Статья «Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС»
Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС
Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающее его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Учебные планы обеспечивают в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Реализация технологии компетентностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой принципов:
- Принцип компетентности - заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и компетентностных способностей, общеучебных умений.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить обучающему возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
В связи с этим предъявляются новые требования к содержанию и структуре проведение занятия, как к учителю так и к обучающемуся:
Цели урока задаются с тенденций передачи функции от учителя к обучающему.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности обучающегося в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы.
Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую обучающемуся, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - обучающийся» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
В рамках компетентностного подхода, в условиях реализации ФГОС в начальной школе особое значение приобретает следующая система целеполагания:
Развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету (актуализировать личностный смысл, помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала);
Развитие ценностных отношений к окружающей действительности (содействовать осознанию ценностей изучаемого предмета, помочь осознать ценность совместной деятельности);
Цели, связанные с развитием интеллектуальной культуры ( создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать познавательный объект);
Развитие исследовательской культуры (содействовать развитию умения использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью (обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности);
Развитие информационной культуры (создать условия для развития умения структурировать информацию, развивать умения составлять простой и сложный планы);
Развитие коммуникативной культуры (содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи);
Развитие рефлексивной культуры (способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я-мы-дело».
- Как я чувствовал себя на уроке?
- Как мы смогли решить дело?
- Что было хорошо, что плохо?
- Достигли ли мы результата?
Рефлексия – умение отстраниться и занять любую из позиций в общении.
Цели, ориентированные на предметное содержание учебных занятий:
Организовать деятельность обучающихся по изучению и закреплению фактов, понятий, законов, положений
Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях
Обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий
Организовать деятельность по коррекции знаний и способов действий.
Опорная таблица для конструирования учебного занятия приведена в Приложении 1.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
- на внеурочную деятельность.
Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС состоит не только в урочной деятельности, но и во внеурочной деятельности, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.
Основные направления работы по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников:
Образовательный процесс:
- адаптация обучающихся к современным требованиям образования повышенного статуса;
- отбор форм и методов работы, развивающих общеучебные умения и навыки;
- дифференциация и индивидуализация обучения в системе гимназического образования;
- учет интересов и способностей обучающихся, их родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы.
2. Система дополнительного образования:
- организация разнообразного плодотворного досуга, направленного на развитие творческого потенциала обучающихся;
- система мер по воспитанию здорового образа жизни;
- воспитание инициативы, самостоятельности, умения делать выбор через организацию занятий по интересам;
- воспитание норм и ценностей коллектива, развитие общественной активности обучающихся.
3. Взаимодействие с ближайшим социальным окружением:
- определение миссии гимназического образования;
- оценка и организация проектной деятельности по достижению необходимых изменений;
- адаптация обучающихся к современным условиям жизни;
- привлечение родителей и общественности к учебно-воспитательному процессу.
Таким образом, деятельность учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС позволяет:
- согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями обучающихся. С каждым новым поколением обучающихся значение этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;
- повысить степень мотивации обучения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни обучающихся;
- облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности обучающихся в учении. По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, который только управляет процессом обучения. Более того: на определенном этапе сами обучающие становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании;
- разгрузить обучающихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации;
- не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, без каких-либо специальных «воспитательных мероприятий» или особых «воспитывающих уроков», а обучающийся понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Образовательные задачи УЗ |
Возможные методы и приёмы выполнения |
Организационный этап |
|
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания |
Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др. |
Проверка выполнения домашнего задания |
|
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы |
Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы |
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе |
|
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта |
Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом |
Этап усвоения новых знаний и способов действий |
|
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору |
Работа с определением Использование обыденных аналогий Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения |
Первичная проверка понимания изученного |
|
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала |
Опорный текст, подготовка обучающимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу |
Этап закрепления новых знаний и способов действий |
|
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания |
Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий |
Применение знаний и способов действий |
|
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях |
Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия |
Обобщение и систематизация |
|
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний обучающихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей |
Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем» |
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий |
|
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий |
Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
Коррекция знаний и способов действий |
|
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия |
Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками |
Информация о домашнем задании |
|
Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Три уровня домашнего задания: Стандартный минимум Повышенный Творческий |
Подведение итогов занятия |
|
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся |
Сообщение учителя, подведение итогов самими обучающимися |
Рефлексия |
|
Инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками |
Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты |