Урок по русскому языку во 2 классе «Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове»
Тема. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель: совершенствование умения использовать разные способы и приемы проверки орфограмм в корне слова.
Задачи:
формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
обобщить и систематизировать знания обучающихся о способах проверки безударных гласных в корне слова, парных по звонкости-глухости согласных;
расширять словарный запас учащихся;
воспитывать познавательный интерес к родному языку.
Планируемые результаты:
1. Личностные: проявляют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов;
2. Метапредметные: регулятивные – научатся выполнять учебные действия, руководствуюсь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя; познавательные – научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
3. Предметные: научатся использовать разные способы и приемы проверки орфограмм; получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
Сценарий урока
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, послушайте стихотворение.
Сергей Михалков “БЕЛЫЕ СТИХИ”
Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег – упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело…1
- О каком времени года это стихотворение? Слайд1 (снегопад)
- Зима является любимым временем года большинства поэтов, писателей. Это и не удивительно, ведь красота преображенной природы не может не тронуть тонкие струны нашей души. Зима – это время, когда ты безумно радуешься снегопаду, любуешься снежинками, которые как миллиарды блёсток падают на твою ладошку. И хочется идти по улице вечером, где под ногами хрустит снег, а путь освещают фонари. Снег... мы знаем, что это - замерзшая вода, но когда любуемся огромными падающими хлопьями, то кажется, что это маленькие звезды с волшебным вкусом Нового года.
Слайд 2. (Зима)
Поработаем со стихотворением.
- Перечитайте стихотворение про себя, найдите в тексте родственные слова. Докажите.
(снег-снеж, чередование корней)
- Какие слова мы называем родственными?
-Какая орфограмма встретилась в слове снег?
-Как проверим?
- Какая орфограмма встретилась в слове снежинка?
- Как проверим?
-Попробуйте сформулировать тему урока. (Повторение написания изученных орфограмм)
-Какую цель поставим?
-Задачи?
3) Актуализация знаний.
- Ребята, сядьте прямо, закройте глаза, представьте, что вы вдыхаете аромат зимы. Свежий морозный запах. Старайтесь, вдыхайте его не только носом, но и всем телом. Вдох, выдох. (дыхательная гимнастика)
А теперь откройте глаза, скажите мне пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывает зима.
У всех зима вызывает разные ассоциации. А мне при слове зима приходят такие слова.
Прочитайте три раза слова:
Слайд 3. холод мороз снег метель лёд красота
Слова закрываются, и ученики отвечают на следующие вопросы:
• сколько букв в предпоследнем слове? (7)
• сколько слов, состоящих из двух слогов? (3)
• назовите третье слово (снег)
• сколько слов заканчивается на гласный?(1) согласный? (4)
• какие слова женского рода? (красота)
-Запишите слова по памяти в столбик с маленькой буквы.
-Какие орфограммы в них заметили? Подчеркните.
- Сколько раз встретилась орфограмма парн.по зв.-глух. согл.?
Взаимопроверка.
-Подберите проверочные слова (работа в паре)
-Найдите среди данных слов синоним к слову холод? (мороз)
- Что такое синонимы?
- Составьте предложение с одним из этих слов.
- Мне захотелось поделиться с вами таким предложением: Маленькие ёлочки купались в пушистом снегу. (запись под диктовку, выделение грам. основы, найдите известные вам орфограммы, подчеркните)
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку
ловлю.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать.
В ладошке вода,
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй – разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи. 2
4) Обобщение и систематизация знаний
с.160 – работа со скороговоркой
- что такое скороговорка?
Это краткое произведение устного народного поэтического творчества, произносимое в быстром темпе.
-Прочитайте скороговорку про себя 2 раза.
- Какие звуки она отрабатывает?
-Какие орфограммы нам встретились? Подберите проверочные слова.
-Сформулируйте алгоритм подбора проверочных слов для парн.по зв.-глух. согл. и безуд.гласн.
Слайд 4. (Алгоритм)
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
с.164 упр.132
-Прочитайте стихотворение про себя.
-Каким словам можно найти проверку?
-Написание какого слова проверим по словарю?
-В каком словаре будем искать? Почему?
Выпишите из текста только слова с пропущенными буквами, через тире пишите проверочное слово.
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Первые четыре человека на отметку. 5й проверяет.
- Как же проверить безуд. гласн. в корне?
- Парн. согласный?
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
1. Педагогическая
поб..лели |
|
л..сные |
|
п..лянки |
|
тр..пинки |
|
л..дяной |
Взаимопроверка е, е, о, о, е
2. Сердечки
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Подумайте, достигли ли вы цели и покажите мне.
А у меня сегодня солнце на душе!
И я хочу им с вами поделиться
Пускай в морозном и бесснежном декабре
Улыбками сияют ваши лица!
1 http://stihi-rus.ru/1/Mihalkov/6.htm С. Михалков. Стихи
2 http://www.stranamam.ru/post/6895117/ Физкультминутки и пальчиковая гимнастика на зимнюю тематику и Новый Год.