыванию основ культуры поведения, ведь именно в младших классах эта работа связывается с целым рядом возрастных особенностей детей 7 - 10 лет [7].

Именно в возрасте 7-10 лет ребята уже хорошо осознают всю важность соблюдения культуры поведения, но еще, упражняясь в их выполнении не смеются и не проявляют иронии: ребята серьезно относятся к обучению правильно чистить зубы, пользоваться носовым платком, аккуратно есть. Все правила ребята выполняют старательно. Нет иронии и в выполнении правил культурного поведения по отношению к девочкам: мальчики с уважением пропускают их вперед, уступают место. В свою очередь девочки относятся к вниманию ребят серьезно, без особого стеснения и застенчивости.

Учитель сообщает ребятам правила поведения, и они не вызывают у учеников сомнения, возражения и внутреннего протеста. Ученики младшего звена стремятся выполнять правила, относятся требовательно и к самим себе, и к своим товарищам.

Возрастная эмоциональность детей младшего школьного возраста требуют от педагога дополнительного оформления правил поведения в игровую форму, привлекательную для каждого ребенка [7].

Вышеперечисленные возрастные особенности детей младшего школьного возраста, скорее облегчают работу учителя, чем затрудняют ее. Но на некоторые особенности ребят педагогу следует заострить внимание. Рассмотрим их подробнее.

1) К примеру, стремление учеников к подражанию заставляют педагога требовательнее относиться к своему поведению, внешнему виду, к самостоятельному выполнению всех тех правил культуры, которые он доносит до детей. Культура поведения самого педагога помогает ему, отсутствие же ее способно погубить всю проводимую работу.

2) Конкретность детского мышления объясняет «ситуативность» в использовании поведенческих правил. Например, если ребенок научен здороваться с педагогом только в стенах школы, то на улице он может с ним и не поздороваться. Нередко сформированная привычка - снимать шапку при входе в школу - не срабатывает у младшего школьника при появлении в доме товарища. Это для него уже новая обстановка. Детям следует специально напоминать о правилах поведения в разных ситуациях вежливо и спокойно. Усвоив правило здороваться со взрослым человеком первым, ребенок может приветствовать его столько раз, сколько он с ним встретится. И только постепенно ребенок начинает понимать, где, когда и как надо руководствоваться усвоенными нормами культурного поведения. [7].

Упущение благоприятного периода младшего школьного возраста и момента своевременного воспитания культурных навыков, многие знания и привычки останутся для детей совсем неизвестными. Как родителям, так и педагогам следует проявить настойчивость в этом деле [12].

Культура поведения начинается дома: с умывания лица, мытья рук, чистки зубов. Трудно представить себе культурного человека неопрятным. Придя в школу, дети продолжают работать над собой: учатся быть аккуратными и опрятными, учатся красиво носить свою одежду, правильно и красиво держаться, ходить.

Вежливость является простейшей и необходимой формой общения ребенка с другими людьми. Каждый ребенок должен хорошо усвоить формы вежливого отношения к окружающим: к родителям и близким, к педагогам, техническому составу в школе, к работникам столовой, к незнакомым людям [12].

Взрослые люди должны понимать, что ученик младшего звена не может сразу усвоить общее требование, как например «будь вежлив», «веди себя прилично». Ребенок сначала должен узнать, что значит быть вежливым и как надо поступать в целом ряде конкретных случаев. Так, правило «будь вежлив» прежде следует расчленить для младшего школьника на многие отдельные правила: обращайся к взрослым на «вы», называй их по имени и отчеству, уступай им место; не забывай при просьбах говорить «пожалуйста», благодарить за услугу, говорить «спасибо».

К тому же, в младшем школьном возрасте большинство детей считают, что вежливость должна проявляться с их стороны только по отношению ко взрослым людям. Правила культурного поведения при общении со сверстниками забываются.

В заключении следует отметить, что в подростковом возрасте прививание культурных навыков происходит намного сложнее и для детей, и для педагогов [12].

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психическом развитии детей: преобразуется познавательная сфера, формируются личностные особенности, складывается система отношений со сверстниками и взрослыми. Начало обучения в школе ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка. Г.С. Абрамова отмечает, что система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников [1].

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В нем определяются главные изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности добавляются психологические образования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников, которые являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем этапе возраста. В младшем школьном возрасте игра сохраняет актуальность, но характер игровой деятельности меняется. В этом возрасте игра является скрытой, то есть происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения. Кроме того, игра начинает подчиняться учебной деятельности.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов, непосредственного познания окружающего мира ‒ чувств и восприятий. Можно сделать вывод, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психическом развитии детей: преобразуется познавательная сфера, формируется характер, складывается система взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. С.Л. Рубинштейн считает, что в связи с началом учебной деятельности детей младшего школьного возраста происходит изменение социальной ситуации развития [20].

Возрастные изменения сенсорных функций в младшем школьном возрасте отличаются динамикой и неравномерностью исполнения различных видов чувствительности: зрительные, слуховые, тактильные и т.д. Экспериментальные данные показывают, что неровно, но интенсивно увеличивается чувствительность на протяжении школьного возраста, начиная с семи лет.

По данным И.А. Рычковой, отличительной особенностью восприятия по сравнению с предыдущим этапом развития является его произвольность. Ребенок может контролировать свое восприятие, подчиняться определенной цели. В отличие от дошкольного периода, когда восприятие не носило интегральный характер, ребенок постепенно учится наблюдать за корреляцией между частями, сторонами, признаками объектов. Этому способствует определенный уровень когнитивных функций, что теперь в центре развития, и все психические функции, подчиняясь доминирующей линии развития, обогащаются, усложняются и приобретают новые качества [22].

По мнению Н.С. Чернышевой, наиболее характерной чертой восприятия учащихся ‒ ее низкая дифференциация, что приводит к неточностям и ошибкам в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста ‒ тесная связь с деятельностью. Восприятие на этом уровне психического развития ребенка за счет практической деятельности. Воспринимать предмет для ребенка ‒ значит что-то с этим делать, чтобы что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия, прикоснуться к нему. Характерная особенность учащихся, ‒ ярко выраженная эмоциональность восприятия. В процессе обучения меняется восприятие, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и контролируемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения [24].

Часть возрастных особенностей свойственны вниманию обучающихся начальных классов. Главная из них состоит в слабости произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления в начале младшего школьного возраста являются ограниченными. Произвольное внимание ребенка этого возраста требует так называемых близких мотиваций. Если произвольное внимание старшие обучающиеся поддерживается при существовании далекой мотивации, то младшие школьники чаще всего могут заставить себя работать сосредоточенным образом лишь в присутствии близких мотиваций. Намного лучше в рассматриваемом возрасте развито непроизвольное внимание.

Г.С. Абрамова замечает, что возрастные особенности памяти младших школьников развиваются под воздействием обучения. Происходит усиление роли и удельного веса вербально-логической, смысловой памяти и развивается возможность сознательным образом управлять собственной памятью и регулировать ее отображения. В этом возрасте относительно преобладает деятельность первой сигнальной системы у младшего школьника более развита наглядно-образная память, чем вербально-логическая. Он лучше, быстрее и сильнее может удерживать определенные сведения, события, лица, предметы, факты, которые хранятся в памяти по сравнению с определениями, описаниями, объяснениями. Младший школьник склонен к механическому запоминанию, без осознания семантических отношений внутри заученного материала [1].

Память младших школьников развивается в следующих направлениях ‒ произвольности и осмысленности. Ребята неосознанным образом запоминают учебный материал, который вызывает их интерес, представляя в игровой форме, которые связаны с преимуществами либо яркие образы, воспоминания, и т.д. Однако, в сравнении с дошкольниками, он способен специальным и произвольным образом запоминать материал.

Преобладающей функцией в рассматриваемом возрасте становится мышление. За счет этого интенсивным образом происходит развитие, перестройка самих мыслительных процессов, с иной стороны, интеллект обуславливать развитие других психических функций. Доминантой в этом возрасте является перестроение процесса мышления, с другой стороны, интеллект зависит от развития других психических функций. Под воздействием обучения отмечается постепенный переход от познания внешней стороны феноменов к познанию их сути. Мышление с этого момента отражает существенные качества и характеристики объектов и феноменов, что предоставляет возможность сделать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить главные выводы. На данной основе, постепенным образом дети начинают формировать главные научные теории. Аналитико-синтетическая деятельность в начале рассматриваемого возраста все также является довольно простой, в большей степени на этапе четко результативного анализа, который основан на непосредственном восприятии объектов.

Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон отмечают, что школьный возраст рассматривается как период интенсивного развития интеллекта. Концептуальное мышление формируется постепенно посредством обучения, опыта, функций анализа, синтеза, сравнения и обобщения в абстракции от вторичных свойств, характеристик и особенностей явлений и объектов. Зависимость от внешних, очевидных особенностей и функций объекта определяет типичные ошибки и трудности детей в первые годы обучения. Младшим школьникам трудно работать в буквальном смысле цифр, трудно отвлечься от смысла слова, определяя его как часть речи. Эти и другие признаки вызваны возрастным развитием когнитивных функций.

Для детей младшего школьного возраста характерна гибкость мышления, которая является важной предпосылкой для успешного обучения, для формирования расходящихся путей познания. Гибкость мышления рассматривается как подход к проблеме, как к задаче, результатом такого подхода является изменение различных способов действия, пути их решения. Гибкость мышления способствует легкости регулировки знаний, навыков и систем в соответствии с изменяющимися условиями. Гибкость мышления способствует навыку переключаться с одного вида деятельности на другой. Гибкость тесно связана с различными психическими операциями, такими, как анализ, синтез, абстракция, обобщение.

Главная тенденция развития воображения в рассматриваемом возрасте заключается в совершенствовании воссоздающего воображения, связанная с представлением ранее воспринимались либо создание образов в соответствии с описанием, схема, рисунок и т.п. Воссоздающее воображение улучшается благодаря более точному и полному отражению реальности. Творческое воображение в качестве создания новых образов, которые связаны с преобразованием, обработкой впечатления от прошлого опыта, соединяет их в новых комбинациях, сочетаниях.

Г.С. Абрамова считает, что особенность развития на данной стадии заключается в том, что речь становится как средством общения, так и объектом познания. Из чего следует, что высокая сензитивность данного возрастного периода определяет большие потенциальные возможности диверсифицированного развития младшего школьника. Главные достижения данного возраста зависят от ведущего характера учебной деятельности и являются в большей степени определяющими для последующих лет обучения. Полное проживание данного возраста, его положительные приобретения являются нужным фундаментом, на котором выстраивается дальнейшее развитие младшего школьника в качестве активного субъекта познания и деятельности.

Таким образом, ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В нем определяются главные изменения, которые происходят в развитии психики ребят на этой возрастной стадии. В рамках учебной деятельности добавляются психологические образования, которые характеризуют наиболее важные достижения в развитии младших школьников, являющиеся фундаментом, который обеспечивает развитие на следующей стадии возраста.


1.3. Средства и методы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности


Дополнительное образование является видом образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей личности в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (либо) профессиональном совершенствовании и не сопровождающееся повышением образования уровня.

