Формирование молодого человека как гражданина, патриота своего города через изучение родного края во внеурочной время
«Формирование молодого человека как гражданина, патриота своего города через изучение родного края во внеурочной время.»
Коляда Е. В.,
учитель начальных классов,
заместитель директора по УВР
МБОУЯСШ №4.
"Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки".
Д.С. Лихачев
Когда я вспоминаю о Родине, - писал Иван Бунин, - передо мной встает Орел, затем Москва, великий город на Неве, а за ними вся Россия».
В этом высказывании русского писателя заключено все значение и сущность изучения родного края, города, села. Ведь главной целью изучения краеведения поставлено не столько усвоение системы знаний по истории города (хотя это тоже очень важно), сколько формирование молодого человека как гражданина, патриота своего города, а в конечном итоге своей страны. Жить в своём городе и не знать об истории своей малой Родины это просто неуважение к людям, создавшим условия, в которых ты живёшь. Мы каждый день ходим по улицам города и даже не задумывались, когда что появилось в городе, в честь кого названы некоторые улицы. С помощью краеведения дети могут узнать, сколько сил и энергии потрачено нашими предшественниками, чтобы наш город стал таким большим и красивым. Перед нами стоит задача суметь улучшить наш город, не повторяя ошибок прошлого. А чтобы их не повторять, надо знать историю и деяния наших земляков. Краеведение помогает понять, что надо не только знать, но и хранить наше прошлое, так как оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.
С 2008 года я веду работу по краеведению через внеурочную деятельность.
Ниже приведена таблица, отражающая те направления и цели, которые я использую во внеурочной работе по развитию познавательной деятельности учащихся через изучение родного края.
Таблица 1. Основные направления во внеурочной деятельности по краеведению.
Направления работы. | Цели |
"Тепло отчего дома" | Знакомство с культурой семейных отношений. Родословная семьи |
"Моя Малая Родина" | Формирование базовых краеведческих понятий. Изучение истории школы, района, города, области. |
"Наши традиции" | Приобщение к русской национальной культуре. Изучение фольклора, народных праздников. |
"Мы и природа" | Формирование культуры отношения к природе. Изучение традиций взаимоотношения человека и природы. |
Изучая направление «Тепло отчего дома», ребята получают знания об истории происхождения имен, семейных взаимоотношениях, обязанностях в семье, знакомятся с предметным миром, который их окружает, узнают историю вещей, хранящую память семьи. Ребята совместно с родителями оформляют работу на альбомных листах, где помещается детский рисунок или фотография памятной вещи, ее краткая история, события с ней связанные. При изучении темы «Их именами и делами гордится наша семья» интересна было то, что учащиеся не только познакомились с родословной своей семьи, но и с лучшими ее представителями. С помощью родителей дети составляли родословную своей семьи, принесли фотографии, познакомили нас с семейными традициями, профессиями членов семьи, написали сочинения о родных людях, о семье.
Работа, направленная на изучение ребенком своей семьи, будет эффективной лишь при условии, если родители, бабушки и дедушки будут помощниками детям и учителю. Воспитательные мероприятия организованные совместно с родителями помогают сплочению членов семьи, воспитанию чувства гордости за свою семью, способствуют осознанию ребенком своей значимости, принадлежности к определенной социальной группе (ты - член семьи).
Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к традициям и сохранению семейных связей, помогает улучшению отношений между поколениями, изменяет статус юного исследователя среди одноклассников.
Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды:
беседы «Кто такие наши предки?»;
ролевые игры «Мои семейные обязанности»;
выставки «Золотые руки моей семьи»;
собрания «Я горжусь своей семьей»;
воспитательные мероприятия «Мой дом – моя крепость».
Анкетирование родителей учащихся позволяет корректировать работу детского коллектива.
Проблема обидных прозвищ по фамилии дала импульс для коллективной творческой работы учащихся и родителей «Защита фамилии».
С интересом учащиеся выполняют задания по сбору воспоминаний своих бабушек и дедушек, их знакомых.
Результатом работы по данному направлению планируется выпуск альбома «Наша общая семья», в котором будут размещаться рисунки, фотографии, сочинения детей и родителей.
Так, начиная изучать направление «Моя Малая Родина», ребята рассказывают о своих друзьях, узнают об истории школы, города, области.
Учитывая возрастные психолого-физиологические особенности данного возраста детей, знакомлю с основными моментами истории Ярцевского района, с ключевыми событиями; рассказываю об истории его открытий и освоения, географии, климате, подземных ископаемых, животном и растительном мире, культуре и хозяйственной деятельности жителей Ярцево. Дети с удовольствием отправляются в очные и заочные путешествия по Смоленской области; учатся работать с географической картой; знакомятся с яркими примерами возникновения письма в виде пиктограмм; с символами нашей области, города. Получают первичные представления о культуре и христианстве; традициях народов, населяющих их малую Родину; героических подвигах ярцевчан в годы Великой Отечественной войны.
Для создания мотивационной среды воспитания вводятся разнообразные творческие задания:
сочинение «Чтобы ты рассказал и показал другу, впервые приехавшему в твой город»;
рисование на тему «Улица, на которой я живу»;
оформление стенгазеты «По улицам города»;
оформление альбома «Великая Отечественная война в моём городе» и др.
Тема родного края неисчерпаема. Используемые материалы по краеведению, способствуют познанию окружающего мира, воспитанию у школьников коллективистических качеств, развитию интеллектуальной деятельности. У детей формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории.
Формированию у детей представления о городе помогают экскурсии, пешеходные прогулки. Это могут быть экскурсии на предприятия района, посещение культурно – просветительных и памятных мест района, пешеходные прогулки по улицам города. Экскурсии по городу позволяют:
глубже познакомить воспитанников со своей «малой Родиной» улицами, жилыми домами и общественными зданиями города, их назначением;
научить детей ориентироваться на плане улицы, города, знать правила уличного движения, выполнять правила поведения на улице и общественных местах;
расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;
стимулировать у воспитанников интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте, чистоте.
Важная часть – подведение итогов экскурсий. Дети делятся впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, отчетов.
Работа по изучению истории и социальной сферы города, несомненно, помогает детям многое узнать, а главное – полюбить маленький уголок своей Родины.
Изучая названия улиц своего района, дети узнают историю своей страны. Например, одна из улиц нашего города носит имя Братьев Шаршановых – Василия, Павла, Петра, Михаила и Ивана. В ходе исследования учащиеся узнали, что братья воевали с немецко-фашистскими захватчиками и погибли все (кроме Ивана), защищая нашу страну.
При изучении улиц нашего города дети знакомились с самыми поэтичными улицами в России: Садовая, Парковая Сенная, Набережная, прибрежная, Цветная, Первомайский ручей, Южная, Восточная, Полевая, Запольная, Степная, Нагорная.
При формировании представлений о важности составных частей края достаточно эффективен прием «оживления» - сопоставления. Город - «живой». Он рождается, состоит подобно живому существу из множества «клеточек»- домов, улиц. У города есть свои особенности: имя, определенный возраст, наряд, характер, память. Главное богатство города – его жители, те, которые создают материальные и духовные ценности и пользуются этими богатствами. Город хранит память о знаменитых горожанах, известных по всей России и по всему миру, в названиях улиц, мемориальных досках, памятниках. Сопоставление города с живым существом помогает детям осознать важность составных частей города, уникальность его облика, необходимость бережного отношения к нему. Важно, чтобы дети начали понимать ценность города.
Результатом работы по данному направлению планируется коллективная работа – рукописная книга «Что такое моя Малая Родина?»
Изучая с первого класса направление «Наши традиции», дети знакомятся с музеем нашей школы и продолжают это знакомство на протяжении всех годов обучения в школе, вплоть до ее окончания. Экскурсии проводятся по направлениям:
«Слава тебе, солдат!»;
«Быт русской деревни»,
«Литературное краеведение» и др.
После экскурсии ученики пишут о своих впечатлениях, об увиденном и услышанном. На следующем уроке можно провести мини-викторину на звание лучшего знатока темы. Причем вопросы могут составить сами дети.
Поучительно ознакомление школьников на доступном уровне с вкладом наших земляков в обустройство города и района. Так можно провести классный час на тему «Создатели памятников города Ярцево».
Ежегодное празднование 12 апреля не обходится без имени нашего земляка Ю.А.Гагарина.
Изучение тем краеведения в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает социальную значимость деятельности.
Ко Дню Защитника Отечества проводится беседа «Наши земляки-воины».
Ко Дню Победы учащиеся проводят исследование "Великая Отечественная война и улицы нашего города".
К празднованию Масленицы «Проводы зимы».
Итогом работы по направлению «Наши традиции» является проведение мероприятий, приуроченных к разным датам.
При изучении темы « Мы и природа», стараюсь прививать детям любовь и бережное отношении к природе.
Огромную роль отвожу практической деятельности в природе: подкормке в зимнее время птиц, изготовлению кормушек и т.п. На занятиях, которые проводятся после экскурсий, систематизируются и обобщаются полученные на экскурсиях знания, делаются необходимые выводы, принимаются решения по реализации практических действий в экологической области.
Изучение природного наследия края помогает формировать экологическое мышление. Например, создание письма ярцевчанам от лица природы, помогает детям осознать глубину проблемы экологии города Ярцева. Такой подход формирует нравственный запрет наносить ущерб природе.
В процессе внеурочной работы предполагается выполнение некоторых индивидуальных или групповых заданий, в т.ч. и исследовательского характера. Например, исследование чистоты воздуха или состояния растительности в тех районах, где живут учащиеся.
В будущем предполагается создание плакатов, рисунков, написание мини-сочинений, составление экологических прогнозов, свода правил поведения в различных природных сообществах, разработку экологических проектов по направлению «Мы и природа».
Для того чтобы активизировать познавательную деятельность детей я провожу внеклассные мероприятия, используя подготовленные мной презентации. Вот некоторые из них.
«Памятные места города Ярцева»;
«Лён»;
«Награды Смоленщины»;
«Проводы зимы»;
«Первый космонавт»
Родительские собрания также провожу, используя презентации.
«Осень глазами детей»
«Зима в нашем парке»;
«Изучаем историю. Освобождение Ярцева»;
«Что мы можем сделать из природного материала?» и др.
Данные презентация я представляла, принимая участие на районном заседании руководителей МО начальных классов «Круглый стол».
Результатом работы по данным направлениям является:
А) создание классного уголка, где размещаются:
фотографии нашего города;
рубрика «Это интересно»;
рубрика «Подумай», где размещены кроссворды, ребусы и др.
Ребята, в семьях которых выписывают местные газеты и журналы, следят за выпуском краеведческого материала, который потом размещается в классном уголке. К этой работе активно подключены родители учащихся.
Б) выставки творческих работ:
«Природа города в опасности»;
«Памятники города Ярцево»;
«Весна на моей улице» и др.
В) участие учащихся в различных внеклассных мероприятиях:
олимпиадах, викторинах, конкурсах по краеведению и др.;
Г) награждение ребят грамотами;
Д) создание фотоколлекций.
Ниже приводится таблица результативности развития познавательной деятельности учащихся через изучение родного края во внеурочной время. В таблице отразились параметры и результаты исследовательской деятельности учащихся.
Таблица 2. Результативность исследовательской деятельности.
Параметры результативности исследовательской деятельности. | Результаты деятельности. |
Успешность исследовательской деятельности. | Грамоты. |
Уровень усвоения краеведческих знаний. | Олимпиады, викторины по краеведению для младших школьников и др. |
Уровень развития коммуникативных качеств. | Победа в конкурсах. |
Освоение культурных форм сосуществования в социуме. | Фотоколлекция. |
Сотрудничество с центрами дополнительного образования, музеями. | Фотоколлекция. |
Для того чтобы работа по краеведению велась круглый год на каникулы детям даю задания, связанные с проведением опытов на своём приусадебном участке, наблюдениями за природой др. Таким образом, накапливается интересный материал, который используется на внеклассных мероприятиях.
Анализируя уже проделанную работу по развитию познавательной деятельности учащихся через изучение краеведения во внеурочной время можно отметить следующее:
работа направлена на патриотическое воспитание детей;
к ней проявлен интерес со стороны воспитанников, учителей начальных классов, родителей;
знание по краеведению помогают детям по-новому взглянуть на привычные вещи, они стремятся узнать историю своей семьи, города, края;
дети активно принимают участие в краеведческих конкурсах, викторинах;
дети проявляют желание и в дальнейшем заниматься краеведением;
главным итогом работы является то, что она является стартовой площадкой для детей в желании дальнейшего изучения истории, традиции и культуры родного края.
Родной край, малая родина, то место, где появился на белый свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное, у каждого свое. Это понятие связывает человека с местом и людьми, близкими ему с рождения.
Все мы родом из детства. Все первые знания об окружающем мире начинаются оттуда, и все сердечные привязанности — тоже.
У глагола «любить» не может быть повелительного наклонения, потому что в возникновении любви властно одно только сердце. Оно само выбирает, что любить, а что — призыв: «Люби и знай, свой край», - несостоятелен в первой своей части. Приказать знать можно, а вот приказать любить нельзя даже рабу. Надо суметь так воздействовать на восприятие и чувства ребенка, чтобы любовь к родному краю сама возникла внутри его существа, как отклик на то доброе и родное, что связано с его малой родиной.