Формирование навыков самооценки в начальных классах в условиях введения ФГОС (выступление на круглом столе воспитателей детских садов и учителей начальных классов)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Формирование навыков самооценки в начальных классах
в условиях введения ФГОС
(выступление на круглом столе воспитателей детских садов и учителей начальных классов)
Подготовила
учитель начальных классов
Степаненко В. И.
г. Лахденпохья
2016/2017
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на формирование личности, способной самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблем.
Важнейшим показателем развития личности является самооценка. Самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими.
Типы самооценки:
Адекватная - соответствует действительным способностям и возможностям человека. Признаки адекватной самооценки: Адекватное восприятия образа «Я».
Завышенная - человек переоценивает себя. Признаки завышенной самооценки: «Я самый правильный», «Я лучше всех».
Заниженная - человек недооценивает себя. Признаки заниженной самооценки: Не уверен в себе, застенчив, нерешителен.
Дети с адекватной самооценкой, как правило, встречаются в семьях, в которых родители уважительно относятся к личности ребенка, к его интересам, и при этом внимание к личности сочетается с требовательностью к соблюдениям норм поведения.
Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищенными, неуверенными и одинокими.
Дети с завышенной самооценкой, скорее всего, воспитываются в семьях, где ребенок «центр жизни», где его достоинства и недостатки оцениваются одинокого положительно, где ребенка уверяют в его исключительности.
Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Главным достижением дошкольного возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе.
Для старших дошкольников, стоящих на пороге кризиса 6-7 лет, характерна несколько завышенная самооценка. В условиях привычной деятельности (в игре, рисовании) они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной, а в незнакомой ситуации – завышена, т.к. дети еще не могут правильно оценить себя. К концу старшего дошкольного возраста у большинства дошкольников формируется адекватная самооценка.
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов.
Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности.
Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки – чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, надо их учить свободе решений и ответственности за свой выбор.
Развитие самооценки требует от нас дополнительных усилий»
Задача учителя – вырабатывать у учащихся качество – «доверие к себе».
От учителя зависит учебная атмосфера: отсутствие страха, чувство значимости своего участия в обсуждении проблемы, право на ошибки.
Тогда у учеников создаются положительные установки:
«Учительница уверена, что я могу!»
«Учительница интересуется моим мнением»
«Учительница не накажет, если я ошибусь»
«Учительница похвалит, если я ошибусь и найду ошибку»
В настоящее время вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным.
На протяжении 4 лет я работаю над темой «Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций».
Передо мной стала задача – выявить уровень сформированности самооценки у моих учеников.
Для решения этой задачи были использованы следующие диагностические методики:
1. Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур (методика №1);
2. Нахождение количественного выражения уровня самооценки (методика №2);
3. Модифицированная методика Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн (методика №3).
Уровень самооценки учащихся по результатам психологических методик: завышенная самооценка – 14 учащихся, адекватная – 8 учащихся, заниженная – 3 ученика.
Выявив уровень самооценки, я спланировала дальнейшую работу по формированию адекватной самооценки. Формирование и корректировку самооценки провожу через различные воспитывающие ситуации: снятие страха, создания успеха, ситуации сопереживания, авансирования доверием, творчества. Формула технологии создания успеха: 1.У тебя это обязательно получится… 2. Это очень важно… 3. Именно ты и мог бы выполнить это дело… 4. И это вовсе не сложно… Даже если не получится, ничего не страшно…Я уверен, что ты не забудешь про… 5. Вот эта деталь получилась прекрасно!
Для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:
1.«Светофор».
2. «Дерево успехов».
3. «Сравнение с эталоном».
4. «Карточка сомнений».
5. «Самопроверка».
6. «Самооценка».
Проводила мониторинг самооценки (методика А.И. Липкиной "Три оценки"). Было предложено ученикам выполнить любое письменное задание (тест). Работа оценивалась тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам сказала: "Я проверяла Ваши работы. Поставила три разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен".
Затем проводила индивидуальную беседу с каждым ребенком, в ходе которой выяснила ответы на вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, сильным или слабым?
2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
3. Твоя работа заслуживает оценки "3", а учительница поставила "5", обрадуешься этому или огорчишься?
Уровень самооценки определяла по следующему noказателю: совпадение или несовnaдение самооценки с оценкой учителя.
С учащимися во 2 классе был проведен праздник «Моя первая отметка», цель которого воспитывать позитивное отношение к учебной отметке, повышать учебную мотивацию учащихся.
Было проведено родительское собрания: «Первые уроки школьной отметки» (в виде педагогического тренинга) и «Роль самооценки в формировании личности ребёнка» (в виде круглого стола)
За время обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию адекватной самооценки младшего школьника:
- зная критерии учебной оценки, более реально и осознанно оценивают результаты своей работы и воспринимают границы своих знаний;
- повысился уровень ответственности за учебную деятельность;
Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.
Приёмы для формирования навыков самоконтроля и самооценки.
На уроках письма с первых дней спрашиваю «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» Дети, сравнив с образцом и оценив свою работу, поднимают руку. Обращаю внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.
При изучении букв и цифр, предлагаю детям выбрать самую правильную букву и жёлтым карандашом нарисовать корону, «выбрать королеву» и стараться, чтобы все буквы или цифры впоследствии были на неё максимально похожи. Важно также проанализировать вместе с детьми, почему не получились другие буквы.
При оценивании устных и письменных работ обучающихся формулирую словесную оценку, показываю удовлетворение от успехов ученика: - «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься». Но обрати внимание на_________ ;
- «Отлично! Ты пишешь очень красиво» Только помни о наклоне письменных букв (Для этого следи, чтобы тетрадь всегда лежала под наклоном) и т. д.;
Обязательно нужно сначала похвалить ребёнка, отметить его успехи, то, что у него получатся очень хорошо, но потом указать, над чем нужно поработать, чтобы в следующий раз получилось ещё лучше.
С этой целью можно использовать:
«РОМАШКУ УСПЕХА». Дети на каждый день рисуют в блокнотах ромашку из 8 лепестков. В течение дня фиксируют свои успехи, разукрашивая лепестки в зелёный, желтый и красный цвет в соответствии с качеством выполненных заданий.
Следует отметить, что способствовало успеху: «Почему твой лепесток зелёного цвета, как тебе удалось добиться успеха?».
Обязательно указать на причину неудачи, если лепесток красного цвета: «Над чем нужно поработать?»
Если лепесток жёлтого цвета, выяснить, что вызвало трудности в выполнении задания. Например, плохое знание состава числа 7. Ребёнок делает вывод, что повторив состав числа 7, ему удастся в дальнейшем избежать ошибки.
«СВЕТОФОРЧИКИ УСПЕХА». Ими тоже сигнализируем правильность выполнения отдельных заданий. При этом учитель и одноклассники имеют возможность корректировать оценку, объяснить своё несогласие с самооценкой товарища. Например, прошу оценить свою работу в группе. Вот здесь ребята иногда не соглашаются, при этом указывая на ошибки товарища. Таким образом, учимся взаимооценке. Здесь важно, чтобы ребята понимали, что оценивается не личность, а выполненное ими задание и понимали, над чем нужно поработать, чтобы достичь успеха в дальнейшем.
Начинаю с самой простой – парной работы. Знакомимся с правилами общения: тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.
Именно в такой совместной деятельности дети начинают обращать внимание на самого себя – оценивать свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
При оценивании работ в тетради часто использую приём «Лесенка» или «Волшебная линеечка». Ученики на ступеньках ЛЕСЕНКИ отмечают, как усвоили материал:
- нижняя ступенька - не понял,
- вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция,
- верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
ВОЛШЕБНАЯ ЛИНЕЕЧКА. На полях тетрадей чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа.
При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой.
Это лишь некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно использовать на уроках.
Важным моментом самооценки первоклассников становится заполнение «Листа достижений» на уроках закрепления и обобщения предметных результатов. Метод «Самооценка» заключается в том, что дети имеют возможность определить границы своего знания или незнания, а также отметить те вопросы, к которым действительно им хочется стремиться и которые они хотели бы больше изучить.
ЛИСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ и самооценка по предметам показывают динамику обучения учащегося. Такой подход позволяет ребенку активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что, в свою очередь, дает ему возможность определять собственные образовательные интересы и дефициты и ставить образовательные задачи.
Поэтому правильная организация системы безотметочного оценивания не только не вредит обучению ребенка, но и решает задачи его личностного развития.
Я также практикую словесную самооценку.
- Как ты работал на уроке?
- За что ты можешь себя похвалить?
- Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.