Статья «Формирование положительной мотивации обучающихся с ОВЗ на уроках биологии» (7–8 класс)
Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения
Формирование положительной учебной мотивации обучающихся с ОВЗ на уроках биологии
В современном образовании существует проблема качественного обучения. А качественное обучение это есть эффективность, направленная на результат, в котором заинтересованы все участники образовательного процесса. Современная педагогика подчеркивает необходимость индивидуализации образовательных программ. Мотивация в этом процессе занимает одну из ключевых ролей. «Успешный ребенок» – это положительно замотивированный ребенок. Различают два типа мотиваций: мотивация к обучению и мотивация к действию. Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая проявляется как во внешнем, так и во внутреннем отношении ребенка к окружающему миру, к различным видам деятельности. Мотивация и успех неразделимы. Все хотят быть успешными, а путь к результату – это есть путь вперед и вверх. А эффективные уроки – это ступеньки для преодоления этого пути.
Одной из задач современной школы является создание условий для формирования положительной мотивации и дальнейшего ее развития детей с ОВЗ.
На уроках биологии с детьми с ОВЗ считаю применение эффективных уроков по развитию мотивации к действию побуждает детей к активной мыслительной и практической деятельности. Конечно, существуют препятствия в развитии данного вида мотивации, такие как биологические, социальные, психологические. Поэтому на каждом уроке важно находить пути и способы преодоления этих препятствий.
В 2018-2019 уч. году в 7-8 классах обучалось 5 детей по адаптированной образовательной программе по биологии с ОВЗ с низким уровнем мотивации. Целью программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ОВЗ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
На уроках биологии важно дать знания обучающимся об основных компонентах живой природы, а также общие сведения о строении и жизни животных и растений, ознакомить учащихся с животными, которых можно содержать дома, воспитывать нравственные стороны личности, проводить через весь курс экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни животных и растений), бережного отношения к природе. К коррекционно-развивающим задачам на уроках биологии относится развитие умений анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости и, конечно, содействовать развитию абстрактного и логического мышления, воображения, всех видов памяти, внимания.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, как за животными, так и за растениями, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и экскурсий с учетом специфики учреждения. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление, эмоционально-волевую сферу.
У обучающихся с ОВЗ уровень познавательной активности крайне низок, отмечается очень низкая продуктивность и неустойчивость внимания в силу биологических и психологических особенностей. Память носит кратковременный характер, мышление конкретное и непоследовательное, запас сведений и знаний ограничен. Представления об окружающем мире скудны, обучающиеся с ОВЗ не умеют логически мыслить, анализировать. Мотивация к обучению и к действиям довольно низкая.
Как же построить процесс обучения детей с ОВЗ и сделать его эффективным?
Для развития мотивации учебно-воспитательный процесс на уроках биологии основываю на следующем:
Развитие мотивации и интереса к биологии животных и растений путем доступности, занимательности и смены деятельности. Этому способствует умелое использование игровых ситуаций (дидактическая игра). Дети с ОВЗ легко включаются в дидактическую игру, что способствует возрастанию интереса к учебной деятельности. Загадывание загадок, тайн о строении организма растений и животных (отгадай орган, путешествие по системе организма, приключения таракана и другие игры) позволяют повысить интерес к биологии. Для детей с ОВЗ важно переключение видов деятельности, иначе серость, тусклость занятия не позволят достичь результата (использую прием - «читаю, слушаю, говорю, думаю»).
Для повышение общей мотивации к действию важна мотивация к успеху, которая достигается повышенным интересом к изучаемой теме (важно показать практическую значимость изучаемой темы, например, очень важен радел «Сельскохозяйственные животные», что обучающийся, применяя эти знания, получит пользу), развитие самоэффективности обучающихся – чувства того, что «я смогу справиться!». Для развития мотивации успеха важны похвала знаний, умений обучающегося, психологическая поддержка, в основе которых лежит индивидуальный подход.
На каждом этапе урока использую целенаправленное эмоциональное стимулирование обучающихся: предупреждение чувства скуки, монотонности, повышение интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, достижения. Здесь важен настрой ребенка на продолжение обучения, положительная динамика развития мотивационного настроя.
Используя данные приемы на уроках биологии в классах с детьми с ОВЗ, на выходе получаем повышение мотивации к обучению и действиям, стойкое усвоение знаний и умений, навыков у обучающихся, развитие способности адекватно оценивать свою деятельность.
Источники информации:
1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М, 1990
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.:Просвещение, 1983
3. https://ru.wikipedia.org/wiki
Елена Владимировна