Создание многофункционального центра прикладных квалификаций для подготовки высококвалифицированных кадров в области машиностроения и металлообработки

3
0
Материал опубликован 3 October 2016

Бодров А.Н., д.п.н.,

Денисова О.Ю., к.п.н.,

Гончарова О.Л., к.п.н.,

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

 Создание многофункционального центра прикладных квалификаций для подготовки высококвалифицированных кадров в области машиностроения и металлообработки

 

Формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и направлено на преодоление разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования и профессионального обучения [1].

Согласно рекомендациям Минэкономразвития России создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций необходимо осуществлять с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об учебных центрах профессиональной квалификации (далее – Центры) [2].

Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций) – организация или структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов (квалификационных требований) [3].

Создание Центров должно решать следующие поставленные задачи:

  • кадровое обеспечение реализуемых программ и стратегий экономического развития, потребностей высокотехнологичных отраслей экономик путем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • обеспечение актуальных потребностей рынков труда в квалифицированных кадрах путем реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям и специальностям, наиболее востребованных на рынках, в том числе по запросам центров и служб занятости населения и организаций;
  • обеспечение трудовой мобильности путем ускоренной подготовки персонала для перехода на новую должность, освоения нового оборудования, смежных профессий и специальностей;
  • учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ, направленных на освоение или совершенствование профессиональной квалификации путем разработки, апробации и экспертизы таких программ, в том числе их содержания, технологий обучений;
  • кадровое обеспечение реализации программ, направленных на освоение или совершенствование профессиональных квалификаций, путем организации курсов повышения квалификации или стажировок на рабочем месте педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимися дисциплин и модулей основной профессиональной образовательной программы, дополнительной программы или программы профессионального обучения;
  • развитие региональной системы профессионального образования, оптимизации сети образовательных организаций, повышение эффективности бюджетных расходов [3].

Центры должны отвечать следующим основным требованиям:

  • оснащение современным оборудованием, необходимым для подготовки квалифицированного рабочего или специалиста и использование оборудования организаций – социальных партнеров;
  • наличие положительных заключений на реализуемые образовательные программы, полученных от профильного объединения работодателей или крупных компаний отрасли, представительной выборки организаций, заинтересованных в подготовке соответствующих кадров; возможно вынесение заключений независимыми экспертными организациями, уполномоченными объединениями работодателей или крупными отраслевыми компаниями;
  • развитые кадровый потенциал, обеспечивающий практико-ориентированную подготовку: наличие квалифицированных кадров руководителей, педагогов и методистов – разработчиков образовательных программ, системы повышения их квалификации и стажировок в профильных производственных организациях, привлечение к процессу реализации образовательных программ специалистов-практиков из организаций – социальных партнеров;
  • широкое участие работодателей в органах управления Центром и оценке качества подготовки выпускников [3].

ГБОУ СПО Политехнический колледж № 31 планирует создать многофункциональный центр прикладных квалификаций для подготовки высококвалифицированных кадров в области машиностроения и металлообработки (далее МЦПК ГБОУ ПК 31).

Целью МЦПК ГБОУ ПК 31 является подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области машиностроения и металлообработки с учетом требований современного рынка труда.

Исходя из поставленной цели, перед МЦПК ГБОУ ПК 31 стоят следующие задачи:

  • создание инновационной площадки, оснащенной современным оборудованием при участии предприятий-партнеров;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в соответствии с заказом работодателя;
  • разработка программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации на основе образовательных, профессиональных стандартов (квалификационных требований);
  • освоение основных профессиональных образовательных программ, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
  • организация практик и стажировок в процессе обучения;
  • взаимодействие с работодателями и их объединениями;
  • осуществление текущего контроля и итоговой аттестации;
  • содействие процессу сертификации квалификаций;
  • мониторинг потребностей рынка труда.

Для достижения поставленных целей и решения указанных задач МЦПК ГБОУ ПК 31 планирует осуществлять следующие виды деятельности:

  • учебную деятельность – реализация программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • методическую деятельность – учебно-методическое обеспечение реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • аналитическая деятельность – мониторинг потребностей рынка труда в подготовке, переподготовке и повышения квалификации кадров, анализ эффективности деятельности центра.

Эффективность деятельности МЦПК ГБОУ ПК 31планирует измерять следующими показателями:

  • количественные показатели выпускников, успешно прошедших процедуру итоговой аттестации, сертификации и независимой оценки;
  • количественные показатели трудоустройства выпускников, прошедших подготовку, переподготовку и повышения квалификации;
  • отзывы работодателей;
  • заключения от профильных объединений работодателей.
  • заключения независимых экспертных организаций;
  • опросы выпускников.

Таким образом, создание многофункционального центра прикладных квалификаций для подготовки высококвалифицированных кадров в области машиностроения и металлообработки при активном участии предприятий-партнеров, работодателей позволит подготовить конкурентоспособных специалистов для работы в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики России.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций. Письмо Минобрнауки России от 17 июня 2013 г. № АК-921/06. 5
Комментарии
Комментариев пока нет.