Статья «Формирование речи детей раннего возраста посредством Лего-конструирования»
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. С введением ФГОС ДО одним из приоритетных и актуальных направлений в педагогике становится работа с детьми раннего от 0 до 3 лет по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.
Очень важно, именно у ребёнка раннего возраста вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, простимулировать ее развитие.
Дошкольное воспитание – это возрастной период формирования образных форм сознания. Основными формами, которого являются: образные средства - сенсорные эталоны; развитие речи; различные символы и знания.
Конструктивная деятельность непосредственно связана с сенсорным воспитанием и развитием речи: это формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы «ЛЕГО». Любая образовательная деятельность немыслима без развития сенсорного воспитания и развития речи детей. Стоит отметить, что в силу своей образовательной универсальности ЛЕГО - конструирование имеет немаловажное значение для развития сенсорных эталонов. Усваивая сенсорные эталоны, ребёнок начинает пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками. В результате возрастает: точность и произвольность сенсорно – перспективных процессов; зрительная координация, что в свою очередь, способствует развитию речи дошкольника; совершенствуется точность цвето - восприятия, тактильных качеств, восприятие формы и размеров объекта, пространства. Так же происходит развитие мышления, так как при выполнении построек ребёнок учится анализировать, сопоставлять и представлять. Важно учитывать то, что если деятельность ребёнка носит творческий характер, она заставляет его думать и становится привлекательной.
ЛЕГО - конструирование обеспечивает динамичность обучения, максимально удовлетворяет потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д.
«ЛЕГО» - яркий, красочный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской и познавательной деятельности ребенка. Именно конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.
Конструкторы «ЛЕГО» широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков. Собрав конструкцию в детском саду один раз, ребенок уже начинает замечать этот же предмет в обыденной жизни, у него будет желание показать и рассказать родителям то, чему он научился, тем самым у ребенка закрепляются слова, которые мы не один раз повторяли во время конструирования. А самое главное, «ЛЕГО» можно использовать не только как игра-конструирование, но и во всех образовательных областях, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе, а также и дома.
В младшем дошкольном возрасте все игры сопровождаются стихами. При конструировании из «ЛЕГО» можно сочинять сказки, рассказы, стихи, чтобы смотивировать детей к обыгрыванию своей постройки. Учеными доказано: чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Именно поэтому после каждого конструирования, важно обыграть постройки, какими бы они не были (это может быть обычная дорожка или красивый грузовик). Важно провести с ребенком рефлексию.
Кроме того, используя в работе с детьми раннего возраста ЛЕГО – конструирование, развивается мелкая моторика. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.
Активизацию речи детей раннего возраста можно осуществлять в разных видах деятельности, например, через один набор «ЛЕГО». Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; необходимо поощрять двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривать с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.
Таким образом, работа по развитию речи детей раннего возраста с применением Лего-конструирования является результативной, если дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки.
Развивающие игры должны ребенку нравиться - только в этом случае будет хороший эффект. Ребенок не должен догадываться, что происходит обучение. Для него это все должно быть просто увлекательной игрой! Никакого назидания и поучений!
Дидактические игры с Лего - конструктором
«Изучаем цвета» Вариант 1 Ребенок должен отсортировать кирпичики по цвету. Из кирпичиков одного цвета вместе строим башни. | | |
Вариант 2 Делаем различные постройки так, чтобы каждая из них была какого-то одного цвета: ЖЕЛТЫЙ домик для Сережи, РОЗОВЫЙ для Кати и т.д. Если не хватает кубиков одного цвета на домик, то строим скамеечку, кроватку и т.д. Обыгрываем в сюжетно - ролевой игре. | | |
"Найди лишнее" - игра на развитие логического мышления у детей. В ряду подобных предметов необходимо найти - лишний. | | |
"Кого не хватает" Эта игра на память. Выставляем перед ребенком какой-нибудь набор предметов (лучше подойдут лего - животные). Задание ребенку – посмотреть и запомнить. Ребёнок отворачивается, а педагог один из предметов прячет. Затем смотрит на тех, кто остался, и пытается вспомнить, кого не хватает. Играя в первый раз, возьмите 3 предмета. Если ребенок быстро справился с заданием, то усложняйте игру, увеличивая количество предметов до 4, 5, 6... и т. д. | | |
"Хватает – не хватает – лишнее" Это математическая игра. Берем какое-то количество лего - животных и какое-то количество (чуть меньше, либо больше, либо аналогичное) кирпичиков. Количество животных и кирпичиков берем в пределах чисел, до которых ваш малыш уже освоил счет. Ребенок должен ответить: хватает ли кирпичиков на всех животных (поровну ли их), есть ли лишние, или кому-то не досталось кирпичика. Кирпичик в данной игре можно условно назвать, например, кусочком печенья и т.п. Для того, чтобы ребенок правильно мог назвать ответ, наглядно покажите, как кирпичики распределить между животными. | ||
"Покажи правильно »" Ребенок должен выбрать фигуру, которую называет педагог. Например: «Выбери кирпичик не самый длинный и не белый». | | |
«Сравнение предметов» Учимся сравнивать предметы по величине и располагать в определенном порядке. Например, строим несколько башенок (3-4-5) разной высоты; ребенок должен расположить их в правильном порядке от самой высокой к самой низкой (или наоборот). По такому же принципу сравниваем и другие постройки или же просто отдельные детали – от самой длинной к самой короткой, от самой широкой к самой узкой, т.п. | ||
"Построй логический ряд" Ребенок должен продолжить начатый логический ряд. | |
Список используемой литературы:
Л. Г. Комарова «Строим из ЛЕГО» - М.; Линка Пресс, 2001 г.
В.Н. Мамрова Лего - конструирование в детском саду. Методическое пособие – Челябинск, 2014 г.
О. С. Ушакова Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упраж-нения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шаврина. – М.: Сфера, 2001.
Е. В. Фешина Лего - конструирование в детском саду. – М.: Сфера, 2002 г.