Статья «Формирование познавательных универсальных учебных действий через мини-проекты на уроках технологии»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ МИНИ-ПРОЕКТЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Новикова Елена Алексеевна
учитель технологии
МБОУ «Лицей №1»
г. Лысьва
«Памятка по уходу за одеждой»
Данная проектная работа предлагается учащимся пятого класса при изучении темы «Уход за одеждой», завершающей блок «Материаловедение». Каждая ученица получает этикетку от реального изделия с символами по уходу (собираю с собственной одежды, спрашиваю у родных и знакомых – накопилось довольно много), а также таблицу с расшифровкой символов. За 15 минут необходимо с помощью таблицы расшифровать символы на этикетке и составить памятку по уходу за изделием, записать в рабочую тетрадь и оформить свою работу. Дети работают в парах: проверяют работы друг друга и сообщают учителю результаты проверки.
Перед работой учащиеся знакомятся с критериями оценивания текстов памятки, которые размещены на доске или на слайде презентации:
соответствие текстового описания символов их изображению;
стилистическая и орфографическая грамотность;
аккуратность оформления.
Ученицы, закончившие работу раньше остальных, получают дополнительное задание: придумать и нарисовать изделие, предмет одежды, от которого могла бы быть данная этикетка. А затем рассказать друг другу придуманную историю об этом изделии (кто его носил или носит, где его купили и т. д.).
Учитель во время выполнения учащимися этого задания наблюдает за процессом, при необходимости – консультирует, помогает разобраться с раздаточным материалом.
Задание вызывает большой интерес. Дети с удовольствием откликаются на предложение (не домашнее задание!) учителя дома обратить внимание на одежду с этикетками, содержащими изображение символов по уходу, проявляют инициативу: приносят этикетки, вклеенные в тетрадь и оформленные на отдельных листах с расшифровкой символов. Рассказывают, как используют полученные знания в жизни, например, подсказали маме, при какой температуре нужно стирать любимую кофточку.
«Ты – то, что ты ешь».
Проект предлагается учащимся шестого класса при обобщении темы «Физиология питания». Цель данного проекта – показать учащимся вариативность представлений о правильном питании, побудить задуматься о выборе собственного варианта питания как важного фактора, влияющего на здоровье и продолжительность жизни.
Учащиеся получают домашнее задание подготовить пятиминутное выступление о какой-либо системе питания из предложенного списка:
диеты;
вегетарианство;
сыроедение;
раздельное питание;
макробиотика;
биопитание;
питание на религиозной основе (соблюдение постов).
Учащиеся выбирают ту тему, которая их больше интересует. Список может быть расширен. Если в семье принят свой нетрадиционный режим питания, можно описать его.
В выступлении необходимо объяснить принципы питания, указать ограничения (что запрещено), описать типичные блюда. Выступление должно сопровождаться презентацией из 5-7 слайдов. Учащиеся могут готовить проект как индивидуально, так и в парах. Совместное творчество детей и родителей при подготовке проекта приветствуется, т. к. без помощи взрослых в данном случае обойтись сложно.
Выступления происходят на уроке. Остальные дети слушают, записывают, задают вопросы, вносят дополнения. Учитель регулирует процесс. Оценивание проходит коллективно по следующим параметрам:
Раскрытие темы – насколько полно и понятно были объяснены принципы и ограничения системы питания, даны представления о приготовлении блюд.
Оформление презентации – насколько наглядно и грамотно.
Устное выступление – насколько грамотно, доходчиво, убедительно.
Ответы на вопросы – насколько уверенно владеет материалом.
Заканчивается урок обсуждением полученной информации. Ученики делятся своими размышлениями, высказывают свое мнение по поводу того, как же все-таки надо питаться, чтобы как можно дольше оставаться молодым и здоровым. Если ребята проявляют большой интерес к теме, можно предложить желающим оформить свои мысли в мини-сочинении на тему «Ты – то, что ты ешь». По сути, это будет рефлексивный текст. В этом случае после проверки сочинений следует обязательно вернуться к разговору о питании и обсудить тексты сочинений. Это можно сделать на занятиях, на переменах, в неформальном общении.
На последующих кулинарных практических занятиях мы обязательно готовим по одному блюду из каждой системы питания, и разговор о правильном питании продолжается.