Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников

0
0
Материал опубликован 23 May 2020
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников»


Все стороны жизни человека напрямую связаны с безопасностью. Сегодня как никогда раньше мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому такое большое внимание уделяется ОБЖ.

Что же такое безопасность-это не просто усвоенные знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. В первую очередь это - сама социальная действительность. Следует сказать о средствах ознакомления детей с основами безопасности.

ОБЖ делятся на несколько разделов:

1.Безопасность собственной жизнедеятельности:

а) Правила поведения и общения с окружающими людьми, друзьями, родными. Ведь нередко неумение общаться друг с другом приводит к трагическим последствиям.

б) Опасные предметы, опасные ситуации, правила поведения при пожаре, правила поведения на льду, на воде, на детской площадке и т. Все что связано с жизнедеятельность.

2.Бережем свое здоровье (все о здоровье: как устроен организм, о правильном питании, режим дня, о пользе витаминов и т.)

3.Безопасность на улице города (все что относиться к ПДД).

4. Безопасный отдых на природе (правила поведения на природе: опасные насекомые, ядовитые растения, грибы помощь при укусах и т.)

Цели, задачи и содержание обучения трансформируются в зависимости от возрастной группы.

Основные задачи по формированию основ безопасности в разных группах детского сада:

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Безопасное поведение в природе:

Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить, не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Безопасность на дорогах:

Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге;

Знакомить с некоторыми видами транспорта.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;

Знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно»;

Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.)

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Безопасное поведение в природе:

Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Безопасность на дорогах:

Расширять ориентировку в окружающем пространстве;

Знакомить детей с правилами дорожного движения;

Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора;

Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого);

Знакомить с работой водителя.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.);

Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку);

Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот);

Развивать умение обращаться за помощью к взрослым;

Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Безопасное поведение в природе:

Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы;

Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе;

Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;

Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Безопасность на дорогах:

Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности;

Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;

Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского;

Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», Машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус);

Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», Остановка общественного транспорта»;

Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр;

Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья;

Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.);

Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами;

Знакомить с правилами езды на велосипеде;

Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения в и правилах поведения при пожаре.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Безопасное поведение в природе:

Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;

Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;

Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе;

Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах х насекомых.

Безопасность на дорогах:

Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора;

Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети;

Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов;

Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.);

Расширять знания об источниках опасности в быту и закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами;

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения – МЧС Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03»;

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым;

Упражнять в умении называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес и телефон.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Безопасное поведение в природе:

Формирование основы экологической культуры;

Продолжать знакомить с правилами поведения на природе;

Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенных в нее;

Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

Безопасность на дорогах:

Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект»;

Продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными;

Расширять представления детей о ГИБДД;

Воспитывать культуры поведения на улице и в общественном транспорте;

Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита и пр.);

Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности;

Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «один дома», «потерялся», «заблудился»;

Формировать умения обращаться к взрослым за помощью;

Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи;

Закреплять умения называть необходимые данные о себе.


ИТОГ: Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.


Спасибо за внимание!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.