12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Daniel Muhabovich Kapov2517
Практикующий психолог. к.психол. н.,высш.кат.Окончил- МГГУ им. М. А. Шолохова. Работаю в дополнительном образовании. В своей работе пользуюсь авторскими методиками. Интересы- Психология масс. Область исследований в настоящий момент- дивергентное мышление.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Тренинговое занятие

Формирование положительного восприятия образа «Я»

«Кукольный город»



 

Автор занятия

Даниэль Мухабович Капов

педагог-психолог УВО

ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
 

 

Санкт-Петербург, 2018 г.

© 2018 г. Авторские права защищены!

В процессе взаимодействия с подростками, мы сталкиваемся с тем, что ребенок (а именно им является подросток), зачастую недооценивает сам себя. У подростка наблюдается чувство неуверенности в самом себе, своих действиях, своем выборе, заниженная самооценка, склонность к самоанализу и сравнению себя с другими.

В данной форме занятия используется элемент куклотерапии, который дает возможность подростку попробовать посмотреть на себя со стороны.

В тренинге, кукла не используется как некий предмет манипуляций, скорее это символичный образ, через который подросток отражает субъективные ощущения.

Использование образной формы куклы позволяет избежать ситуации, когда подростку-парню неловко использовать в качестве инструмента реальную куклу, как объект манипуляций.

К плюсам данной формы занятия можно отнести и то, что для его проведения не требуется специального оборудования и большого количества вспомогательных материалов.

Занятие «Кукольный мир» направлено на формирование положительного самовосприятия, при котором у подростка есть возможность оценить самого себя, и осознать важность своей личность. Речь здесь не идет о формировании чувства эгоизма, а наоборот, занятие направлено на формирование адекватной самооценки личности самого себя подростком, что в свою очередь способствует гармонизации процесса саморазвития.

Данное занятие не решает всей проблемы заниженной самооценки и\или недооценивания себя подростком, они является первой ступенью к осознанию сложностей, и дает возможность поиска решения.

Предлагаемое тренинговое занятие в интерактивной форме можно проводить как с детьми старшей группы, так и с педагогами.

Материал будет интересен школьным психологам и социальным педагогам.

Также, данное занятие (при соответствующей подготовке) могут проводить отрядные вожатые.


 

Основные понятия:

Эмоциональная гибкость- степень способности свободы ощущать в необходимой или желаемой степени весь спектр возможных эмоций вызываемых совокупностью актуальных стимулов.

Эмоциональная гибкость рассматривается, как способность уравновешивать (-) и (+) состояния.

Самооценкаэто представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Трансляция – В данном случае –Процесс переноса субъективных свойств, состояний, переживаний в объективную реальность в виде различных аудиовизуальных форм (описание, картина, формирование образа).

Коммуникативная гибкость – владение и использование различных форм коммуникативных навыков, способствующих улучшению процесса взаимодействия.


 

Эмоциональная гибкость основывается на основных свойствах эмоций:

Универсальность;

Пластичность;

Динамичность;

Доминантность;

Коммулятивность;

Адаптивность;

Субъективность;

В данном тренинговом занятии основная работа акцентируется на:

Субъективности- способность разных людей, в зависимости от личностных особенностей, испытывать разные эмоции по отношению к одному и тому же источнику.

Отражаемости- возможность одних эмоций возбуждать другие. 

Трансляции-  возможности формирования образа самовосприятия и отражения его в объективную реальность, придавая ему некую символичную форму.


 

Цель: формирование положительного восприятия Образа «Я» у подростка.

Задачи:

Создание условий для формирования (+) самовосприятия;

Обучение осознанию значимости собственных ресурсов;

Расширение представлений о формах саморазвития;

Эмоциональная разгрузка.


 

Стимульный и вспомогательный материал:

Аудио воспроизводящая аппаратура;

Грим или краски для лица (можно использовать косметические палетки);

Лоскуты тканей;

Различные мягкие игрушка и элементы кукольного дома.

Приветствуется наличие бескаркасных кресел, или другой удобной мебели (не желательно использование стульев, можно использовать ковры, на которых можно лежать).

Занятие включает в себя 4 упражнения:

Intro- вход, создание общей атмосферы;

Intensive- 5 основных элементов занятия;

Outro- выход, рефлексия, завершение занятия.


 

Продолжительность занятия- от 1 часа (но не более 2-х часов).

Основные правила занятия:

Добровольное участие;

Присутствие и действие;

Все происходит в моменте «Здесь и Сейчас»;

Обсуждение занятия остается лишь в этом пространстве.


 

Адаптация пространства:

Перед началом занятия ведущий подготавливает рабочее пространство. Помещение должно быть хорошо проветренным, свет- слегка приглушен, мягкие игрушки и лоскуты ткани разложены по помещению, фоном звучит легкая музыка предпочтение отдается подборками миксов New Age или Цветные сны (не желательно использовать готовые миксы, скаченные из интернета, так как в них разная динамика аудио материала, ведущий должен сам миксовать подборку аудио материала). Приветствуется драпировка стен и мебели (шкафов и полок) тканями, с целью создания более мягкого пространства.

Группа участников входит в уже атмосферное пространство.


 

Ход занятия:

Intro

Первым делом необходимо создать единое эмоционально пространство, в котором всем будет комфортно работать. Для этого проводится первое упражнение:


 

«Путешествие в кукольный город»

Ведущий: Через несколько мгновений, вы окажитесь в совершенно другой реальности. В реальности, в которой вам предстоит заново открыть себя, научиться понимать других, и попробовать создать свой новый мир. И сейчас, я приглашаю вас в путешествие по городу кукол. Для того, чтобы наше путешествие состоялось, каждый из вас должен найти здесь самое комфортное для себя место, принять удобное положение и закрыть глаза. И как только все будут готовы, мы начнем наше путешествие.

Участники занятия удобно располагаются, закрывают глаза. Ведущий следит за ситуаций, и как только участники готовы, продолжает погружение, переводя участников в первое состояние, переходящее в знакомство).

Intensive:

Элемент 1: Погружение «Путешествие в город снов».

Ведущий: Закрыв глаза, вы отправляетесь в путешествие по кукольному городу. В этом городе нет ничего, что могло бы вас побеспокоить или напугать. Мой голос служит вашим путеводителем. Попробуйте преставать себе этот город... Пауза

Какой он…. Пауза

Попробуйте увидеть в этом городе себя, но себя не просто как человека, а себя как…куклу!

Попробуйте увидеть себя Куклой, живущей в иной… пластиковой реальности.

Какая вы кукла? Что вы чувствуете? Какой мир вас окружает? В нем пластиковые дома , пластмассовые деревья, искусственная трава.

Вы кукла. …Пауза

Вы видите мир своими кукольными глазами, но чувствуете его своим по-настоящему живым сердцем.

Что же вы чувствуете, глядя на окружающий вас мир.

Вокруг вас другие куклы. Они такие же особенные, как и вы, они также видят и чувствуют, и вы все - часть этого мира.

Открыв глаза, посмотрите на тех, кто вас окружает, поприветствуйте их, и попробуйте найти тех, кто чем-то похож на вас.

Итак, Я приветствую вас в городе снов, в котором живут только куклы.

Откройте ваши глаза.

Оглянитесь.

Посмотрите друг на друга.

Встаньте и изучите мир, который вас окружает. Покажите этому миру себя. То, как вы двигаетесь, как вы говорите, как вы понимаете этот мир- ваша уникальная особенность, отличающая вас от всех. Поприветствуйте друг друга. Найдите тех, кто быть может чем-то похож на вас. Но помните самое важно: Вы- куклы , живущие в этом городе.


 

Участники перемещаются, осваиваются в помещении, адаптируются к условиям заданным ведущим, знакомятся друг с другом. Ведущему важно отслеживать ситуацию взаимодействия, подсказывать, направлять, и (при необходимости), напоминать участникам о том, что они должны действовать и вести себя как куклы.

После того, как участники поприветствовали друг друга, начинается переход ко второму элементу.


 

Элемент 2: Образ (работа с трансляцией).

Ведущий: Каждая кукла обладает своей уникальной внешностью. Она по особенному выглядит. В ней есть что-то, что отличает ее от других. В нашем кукольном городе есть все, что необходимо для того, чтобы у каждой появился свой образ. Познакомившись друг с другом, вы нашли тех, кто чем-то да похож на вас, и теперь вы должны оказаться с ним в паре. Создайте внешность куклы, похожей на вас, а быть может отличающей вас от других. Для создания образа вы можете использовать материал, который поможет вам отразить свои ощущения.

Самый главный образ куклы - это ее лицо! С помощью этого грима (ведущий выдает участникам грим), отобразите на лице куклы ваши эмоции, вашу глубину, вашу уникальность.

Для дополнения образа, можно использовать лоскуты ткани.

Как только вы поймете, что ваш образ готов, остановитесь, и дайте возможность другому создать свой образ. И как только все будут готовы, мы отправимся дальше.

Участники занятия работают в парах. Ведущий контролирует процесс и направляет участников. Участники одновременно создают «лицо» или облик куклы, рисуя гримом на лице друг друга. Рисуют участники строго пальцами. Для избегания случаев возникновения кожных раздражений, ведущий не должен использовать гуашь или любую другую краску, не предназначенную для нанесения на кожу.

После того, как участники готовы, переход на третий элемент.


 

Элемент 3: Коммуникация.

Ведущий: У каждой куклы должен быть свой собственный уголок. Место, в котором она чувствует себя комфортно, защищено, спокойно! Для того, чтобы наш кукольный город стал полноценным, в нем должно появится такое место. Создайте для себя комфортнее место. У каждого из вас полная свобода выбора и действий: вы можете создавать как свой отдельный уголок, так и один большой, общий дом. Используйте все, что посчитаете необходимым. И как только вы поймете, что ваш уголок готов, найдите в нем свое место.

Участники начинают создавать свои уголки (или свой уголок), используя мягкие игрушки, бескаркасные кресла (при наличии), или различные элементы, заранее подготовленные ведущим.

После того, как кукольные уголки готовы, и все куклы нашли в них свои места, происходит переход к 4-му элементу занятия.


 

Элемент 4: Выход- « Возвращение из кукольного города»

Ведущий: Как и любым живым организмам, куклам необходим отдых. И сейчас все куклы города ложатся спать. Заняв удобную позу, они зарывают глаза, и отправляются в обратный путь. Обратный отсчет говорит нам о том, что путешествие в кукольный город подходит к завершению, и как только вы услышите цифру один, вы проснетесь .

Ведущий начинает медленно обратный отсчет.

5- Вы в уютном кукольном доме. Вокруг вас такие же куклы как и вы.

4 - В пластиковом теле куклы бьется по -настоящему живое сердце.

3 – Вы чувствуете свое дыхание, чувствуете тепло окружающего мира.

2 – Но это все, всего лишь сон. Вы скоро проснетесь. Проснувшись, вы не будите куклой, вы станите живым человеком. Но вы будите помнить каждое свое ощущение…

1 – Вы больше не куклы. Проснитесь.


 

Ведущий дает участникам немного времени для выхода и осознания полученного опыта. Переход на 5-й элемент.


 

Элемент 5: Отражение.

Каждому из участников дается возможность описать свои ощущения, отвечая на основные вопросы ведущего:

Каким был город кукол, и что вы чувствовали, будучи куклой?

Удалось ли вам найти похожих на себя кукол? И если да, то, как вы это поняли?

Сложно ли было создавать образ куклы, рисуя не другом, и почему?

Что вы чувствовали в тот момент, когда создавали свой собственный угол?

Что изменилось в ваших ощущениях, когда вы перестали быть куклой?

Анализируя ответы участников, ведущий интерпретирует общую картину и подводит итог занятия.

Каждый из людей, каждый из нас, это тоже своего рода кукла. Только кукла не в вымышленном городе, а кукла, в большом спектакле жизни. В этом спектакле у каждого из нас своя важная роль, и нельзя недооценивать значимости участия каждого из нас.

Мы все желаем добиться успеха, хотим чувствовать себя уверенно, и защищено, стремимся к чему-то лучшему. У каждого из нас есть свои достижения, которыми мы можем гордиться.

Играть свою роль в спектакле, режиссером которой является сама жизнь довольно сложно, но куда сложнее остаться в нем самим собой.

Нас окружает множество искусственных образов, селебрите ослепляют нас светом рамп и софитов, и в этой мелькающей ленте событий и образов очень просто потерять самого себя, потерять свою уникальность, потерять свою личность.

Что бы ни происходило вокруг, всегда надо помнить основу основ. Всегда, в любых обстоятельствах : Верьте в себя! Цените себя! Любите себя!, ибо это те три кита, на которых держится планета по имени «Я», а именно – ваша планета.

 

Outro: Завершение занятии.

Работая со своими эмоциями, очень важно выплескивать их. И сейчас мы будем забрасывать их высоко-высоко, так высоко, насколько сможем.

Я прошу вас всех встать в круг.

Закройте глаза, почувствуйте, какая эмоция, какое состояние сейчас в вас ярче всего.

( Пауза. Участники выполняют задание ).

Попробуйте сконцентрировать ее в ваших руках, в такой форме, в которой вы сможете ее высоко забросить. Как только вы будете готовы, мы все делаем глубокий вдох, и как только я досчитаю до трех, мы дружно забрасываем свои эмоции, и можно сопроводить это различными звуками.

1…,2…,3 .. ведущий вместе с участниками забрасывает «что-то» вверх!

Ведущий завершает занятие, благодарит и отпускает участников.


 

Список литературы:

Асмолов А. Г. "Психология личности". М.: Смысл, 2001 г.,

Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПБ: Питер, 2001 г.;

Дженнингс С., Минде А. "Сны, маски и образы". Практикум по арт-терапии.  М.: "Академия" 2003.

Майер Линда. Практикум по социально-психологическому тренингу. Ростов н\Дону.: Феникс, 2003 г.,

Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М: “Флинта”, -2001;

Никитина В. Б., Василенко Т. Д., Психодиагностика в системе социальной работы, М: АСТ, 2004 г.;

Ньюкомб Нора. Развитие личности ребенка. Ростов п\Дону: Феникс, 2003 г.;

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.