Создание многофункционального центра прикладных квалификаций для подготовки высококвалифицированных кадров в области машиностроения и металлообработки
Бодров А.Н., д.п.н.,
Денисова О.Ю., к.п.н.,
Гончарова О.Л., к.п.н.,
ГБОУ СПО города Москвы
Политехнический колледж № 31
Создание многофункционального центра прикладных квалификаций для подготовки высококвалифицированных кадров в области машиностроения и металлообработки
Формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и направлено на преодоление разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования и профессионального обучения [1].
Согласно рекомендациям Минэкономразвития России создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций необходимо осуществлять с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об учебных центрах профессиональной квалификации (далее – Центры) [2].
Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций) – организация или структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов (квалификационных требований) [3].
Создание Центров должно решать следующие поставленные задачи:
- кадровое обеспечение реализуемых программ и стратегий экономического развития, потребностей высокотехнологичных отраслей экономик путем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- обеспечение актуальных потребностей рынков труда в квалифицированных кадрах путем реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям и специальностям, наиболее востребованных на рынках, в том числе по запросам центров и служб занятости населения и организаций;
- обеспечение трудовой мобильности путем ускоренной подготовки персонала для перехода на новую должность, освоения нового оборудования, смежных профессий и специальностей;
- учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ, направленных на освоение или совершенствование профессиональной квалификации путем разработки, апробации и экспертизы таких программ, в том числе их содержания, технологий обучений;
- кадровое обеспечение реализации программ, направленных на освоение или совершенствование профессиональных квалификаций, путем организации курсов повышения квалификации или стажировок на рабочем месте педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимися дисциплин и модулей основной профессиональной образовательной программы, дополнительной программы или программы профессионального обучения;
- развитие региональной системы профессионального образования, оптимизации сети образовательных организаций, повышение эффективности бюджетных расходов [3].
Центры должны отвечать следующим основным требованиям:
- оснащение современным оборудованием, необходимым для подготовки квалифицированного рабочего или специалиста и использование оборудования организаций – социальных партнеров;
- наличие положительных заключений на реализуемые образовательные программы, полученных от профильного объединения работодателей или крупных компаний отрасли, представительной выборки организаций, заинтересованных в подготовке соответствующих кадров; возможно вынесение заключений независимыми экспертными организациями, уполномоченными объединениями работодателей или крупными отраслевыми компаниями;
- развитые кадровый потенциал, обеспечивающий практико-ориентированную подготовку: наличие квалифицированных кадров руководителей, педагогов и методистов – разработчиков образовательных программ, системы повышения их квалификации и стажировок в профильных производственных организациях, привлечение к процессу реализации образовательных программ специалистов-практиков из организаций – социальных партнеров;
- широкое участие работодателей в органах управления Центром и оценке качества подготовки выпускников [3].
ГБОУ СПО Политехнический колледж № 31 планирует создать многофункциональный центр прикладных квалификаций для подготовки высококвалифицированных кадров в области машиностроения и металлообработки (далее МЦПК ГБОУ ПК 31).
Целью МЦПК ГБОУ ПК 31 является подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области машиностроения и металлообработки с учетом требований современного рынка труда.
Исходя из поставленной цели, перед МЦПК ГБОУ ПК 31 стоят следующие задачи:
- создание инновационной площадки, оснащенной современным оборудованием при участии предприятий-партнеров;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в соответствии с заказом работодателя;
- разработка программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации на основе образовательных, профессиональных стандартов (квалификационных требований);
- освоение основных профессиональных образовательных программ, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
- организация практик и стажировок в процессе обучения;
- взаимодействие с работодателями и их объединениями;
- осуществление текущего контроля и итоговой аттестации;
- содействие процессу сертификации квалификаций;
- мониторинг потребностей рынка труда.
Для достижения поставленных целей и решения указанных задач МЦПК ГБОУ ПК 31 планирует осуществлять следующие виды деятельности:
- учебную деятельность – реализация программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- методическую деятельность – учебно-методическое обеспечение реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- аналитическая деятельность – мониторинг потребностей рынка труда в подготовке, переподготовке и повышения квалификации кадров, анализ эффективности деятельности центра.
Эффективность деятельности МЦПК ГБОУ ПК 31планирует измерять следующими показателями:
- количественные показатели выпускников, успешно прошедших процедуру итоговой аттестации, сертификации и независимой оценки;
- количественные показатели трудоустройства выпускников, прошедших подготовку, переподготовку и повышения квалификации;
- отзывы работодателей;
- заключения от профильных объединений работодателей.
- заключения независимых экспертных организаций;
- опросы выпускников.
Таким образом, создание многофункционального центра прикладных квалификаций для подготовки высококвалифицированных кадров в области машиностроения и металлообработки при активном участии предприятий-партнеров, работодателей позволит подготовить конкурентоспособных специалистов для работы в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики России.
Список литературы
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций. Письмо Минобрнауки России от 17 июня 2013 г. № АК-921/06. 5