Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках математики.
Формирование познавательных учебных действий младших
школьников на уроках математики.
Белякова Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40 г. Твери
Аннотация: в статье описаны виды познавательных универсальных учебных действий, приведены примеры технологий, методов, приемов по формированию познавательных УУД, представлены некоторые варианты заданий для развития логических, общеучебных познавательных действий.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, познавательные универсальные учебные действия, младшие школьники, технологии формирования.
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным разви-
ваться дальше без помощи учителя.
Элберт Хаббарт
Одна из основных задач современной школы - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Продуктивность познания ученика, развитие его личности зависит от построения учебно-воспитательной деятельности в школе и от места, которое занимает в ней ученик.
Большинство исследователей утверждают о необходимости включения учащегося в активную познавательную деятельность.
В учебном процессе познавательная деятельность ученика представляет собой сложный процесс перехода от незнания к знаниям, от случайных наблю-дений, жизненного опыта к системе познания.
Задача учителя, посредством специально подобранных заданий, сформировать у ученика познавательные универсальные учебные действия, которые обеспечат способность учащегося к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у уча-щихся познавательных универсальных учебных действий.
В современной психолого-педагогической литературе к познавательным УУД относят:
- самостоятельное определение познавательной цели;
- поиск необходимой информации;
- грамотное выстраивание речи в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- структурирование знаний;
- разработка алгоритма деятельности для решения поставленной проблемы;
- определение основной и второстепенной информации;
- контроль и оценка процесса в результате деятельности.
Познавательные действия включают в себя: общеучебные действия , логические действия; постановку и решение проблемы.
В своей работе я рассмотрю подробнее каждую группу познавательных действий и приведу примеры заданий по этой теме, которые использую на уроках.
Познавательные общеучебные универсальные действия:
1) поиск и выделение необходимой информации ( анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность);
2) знаково – символическое моделирование ( построение схем, чертежей, создание краткой записи к задаче, выведение и запись формул);
3) умение структурировать знания ( создание кластеров, методика «фишбоун», «ЗХУ» - знаю, умею, хочу)
4) умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме ( объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям );
5) выбор наиболее эффективного способа решения задачи в зависимости от конкретных условий ( вычисление наиболее удобным способом, решение задачи разными способами).
Познавательные логические универсальные учебные действия.
1) анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков ( сра-внение геометрических фигур, действия с геометрическими фигурами, поиск закономерностей)
2) синтез, как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов ( создание кластеров, таблиц для систематизации знаний, решение задач с недостатком данных);
3) подведение под понятие ( выбор из группы объектов (геометрических фигур, чисел, уравнений ), объектов попадающих под заданное определение)
4) классификация ( деление геометрических фигур, чисел и т.п. на группы по отличительным признакам)
5) построение логической цепи рассуждения ( составление алгоритма решения уравнений, задач)
6) установление причинно- следственных связей (решение нестандартных задач с логическими связками «если…, то», «каждый» )
Постановка и решение проблемы:
1) формулирование проблемы (изучение нового вычислительного приёма, нового вида задачи);
2) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (составление математических заданий, демонстрация математических фокусов).
Мои технологии
В условиях внедрения ФГОС, я широко применяю в своей практике современные образовательные технологии, которые позволяют обеспечить формирование познавательных УД.
технология | методы и приемы | Формируемые познавательные УУД |
Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации, проблемный вопрос, дискуссия. | Общеучебные УУД, действия по постановке и решению проблемы |
Педагогические сотрудничества | Совместная деятельность, прием «Повтори за мной», коллективный вывод, сравнение, беседа. | Познавательные общеучебные и логические УУД, действия по постановке и решению проблемы |
Индивидуально-дифференцированный подход | Разноуровневые задания, Индивидуализация домашних заданий | Общеучебные и логические познавательные УУД |
Проектное обучение | Поисковая деятельность, проектная презентация | Общеучебные, логические познавательные УУД и действия по постановке и решению проблем |
Информационно-коммуникативные технологии | Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска | Логические, общеучебные знаково-символические универсальные учебные действия |
Игровые технологии | Игровые приемы и ситуации, выступаю- щие, как средство побуждения, стимулирования к учебной дея-тельности | Логические, общеучебные знаково-символические универсальные учебные действия |
Для формирования познавательных универсальных учебных действий использую на уроках следующие виды заданий: сравни, «найди отличия»,
поиск лишнего, составление схем-опор, и др.
В качестве примера приведу несколько заданий, которые позволят оптимизировать уроки математики, сместив акцент с репродуктивного фронтального опроса на самостоятельную исследовательскую деятельность младших школьников.
Задание 1. Раздели числа на две группы: 45, 12, 70, 25, 16, 39, 81, 52, 63, 98.
Задание 2. Выпишите и решите выражения, где:
а) к числу прибавляется сумма;
б) к разности прибавляется число;
в) из числа вычитается сумма;
г) к числу прибавляется разность;
д) из числа вычитается разность.
6 + ( 3+1) 8+(6 - 4) 9 – ( 8 – 6) ( 5+5) – 2 8 – ( 3+2) (9-7) + 8
Задание 3. Расставь скобки в выражениях, так чтобы получилось заданное значение.
а) 18 : 6 : 3 = 9 б) 24 – 14 : 2 х 3 = 15 в) 20 : 4 + 6 х 8 = 16
Задание 4. Расставь скобки в выражении разными способами и вычисли значение.
а) 24 : 4 х 2 + 6 б) 45 – 12 – 8 + 6 в) 5 + 3 х 2 + 4
Задание 5. Найди выражения, значения которых равны:
(128 + 57) - 36; 43 - 25 + 62 - 25; (1355 + 955) - 68;
(43 + 62) - 25; 1355 – 68 + 955 - 68; 128 - 36 + 57 - 36.
Примеры заданий, в которых формируется такие познавательные УУД, как поиск и выделение информации, анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей
Задание 6.Найди закономерность и вставь недостающие числа. Объясни.
Задание 7. В каждой цепочке найди закономерность и вставь пропущенные числа.
а) 3, 6, __, 12, 15, 18.
б) 65, 60, 55, ____, 45, 40, 35.
в) 20, ___, 21, 15, 22, 14, 23, 13.
г) 45, 50, 40, ___, 35, 70, 30, 80.
Задание 8. Вставь пропущенные символы.
Задание 9. Цепочки вычислений.
1)Какое животное может обходиться без пищи несколько дней?
11 жираф
6 верблюд
12 носорог
39:1+56-5-80:1+2:6*10-14
Задание 10. Магические квадраты,
Задания на моделирование позволяют формировать такие познавательные УУД, как поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково - символическое моделирование.
Схематизированные модели делятся на:
1.Вещественные (предметные):
- из оригиналов (тетради, карандаши, конфеты);
- из копий, внешне похожих на оригиналы (утята, котята, огурцы…);
2.Графические, в зависимости от того, какое действие они обеспечивают.
-рисунок (сюжетный, предметный)
-условный рисунок
-схема
- чертеж
К знаковым моделям, выполненным на естественном языке можно отнести краткую запись текстовой задачи, таблицы, формулы, уравнения.
Задание 11. В двух коробках лежит 120 дисков – в первой коробке в 3 раза больше дисков, чем во второй. Сколько дисков лежит в каждой коробке?
Задание 12. В одной вазе 7 цветков. Сколько цветков в 3 таких же вазах?
Задание 13. Почитайте задачу, выберите схему, подходящую к задаче.
Диаметр Земли равен 12740 км, а диаметр Юпитера в 5 раз больше диаметра Земли. На сколько диаметр Земли меньше диаметра Юпитера?
Задание 14. Составьте задачу по данному чертежу.
Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания. Формируются общеучебные УУД, действия по постановке и решению проблемы.
Задание 14. При изучении новой темы «Числовой луч» учащиеся получают задание начертить числовой луч. Для решения затруднения использую подводящий диалог который строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу. – Какое слово знакомо ? (луч)
- Начертите луч.
- Какое слово вызывает затруднение? (числовой)
- От какого слова образовалось слово «числовой»? (число)
- Предположите, что еще должно быть на этом луче? (числа)
- Как будут расположены числа по порядку или любые? (по порядку)
- С чего начинается числовой ряд? (с числа 0)
- Какое же число поставим первым? (0)
- Какое число будет следующим? (1)
- На каком расстоянии от нуля поставим? (выбираем коллективно, одна или две клетки)
- Какое число будет следующим? (2)
- Предположите, каким будет расстояние от 1 до 2, таким же как предыдущее или другим? (таким же)
- Поставьте 2. Продолжите работу по такому правилу.
- Сделайте вывод, что же такое числовой луч. ( луч, на котором точками обозначены числа, расположенные с одинаковым промежутком)
Особое место в формировании познавательных УУД занимают задачи. В математике есть несколько групп задач, которые помогают ввести в урок проблему. Рассмотрим некоторые из таких задач.
Задание 15. Задачи с не сформулированным вопросом.
Автомобиль прошел 630 км со скоростью 70 км/ч. (Какое время он затратил на путь?)
Задание 16. Задачи с лишними данными.
Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?
Задание 17. Задачи с нереальным условием.
Мама купила 5 пачек соли. Две съели за обедом. Сколько пачек соли осталось?
Задание 18. Задачи с ошибочным вопросом.
На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?
Задание 19. Задачи с недостающими данными.
Две лодки отошли одновременно навстречу друг другу от двух пристаней. Одна лодка проходила в час 15 км, а другая – 10 км. Найти расстояние между пристанями. (Не указано, через какое время лодки встретились.)
Логические задачи формируют умение самостоятельно применять свои знания на практике: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения признаков; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Задание 20.
а) В двух корзинах лежало одинаковое количество яблок. Из первой корзины переложили во вторую 10 яблок. На сколько стало больше яблок во второй корзине, чем в первой?
б) У Димы две палочки - 9 и 4 см. Как ему отмерить 5см? 1см?
Использование рассмотренных приемов и методов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по математике.
Использованная литература:
1) Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова – М.: Просвещение, 2008.
2) Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий /А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына/ Муниципальное образование инновации и эксперимент, - 2011.
3) Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Пособие для учителей начальных классов, «Лицей», 2002.
4) Аргинская И.И. Сборник заданий по математике, издательство «Учебная литература» , 2013