12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Глек Ольга Ильинична53
Россия, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский
5

Семинар на тему «Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроке литературы как залог формирования успешной личности обучающегося с ОВЗ»

О.И.Глек

Методический семинар.


 

Здоровьесберегающие образовательных технологии на уроке литературы как залог формирования успешной личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Ж. Ж. Руссо
«Здоровье – непременное условие благополучия не только каждого человека, но и нации, страны в целом» 

В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов.

По статистике в Камчатском крае количество детей с ОВЗ за несколько лет увеличилось на 22 процента.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» устанавливает: «Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья…. образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, …….. В связи с этим обеспечение реализации права на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».

 

Тема образования таких детей является очень актуальной, так как ни для кого не секрет, что именно дети с ограниченными возможностями испытывают большие трудности при интеграции в общество. Это связано с тем, что большинство из них считают себя успешными. Действительно, когда у тебя целый набор различных заболеваний и нарушений,, тяжело быть успещным, в довесок к этому многие обучающиеся в нашей школе пришли из других школ, где были оставлены на второй год и им вдвойне тяжело.

 

Обучение таких детей – это кропотливый труд. Программа по литературе выдвигает ряд требований к выпускнику: он должен осознанно воспринимать и понимать текст, выделять нравственную проблематику, уметь анализировать художественные произведения и т.д. Но как быть учителю, если обучающийся в силу своих индивидуальных психофизических возможностей с трудом усваивает учебный материал? Мои обучающиеся имеют задержку психического развития, нарушения внимания, эмоционально-волевой сферы и др. За окном громко проехал трактор или зазвучала сирена – все, внимание таких детей быстро переключилось с учебного процесса.

 

 

Моя задача как учителя, работающего с такой категорией детей, найти такие методы, приемы и технологии, которые помогут качественно освоить школьную программу, потому что чтобы быть успешными в школе . Чтобы быть успешными в жизни, нужно быть успешными в школе. Палочкой-выручалочкой здесь являются здоровьесберегающая технология, содержащая в себе такие методы, приемы, формы работы, которые не нанесут вреда обучающимся.

Приемов и методов в здоровьеобразовательной технологии очень много, раскрыть их все за отведенное время не получится, поэтому остановлюсь на некоторых аспектах.

Наиважнейшим условием реализации ЗОТ является создание благоприятного психологического климата на уроке.

С научной точки зрения психологический климат — это есть эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения интересов. Психологический климат урока базируется на эмоционально-психологическом взаимодействии учителя и обучающихся.

Педагог В. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное — создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.

Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

Самое важное – доброжелательное отношение учителя: спокойный тон голоса, дружелюбность, не должно быть озабоченности. Помимо этого нужно помочь и самим ребятам переключиться от своих каких-то внутренних проблем. Стараюсь на каждом этапе урока контролировать психологическое состояние класса и сама выбираю ту форму работы, которая положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние обучающихся. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся (использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится». «Я справлюсь»).

 

Сейчас весна, считаю полезным начинать каждый урок будь то русский или литература, с небольшого четверостишья о весне. Для формирования положительного отношения к культурным традициям народов Камчатского края, целесообразно использовать небольшие стихотворные тексты наших камчатских поэтов. Такие стихотворения помогают детям зарядиться весенней энергией, радостью, оптимизмом, сконцентрироваться, пробудиться, настроиться на положительный лад.

 

Так неожиданно дни потеплели.
Из белого леса ушли метели.
У почек рябины блеск серебра,

весна на Камчатке — да и пора.

А. В. Соколов, мыс Лопатка

 

Хочу отметить, что сами программные художественные произведения располагают к благоприятному психологическому климату. Так при изучении художественных текстов, включенных в УМК Б.Ланина и подобраннных в соответствии с возрастными особенностями обучающихся (практически все герои произведений являются ровесниками обучающихся), я наблюдаю повышение учебной мотивации, появляется потребность в творческом самовыражении.

Полностью согласна с мнением, что литература как искусство словесного образа своими текстами, жизнью самого писателя воспитывает, имеет высокую степень эмоционального воздействия, благоприятно воздействует ие на психику и эмоции сама по себе: воздействует не прямо, а подсознательно – и тем глубже! Она учит понимать другого, вступать равноправным собеседником в диалог с другой личностью и эпохой. Мои обучающиеся очень любят уроки литературы.

 

Также одно из условий реализации здоровьесберегающих технологии – создание трех ситуаций, повышающих учебную мотивацию.

-создание ситуации выбора;

-ситуации творчества;

-ситуации успеха.

 

Ситуация выбора предполагает проектирование этапа урока так, чтобы ученики были поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.

 

Ситуация выбора на уроке – это в своем роде логическая разминка, которая позволит обучающимся отдохнуть от традиционной формы работы. Логические упражнения очень разнообразны:

1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.

1.1. Задания с выбором одного правильного или неправильного ответа.

1.2. Задания с выбором одного наиболее правильного ответа.

2. Задания открытой формы.

3. Задания на установление соответствия.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Подобные задания являются не только способом стимулирования интереса к обучению. Они дают возможность развивать интеллектуальные способности учащихся, их умение самостоятельно мыслить и обоснованно защищать свою точку зрения. Данный вид упражнений помогает создать условия для самореализации ученика, раскрытия его личности, что очень важно для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Например: На какие «сокровища» Том Сойер обменивал принудительное занятие покраски забора ( выбери несколько правильных вариантов) :

или: кто не является героем произведения….

или: соотнеси героев произведения с названиями произведения.

Ситуацию выбора – можно отнести одинаково к проблемному обучению и к технологии дифференцированного обучения. , входящему в интерактивные педагогические технологии, которая в свою очередь реализут здоровьесбережение.

Например: В сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» мы встречаемся с маленькой разбойницей. Прочитай два мнения твоих ровесников о ней, выбери, чье мнение тебе ближе: 1) это злая, грубая девочка, которая мучала оленя и хотела убить Герду

или

2) Несчастная девочка, которая вынуждена жить с разбойниками, в глубине души она добрая.

Сильным учащимся можно порекомендовать убедить своих одноклассников в своей правоте, используя доказательства (нужные слова) из текста, таким образом реализуется технология дифференцированного обучения. .

К слову, опять хочу обратиться к УМК Б.Ланина, в котором есть рубрика «Давайте поспорим», которая помогает нам, учителям, предлагает свои проблемные вопросы.

 

Следующая ситуация – ситуация УСПЕХА

А что же такое успех?

С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, оттого, что результат, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. Если успех делается устойчивым, постоянным, могут проявиться скрытые до поры возможности личности; Внимание этой проблеме уделяли в своих работах педагоги В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А. С. Белкин, В.Ю. Титюков и др

Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах. Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА:

Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала

Доступное объяснение учебного материала

Обязательное использование занимательной наглядности

Дидактические игры

Парные и групповые творческие задания

Индивидуально – дифференцированный подход (личностно

ориентированный подход)

Создание оптимальной благоприятной образовательной среды

Словесная поддержка педагога.

Установка на позитивное решение проблемы

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья склонны считать

самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример. Поэтому

содержание похвалы и ее формулировка имеют большое значение в

зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем: тщательность

выполнения домашних заданий, настойчивость в поиске решения, усвоение

каких-либо знаний. Таким образом, создание ситуации успеха способствует

решению важнейших задач обучения и воспитания.

Ситуация успеха может быть включена а должна включаться во все компоненты учебной деятельности.

На уроках литературы создать ситуацию успеха можно во время работы с текстом до чтения. Она предполагает оживление у учеников имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, актуализацию знаний, самостоятельное определение степени имеющихся знаний, благодаря чему в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, вызывает интерес к проблеме.

Например: При изучении рассказа А.Чехова «Хамелеон»:

- Кто такой Хамелеон. (ящерица)

- Что вам известно об этих ящерицах (они меняют свой окрас в зависимости от изменений в окружающем мире;

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе ХАМЕЛЕОН

На этом этапе даже самые слабые учащиеся смогут высказать свои предположения.

 

Или фрагмент урока внеклассного чтения по произведению «Мститель» В.Солоухина в 6 классе. На первом этапе урока учитель обращается к учащимся:

-Ребята, а как вы понимаете смысл слова «мститель»? От какого слова оно образовано? Что оно обозначает? (Учащиеся определяют значение слова: отплата за обиду, за оскорбление…)

-Знакомо ли вам чувство мести ?

- Бывали ли в вашей жизни ситуации, где имело место чувство мести? Каким был их финал?

- Ребята, с чем у вас ассоциируется слово «месть»?

Что касается «Ассоциации», то такой прием относится к упражнению –энергезатору. Такие энергизаторы позволяют моим обучающимся встряхнуться» физически и эмоционально. Такие упражнения очень нужны детям с ограниченными возможностями здоровья, так как эти дети чаще других утомляются, происходит снижение интереса с к происходящему.

Упражнения – энергизаторы являются соединением обучения и психологического тренинга, используемые на различных этапах урочного процесса – организационном, основном или заключительном. Таких упражнений очень много, существует целый банк энергизаторов, которым я успешно пользуюсь.

 

Создание ситуации творчества тоже напрямую связана со здоровьесберегающей технологией, потому что обучающийся становится активным участником , работает над конкретной задачей, старается решить её сам. Совместное творчество учителя и учеников создает атмосферу доверия, стимулирует познавательную деятельность, благотворно влияет на психологический климат в классе.

 

При развитии творческих способностей учащихся очень важно самовыражение.

Это может быть:

иллюстрирование произведений, где ребенок вносит что-то своё, что-то от своего видения жизни, своего понимания героя или события. Целью этой работы является – вслушаться и услышать, представить и отобразить прекрасное, не остаться равнодушным к тому, что подметил автор и выразить своё мнение, своё представление о произведении

- Сочинение – высшая форма проявления творческих способностей учащихся. В сочинении раскрывается внутреннее состояние, душа ребёнка. То, что порой он не выскажет вслух, постесняется поделиться мечтами, тайнами

Далее, чтобы реализовать у учащихся потребность в творческом самовыражении, а также как эмоциональный выход на заключительных этапах изучения художественных произведений, используем инсценировки сказок, басен, выполняем различные творческие проекты. Хочется добавить, что мои учащиеся очень активно в этом участвуют.

Чем раньше педагог-словесник начнёт привлекать ребят к подготовке театрализованных, игровых  фрагментов урока, тем раскованнее и увереннее будут чувствовать себя обучающиеся.

Детское творчество неисчерпаемо. Все дети по-своему талантливы, а раскрыть этот талант должен учитель. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.

 

Детям с ОВЗ очень трудно долгое время сидеть неподвижно за партой, их отличает гиперактивность, поэтому часто я включаю в урок валеологические паузы, кинезестеологические разминки, физминутки , как интерактивные, так и обычные. Я стараюсь проводить их с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Все формы здоровьесберегающих технологий в школе связаны в единую систему и основаны на стремлении самих учителей к совершенствованию!

 

В заключении хотелось бы добавить, что по статистике, все наши выпускники остаются жить в нашем Камчатском крае, это наше с вами будущее. От того какие они вырастут - добрые или озлобленные, с активной жизненной позицией или замкнутыми, пассивными – зависит от нас, учителей, работающих в классах с детьми ОВЗ. Поэтому я постоянно в поиске различных оптимальных методов и приемов, которые помогут мне сохранить здоровье детей, которые запустят механизм компенсации имеющего дефекта, сделают успешной интеграцию моих обучающихся в современное общество.

 

 

Сегодняшняя успешность ребенка в учебной деятельности – завтрашний его успех в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.