Методическая система «Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы»

2
0
Материал опубликован 1 February 2023

Методическая система «Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Автор Бугаева Инна Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» имени Героя Советского Союза Ю.А.Гагарина.

Аннотация.

В статье рассматривается система работы по развитию речевой культуры обучающихся МБОУ «Гимназия» станицы Каневской. Определены различные формы организации обучения. Обращается внимание на разные методы организации работы с текстом по формированию речевой культуры обучающихся.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» - учебное заведение, в котором обучение ведется на основе сочетания общеобразовательной и профильной подготовок. Русский язык изучается на базовом уровне (5-9 классы) и профильном уровне (10-11 классы). Литература (5-11 классы) – на базовом уровне.

Работа на базовом уровнеосуществляется по учебным пособиям: русский язык - под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой; литература – Г.С.Меркин (5-9 классы), С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ( 10-11 классы).

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность. Теоретические знания без постоянной практики, личного творческого опыта не дают желанных положительных результатов. Поиски наиболее эффективных путей достижения поставленных целей привели к разработке уроков-практикумов в 5-8 классах, которые направлены на осуществление максимально прочной связи научно-лингвистических знаний, получаемых на уроках русского языка, с речевой практикой обучающихся. Практикум включает разные виды работ, направленные на глубокое восприятие образного слова, целостного текста и формирование навыков выражения собственных мыслей в ярких, уместных для данной речевой ситуации формах. Уроки-практикумы позволяют уделить особое внимание преодолению индивидуальных коммуникативных пробелов, развитию интереса к семантике слова, его валентности, особенностям функционирования в разных речевых системах.

Уроки-практикумы построены на основе примерной программы по русскому языку к учебникам 5-8-х классов Т.А.Ладыженской, не нарушая целостности программного материала, так как все виды речевой деятельности, предполагаемые в курсе русского языка, органично вплетаются в данный курс.

С целью формирования совершенствования коммуникативной культуры, совершенствования культуры речи и развития творческих способностей обучающихся был введен предмет «Культура речи» (5 - 7 классы).

Предлагаемые разделы курса: «Общение», «Стили речи», «Лексикология», «Текстоведение» и «Речевой этикет в деловых отношениях» - отражают принцип преемственности между ступенями школы, системный подход в обучении и интегрированность курса, направленного на развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Содержание курса предполагает использование разных форм организации обучения (эксперимент, диалог, самостоятельная работа и пр.) Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность). Особое место уделяется на занятиях по культуре речи формированию коммуникативных универсальных учебных действий с использованием проектной деятельности. Это помогает сформировать свою точку зрения, аргументировать её, развивать чувство товарищества.

Содержание и методика культурологического обучения по данному курсу направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции) в процесс изучения культуры речи в школе. Программа содержит ссылки на электронные образовательные ресурсы. При работе с интернет – ресурсами предлагается работа с электронными словарями, использование информации о лингвистах и лингвистике, дополнительный тренинг по культуре речи, знакомство с книгами и писателями, с сайтами общекультурного содержания

В 8 классе в программу включен предмет «Текстоведение»

Цель курса - научить школьников чувствовать слово, думать над ним, искать в нем истинный смысл, выражать себя в слове, понимать роль слова в тексте, что позволяет выработать у них высокую коммуникативную, языковую, лингвистическую, эстетическую и нравственную компетенцию; повторить, обобщить и систематизировать знания о строении и языковых особенностях текста; путём выполнения практических заданий расширить и углубить знания ребят о стилистических возможностях языковых средств и изобразительно - выразительных средствах языка, подготовить их к идейно-художественному анализу текста.

Курс способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку за курс основной школы.

Для достижения поставленных целей предусматриваются следующие виды деятельности: анализ текста, работа со схемами, составление плана (простого, сложного, цитатного) текста, конспектирование (с помощью учителя и самостоятельно), работа с дополнительными источниками (научно - популярной литературой, справочниками, словарями и др.), поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, публичное выступление.

Углубленное изучение русского языка реализуется в 10-11 классах.

Цель курса «Русский язык» - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Методологической основой государственной программы являются Образовательные стандарты среднего (полного) образования по русскому языку, что позволяет организовать занятия по данному предмету как в классах неязыкового профиля, так и в классах с углубленным изучением.

Формирование навыков устной и письменной речи ведётся на уроке, после уроков и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

В своей работе использую игровые технологии, личностно-ориентированное и дифференцированное обучение. Всё это помогает понять ученикам, что овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои возможности общаться.