Дополнительное образование является самостоятельным видом образовательной деятельности; целенаправленным процессом воспитания и обучения при помощи осуществления дополнительных общеобразовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и реализации образовательной деятельности в пространстве, которое не ограниченно образовательными стандартами: в дополнительном образовании ФГОС не предусматриваются [11].

Дополнительное образование младших школьников осуществляется во внеучебное время. Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:

внеучебной деятельности школьников,

внеучебной работы учителей со школьниками,

системы управления внеучебной деятельностью [14].

По мнению О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцман, главные особенности организации внеклассной работы заключаются в следующем:

1. В отличие от классных занятий внеклассная деятельность организуется и проводится вполне добровольно. Обучающиеся, в зависимости от интересов и склонностей, самостоятельным образом записываются в разные кружки, по собственному желанию участвуют в массовой и индивидуальной деятельности во внеучебное время. Соответственно, добровольность подразумевает, в главную очередь, свободный выбор видов внеучебных занятий. Задачей педагога заключается в привлечении к внеклассной деятельности каждого без исключения ученика. Конечно же, делать это необходимо без принуждения.

2. Организация внеучебной деятельности не связана рамками обязательных программ. Содержание и формы данной работы обусловлены, прежде всего, интересами и запросами обучающихся, местными условиями. Программы кружков примерные и ориентировочные, на основе которых, а также инструктивно-методических указаний составляются рабочие планы, учитывая конкретные условия и пожеланий обучающихся, что дает возможность сделать содержание внеучебной деятельности более гибким, соответствующим интересам и запросам учеников.

3. Внеучебная деятельность охватывает обучающихся самого разного возраста. Разновозрастной состав не должен являться препятствием в организации и проведении внеучебной деятельности. А, наоборот, объединяя обучающихся из разных классов, внеклассные занятия помогают сплотить общешкольный коллектив, создать благоприятные условия для шефства старших над младшими, развивать товарищескую помощь.

4. Во внеучебной деятельности доминируют самостоятельные занятия. Конечно же, самостоятельную работу обучающихся следует направлять учителю, однако в отличие от классных занятий, организуют ее, прежде всего, сами ученики. Чем старше обучающиеся, тем полнее и многостороннее проявляются их инициатива и самостоятельность. Они выступают как в роли участников различных кружков, объединений клубного типа, так и в роли активных организаторов внеклассных занятий.

5. Особенность внеучебной деятельности в современных условиях заключается в том, что сейчас она приобрела огромную социально полезную ориентированность. Вследствие этого она выступает в качестве очень значимого и действенного средства профессиональной направленности учеников, в особенности в старших классах.

6. Многообразие форм и методов. Очень трудно и, пожалуй, невозможно перечислить все формы и методы внеклассных занятий. Более разнообразными стали формы организации общественно-полезной деятельности, повышения культурного кругозора школьников.

7. Массовость, охватывающая не только конкретных любителей литературы и искусства, а каждого обучающегося. Массовые формы можно дополнять групповыми и индивидуальными занятиями. В некоторых случаях во внеучебную деятельность вовлекают не всех учащихся, а только актив. Остальные же, в главную очередь неуспевающие ученики, остаются вне области организованного влияния. «Вовлечение таких ребят в интересную внеклассную работу помогает их перевоспитанию, повышению интереса к совместной деятельности» [3].

Организация внеучебной деятельности способствует:

учету разносторонних интересов учеников и значительному углублению, и расширению их знаний в необходимом направлении, применяя не только индивидуальный подход, но и деятельность учеников «малыми группами»;

работе школьников с различной скоростью усвояемости учебного материала, что обычно помогает вовлекать учеников с низкой успеваемостью и слабым интересом к литературе.

Содержание и организацию внеучебных занятий следует подчинять учебно-воспитательным задачам школы. Необходимо отбирать материал, содействующий расширению общеобразовательного кругозора, нравственному и трудовому воспитанию, эстетических вкусов и физических сил. Результативность внеучебных занятий можно намного повысить при условии систематического и регулярного проведения, а не время от времени.

Важным требованием к организации является доступность и посильность. Непосильные занятия не могут дать необходимого эффекта, т.к. не интересны для обучающихся, не увлекают их. В особенности следует обеспечивать их доступность в начальных классах. В кружковой и массовой деятельности в данных классах огромную роль играют различные игры и развлечения и компоненты романтики. Основным требованием является разнообразие и новизна. Как известно, обучающиеся не терпят однообразия и скуки. Ими не проявляется интерес к однообразным занятиям и потому они не хотят идти на уроки. Чтобы ученики хотели идти на занятия кружка, на утренник, на конференцию, необходимо чтобы там было увлекательно, разнообразно и ново. Не тайна, что на внеучебных занятиях, проходящих более непринужденным образом, чем урок, в некоторых случаях полнее раскрываются сокровенные тайники детской души. А разнообразие форм внеучебной деятельности, к которой можно привлекать учеников, это важнейшее средство формирования как когнитивного интереса обучающихся, так и служит активизации их гражданской позиции в иных сферах.

Важное место во внеучебной деятельности занимают научно-познавательные вечера, кружковая работа, внеклассные домашние задания, олимпиады, если они проводятся не время от времени, а регулярно. «Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна» [22].

Форм дополнительного образования и внеклассной работы большое число. Данное многообразие создает трудности для их классификации, поэтому общей классификации не существует.

Формы внеклассной работы являются условиями, в которых осуществляется ее содержание. В дидактической науке и практике наиболее популярно следующая дифференциация форм внеучебной деятельности:

1. Индивидуальная работа заключается в самостоятельной деятельности конкретных обучающихся, направленной на самовоспитание, что дает возможность всем найти свое место в едином деле. Данная деятельность требует от педагогов знание индивидуальных особенностей, обучающихся посредством бесед, анкетирования и анализа их интересов.

2. Кружковая внеклассная работа помогает выявить и развить интересы и творческие способности в конкретной сфере науки, прикладного творчества, в искусстве либо в спорте. Наиболее распространенными здесь являются следующие виды: кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные или художественные). В кружках проводятся занятия различного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии или изготовление поделок. Отчет работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества.

3. Формы массовой работы относятся к числу наиболее популярных в школе, рассчитанные на одновременный охват многих обучающихся. Эти формы отличаются красочностью, торжественностью, яркостью, большим эмоциональным воздействием на детей. В такой работе содержатся огромные возможности активизации обучающихся. Например, конкурс, соревнование, игра требуют непосредственной активности любого ребенка. В свою очередь, проводя беседы, вечера, утренники можно только часть учеников задействовать как организаторов и исполнителей. В подобных мероприятиях, например, посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, каждый участник становится зрителем. Сопереживание, которое возникает от участия в едином деле, является значимым средством сплочения коллектива. Классическим видом массовой работы являются школьные праздники, посвященные датам календаря, юбилеям писателей и деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение четырех или пяти таких праздников, расширяющие кругозор, вызывающие чувство приобщения к жизни Отечества. Широко применяются конкурсы и смотры, стимулирующие детскую активность и развивающие инициативу. Одновременно с конкурсами чаще всего проводятся выставки, отражающие творчество учеников: рисунки, сочинения, поделки.

Смотры являются наиболее общей соревновательным видом массовой работы, чья задача состоит в подведении итогов и распространении лучшего опыта, усилении деятельности по профориентации, организации кружков, клубов и воспитании стремления к единому поиску.

Еще одним видом массовой работы со школьниками является классный час, проводящийся в рамках отведенного для этого времени и является составным элементом воспитательной работы. Каждая форма внеучебной деятельности должна наполняться полезным содержанием. Характерная особенность внеучебной деятельности заключается в том, что в ней наиболее полно осуществляется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные школьнкии, передают свой опыт младшим, в чем и заключается один из результативных способов осуществления воспитательных функций коллектива [2].

Кроме того, существуют формы индивидуальной внеучебной деятельности. В индивидуальной внеклассной воспитательной работе общей целью является обеспечение педагогических условий для полноценного развития детской личности, достигающееся посредством формирования всех сторон его личности и индивидуального потенциала. Природа индивидуальной работы состоит в социализации детей, формировании у них потребности в самосовершенствовании и самовоспитании. Результативность индивидуальной работы обусловлена как точным выбором формы в соответствии с поставленной целью, так и включением детей определенный вид деятельности. К сожалению, в действительности часто возникает ситуация, когда индивидуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям и порицаниям. Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности (принцип «Не навреди!») и вдумчивости. Основополагающим условием ее результативности является установление контакта между педагогом и учеником, которое достигается посредством соблюдения следующих условий [17]:

1. Полное принятие ребенка, т. е. его чувств, переживаний, желаний.

2. Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправдами добиваться определенного результата. Учитель не должен принуждать ребенка, заставлять признаться в чем–либо.

3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком.

4. Способность слышать – физиологический акт, при котором происходит непроизвольное восприятие звуков.

В индивидуальной воспитательной внеклассной работе одновременно с запланированным элементом имеется спонтанный, который называется педагогической ситуацией, являющейся индикатором степени профессионализма учителя.

Также стоит отметить, что для того чтобы дополнительное образование могло полностью реализовало заложенный в нем потенциал, нужна четкая и слаженная работа всей педагогической системы. В связи с этим педагогам следует знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием младших школьников, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Лишь их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать базой для создания целостного образовательного пространства, не только на уровне конкретной школы, но и целого города, региона и всей страны.

Выводы по первой главе


В первой главе курсовой работы были сделаны следующие выводы:

1. Под культурой поведения можно понимать набор поведенческих проявлений личности, которые так или иначе формируются и развиваются в процессе социализации, в зависимости от той обстановки, в которой личность существует и функционирует. Только значимое лицо может оказать эффективное влияние на формирование культуры поведения развивающейся личности. Это могут быть как родители или педагоги, так и сверстники, которые завоевали авторитет у малой группы.

2. Культура поведения современных детей воспитывается на социальной основе, опирающейся на формирование определенных нравственных качеств любого человека. К подобным качествам можно отнести чуткость, доброжелательность, коллективизм, справедливость, отзывчивость.

3. Успешность педагогической работы по воспитанию у младших школьников культуры поведения зависит и от того, какие ресурсы при этом использует учитель. Средства и методы работы всегда влияют на её конечный результат. На современном этапе развития школьной образовательной системы каждый педагог в начальных классах может выделить время на систематические занятия по формированию культуры поведения посредством классных часов, или внеурочной деятельности.



Глава 2. ЭКСПЕРИЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО формированиЮ культуры поведения у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности


2.1. Организация экспериментальной работы и результаты констатирующего исследования


Цель эмпирического исследования: выявить уровень сформированности культуры поведения у детей младшего школьного возраста.

Задачи эмпирического исследования:

подобрать экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ);

подобрать методику диагностики уровня сформированности культуры поведения у детей младшего школьного возраста и провести с её помощью констатирующий эксперимент в ЭГ и КГ;

организовать формирующий эксперимент по повышению уровня сформированности культуры поведения у детей младшего школьного возраста в ЭГ;

провести контрольную диагностику уровня сформированности культуры поведения у детей младшего школьного возраста по ранее использованной методике в ЭГ и КГ;

проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

Исследование проводилось поэтапно:

1) подбор ЭГ и КГ, диагностической методики;

2) констатирующий эксперимент;

3) формирующий эксперимент;

4) контрольный экспеимент.

Для проведения исследования была скомплектована экспериментальная группа из 10 человек 2 класса МБОУ Шугурская СОШ.

Данное исследование предполагает формирующий эксперимент, поэтому требуется контрольная группа младших школьников. Для этого была скомплектована контрольная группа из 10 человек 3 класса. В ЭГ будет проводиться формирующий эксперимент по повышению сформированности культуры поведения, а КГ будет заниматься по привычной программе. Выводы об эффективности предложенного нами цикла занятий по повышению уровня сформированности культуры поведения будут сделаны в сравнении результатов контрольной диагностики КГ и ЭГ.

С целью выявления уровня сформированности культуры поведения детей используется диагностическая методика в виде индивидуальной беседы Разработанная И.А. Осколковым. Каждому ребенку предлагается выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Коли, который также ходит в школу. В рассказе содержится 4 ситуации. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Коли [5].

Диагностический материал:

1) Мальчику Коле 4 года, он ходит в такую же школу, как и ты. По утрам Коля берет с собой портфель, и мама провожает его до школы. Сегодня мама привела Колю в школу, а сама ушла на работу. Коля вошел в группу – а там не Елена Викторовна, которая давно работает в классе, а какая-то новая учительница. Коля не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел за парту.

2) На перемене Саша – друг Коли, увидел у него в руках новую игрушку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Коля решил, что Саша может сломать игрушку, и поэтому отвернулся от него и не дал посмотреть. Саша обиделся, а Коля пошел играть с другими мальчиками.

3) За обедом в столовой ребята кушали творожную запеканку, Коля вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Учительница поругала Колю за то, что он вертелся, поэтому и пролил молоко и испачкал платье девочке. Коля вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.

4) После уроков, когда родители встречали ребят со школы и в коридоре остались только Коля и Витя, учительница попросила мальчиков помыть доску. Коля ответил, что мыть доску должен тот, кто на ней писал, и не стал помогать, а сел за парту, дожидаясь маму. Учительница и Витя сами помыли доску и сменили воду в ведре.

Инструкция: послушай рассказ и ответь на вопросы:

1) Какие поступки мальчика тебе не понравились?

2) Как поступил бы на его месте ты?

За каждый правильно оцененный ответ ребенку ставится балл. Оценка результатов производится согласно таблице 1.

Таблица 1

Оценка результатов диагностики

Баллы

4

2-3

0-1

Уровень сформированности культуры поведения

Высокий

Средний

Низкий


Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики на констатирующем этапе

участник

Балл

Уровень

ЭГ

1

ПК1

4

Высокий

2

ЦВ2

3

Средний

3

ЕС3

3

Средний

4

ВТ4

4

Высокий

5

КЭ5

4

Высокий

6

НВ6

4

Высокий

7

ВД7

2

Средний

8

СА8

3

Средний

9

ФЕ9

3

Средний

10

НН10

4

Высокий

КГ

1

ЛА11

3

Средний

2

ЖЛ12

3

Средний

3

КА13

3

Средний

4

РС14

2

Средний

5

КМ15

3

Средний

6

НВ16

4

Высокий

7

КА17

4

Высокий

8

СД18

4

Высокий

9

СА19

3

Средний

10

ШД20

4

Высокий


Наглядно результаты контрольной диагностики представлены на рисунке 1.

t1682668431aa.png

Рисунок 1. Результаты контрольной диагностики

Из рисунка 1 видим, что высокий уровень культуры поведения сформирован у 50% испытуемых от общего количества человек в ЭГ и у 30% испытуемых в КГ. У большинства испытуемых в КГ выявлен средний уровень сформированности культуры поведения. Низкий уровень не диагностируется ни в одной группе.

Таким образом, полученные результаты анализа уровня сформированности культуры поведения у младших школьников позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели среднего уровня сформированности культуры поведения. Это свидетельствует о том, что большинству испытуемых свойственны самостоятельность, проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется.

Далее была спланированная и реализована работа по формированию культуры поведения у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности.


2.2. Содержание работы по формированию культуры поведения у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности


Для того, чтобы повысить уровень сформированности культуры поведения у детей младшего школьного возраста, был апробирован цикл занятий «Что такое «хорошо»?».

Содержание работы по формированию культуры поведения у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности представлены в приложении 1.


2.3. Результаты контрольного исследования и общая оценка результатов экспериментальной работы


После проведения цикла занятий организуем контрольную диагностику с помощью ранее использованной методики. Результаты контрольной диагностики приведены в таблице 3.



Таблица 3

Результаты контрольной диагностики

ФИ

Балл

Уровень

ЭГ

1

ПК1

4

Высокий

2

ЦВ2

4

Высокий

3

ЕС3

4

Высокий

4

ВТ4

4

Высокий

5

КЭ5

4

Высокий

6

НВ6

4

Высокий

7

ВД7

3

Средний

8

СА8

4

Высокий

9

ФЕ9

4

Высокий

10

НН10

4

Высокий

КГ

1

ЛА11

3

Средний

2

ЖЛ12

2

Средний

3

КА13

3

Средний

4

РС14

2

Средний

5

КМ15

3

Средний

6

НВ16

3

Средний

7

КА17

4

Высокий

8

СД18

4

Высокий

9

СА19

4

Высокий

10

ШД20

4

Высокий


Наглядно результаты контрольной диагностики представлены на рисунке 2.

t1682668431ab.png

Рисунок 2. Результаты контрольной диагностики


По рисунку 2 можем сделать ряд выводов. После реализации цикла занятий «Что такое «хорошо»?» количественный показатель высокого уровня сформированности культуры поведения в ЭГ возрос на 40% по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Данный факт является положительной динамикой и свидетельствует об эффективности предложенного нами цикла занятий и о возможности повышения уровня сформированности культуры поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности.

