12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пархоменко Надежда Сергеевна3170
Учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Россия, Свердловская обл., Верхняя Пышма
3

Родительское собрание-тренинг «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»



Мелкая моторика пальцев рук – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки,  и требуют специального развития.

Если у детей слабо развиты мышцы пальцев рук, у детей будут трудности с письмом в школе, поэтому пальцы рук нужно тренировать, развивать силу, точность движений и выносливость мышц кисти и пальцев.

Важно уточнить, что развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому детям так важны разнообразные физические упражнения и занятия физической культурой.

Кроме того, необходимо ограничить детей в использовании фломастеров при рисовании, так как, в отличие от карандашей, они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев рук. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши, восковые мелки.

Работа по тренировке пальцев рук начинается в семье уже с детьми 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Также полезно брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Это упражнение нужно делать ежедневно по 2-3 минуты. С 10 мес. ребенку следует давать перебирать сначала крупные ярко окрашенные предметы, а затем – более мелкие (деревянные окрашенные бусы, нанизанные на резинку), можно использовать кольца от пирамидок.

Детям 2-х лет и старше предлагают игры типа «Переложи игрушки», «Забей мяч в ворота», «Перебираем крупу», «Разорви лист по линиям», «Клубочки», «Пальчики шагают», «Строитель», «Шнуровки», составление фигурок из счетных палочек или спичек, «Барабанщик»,  разглаживание смятой бумаги.

В развитии мелкой моторики пальцев рук у детей довольно большую роль играет повседневная деятельность. Так, для развития мелкой моторики пальцев рук летом можно использовать посильный труд: сбор ягод, выпалывание сорняков на цветочной клумбе и другие несложные трудовые поручения, прививающие детям навыки труда.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и дома. Пальчиковые игры отражают объективную реальность окружающего мира: предметы, животные, люди, их деятельность, природа.

В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых,  у них активизируются мышцы рук. Тем самым вырабатывается ловкость, точность, координация, умение управлять своими пальцами, концентрироваться на одном виде деятельности.

Самым простым является изображение при помощи пальцев различных фигурок (флажок, очки, бинокль, стол и др.). При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Эти инсценировки можно проводить с детьми специально и использовать их в качестве физкультминуток во время перерывов между занятиями.

Еще одним занятием для развития мелкой моторики пальцев рук является теневая игра. Теневая игра (теневой театр) сопровождается короткими диалогами, сценками. Можно изготовить и использовать для этой же цели пальчиковые театры, инсценируя вместе с ребенком небольшие сказки ("Репка", "Курочка Ряба" и др.).

Развить мелкую моторику пальцев рук помогают следующие занятия:

· изготовление бус, нанизывание бус;

· складывание пирамидок, матрешек, выкладывание узоров и картин из мозаики;

· работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков и др.;

· лепка;

· аппликация и конструирование из бумаги;

· обведение лекал с последующей штриховкой;

· раскраски, дорисовки, задания по копированию образца;

· игры с наборами мелких фигурок;

· работа в прописях.

Правильно работая с прописями, возможно разработать мелкие мышцы кисти ведущей руки ребенка и добиться правильной координации пальцев  рук на письме. Сначала используют  простые прописи, наиболее интересные для детей: с рисунками, загадками, потешками, постепенно содержание прописей должно усложняться, на заключительном этапе необходимо научить ребенка прописывать печатные буквы, элементы письменных букв. Будущий школьник должен уметь обводить, штриховать, дорисовывать, копировать по образцу, раскрашивать заданные предметы, ориентироваться на листе бумаги, пользоваться ножницами, правильно держать карандаш и ручку.

В начале занятий важно обратить внимание на рабочее место ребенка. На столе не должно быть лишних предметов, они будут отвлекать ребенка. Важно следить за осанкой, ребенок должен научиться правильно держать карандаш или ручку и верно располагать перед собой рабочую тетрадь.

Важно объяснить ребенку некоторые понятия: пунктирная линия, фигуры, углы, прямые и ломаные линии. Необходимо научить ребенка проводить непрерывные линии ровно, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Также надо объяснить детям, как правильно нужно штриховать рисунок. Все линии штриховки должны быть ровными, идти параллельно друг другу и на одном расстоянии друг от друга. В заданиях, где нужно дорисовать или раскрасить рисунок, необходимо обращать внимание на то, что внутренние детали и заливка не должны выходить за контур рисунка. Кроме того, почти все упражнения в прописях должны начинаться с образцов, по которым взрослый объясняет, что нужно сделать в том или ином задании.

Отдельно нужно остановиться на работе с листом бумаги в клетку. Работа с клеткой очень важна перед началом школьного обучения. Ребенок должен ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, середина, левая и правая стороны. 

Все выполняемые детьми задания обязательно должны быть проверены взрослым. Очень часто задания в прописях сопровождаются забавными картинками. Это помогает сделать занятия увлекательными.

Важную роль играют графические диктанты, которые нередко становятся любимым занятием будущих школьников.

Практические задания родителям:

1.     игры с куклами бибабо,  работа с теневыми и пальчиковыми театрами, мозаиками;

2.     простой графический диктант;

3.     копирование фигур по образцу;

4.     дорисовки, штриховки, раскраски;

5.     работа двумя руками (левой и правой) - кинезиологические упражнения.


"Формирование графомоторных навыков у детей"
PPT / 21.31 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.