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, это процесс формирования навыков правописания.

Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик.

Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора. Поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста. На уроках использую следующие виды работ:

1)Работа со зрительной опорой.

Виды работ со зрительной опорой:

а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ .

2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:

- читательские;

- жизненные;

- фантазийные

3. Устные дискуссии.

Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

4. Устная или письменная газета.

5. Языковые игры:

- «Корректор»

- «Вставь слово»

- Продолжи рассказ по его началу…

- Собери текст.

- Распространи предложение.

- Найти «третье лишнее» и др.

6. Минутки поэзии

7. Мини-изложения, мини-сочинения.

8. Творческие диктанты на основе картин.

9. Почему так, а не иначе.

10.Пересказ художественного текста от лица героя.

11.Сообщения .

Форма работы – групповая, в парах, индивидуальная.

12.Сочинение-миниатюра – такой тип упражнений, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи. Научившись писать миниатюры (что само по себе дело сложное!), ученик спокойнее подойдет и к большим работам. Дети, надо сказать, охотнее пишут именно небольшие работы. Может быть, потому что в зарисовках, этюдах ребята делают свои открытия, пусть маленькие, но открытия. « Дети, постарайтесь отразить свое, неповторимое видение березки, неба, весеннего цветка…» - обращаюсь я к ребятам.

Вместе с тем предусматриваются уроки, направленные на углубление знаний и выработку умений по речеведению: развитие навыков лингвистического анализа текстов разных стилей и типов речи, формирование умений создавать собственный текст на основе исходного в заданном жанре.

Всё это призвано обеспечить качественно восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о русском языке, особенно синтаксисе, закрепление основных навыков правописания и речевых умений, расширение лингвистического кругозора учащихся, организацию успешной подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом по формированию коммуникативной компетенции учащихся:

- комплексная работа с текстом;

- лингвистический анализ текста;

- тематические (речевые) уроки;

- «самодиктанты»;

- лексические разминки;

- сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение;

- редактирование текста;

- свободные диктанты;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- работа с текстами-миниатюрами;

- сравнение 2-х текстов;

- письмо;

- ролевые коммуникативные и игровые ситуации.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся, повышают уровень речевой культуры нестандартные формы проведения учебных занятий, например:

- лингвистическая лаборатория;

- урок-практикум;

- урок-исследование;

- урок - творческая мастерская;

- урок-тест;

- урок-конкурс;

- урок-игра;

- урок-дискуссия и др.

На уроках применяются следующие технологии:

Педагогика сотрудничества

Гуманно-личностная технология

Информационные технологии

Технология развивающих игр

Технология коллективного обучения;

Частично использую технологию мастерских, «дебаты», развитие критического мышления.

На уроках русского языка применяется технология обучения хорошей речи на основе текста. Основными формами и методами организации работы с текстом являются выразительное чтение (глубокое понимание смысла текста), поисковое чтение (нахождение конкретной информации), разговор с текстом (нахождение проблемы и ее аргументации), моделирование текста (дополнение текста языковыми средствами в заданном стиле), прошу слова (создание собственного текста в заданном стиле), на острие пера (публикация материала в школьных и районных СМИ)

Творческое развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Свою педагогическую деятельность я реализую на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово», 2020), которая составлена на основе Федерального государственного стандарта и Примерной программы основного общего образования по литературе. Данная программа по литературе обладает большим потенциалом для развития речевой культуры и творческих способностей обучающихся, авторы дают рекомендации по использованию межпредметных связей и проведению внеклассной работы по предмету.

Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя, произносят наиболее выразительные его реплики. Формы уроков с театрализацией: «Парад героев», игра «Узнай героя», «Суд над героем», «Пресс-конференция с героями» и т.д.

Театрализация включает в себя:

1) Инсценирование – создание драматической трансформации эпического текста. Учащимся предлагается написать диалог героев и создать ремарки, уточняющие образ места и времени, состояние и поведение героев ( при изучении рассказов А.П.Чехова, рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)

2) Режиссерский комментарий – создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссера, размышление над способами изображения места и времени в спектакле, характере действующих лиц, «сверхзадаче» (главной идее) спектакля, создание эскизов декораций, костюмов, поиск музыкального оформления. Возможна как групповая, так и индивидуальная работа.

3) Сценическо-игровые упражнения – упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приемов театральной педагогики, то есть приемов профессиональной подготовки актеров, режиссеров и т.д. Виды упражнений: сценические этюды, пробы на роль. Это стадия в подготовке к непосредственному сценическому действию: развитие пластики, речевого аппарата, игровых способностей учащихся. Таким образом, можно активизировать анализ содержания характеров персонажей.

4) Театральное видение пьесы – прием изучения драматического произведения, при котором работа над пьесой ведется в виде деловой игры – создание воображаемого спектакля. В процессе игры делается режиссерский комментарий, эскизы костюмов и декораций, создаются афиши и буклеты, проводятся пробы на роль, определяется сверхзадача спектакля и тем самым выявляется идейно-художественное своеобразие пьесы.

Прием театрализации относится к активным методам обучения. Он основан на серьезной умственной деятельности учащихся, которая заключается на первом этапе в исследовательском подходе к тексту произведения, а затем к созданию сценического образа. Эту работу ребята проводят путем решения проблемных ситуаций, которые создаются учителем с целью активизации учебной деятельности. Таким образом, с помощью технологии проблемного обучения создаются «препятствия» для учеников, преодолевая которые учащиеся достигают учебной цели. На уроках погружения в текст особое внимание уделяется комментариям историко-культурного, этнографо-бытового и языкового характера. На этом этапе следует обратиться к доступным литературоведческим материалам, способным обогатить понимание текста: дополнительные сведения об авторе, об истории создания художественного произведения, об эпохе, бытовой культуре. Музыка и живопись призваны создать эмоциональный настрой накануне инсценирования. Поэтому технология интегрированного обучения также используется на уроках с театрализацией. В том случае, если на уроке ученики достигают поставленной цели и понимание литературного произведения переходит в их собственный жизненный опыт, а эмоциональное состояние ребят, их творческое вдохновение требует своего зрителя, тогда урок с театрализацией перерастает в театральный проект. Технология проектного обучения

Конечно, театрализации – это далеко не только прием обучения, но и средство создания творческой атмосферы на уроке. Учитель на таком занятии не является носителем абсолютной истины и абсолютного знания. Учитель вместе с детьми окунается в мир спонтанного творческого поиска.

Приемы театрализации создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания детей, оттачивают их речь, прививают любовь к литературе, повышают общую культуру, порождают атмосферу ликующего творчества.

Дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.


На своих уроках я применяю следующие приёмы: этюд, выразительное чтение, инсценировка, театральная игра.

Технология игры, главная задача которой, понять жизнь, способствует созданию благоприятной атмосферы на уроке. Одной из разновидностей игры в театральной педагогике является этюд - сценическое упражнение импровизационного характера, служащее для развития и совершенствования техники актёрского искусства.

Существует несколько видов этюдов: одиночный этюд на эмоциональное воспоминание, на физическое самочувствие; одиночный или парный этюд на действие с воображаемыми предметами.

Одним из примеров является инсценировка. Упражнения: «читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)» занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке литературы. Именно поэтому с этого приема мои ученики и я начали познавать театральное искусство. Инсценировка всегда у нас начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Затем мы читаем рассказ по ролям и инсценируем его.

Применение театрализации, в основе которой лежит организация совместной учебной работы школьников в группе, показывает следующие ее преимущества: возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала; возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплоченность класса, устанавливается дружеское взаимоотношение; ученик, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует. Также в ходе подготовки и репетиций выделяются ребята, обладающие организаторскими качествами. Это облегчает работу руководителя и способствует развитию личностных качеств учащихся.





























Список литературы:

Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002

Верещагин Е. М. Костомаров В. Г. Язык и культура. – М., 2005.

Ершова А.П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 2002. – С.

Казарцева О.М., Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие, - М.: Флинта, Наука, 1999г.

Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. – М.,2003.

Леонов А.А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 2002.

Машевская С.М. Театральная деятельность как средство обучения риторике дошкольников и младших школьников // Начальная школа: до и после, №4, 2010, 22-26.

Петровская, Л.А. Общение – компетентность – тренинг / Л.А. Петровская // Избр. тр. – М.: Смысл, 2007.

Тесленко, В.И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография / В.И. Тесленко, С.В. Латынцев; Краснояр. гос.пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2007.

Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении словосочетания в текстовом аспекте. - Межвузовский сборник научных трудов «Язык. Речь. Коммуникация». - Мурманск: МГПИ, 2000.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации