Урок русского языка во 2 классе по теме «Применение орфографических правил»

2
1
Материал опубликован 5 May 2019

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока русского языка

Учитель

Ямковая Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СШ № 16» г. Ачинск

Класс

2

Тема

Применение орфографических правил

УМК

«Начальная школа XXI века»

Тип урока

Урок рефлексии

Цель

формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин)

Задачи урока

- вспомнить знакомые орфографические правила  написания слов;

- учиться применять знакомые орфографические правила;

- развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся;

- развивать умение применять изученные правила на практике, навыки правописания и самоконтроля;

- развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- развивать умение договариваться, общаться, работать в паре.

Планируемый результат

Предметные знаний, действия

УУД познавательные

УУД коммуникативные

УУД регулятивные

УУД личностные

Учащиеся называют иученные орфографические правила: правописание безударных гласных в корне, правописание «словарных слов» (изученных во 2 классе), правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Учащиеся объясняют способ проверки слов с безударной гласной в слове.

Учащиеся работают с текстом, понимают его.

Учащиеся моделируют правила.

Учащиеся сравнивают, классифицируют и анализируют информацию.

 

Учащиеся взаимодействуют в паре.

Учащиеся строят высказывания, в том числе по опоре на клише, модель.

Учащиеся определяют тему урока, задачи урока, проводят промежуточную и итоговую рефлексию (деятельностную и эмоциональную)

Учащиеся оценивают результат своей работы (по образцу), результат работы товарищей, выбирают критерии для оценивания.

У учащихся сформирован положительный мотив для изучения русского языка

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Настраивает учащихся на урок. Организует проблемную ситуацию. Фиксирует варианты ответов.

Ребята, сегодня мне пришло на электронную почту письмо от Незнайки.

Прочитайте его (в паре). Какую проблему описывет герой?

Текст письма «Дарагие рибята! Я учюсь в цвиточной школе. Наш учитель Знайка ставит мне двойки по рускому изыку. Памагите мне вспомнить все правила.»

Работают в паре (читают текст письма). Отвечают на вопрос учителя.

УУД личностные:

- у учащихся развивается положительная мотивация к изучению предмета.

 

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Актуализирует знания учащихся по теме, для этого предлагает исправить текст письма (в паре).

- Ребята прочитайте еще раз письмо. Какие проблемы испытывает Незнайка?

- Какие правила надо вспомнить, чтобы ему помочь?

Организует проверку. Фиксирует схематически на доске.

(-безуд.гласная в корне слова;

- «словарные слова»;

- жи-ши, чу-щу,ча-ща.)

Организует определение учащимися темы урока

- Определите тему урока?

 

 

 

Учащиеся определяют в паре ошибки, исправляют их. Определяют правила, которые нарушил герой. Делают вывод.

 

 

 

 

Определяют тему урока «Повторение изученных правил»

Предметные:

- учащиеся называют орфографические правила.

УУД познавательные:

- учащиеся исправляют текст;

- проводят классификацию по заданному основанию.

УУД коммуникативные:

- учащиеся взаимодействуют в паре;

- строят высказывание.

УУД регулятивные:

- учащиеся соотносят свой ответ с ответом других, вносят необходимые коррективы, оценивают его как верный или неверный;

- определяют тему урока.

Этап локализации индивидуальных затруднений.

Организует чистописание.

- Традиционно мы начинаем урок с минутки чистописания. Спишите аккуратно текст в тетрадь (в тексте допущена одна ошибка).

Хорошо летом в лесу! Мы идем по густой сочной трове.

Выслушивает учащихся. Делает вывод. - Значит, ребята, не только Незнайка, но и мы с вами можем допускать ошибки в написании слов. Чтобы их не совершать, что мы должны знать и уметь?

 

Списывают текст с доски. Сравнивают своё написание с образцом, оценивают по шкале «аккуратность».

Обнаруживают слово с ошибкой, высказываются.

 

Отвечают.

- Знать правила русского языка и уметь их применять на письме.

 

УУД регулятивные:

- формулируют задачи урока с помощью учителя с опорой на вопросы – помощники.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

- Вы определили тему урока. Предложите задачи, которые необходимо решить на уроке, чтобы помочь Незнайке и своим одноклассникам вспомнить ранее записанные правила (на доске).

Делает вывод.

- Сегодня на уроке мы еще раз вспомним правила правописания: безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, правописание «словарных слов».Отработаем эти правила с помощью упражнений.

- У вас на столах лежат карточки с упражнениями и план работы.

- Прочитайте план работы в группах. Задайте мне вопросы на понимание.

Педлагают поработать с упражнениями , потренироваться, проговорить правила и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают план, задают вопросы.

УУД коммуникативные:

- учащиеся строят высказывания.

 

УУД регулятивные:

- формулируют задачи урока с помощью учителя;

- планируют работу на уроке.

Этап реализации построенного проекта

Организует работу в группах. (Карточки в приложениях 1-4)

- Вспомните правила работы в группе.

Работайте в группе по плану.

Оказывает направляющую помощь в ходе работы групп.

Проговаривают проавила работы в группе.

Работают с упражнениями по плану.

Предметные:

- учащиеся проговаривают орфографические правила.

УУД познавательные:

- учащиеся исправляют ошибки в словах.

УУД коммуникативные:

- учащиеся взаимодействуют в группе, паре;

- строят высказывание.

УУД регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- учащиеся соотносят свой ответ с ответом других, вносят необходимые коррективы, оценивают его как верный или неверный.

Этап обобщения затруднений во внешней речи.

- Ребята, какие упражнения вам показались лёгкими в выполнении. Какие задания вызвали у вас затруднения. Какой вывод можете сделать?

Отвечают на вопросы учителя (фронтально)

УУД регулятивные:

- проводят промежуточную рефлексию деятельности на уроке относительно выполненных задач урока.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

 

Предлагает проверить, как учащиеся научились применять правила.

- Ребята, спишите текст, применяя правила, которые вспоминали на уроке.

Хор...шо в л...су! Дует свеж..й вет...рок. Поют др...зды. На лугу цв...ты. В тр...ве яг...ды.

Один ученик выходит к доске и выполняет задание у доски.

После выполнения задания, учитель организует проверку.

- Оцените результаты своей работы.

 

 

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

 

 

 

 

Ученик, выполнявший задание у доски, объясняет выбор букв, которые вставил в слова.

 

Учащиеся относятся к его объяснениям, проверяют правильность выполнения упражнения в тетради. Оценивают результат своей работы.

УУД предметные:

- учащиеся определяют какую букву надо вставить в слово, согласно изученным правилам.

 

УУД коммуникативные:

- строить понятные высказывания, вступать в диалог;

- доказывать свою точку зрения.

 

УУД регулятивные:

- оценивают результат своей работы по эталону;

- определяют критерий для оценивания результатов своей работы

 

УУД познавательные:

- учащиеся анализируют текст, делают выводы

Этап включения в систему знаний и повторения.

Организует повторение.

- Ребята, как вы думаете мы помогли Незнайке?

- Какие правила вспомнили на уроке?

- Как правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу? (отвечают 2-3 учащихся)

- Как правильно писать слова с безударной гласной в корне слова?(способ фиксируется на доске)

- А как быть со «словарными словами»?

Учащиеся совместно с учителем вспоминают правила. Проговаривают способ проверки безударной гласной.

УУд познавательные:

- применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
 

Организует рефлексию учебной деятельности.

- Ребята, какие задачи вы ставили на урок?

Продолжите фразы.

Я сегодня повторил... .

Я научился... .

Мне было легко... .

Я сегодня затруднялся ... .

 

Организует эмоциональную рефлексию.

О цените свое состояние на уроке. Нарисуйте на полях: - если у вас было хорошее настроение, смайлик без улыбки - спокойное, ровное настроение, смайлик грустный - плохое настроение.

