Статья «Формирование положительной Я-концепции обучающегося с ОВЗ через технологию разноуровневых упражнений»

3
0
Материал опубликован 29 November 2021 в группе

       1.1 В рамках модернизации современного образования, в основе которой  находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции ребёнка с ОВЗ,  дифференцированное обучение прочно входит в сферу образования.

           Педагогическая деятельность коррекционных школ направлена на формирование жизненно важных компетенций ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способствующих более успешной интеграции и социальной адаптации. Коррекционная школа  должна формировать целостную систему универсальных знаний,  умений,  навыков,  а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». 

       Поэтому перед современным  учителем стоит проблема не только  обучения учащихся  с ОВЗ в виде системы знаний-умений-навыков, но и готовность использовать знания  в различных сферах жизнедеятельности, развития познавательных и творческих возможностей учеников.

      Следовательно, необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

       Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику технологию разноуровневых упражнений, которые способствуют формированию у детей Я – концепции, ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

       1.2. Актуальность проекта: обусловлена  идеей уровневой дифференциации. Обязательность обучения и пятибалльная оценка результатов в традиционной технологии порождают резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении несправившегося. Это формирует отрицательную Я – концепцию, порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению,  полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха: вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения.  Разрешение этих противоречий путем организации разноуровневого подхода в обучении – основная цель работы учителя.

        1.3. Новизна проекта: заключается в  реализации данных идей на практике, которые ставят следующие задачи:

    - отказ от ориентировки на среднего ученика;

    - учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

    - создание ученику «ситуации успеха»;

     -  формирование навыков личностного самовоспитания;

    - разработать экспериментальное содержание и методику развития позитивной Я – концепции;

     - развивать психологическую, личностную, сферы личности ребенка, формируя    способность к саморазвитию и самопознанию;

        1.4. Цель представленного проекта: заключается в создании системы работы учителя по организации таких условий обучения, при которых стало бы возможным использование всех способностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка при классно- урочной форме обучения. Создание ситуаций для трансформации у учащихся негативных представлений о себе, развития у них ощущения собственной значимости, ценности, компетентности, т.е позитивной Я – концепции. Разноуровневый характер обучения позволяет учитывать индивидуальные способности детей, дает возможность каждому ученику заниматься посильной для него работой и тем самым создает условия для развития и овладения им знаниями, умениями и навыками, раскрывая её творческие возможности и, как следствие, формирование положительной Я - концепции.

       1.5. Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

•        Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме «Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения»;

•        Используя специальные диагностические методики  выявить уровень мотивации, способности, особенности мышления, уровень самооценки учащихся, Я - концепции учащихся.

•        Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

       1.6. Способы  реализации проекта: для достижения цели и решения поставленных задач будет применён комплекс теоретических и эмпирических методов:  теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение существующего практического опыта по теме исследования «Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения», методики развития позитивной Я – концепции,  проведение анкетирования для выявления уровня самооценки учащихся, наблюдения, бесед, анализа.

       1.7 Прогнозируемый результаты: организация опытно – экспериментального обучения учащихся с низкой самооценкой. Проверка разработанного содержания и методики индивидуально – групповых упражнений, направленных на повышение самооценки, а также по мере осознания учащимися собственной ценности, компетентности в индивидуально – групповой работе, дать им возможность ощутить позитивную поддержку со стороны значимых других (сверстников). Формирование навыков личностного самовоспитания. Повышение мотивации к Я – концепции как динамической совокупности всех представлений индивида о себе, сопряженной с их самооценкой. Система разноуровневых упражнений будут способствовать преодолению единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности и, как следствие формирование положительной Я – концепции у учащихся.    

         Я – концепция – это система обозначенных и необозначенных представлений личности о себе самом, на основе которых она строит свое поведение.

        На формирование Я – концепции личности влияние оказывают многие факторы. Важнейшими из них являются способность человека к самопознанию и самооцениванию (внутренний фактор), реальные достижения и оценки личности окружающими (внешние факторы).

        В школьные годы Я - концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная Я – концепция способствует успеху, эффективной деятельности. Отрицательная – мешает успеху, ухудшает результаты. Для формирования положительной Я – концепции нужен личностно-ориентированный подход к ученику. Личностно-ориентированное обучение достигается главным образом за счет педагогических технологий.      Технология разноуровневого обучения включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка Я – концепции.

        Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

         Способности ученика определяются его темпом обучения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Есть три категории учащихся:

•        Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах рабочего времени;

•        Талантливые, которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, эти дети могут учиться в высоком темпе;

•        Остальные учащиеся, состовляющие большинство, чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

       Эти данные легли в основу предположения, что  при правильной организации обучения, особенно при индивидуальном подходе к каждому ученику, около 95% учащихся могут полностью усваивать содержание обучения.

        Технология разноуровневых упражнений предусматривает такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможности овладеть учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне

       Суть разноуровневых упражений в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету. Идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.  Приспособление (адаптация) обучения к особенностям каждого ученика.

        Положительные аспекты:

- исключение нецелесообразного усреднения детей;

-у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.

- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

- повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

- повышается уровень мотивации;

- признание права ученика на выбор уровня обучения;

        В данной технологии предлагается введение двух стандартов: для повышенного обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).

      Система разноуровневых упражнений

       При организации уровневой дифференциации ученикам предлагаются задания 3 уровней сложности:

1 – (репродуктивный) базовый уровень.

2 – (конструктивный)  повышенный.

3 – (творческий)  углубленный.

      Важно, что при разноуровневом процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

       Методы и приемы разноуровневого обучения

Главнейший элемент уровневого урока – уровневая цель, которую ученики ставят перед собой сами. В конце урока обязательно подводится итог – достигнуты ли все цели урока. Достижение всех поставленных перед собой целей повышает положительную Я – концепцию ученика.

  •          Много возможностей  представляет групповая работа
  • Игра является эффективным  приемом обучения.
  • Метод проектов
  • Лекция является
  • Использование ИКТ
  • «рассказ на лингвистическую тему» 
  • «оценивание ответа самими учениками»
  • «опрос друг друга»
  • зачёт.
  • Уроки – семинары
  • Дифференцированный подход при подборе домашних заданий.

    Система уроков при внедрении технологии разноуровневых упражнений.

  1. Урок-лекция.
  2. Урок отработки упражнений 1 уровня.
  3. Урок с выполнением разноуровневых упражнений.
  4. Тест обученности.
  5. Коррекционный урок.

    Прогнозируемые риски предстоящего внедрения технологии:

1. Неготовность учащихся с заниженной самооценкой адекватно оценивать свои возможности при выборе первоначального уровня обучения.

2.Несовершенство диагностики может привести к тому, что в разряд слабых могут попасть неординарные дети.

     Вывод:

     Равнодушные лица исчезнут, комплекс неполноценности не будет развиваться, учащиеся получат возможность расти, осознанно поднимаясь с первой ступеньки на вторую, со второй на третью. А это уже воплощение идеи гуманизации школы: каждый ребёнок будет нужен учителю, каждый уважаем за труд, да и себя дети станут больше уважать и реально, объективно оценивать свои достижения. Снизятся типичные для учащихся с низкой самооценкой стрессовые ситуации и уровень тревожности. Повысится самооценка, а также по мере осознания учащимися собственной ценности, компетентности, дается возможность ощутить позитивную поддержку со стороны значимых других (сверстников). Формируются навыки личностного самовоспитания. Разноуровневый характер обучения позволит учитывать индивидуальные способности детей, создаст ситуации для трансформации у учащихся негативных представлений о себе, развития у них ощущения собственной значимости, ценности, компетентности, веру в самих себя, уважение к самим себе  и, как следствие, формирование положительной Я - концепции.

Список использованной литературы:

  1. Селевко Т.В. Современные образовательные технологии. М 1998.
  2. Лаврентьев В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением.//Завуч №1 2005.

https://infourok.ru/statya-sovremennie-obrazovatelnie-tehnologii-1181143.html

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации