Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
Все стороны жизни человека напрямую связаны с безопасностью. Сегодня как никогда раньше мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому такое большое внимание уделяется ОБЖ.
Что же такое безопасность-это не просто усвоенные знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. В первую очередь это - сама социальная действительность. Следует сказать о средствах ознакомления детей с основами безопасности.
ОБЖ делятся на несколько разделов:
1.Безопасность собственной жизнедеятельности:
а) Правила поведения и общения с окружающими людьми, друзьями, родными. Ведь нередко неумение общаться друг с другом приводит к трагическим последствиям.
б) Опасные предметы, опасные ситуации, правила поведения при пожаре, правила поведения на льду, на воде, на детской площадке и т. Все что связано с жизнедеятельность.
2.Бережем свое здоровье (все о здоровье: как устроен организм, о правильном питании, режим дня, о пользе витаминов и т.)
3.Безопасность на улице города (все что относиться к ПДД).
4. Безопасный отдых на природе (правила поведения на природе: опасные насекомые, ядовитые растения, грибы помощь при укусах и т.)
Цели, задачи и содержание обучения трансформируются в зависимости от возрастной группы.
Основные задачи по формированию основ безопасности в разных группах детского сада:
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Безопасное поведение в природе:
Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить, не рвать и не брать в рот растения и пр.).
Безопасность на дорогах:
Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге;
Знакомить с некоторыми видами транспорта.
Безопасность собственной жизнедеятельности:
Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;
Знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно»;
Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.)
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Безопасное поведение в природе:
Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Безопасность на дорогах:
Расширять ориентировку в окружающем пространстве;
Знакомить детей с правилами дорожного движения;
Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора;
Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого);
Знакомить с работой водителя.
Безопасность собственной жизнедеятельности:
Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.);
Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку);
Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот);
Развивать умение обращаться за помощью к взрослым;
Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Безопасное поведение в природе:
Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы;
Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе;
Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;
Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
Безопасность на дорогах:
Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности;
Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского;
Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», Машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус);
Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», Остановка общественного транспорта»;
Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Безопасность собственной жизнедеятельности:
Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр;
Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья;
Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.);
Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами;
Знакомить с правилами езды на велосипеде;
Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения в и правилах поведения при пожаре.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Безопасное поведение в природе:
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;
Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе;
Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах х насекомых.
Безопасность на дорогах:
Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора;
Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети;
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов;
Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности:
Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.);
Расширять знания об источниках опасности в быту и закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами;
Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения – МЧС Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03»;
Формировать умение обращаться за помощью к взрослым;
Упражнять в умении называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес и телефон.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Безопасное поведение в природе:
Формирование основы экологической культуры;
Продолжать знакомить с правилами поведения на природе;
Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенных в нее;
Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах:
Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект»;
Продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными;
Расширять представления детей о ГИБДД;
Воспитывать культуры поведения на улице и в общественном транспорте;
Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Безопасность собственной жизнедеятельности:
Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита и пр.);
Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности;
Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «один дома», «потерялся», «заблудился»;
Формировать умения обращаться к взрослым за помощью;
Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи;
Закреплять умения называть необходимые данные о себе.
ИТОГ: Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
Спасибо за внимание!