В КГ данный показатель повысился лишь на 10% по сравнению с констатирующим этапом эксперимента, что объясняется переходом одного из участников со среднего уровня на высокий. Низкий уровень по-прежнему не диагностируется ни в одной из групп.

Таким образом, цель эксперимента достигнута, задачи выполнены.



Выводы по второй главе


1. Изучение литературы посвященной проблеме формирования культуры поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошла диагностическая методика в виде индивидуальной беседы Разработанная И.А. Осколковым.

2. Далее нами было проведено диагностическое исследование уровня сформированности культуры поведения у младших школьников с использованием вышеописанной методикм.

3. Определив уровень развития уровня сформированности культуры поведения у младших школьников, мы сделали выводы, что высокий уровень культуры поведения сформирован у 50% испытуемых от общего количества человек в ЭГ и у 30% испытуемых в КГ. У большинства испытуемых в КГ выявлен средний уровень сформированности культуры поведения. Низкий уровень не диагностируется ни в одной группе.

4. После реализации цикла занятий «Что такое «хорошо»?» количественный показатель высокого уровня сформированности культуры поведения в ЭГ возрос на 40% по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Данный факт является положительной динамикой и свидетельствует об эффективности предложенного нами цикла занятий и о возможности повышения уровня сформированности культуры поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности.

8. Результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что формирование культуры поведения детей младшего школьного возраста будет более эффективно, если использовать средства внеурочной деятельности.

Заключение


Целью работы явилось теоретическое обоснование, экспериментальная проверка возможности формирования у младших школьников культуры поведения средствами внеурочной деятельности.

Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие выводы:

1) изучить понятие культуры поведения в психолого-педагогической литературе;

2) рассмотреть особенности культуры поведения детей младшего школьного возраста;

3) проанализировать средства и методы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности;

4) провести экспериментальную работу по формированию культуры поведения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

В ходе данной работы мы рассмотрели одну из современных проблем образования – проблему низкого уровня культуры поведения учеников младшего звена общеобразовательной школы. Решение данной проблемы достаточно легко найти, работая по новым ФГОС начальной школы, который дает педагогам возможность работать с детьми в рамках внеурочной деятельности.

Нам удалось выстроить свою работу эффективно, мы повысили уровень культуры поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности. Для этого мы изучили особенности культуры поведения детей младшего школьного возраста; изучили средства формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста; выявили начальный уровень сформированности культуры поведения у детей младшего школьного возраста с помощью диагностической методики; предложили цикл занятий «Что такое «хорошо»?» и доказали его эффективность. С помощью данного цикла занятий нам удалось повысить уровень сформированности культуры поведения у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности.

Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что формирование культуры поведения детей младшего школьного возраста будет более эффективно, если использовать средства внеурочной деятельности.

Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Список литературы


Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/543

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». [Электронный ресурс] — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] — URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». [Электронный ресурс] — URL: http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/962912/

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Бобков Ф.А., Марьенко И.С. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. – М.: Просвещение. – 1982. – 159 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000023/index.shtml

Валиева Ф.Г. Формирование навыков культуры поведения у детей младшего школьного возраста. – Киберленика. – 2009. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-kultury-povedeniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-zreniya

Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – СПб.: Питер. - 2012. – 304 с.

Воронина Н.Н. Формирование культуры поведения младших школьников. – Социальная сеть работников образования. – 2012. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/04/07/formirovanie-kultury-povedeniya-mladshikh

Выявление исходного уровня сформированности культуры поведения у детей младшего школьного возраста. – Deal Education. Новая педагогика. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dealeducation.ru/gowems-1484-1.html

Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. - 2013. – 512 с.

Карсакова О.А. Формирование культуры поведения младших школьников в условиях школы-интерната. – Автореф. диссерт. – 2007. – 171 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kultury-povedeniya-mladshikh-shkolnikov-v-usloviyakh-shkoly-internata

Крупская Н.К. О школьном воспитании. – М.: Педагогика. – 1973. – 302 с.

Меркурьева Т.С. Воспитание культуры поведения детей младшего школьного возраста через занятия по этикету на ГПД. – Фестиваль «Открытый урок». – 1 сентября. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/538816/

Нетребина В.В. Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников. – Социальная сеть работников образования. – 2013. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/17/metody-i-sredstva-vospitaniya-kultury-povedeniya

Палунина Ю.А. Воспитание культуры поведения младших школьников. – В помощь учителю и менеджеру школы. – 2016. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=233:vospitanie-kulturi-povedeniya-mladshih-shkolnikov&catid=78:educational-work

Пузина Т.А. Воспитание культуры поведения младших школьников. – Социальная сеть работников образования. – 2014. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/02/22/vospitanie-kultury-povedeniya-mladshikh-shkolnikov

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М: НИИ школьных технологий. - 2006. – 816 с.

Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.koob.ru/talizina_n_f/ped_psihologiya

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – Т 1. – М.: Педагогика. – 1974. – 584 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) . - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922Федеральный Закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012. – 126 с.

Шадриков В.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах. – М.: Логос. - 2011. – 232 с.

Шемякина Е.В. Внеурочная деятельность по ФГОС в основной школе. – Фестиваль «Открытый урок». – 1 сентября. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/657336/

Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М.: Педагогика. – 1984. – 318 с.

Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.

Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2013. – 200 с.

Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. –№ 8-2, 2014. – С. 438-443.

Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.

Буйлова Л. Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 930-937.

Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 64 с.

Гордеева М. О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл, 2015. – 336 с.

Данилов В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда. - Минск: УИЦ БГПУ, 2004. – 300 с.

Даньшова Т.А. Психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников. // Концепт. - № S8, 2015. – С. 1-6.

Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников. / Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование, 2003. – 340 с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб: Питер, 2002. - 368 с.

Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.

Запорожец А.В. Психология действия. - Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2000. – 736 с.

Зоткина Е.А. Любознательность как фактор познавательного развития личности. // Актуальные проблемы воспитания и образования: Выпуск 3: Сборник научных статей / Под ред. М.Д.Горячева, А.В.Долгополовой, О.В.Черкасовой. Самара: Самарский университет, 2003. - С. 31-39.

Изобразительное искусство в начальных классах // Под. ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. - Минск: Народная асвета, 1992. – 400 с.

Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2016. – 320 с.

Неменский, Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2007. – 347 с.

Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2017. - 480 с.

Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 2002. – 479 с.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М.: Совершенство, 1998. – 368 с.

Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2006. - 306 с.

Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


Содержание работы по формированию культуры поведения у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности представлены в приложении.


Цель. Усвоение учащимися совокупности конкретных правил поведения в учреждениях культуры, на транспорте, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.

Задачи:

Развивать навыки культурного поведения в общественных местах (театре, на транспорте, в библиотеке).

Развивать устную речь, память, обогащать словарный запас.

Формировать положительные моральные качества.


Оборудование: кружки двух цветов красный и зелёный, карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, встаньте, пожалуйста, поприветствуйте наших уважаемых гостей, которые будут с нами на нашем уроке. Благодарю вас.

II. Актуализация знаний.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Я буду задавать вопросы, а вы их внимательно слушайте и догадайтесь, в каких случаях надо хором говорить «Это я, это я, это все мои друзья!», а в каких случаях надо молчать. Договорились? Внимание! Начинаю!

Кто ватагою весёлой

Каждый день шагает в школу?

Кто из вас приходит в класс

С опозданием на час?

Кто из вас хранит в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Кто домашний свой урок

Выполняет точно в срок?

Кто из вас, скажите вслух,

На уроке ловит мух?

Кто из вас своим трудом

Украшает класс и дом?

- Скажите, пожалуйста, в каких случаях вы говорили хором, а в каких молчали?

- Правильно, когда поступок хороший – это про нас; если плохой – это не про нас.


III. Сообщение темы урока.

А сейчас я предлагаю вам выполнить задание на карточках и самим назвать тему сегодняшнего урока. (Слайд №2)

Задание: В буквенном тексте вычеркнуть все буквы З. если будете внимательны, то из оставшихся букв прочтете тему урока.

ЗЗЗКУЗЗЛЬЗТУЗРАЗЗПОЗЗВЕЗДЕЗНИЯЗЗЗ

- Правильно. Тема нашего урока «Культура поведения». (Слайд №3) Сегодня мы вспомним правила поведения в общественных местах, будем учиться быть культурными.

IV. Изучение нового материала.

- Что значит быть культурными? (Это значит соблюдать правила культурного поведения. Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить. Значит - вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.)

- Ребята, правила культурного поведения еще называют этикетом.

Словарная работа – этикет. (Запись в тетрадь) (Слайд №4)
- Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, напишите его словесный портрет. Т.е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан. Сегодня мы с вами повторим о правилах правила поведения в общественных местах

Правила поведения в гостях

К нам пришли гости звери из лесной школы вы их узнали? Кто это?( волк, хомяк, белочка, поросёнок, лисёнок) 

По поведению гостей определите, кто из них самый воспитанный.
-Как Хомяк увидел торт на столе, сразу потребовал, чтобы ему отрезали кусочек и весь слопал;
-Волк положил 2 лапки на стол и при этом громко свистел, играть с салфеткой;
-Поросёнок стал разговаривать во время еды с набитым ртом;
-Белочка, пережевывала пищу с закрытым ртом, старалась, есть бесшумно.

- Лисёнок пожелал приятного аппетита всем сидящим за столом, вилку взяла в левую руку, а нож в правую, а после обеда воспользовалась салфеткой.
Каков правильный ответ? (Белочка, Лисёнок)

Давайте с вами ещё раз прочитаем правила поведения в гостях и все будем их соблюдать, ведь мы с вами воспитанные дети.

Правила поведения в гостях

В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно

Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом

Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно

Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки

Не клади локти на стол, не играй во время еды.

Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой.


2. Правила поведения в общественном транспорте

Давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте. (слайд №10-11)


Чтение отрывка из произведения С. Михалкова «Шел трамвай десятый номер»

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Пионеру Николаю

Ехать очень хорошо

Он сидит на лучшем месте -

Возле самого окна.

У него коньки под мышкой:

Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,

Опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает

В переполненный вагон.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Николай сидит скучает,

Бабка рядышком стоит…


Этот случай про старушку

Можно дальше продолжать,

Но давайте скажем в рифму:

- Старость нужно уважать!


Вопросы:

Понравился ли вам главный герой?

Какое правило нарушил Николай

Прочитай и запомни правила поведения детей-пассажиров. (дети читают самостоятельно, сначала называют правила, которые знали, а потом новые)

Дети обязаны: входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта;

держаться за поручни в салоне;

покупать билеты у водителя только на остановке;

быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.

Выходить принято через переднюю дверь, а входить – через заднюю.

Независимо от того, опаздываете вы или нет, не расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу.

Детям-пассажирам запрещается:

отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины;

открывать двери транспорта во время его движения;

высовывать голову и руки из окон.

Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество

Физминутка «Как живешь?»

В.: Внимание! На месте шагом марш!

В.: Как живешь?

Д.: Вот так! (Дети показывают большой палец правой руки).

В.: Как плывешь?

Д.: Вот так! (Дети имитируют плавание).

В.: Как бежишь?

Д.: Вот так! (Дети бегут на месте).

В.: Вдаль глядишь?

Д.: Вот так! (Делают лодочкой «козырек» над бровями).

В.: Как летишь?

Д.: Вот так! (Взмахи руками).

В.: Машешь вслед?

Д.: Вот так! (Прощальные взмах руки).

В.: А шалишь?

Д.: Вот так! (Дети прыгают и кричат).


3.Ну вот наши гости попадают в библиотеку. Как нужно вести себя в библиотеке.

Прочитайте стихотворение, подумайте над правилами поведения в библиотеке.

Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут.

Но в стране большой библиотеке

Правила особенные есть:

Знать вам обязательно их нужно,

Этих правил, я скажу вам, шесть.

Как войдешь в страну Библиотеку,

Поздороваться со всеми не забудь.

И веди себя достойно и спокойно,

Вежливым и тихим, друг мой, будь!

Ясно, четко, кратко, быстро

Автора и книгу назови.

И когда получишь то, что нужно,

Вежливо «спасибо» ты скажи.

Возвращай полученную книгу

Обязательно в указанный в ней срок,

Чтобы эту книгу без проблемы

Прочитать другой ребенок смог.

Если эти правила, ребята,

Будете вы строго выполнять,

То тогда страна Библиотека,

Будет рада вас всегда принять!

- А сейчас посмотрите на картинку. -Скажите, какое правило нарушил зайчонок?

- Скажите, а вырывать странички из книжки можно?

Книги нужно беречь

• Нельзя книги перегибать

•  Нельзя загибать книжные страницы

•  Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?

 Нельзя писать и рисовать в книгах

• Нельзя читать книги во время еды

А как нужно вести себя в библиотеке?

Войдя в библиотеку нужно поздороваться

В библиотеке вести себя тихо, не кричать

При выборе книги не хватать все книги подряд, а выбрать по автору или разделу, или назвать библиотекарю название книги или автора

С книгами обращаться аккуратно, не вырывать странички

Получив книгу, нужно сказать спасибо

И самое главное вовремя возвращать книгу

- Ну, вот и подготовили наши герои домашние задания. А давайте вспомним, как нужно вести себя в школе, ещё раз напомним нашим гостям.

Собираться нужно заранее, время нужно рассчитать, чтобы не опоздать в класс. Приходить за 10 минут до начала уроков.

Посмотрим на рисунки, и скажем, где зверята поступают правильно, а где нет?

4. Правила поведения в школе:

Звонок на урок для учащихся, вы должны встать возле парты, звонок с урока для учителя, не вставать пока учитель не закончит урок

Если ты хочешь спросить или ответить на уроке, нужно не выкрикивать, а поднять руку.

Не разговаривать во время урока, не отвлекать, не мешать товарищам.

Во время урока внимательно слушать учителя.

На переменах нельзя бегать, кричать.

Если кто-то взрослый входит вовремя урока, то нужно встать и поздороваться.

V. Практическая работа.

Разыгрывание реальных ситуаций

- Сейчас предлагаю вам поочередно взять у меня на столе карточку, на которой будет написано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Итак, начинаем. Кто первый?

Задания на карточках

1) Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

- Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздала, разрешите, пожалуйста, войти».

2) Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия.

- Нужно встать обратиться к учителю и сказать: «Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)».

3) Вы идете по улице. Впереди бабушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.

- Нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я Вам помогу» (роль бабушки выполняет одна из девочек).

4) За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

- Нужно подойти к девочкам и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

5) Вы чихнули. Ваши действия.

- Нужно сказать: «Извините, пожалуйста».


VI. Закрепление изученного материала

- Ребята, в жизни бывают такие ситуации, когда трудно одному принять решение, выбрать правильный ответ, и тогда на помощь приходят ваши учителя и воспитатели, родители или друзья. И сейчас мы будем работать в группах.

Вы должны в группах прочитать ситуацию, подумать и выбрать правильный ответ.

1 ситуация: По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом. Что он должен был сделать?

Поднять свёрток и отдать женщине.

Окликнуть женщину и сказать, что у неё упал свёрток.

Пройти мимо.

2 ситуация: Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с пряниками, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

Предложить ему выпить чай вместе с тобой.

Предложить гостю посмотреть телевизор, а самому допить чай на кухне.

Прервать чаепитие и закончить его, когда гость уйдёт.


Игра «Да – нет»

Условия игры просты:

Если – вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Помолчите.


1.Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше денег съэкономить.


2. Если стали вам грубить

Нужно вслед им нахамить.


3. Если вам подарят книгу,

Вы ответите: «Спасибо».


4. Если вы зашли в кино

А оно идет давно

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать»!


5. Если к вам пришла подруга

Вы представьте её другу.


6. Если кто–то вдруг случайно

Вам на ногу наступил

Как бы он ни извинился

Поступок этот мы простим.


Давайте мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». (слайд №21) Если вежливо, то зелёный кружок, если нет – красный кружок.

Поздороваться при встрече…

Толкнуть, не извиниться…

Помочь подняться, поднять упавшую вещь…

Не вставая, обратиться к учителю…

Взять билет на транспорт у кассира…

Не уступить место пожилому человеку…


VII. Нарисуй настроение. - Посмотрите на эти смайлики. Они отражают разное настроение. Возьмите фломастер и нарисуйте своё настроение, которое было у вас на уроке.


VIII. Итог урока

- Молодцы! Вы все принимали активное участие на уроке. (ОЦЕНКИ) Дарю каждому из вас по маленькому солнышку, и пусть его лучики согревают вас своим теплом и дарят хорошее настроение.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.