12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Перекрестова Екатерина Геннадьевна16
Россия, Сахалинская обл., Южно-Сахалинск

Анализ литературы по данному вопросу показал, что многие авторы занимались проблемой правовой культуры. В этом направлении работали такие авторы как: С.С. Алексеева, Я. Алстед, В.П. Беспаленко, Э.П. Ващилина, Р.Н. Галиахметова, О.Б. Даутова, В. Добрынина, Н.Ю. Евплова, Т.Н. Иванова, Г.Р. Ишкильдина, Т.Н. Клочкова, А.И. Ковалева, Г.В. Куприянова, Е.А. Певцова, которые рассматривали механизмы формирования и функционирования правосознания, правовой культуры в четырех основных аспектах: психологическом, социологическом, профилактическом и воспитательном, как части образовательного процесса. В своих  работах Е. Сухомлинский, В. Лазарев, П. Виноградов раскрывали вопросы социально-правовой культуры, но, несмотря на широкий спектр публикаций по правовому образованию и воспитанию как средству формирования правовой культуры, не все теоретические аспекты разработаны в достаточной степени.

Правовое воспитание и паровое обучение являются одним из важнейших факторов развития правой культуры и правового сознания  современного общества. Негативные тенденции общественного развития, нестабильная ситуация  внутри общества вызывают значительную деформацию правосознания  среди молодежи. Задачей образования становится поиск новых форм и методов для выхода из данной ситуации, поэтому в основу реформирования школы, был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этих задач  гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образования. В процессе совершенствования школьного образования возникает целый ряд важных проблем, связанных не только с разработкой новых подходов к предметному содержанию, но и важность изменения самого процесса обучения. Укрепление правовых основ общества, а также создание правового государства неразрывно связано с развитием правосознания, формированием правовой культуры обучающихся. Одной из приоритетных задач образования является подготовка молодых людей, обладающих не только сформированными знаниями, убеждениями, творческой активностью, способностями к самостоятельному поиску, но и определенными социальными компетенциями, помогающими ориентироваться в современном мире. Все это предполагает формирование правовой культуры учащихся и является наиболее важным направлением в учебном процессе.

В чем же заключается содержание правовой культуры? Правовая культура - это общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Высшей ступенью правовой культуры считался уровень безупречного социально правового поведения, определенный не  только внешними механизмами правового регулирования, но и внутренними этическими мотивами, духовными установками, что является показателем правового прогресса. Правовая культура характеризует качественное состояние правовой жизни социума: уровень развития законодательной базы; наличие системы законодательных, исполнительных и правоохранительных органов; степень исполнения требований правовых норм во всех сферах жизнедеятельности общества; отношение общества к законам, к их соблюдению, к поддержанию правопорядка. Тесная связь правовой культуры и правового сознания  представляет собой оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права, формируют определенные надежды и пожелания к правовой сфере. Как отмечают отечественные исследователи, правосознание - это особый вид интеллектуально познавательной и практически-преобразующей деятельности индивидов и их групп, ядро, которого образуют базовые когнитивные возможности, обусловливающие понимание того, что такое право, закон, власть и определяющие специфику анализа и оценки различных видов правового поведения (противоправного и правомерного).

Правовая культура опирается на правовое сознание так же, как правовое сознание – на правовую культуру. Формирование правовой культуры обучающихся проявляется в развитии правовой активности, эффективном умении использовать средства для выстраивания взаимоотношений между людьми, а это и есть важная составляющая образовательного процесса. Особую значимость данный процесс приобретает в условиях модернизации системы среднего профессионального образования, где определяющим является воспитание личной ответственности, готовности принимать верные решения, действовать адекватно требованиям законодательства.

Сформировать правовую культуру обучающихся на уроках права помогают такие методы как: метод получения информации через лекции, беседы, дискуссии, «круглые столы», решения ситуационных задач, составления нормативно-правовых документов, метод наглядности позволяет через иллюстрации и демонстрации сформировать представление о законодательных документах. Метод стимулирования творческой деятельности способствует приобретению умения создавать ситуаций успеха, различных поощрений и достижений. Для создания эффективного формирования правовой культуры применяют метод контроля с использованием наблюдения и проведения различных диагностик, позволяющих стимулировать и мотивировать к познавательной деятельности обучающихся в области права. В процессе обучения использование данных творческую активность и применение инновационных подходов к обучению предмета. Через решение ситуационных задач достигается эффективность образовательной деятельности в освоении знаний, умении их применить в процессе обучения и в различных видах профессиональной образования.

Кроме этого на процесс формирования правовой культуры огромное влияние оказывают такие факторы как: непосредственные условия жизни и работы, организованная система обучения и воспитания, а также государственная молодежная политика. В связи с этим в образовательных учреждениях особое внимание должно уделяться повышению уровня правовой культуры студентов, в том числе и путем создания системы локальных актов позволяющих обучающимся активно участвовать в организации образовательного и воспитательного процесса. Таким образом, главным направлением работы педагога по праву является формирование правовой культуры и правового сознания студентов. Основными принципами в процессе формирования правовой культуры выступают принцип добровольности, принцип общественной направленности, принцип инициативности. Приоритетными задачами образования становятся повышение профессиональной компетентности специалиста, рост его профессиональной мобильности, формирование социально-правовой активности, правовой культуры. В новых условиях именно высококвалифицированные специалисты способны позитивно повлиять в целом на развитие всего общества.

На основе результатов теоретического анализа формирования правовой культуры обучающихся была проделана творческая работа, которая осуществлялась в естественных условиях учебного процесса образовательной организации как констатирующая, устанавливающая реальное состояние дел по формированию правовой культуры обучающихся. Результатом данной  работы стала разработка кодекса студента, включающего в себя нормы, правила поведения и ответственность студентов в рамках учебного процесса. На основании собственных представлений и  теоретических знаний, полученных на уроках права, студенты определяли правовое поле своих возможностей и обязанностей, которые необходимы для создания благоприятной образовательной среды в стенах техникума. Работа проводилась между учебными группами, с погружением в проблематику. В ходе процесса студенты свободно рассуждали, адекватно формулировали проблемное поле, продумывая механизмы соблюдения правовых норм, и предлагали способы решения трудных ситуаций. Проводился анализ и формировался документ. Кодекс представляет собой, локальны акт, включающий вводную часть (преамбулу), где студенты прописывали направления создания благоприятных условий пребывания в стенах учебного заведения, а также психологический климат в образовательной среде. Три главы, представлены нормами поведения обучающихся в учебной и вне учебной деятельности. Шесть разделов состоят из статей ,прописывающих правила поведения и внешний вид студента. Публичность процесса создания кодекса позволит избежать противоречий между студентами и преподавателями, а также создаст благоприятные условия их совместной деятельности. Актуальна и вовлеченность преподавателей в обсуждение данной проблемы. Совместная работа педагогов и обучающихся позволила пронаблюдать творческий потенциал студентов, раскрыть их индивидуальные способности и осознание значимости правовой культуры в жизни общества.

Продвижение кодекса невозможно без информационной поддержки: от публичного доведения до сведения студентов и преподавателей к публикации данного кодекса, что станет толчком к принятию данного документа, как управленческого инструмента. Таким образом, завершенность разработанного и грамотно проведенного в жизнь кодекса позволит сформировать особую атмосферу взаимодействия студенчества с руководством техникума и преподавателями, станет важным ресурсом эффективной социализации студента в процессе подготовки специалиста с высоким уровнем сформированного  нравственного стандарта профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что формирование правовой культуры студентов является важным элементом в процессе обучения.

 

Список использованной литературы

1. Гуляихин В. Н., Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки// Юридические исследования. 2013. № 4. С. 135 - 158

2. Крюкова Т.В., Моисеев Е.Ю., Диагностика уровня сформированности правового сознания студентов в практике их подготовки в техническом вузе // Психологические науки. 2016. №1. с. 3-5.

3. Бычкова А. Я., Об эффективности обучения при выборе методов и приемов дидактической деятельности [Текст]// Инновационные педагогические технологии: материалы Международно-научной конференции (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 252-254.

4. Бондаренко М. В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе. – М., 2002

 

 

Приложение  1

Кодекс студента.

Преамбула (Вводная часть)

Настоящий кодекс разработан в процессе совместной деятельности студентов и преподавателей.

Кодекс представляет собой свод положений, определяющих требования, предъявляемые к личности студента сахалинского техникума сервиса и его поведению, нравственности, основанные на общепризнанных нормах этики, морали, уважении к коллегам, государству и обществу в целом.

Кодекс направлен на создание максимально комфортных условий учебы, благоприятного психологического климата в образовательной среде техникума.

Главная цель реализации всех норм настоящего Кодекса – укрепление нравственной культуры студенческого сообщества.

Кодекса, вносит свой вклад в укрепление имиджа и деловой репутации Сахалинского техникума сервиса. Студент техникума должен соблюдать Кодекс во время пребывания на занятиях и  внеурочной деятельности.

 

ГЛАВА I. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

РАЗДЕЛ 1. Нормы и правила поведения в учебной деятельности:

Статья 1…….

РАЗДЕЛ 2. Нормы и правила в личном поведении:

Статья 1 ……

РАЗДЕЛ 3. Внешний вид студента:

Статья 1…….

ГЛАВА II. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗДЕЛ 1. Правила поведения студента во внеурочной деятельности:

Статья…..

РАЗДЕЛ 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТУДЕНТА

Статья 1 …..

ГЛАВА III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.