- Посмотрите, наш герой улыбается. Ему очень понравилось работать с вами. Он запомнил все правила и пообещал теперь учиться только на хорошие оценки. Спасибо! Урок окончен!

 

УУД регулятивные:

Проводят деятельностную и эмоциональную рефлексию

 

Приложение 1. План работы в группе.

Возьмите карточку А (В, С) с соответствующим номером.

Прочитайте текст упражнения, определите правило.

Проговорите правило в группе (каждый проговаривает).

Выполните задание в карточке.

Обменяйтесь карточками по схеме.

Проверьте работу соседа. Если затрудняетесь сами, попросите помощи у членов группы.

Оцените работу по шкале «правильность».

Если сосед допустил ошибку, проговорите с ним еще раз правило (способ проверки).

 

Приложение 2. Карточки А

А-1

Вставь пропущенные буквы.

Кувш…н, ш…пит, овч…рка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, ч…жой.

А -2

Вставь пропущенные буквы.

Еж... , ш... шки, ч...щ..., ч... йник,; ч... до, щ... ка, маш... на.

А-3

Вставь пропущенные буквы.

Ж...раф, нож..., ч... шка, щ...вель, лыж..., душ...стый, ч...сы.

А-4

Вставь пропущенные буквы.

Ш...рокий, ч...лки, щ..рится, малыш..., стриж..., ж...знь.

 

Приложение 3. Карточки В

В-1

Выдели корни в группе родственных слов. Поставь ударение. Подчеркни проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

В...дро - ведёрко, вёдра.

Гн...здо - гнёзда, гнездиться.

В -2

Выдели корни в группе родственных слов. Поставь ударение. Подчеркни проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

З...рно - зернистый, зёрна.

П...ля - поле, полевой.

В-3

Выдели корни в группе родственных слов. Поставь ударение. Подчеркни проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

М...ря - моряк, море.

М...сной - мясник, мясо.

В-4

Выдели корни в группе родственных слов. Поставь ударение. Подчеркни проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

К...рмушка - корм, кормилец.

З...мля - земляк, земли.

Приложение 4. Карточки С

С-1

Исправь ошибки.

Расия, дикабрь, фторник, овощи, ресунок.

С-2

Исправь ошибки.

Клас, читверг, январь, спосибо, вогзал.

С-3

Исправь ошибки.

Лесница, срида, наябрь, мичта, ягода.

С-4

Исправь ошибки.

Масква, субота, отец, космас, гирой.

 


Презентация к уроку русского языка.
PPTX / 455.74 Кб

Предварительный просмотр презентации

Урок русского языка во 2 «А» классе по теме: «Применение орфографических правил» УМК «Начальная школа XXI века» Учитель начальных классов: Ямковая Ольга Николаевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №16» г.Ачинск, 2019 г.

Письмо. Дарагие рибята! Я учюсь в цвиточной школе. Наш учитель Знайка ставит мне двойки по рускому изыку. Памагите мне вспомнить все правила.

Тема урока: Применение орфографических правил Жи-ши, ча-ща, чу-щу Безуд.гласная в корне слова Написание «словарных слов»

Чистописание. Хорошо летом в лесу! Мы идем по густой сочной трове. Хорошо летом в лесу! Мы идем по густой сочной траве.

Тема урока: Применение орфографических правил Задачи на урок: Вспомнить правила правописания. Отработать эти правила с помощью упражнений

План работы Возьмите карточку А (В, С) с соответствующим номером. Прочитайте текст упражнения, определите правило. Проговорите правило в группе. Выполните задание в карточке. Обменяйтесь карточками по схеме.  Проверьте работу соседа. Если затрудняетесь сами, попросите помощи у членов группы. Оцените работу по шкале «правильность». Если сосед допустил ошибку, проговорите с ним еще раз правило (способ проверки).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Ольга Николаевна, спасибо. Ценный материал для повторения и закрепления.

11 May 2019