12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина367
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
4

Урок «Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове»

Тема. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель: совершенствование умения использовать разные способы и приемы проверки орфограмм в корне слова.

Задачи:

формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

обобщить и систематизировать знания обучающихся о способах проверки безударных гласных в корне слова, парных по звонкости-глухости согласных;

расширять словарный запас учащихся;

воспитывать познавательный интерес к родному языку.

Планируемые результаты:

1. Личностные: проявляют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов;

2. Метапредметные: регулятивные – научатся выполнять учебные действия, руководствуюсь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя; познавательные – научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

3. Предметные: научатся использовать разные способы и приемы проверки орфограмм; получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Сценарий урока

Организационный этап.


 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, послушайте стихотворение.

Сергей Михалков “БЕЛЫЕ СТИХИ”

Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег – упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые
снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело…1

- О каком времени года это стихотворение? Слайд1 (снегопад)

- Зима является любимым временем года большинства поэтов, писателей. Это и не удивительно, ведь красота преображенной природы не может не тронуть тонкие струны нашей души. Зима – это время, когда ты безумно радуешься снегопаду, любуешься снежинками, которые как миллиарды блёсток падают на твою ладошку. И хочется идти по улице вечером, где под ногами хрустит снег, а путь освещают фонари. Снег... мы знаем, что это - замерзшая вода, но когда любуемся огромными падающими хлопьями, то кажется, что это маленькие звезды с волшебным вкусом Нового года.

Слайд 2. (Зима)

Поработаем со стихотворением.

- Перечитайте стихотворение про себя, найдите в тексте родственные слова. Докажите.

(снег-снеж, чередование корней)

- Какие слова мы называем родственными?

-Какая орфограмма встретилась в слове снег?

-Как проверим?

- Какая орфограмма встретилась в слове снежинка?

- Как проверим?

-Попробуйте сформулировать тему урока. (Повторение написания изученных орфограмм)

-Какую цель поставим?

-Задачи?

3) Актуализация знаний.

- Ребята, сядьте прямо, закройте глаза, представьте, что вы вдыхаете аромат зимы. Свежий морозный запах. Старайтесь, вдыхайте его не только носом, но и всем телом. Вдох, выдох. (дыхательная гимнастика)

А теперь откройте глаза, скажите мне пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывает зима.

У всех зима вызывает разные ассоциации. А мне при слове зима приходят такие слова.

Прочитайте три раза слова:

Слайд 3. холод мороз снег метель лёд красота

Слова закрываются, и ученики отвечают на следующие вопросы:

•         сколько букв в предпоследнем слове? (7)

•         сколько слов, состоящих из двух слогов? (3)

•         назовите третье слово (снег)

•         сколько слов заканчивается на гласный?(1) согласный? (4)

•         какие слова женского рода? (красота)

-Запишите слова по памяти в столбик с маленькой буквы.

-Какие орфограммы в них заметили? Подчеркните.

- Сколько раз встретилась орфограмма парн.по зв.-глух. согл.?

Взаимопроверка.

-Подберите проверочные слова (работа в паре)

-Найдите среди данных слов синоним к слову холод? (мороз)

- Что такое синонимы?

- Составьте предложение с одним из этих слов.

- Мне захотелось поделиться с вами таким предложением: Маленькие ёлочки купались в пушистом снегу. (запись под диктовку, выделение грам. основы, найдите известные вам орфограммы, подчеркните)

Пальчиковая гимнастика «Снежинки» 


Стою и снежинки в ладошку 
ловлю. 

Я зиму, и снег,  и снежинки люблю,  
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ разжать. 
В ладошке вода, 
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на
второйразжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи. 2

4) Обобщение и систематизация знаний

с.160 – работа со скороговоркой

- что такое скороговорка?

Это краткое произведение устного народного поэтического творчества, произносимое в быстром темпе.

-Прочитайте скороговорку про себя 2 раза.

- Какие звуки она отрабатывает?

-Какие орфограммы нам встретились? Подберите проверочные слова.

-Сформулируйте алгоритм подбора проверочных слов для парн.по зв.-глух. согл. и безуд.гласн.


 

Слайд 4. (Алгоритм)


 

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

с.164 упр.132

-Прочитайте стихотворение про себя.

-Каким словам можно найти проверку?

-Написание какого слова проверим по словарю?

-В каком словаре будем искать? Почему?

Выпишите из текста только слова с пропущенными буквами, через тире пишите проверочное слово.

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Первые четыре человека на отметку. 5й проверяет.

- Как же проверить безуд. гласн. в корне?

- Парн. согласный?

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

1. Педагогическая


 

поб..лели

 

л..сные

 

п..лянки

 

тр..пинки

 

л..дяной

 

Взаимопроверка е, е, о, о, е

2. Сердечки

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Подумайте, достигли ли вы цели и покажите мне.


 

Д-з р/т с.46 упр.56


 

А у меня сегодня солнце на душе!

И я хочу им с вами поделиться

Пускай в морозном и бесснежном декабре

Улыбками сияют ваши лица!


 


 


 

1 http://stihi- rus.ru/1/Mihalkov/6.htm С. Михалков. Стихи

2 http://www.stranamam.ru/post/6895117 / Физкультминутки и пальчиковая гимнастика на зимнюю тематику и Новый Год.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.