12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соснина Ирина Анатольевна86
3

Статья на тему «Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов»

«Формирование ранней профориентации д етей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов»

 

Воспитатель МБДОУ

"Детский сад № 146"

г. Дзержинск Нижегородской области

Соснина Ирина Анатольевна

 


Образование в настоящее время является целостным процессом социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – необходимое условие их всестороннего, полноценного развития. Ознакомление детей с трудом взрослых – это важное социально - эмоциональное средство погружения в мир взрослых, получения детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях, обогащения словарного запаса

Значимость работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

В дошкольный период у детей формируются общие компоненты трудовых действий (умение планировать, осуществлять запланированные действия , программировать результаты своей работы). При осуществленние работы по приобщению детей к реалиям взрослого мира, профориентация способствует накоплению социального опыта , дает представления о взаимодействиюе в мире взрослых , а также учит сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Детство!Пора мечтаний и грез , когда мечту можно воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – космонавт или даже президент.…

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, в связи с дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах трудовой деятельности .

Профессиональная ориентация- это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. И начинать эту работу нужно с детского сада . Ребенок 5-7 лет уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной сфере. В детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.

Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний о той области которой он интересуется

В рамках преемственности по профориентации детский сад является начальной ступенькой в единой системе образования. Дошкольное учреждение – первый проводник в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и огромным выбором профессий. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

- потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере;

- не проработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;

- работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников не дает полного представления о многообразии профессий в том регионе где они проживают

- нет преемственности в работе детского сада и школы .

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путѐм спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются все психические процессы. Игра является сценой для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается основа для новой ведущей деятельности – учебной.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ усвоения полученных из окружающего мира впечатлений, знаний и умений. Уже в раннем детстве в игре ребенок имеет наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему выбору общаться со сверстниками, выбирать и использовать разные предметы, преодолевать трудности.

В современных реалиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует его ум и волю, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся совмещать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из книг,рассказов Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.

Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах.

В своей педагогической практике широко используем "педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр". Эта технология опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана совмещать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая технология обладает твердо поставленной целью и педагогическим результатом познавательной направленности.

Самое главное правило для взрослых: ребёнку недостаточно знать о профессии, в неё нужно поиграть!

В нашей группе мы организуем различные сюжетно-ролевые игры. Дети с удовольствием играют в "Больницу", "Магазин", "Парикмахерскую", обыгрывая различные сюжеты. В играх дети часто пытаются отобразить профессии своих родителей.

В соответствии с ФГОС ДО (п.2.7) ведущим видом деятельности для освоения детьми дошкольного возраста социальных норм и взаимоотношений между людьми является игровая деятельность.

Наряду с сюжетно-ролевой игрой, где реализуются задачи развития у детей знаний о труде взрослых, в образовательном процессе детского сада используются дидактические игры, направленные на уточнение и систематизацию знаний детей о профессиях. Опыт педагогической деятельности позволяет говорить о том, что у детей существуют трудности в восприятии трудового процесса, выделении взаимосвязей между компонентами труда. Причина в том, что трудовой процесс быстротечен.

Используемые в работе методы показа и наблюдения за трудом взрослых эффективны, но большое количество профессий и их трудовые процессы невозможно по объективным причинам представить для наблюдения. Поэтому возникает необходимость в разработке системы дидактических игр по формированию первичных представлений о труде взрослых.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через дидактическую и игровую задачи, игровые действия, правила игры.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Однако ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Игры с предметами и игрушками наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами, знакомиться с ними. Это такие игры как «Предмет – материал, из которого он сделан", "Профессия - результат", «Узнай профессию «

Наиболее трудны для восприятия детей словесные игры. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Это такие игры как, "Кто больше назовет действий", "Обозначь профессии", «Угадайте, кто работает с этими инструментами», «Определи профессию по результату труда». В игре «Назови профессии людей, у которых одинаковый предмет труда» детям предлагается назвать профессии людей, которые работают - с техникой: водитель, машинист, крановщик, экскаваторщик, водитель такси, с людьми: учитель, врач, экскурсовод, воспитатель, юрист, полицейский, артист и т.д. - с бумагами: чертежами, документами, книгами (экономист, инженер, бухгалтер, секретарь и др.) - животными: ветеринар, дрессировщик, кинолог) - с растениями: флорист, ландшафтный дизайнер,биолог.

В игре "Кто больше назовет предметов", детей учат систематизировать предметы как результаты труда по месту их производства

Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности. Но в этих играх дается не сам предмет, а его маркер. Это такие игры как "Атрибут - профессия", ""Чья идея?", "Женские - мужские профессии", "Как это получилось?" (в этой игре раскрываются компоненты деятельности), "Чей результат?" (в этой игре даются представления о материальных и нематериальных результатах труда, о его общественной значимости). Дидактические игры органично находят свое место в образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Формы организации детей во время дидактических игр разные. Особое внимание в образовательном процессе уделяется дидактической игре как самостоятельной игровой деятельности. Она проводится лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Поэтому важно своевременно заботиться об усложнении игр, и вариативности. Если у ребят снижается интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого, но участие воспитателя носит косвенный характер.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр. Такие игры, как "Интеллектуальные машины", "Кому, что нужно для работы", вызывают не поддельный интерес, у ребят появляется желание играть в строителей, водителей, работников супермаркета и т.д. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для решения этой проблемы мы используем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Эти технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые в условиях детского сада не удалось воссоздать.

Мы используем в работе по ранней профориентации виртуальные экскурсии, например, "Знакомство с с/х профессиями", "Путешествие в театр" и т. д., видео уроки Тетушки Совы, мультфильмы профориетационной направленности др. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как это то, что требует современная модель обучения на данном этапе образования.

Работу по ранней профориентации мы проводим и в процессе совместной деятельности со специалистом по изобразительной деятельности и руководителем студии ручного труда: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также способствует усвоению информации о труде взрослых. Лепка, ручной труд, экспериментирование, рисование - все эти виды деятельности позволяют познать разные стороны профессий без отрыва от общей темы.

Немаловажную роль в раннем профориентировании дошкольников играет организация развивающей предметно - пространственной среды. Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. Для качественного и успешного решения поставленных задач важным компонентом будет являться развивающая предметно-пространственная среда ДОО (РППС).

 

Согласно требованиям ФГОС ДО РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, позволять организовывать образовательный процесс через специфические виды детской деятельности — как совместной с педагогом, так и самостоятельной.

Материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом развития воспитанников конкретной группы, а так же развивающего потенциала игровых материалов.

При создании целостной многофункциональной среды мы сталкиваемся с проблемой недостаточного места для размещения нужного игрового материала. Мы в своей практике используем несколько вариантов моделирования РППС.

Игровые модули. Важно, чтобы один и тот же игровой модуль мог использоваться ребенком многократно, в зависимости от тематики игр. Это могут быть известные все модули виниловой кожи. Игровой модуль «Парковка»: например, сверху на поверхность нанесена разметка улицы, которая используется в режиссерских играх детей при закреплении представлений о труде полицейского. В тоже время любой может легко и быстро преобразовать модуль в машину и став водителем развозить сверстников на работу или материалы на строительство дома. В основании модуля выкатные ящики, в которых хранятся атрибуты для игр.

Ширмы-трансформеры. Основное преимущество ширм в том, что они легкие, дети могут самостоятельно перемещать их по группе. Специальные соединители позволят менять размеры и форму ширм по желанию детей. Ширмы удобно хранить. При выборе дизайна и темы для ширм - трансформеров мы учитываем игровые интересы воспитанников. На одну ширму - трансформер совместно с родителями сшили несколько тематических комплектов съемных элементов, например: «Мастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Театр», «Бензоколонка». К комплектам изготовлены дополнительные съемные элементы на липучках – деревья, листья разного цвета, снежинки, цветы, окна, часы. С их помощью дети могут обновлять стандартное игровое оборудование и менять, по желанию, «погоду», «время года», «интерьер» в сюжете игры.

На внутренней стороне ширм размещены карманы-органайзеры, которые обеспечивают доступность мелкого игрового материала и выполнят функцию хранения. Так же все комплекты и элементы хранятся в отдельных специальных коробках с маркерным обозначением.

Съемные чехлы на стулья и столики. В ходе игры дети часто «отгораживают» индивидуальное игровое пространство с помощью подручных средств – стульев, коробок, ширм. Мы сшили для стульев и столиков съемные чехлы и дети применяют эту мебель в игре. При таком решении каждый ребенок может реорганизовать игровое пространство по своему желанию. Например, с помощью одного чехла и съемных элементов дети создают четыре вида спецтранспорта: «скорую помощь», «продуктовую», «пожарную» или «полицейскую» машины.

Моделирование среды в групповом помещении с использование разных элементов позволяет организовать детям развернутые игровые сюжеты: не просто больницу, а современный медицинский блок с различными отделениями и обеспечивающим его работу транспортом.

Предметы заместители Дети любят дополнять игровое пространство лоскутами ткани, лентами, пуговицами, камешками. Мы включили такие предметы в игровой арсенал своей группы. Дети могут использовать многофункциональность предметов неопределенного назначения в разных профориентационных сюжетах.

Бросовый или природный игровой материал стимулирует воображение и творческие способности детей.

Например, дети дошкольного возраста легко способны превратить платки в лесную поляну, легкие шелковые шарфы станут или дождем или снегом. Из тканей однотонной расцветки ребенок может придумать костюм для персонажа: юбку для артиста цирка, спецодежда для пожарного. Камешки, шишки, фантики, , пуговицы, красивую упаковку, небольшие кусочки ткани дети смогут применить для выражения себя в качестве кутюрье одежду или в качестве предметов-заместителей – конфет, сокровищ, денег для покупок в игрушечном магазине. Природный материал можно собрать с детьми на прогулках. Важно продумывать тематику профессий, с которыми вы знакомите детей, не ограничиваясь традиционным подбором. Предложите детям поиграть в «Налоговую инспекцию», «Турагентство», «Стоматологическую клинику». Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда позволит:

• обогатить практические знания воспитанников о труде взрослых;

развивать интерес и умение осуществлять практические профессиональные действия.

соответствовать требованиям ФГОС ДО: будет вариативной, трансформируемой, многофункциональной, доступной и безопасной.

удовлетворять индивидуальным интересам детей, способствовать проявлению творческих способностей каждого ребенка.

 

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников - это важное и необходимое направление деятельности в ДОУ. Оказать ребенку помощь сделать правильный выбор - непростая задача для педагогов и родителей. Использование игровых технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть креативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления и знания о многообразии профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, креатив. Это поможет их дальнейшему успешному правильному выбору профессии, которая будет приносить удовлетворение и радость.

Использованные источники(интернет-ресурс): ФГОС дошкольного образования, программа «Детство»

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.