Статья «Формирование положительной мотивации на логопедических занятиях»

2
0
Материал опубликован 29 September 2022

Формирование положительной мотивации в процессе коррекции речевых нарушений у младших школьников на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта.

Автор: учитель-логопед

методического центра

управления образования

администрации города Макеевки

Алексашева Ирина Владимировна.

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

К.Д. Ушинский

В данной статье раскрыта актуальность проблемы наличия достаточного уровня мотивации к коррекционным занятиям в структуре учебного процесса младших школьников, имеющих нарушения устной и письменной речи. Представлены основные причины снижения или недостаточной сформированности мотивации учащихся. Предложены пути повышения уровня мотивации к коррекционной деятельности учащихся с нарушениями речи.

Для начала дадим определение учебной мотивации. Рассмотрим психологические аспекты мотивации, выясним влияние положительной мотивации на повышение эффективности коррекционной работы. Учебная мотивация-это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит из мотивов, целей, реакций и потребностей ученика в получении новых знаний. Мотивация – является особо важным компонентом учебной деятельности. Мотивация представляет собой основное условие успешного обучения школьников. В учебном процессе положительная мотивация чрезвычайно важна. От уровня сформированности мотивации учащихся зависит результативность учебного процесса. При достаточном уровне сформированности мотивации учебная деятельность становится более эффективной. Учащиеся с легкостью овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками. Повышается интерес к обучению. Появляется стремление достичь более высоких результатов. Достаточный уровень мотивации учащихся, имеющих те или иные нарушения речи, оказывает положительное влияние на весь коррекционный процесс. Коррекционное воздействие осуществляется более успешно.

Мотивация сферы обучения учащихся с нарушениями речи включает:

- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

- развитие собственной активности ребенка;

- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- формирование и развитие целенаправленных действий;

- развитие планирования и контроля деятельности;

- развитие способности применять полученные знания для решения новых

аналогичных задач;

-постановка ясной цели, к которой нужно стремиться, формирование мотивации к

достижению цели;

- воспитание положительной реакции на неудачу и настойчивости при

достижении результата своей деятельности.

Одной из основных задач учителя является формирование положительной мотивации к учебному процессу. В.А. Сухомлинский предложил некоторые приемы повышения мотивации учащихся.

t1664450011aa.jpg

В современной школе существуют такие пути повышения мотивации учащихся, которые успешно применяются и в коррекционной работе. Таким образом мы можем выделить основные пути повышения мотивации на логопедических занятиях :

1)В работе опираться на 3 пласта мотивации: «ХОЧУ», «НАДО», « МОГУ»:

- создавать условия для возникновения у ребенка внутренней потребности

включения в коррекционную работу( « хочу»);

-актуализировать требования к учащемуся со стороны взрослых ( «надо»);

- устанавливать тематические рамки ( « могу»).

2) Морально поддерживать , формировать положительную эмоциональную

реакцию на неудачу, создавать благоприятные условия и положительное эмоциональное состояние, способствующее покорению новых вершин.

3) Обучение рефлексии.

4) Демонстрация собственной заинтересованности учителя в успехах учащихся.

5) Создание ситуации успеха, мотивация каждого ученика, опираясь на его успехи, поощрения.

6) Повышать интерес к занятиям и к изучаемому материалу путем использования игровых и наглядных методов. Использование дидактических игр и упражнений, применение наглядности, мультимедийное сопровождение и ИКТ.

7) Дозированные нагрузки, индивидуальный и подход к учащимся. Создание у учащихся ощущения продвижения вперед( переживание успеха): подбор заданий соответствующей сложности, оценивание результатов деятельности.

9) Внедрять в учебно-коррекционный процесс современные технологии: технологию обучения в сотрудничестве. Осуществлять взаимовыгодное сотрудничество учащихся на уроке.

10) Формирование мотивации осуществлять с опорой на достижения учащегося, его индивидуальные особенности развития и исходя из поставленной цели.

11) Стимулировать речевую активность, побуждать к общению.

12) Формировать осознание важности коррекционной работы; испытывать радость от достижения поставленной цели, от приобретенного навыка.

Для повышения мотивации учащихся с нарушениями речи на логопедических занятиях используются следующие методы и приемы:

создание занимательной ситуации;

дозированное домашнее задание;

использование наглядности;

активизация познавательной деятельности;

использование элементов соревнования;

концентрация внимания на промежуточных успехах ученика;

громкая демонстрация положительных итогов деятельности ребенка;

опора на жизненный опыт;

мультимедийное сопровождение урока, использование ИКТ;

использование дидактических игр и физкультминуток;

создание ситуации успеха.

Основными факторами, влияющими на формирование мотивации являются:

t1664450011ab.png

Существуют случаи, когда в процессе обучения у ребенка снижается мотивация. Снижение мотивации негативно отражается как на процессе обучения в целом, так и на коррекционной работе. К основным причинам снижения мотивации учебной деятельности относятся:

переизбыток информации, чрезмерные нагрузки;

возрастные особенности развития ребенка;

пропаганда легкого образа жизни;

завышенные требования;

негативное отношение ученика к учителю, отсутствие контакта;

негативное отношение учителя к ученику;

стиль воспитания в семье;

отсутствие личной значимости предмета;

низкая продуктивность учебной деятельности;

непонимание цели учителя;

страх перед школой.

Опытный педагог сразу обратит на это внимание, так как у ребенка снизится успеваемость и пропадет интерес к занятиям. Главное в таких ситуациях – это вовремя выявить и устранить причину снижения мотивации. Определение методов воздействия на ребенка с целью повышения мотивации. В этом помогут беседы с ребенком и родителями, психологические консультации.

Формирование положительной мотивации учащихся с нарушениями речи начинается в семье. Важнейшую роль в формировании положительной мотивации у детей играют родители. Большинство родителей, до начала работы с логопедом, рассказывают детям о необходимости логопедических занятий, приводят примеры правильной речи, ставят совместные цели: « научиться красиво разговаривать и др.» Но довольно часто на занятия приходят дети с низкой мотивацией или ее отсутствием. Тогда одной из задач учителя-логопеда становится формирование положительной мотивации к занятиям.

Работа по формированию положительной мотивации у детей с нарушениями речи включает:

- беседы с родителями и учащимися о необходимости проведения коррекционной работы;

- сравнение примеров правильной, грамотной речи и неправильной речи;

- организация коррекционной работы в школе и дома;

- систематичное посещение занятий, выполнение домашних заданий ;

- психологическая поддержка ребенка, моделирование ситуации успеха, поощрение;

- постановка единых целей совместно с родителями, стремление к их достижению.

Рекомендации для родителей.

Прежде всего нужно поставить цель, определить мотивы достижения цели.

Проявлять положительные эмоции по отношению к ребенку.

Показывать заинтересованность учебной деятельностью и ее результатами.

Поддерживать и подбадривать ребенка. Выражать положительный настрой на отличный результат. Верить в силы ребенка, учить «верить в себя», в собственные силы.

Поддерживать в семье психологически комфортную обстановку, исключить стрессы и эмоциональные перегрузки.

Строго соблюдать режим дня, разумно чередовать время учебы и отдыха.

Обеспечить систематическое посещение ребенком логопедических занятий.

Оказывать помощь в выполнении домашних заданий.

Посещать консультации, обсуждать трудности и достижения ребенка с учителем-логопедом.

Только благодаря совместным усилиям родителей, учителей начальных классов и учителя-логопеда возможно повысить уровень мотивации учащихся, а вместе с этим оптимизировать работу по исправлению нарушений устной и письменной речи, повысить ее эффективность, с легкостью преодолеть все трудности и достичь отличных результатов.

Таким образом, мы видим, что при достаточном уровне мотивации у учащихся с нарушениями речи не возникает негативного отношения к занятиям. А наоборот, проявляется устойчивый интерес, положительный эмоциональный настрой. Ребенок воспринимает деятельность на занятии как очередной шаг к достижению поставленной цели. Стремится выполнить задание хорошо, занимается с желанием и, таким образом, повышается эффективность занятия. Постепенно возникает устойчивый интерес к коррекционной деятельности. А ситуация успеха побуждает к успешному овладению всеми необходимыми навыками, сохраняя позитивный эмоциональный настрой. Заинтересованность взрослых, помощь ребенку, беседы о необходимости занятий помогают ребенку настроиться на работу, поверить в свои силы. Часто на своих занятиях я слышу от детей : « Я верю в себя!» Это замечательно! Тогда я тоже верю, что у моих учеников обязательно будет отличный результат! Такой настрой помогает и мне верить в свои силы, вдохновляет на работу. И вместе у нас все получится!







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации