Программа «Формирование социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ для их дальнейшей успешной социализации»

1
0
Материал опубликован 20 January 2023





«Формирование социально – бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья для их дальнейшей успешной социализации»





Воспитатель: Шарыпова Е.П.












Работа по программе рассчитана

на разные возрастные группы и

проходит в три этапа:

1 – 4 класс – начальное звено;

5 – 7 класс – среднее звено;

8 – 9 класс – старшее звено.













































Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время составной частью социальной политики Российской Федерации является улучшение качества жизни населения страны. Россия стремится достичь достойных стандартов для граждан своей страны и в этой связи очень важно обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграцию в общество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в школе – интернате и имеющих различные отклонения в развитии.

Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закреплено право детей – инвалидов на реабилитацию и социальную интеграцию. Но, вместе с тем, недостаточное количество специальных коррекционных программ для работы с детьми с ОВЗ отрицательно влияет на качество подготовки таких учащихся к самостоятельной жизни и их успешной интеграции в социум.

Успех интеграции в значительной степени зависит от социально – бытовой деятельности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни - главная задача коррекционной школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество.

У таких детей развитие познавательных процессов и высших психических функций находится на низком уровне, не соответствует возрастным нормам. Часто эти нарушения сочетаются с отклонениями поведения, отсутствием мотивации в любом виде деятельности, сниженной работоспособностью, быстрой утомляемостью, головными болями. Эти дети отличаются неосознанным восприятием новых факторов, правил, теоретических сведений. У них отмечается крайняя несамостоятельность в практической деятельности, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой.

Отсутствие логического мышления проявляется в неспособности к обобщению, затруднениями в понимании любых явлений в окружающем мире. Предметно – практическое мышление носит ограниченный характер. Активный словарный запас ограничен. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте и легко рассеивается.

Указанные недостатки свидетельствуют о том, что воспитательная работа с данной группой детей заключается в специально организованном воспитательном процессе, включающем в себя:

- определение доступного уровня содержания материала по объёму и глубине на основе изучения дефекта развития;

- индивидуальный подход;

- доступность усвоения материала занятия;

- практическую направленность и прикладной характер рассматриваемых вопросов;

- коррекцию и развитие недостатков умственного развития на основе применения специальных наглядно – практических методов обучения и игровых технологий;

- формирование положительной мотивации деятельности.

Тема актуальна ещё и тем, что в соответствии с современной концепцией развития российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями  обучения и в процессе систематического и целенаправленного обучения есть возможность повысить их приспособленность к жизни.

Работа по методической теме необходима и актуальна. Это подтверждается тем, что параллельно с формированием социально – бытовых представлений и навыков, ребята получают другие важные сведения, умения, навыки, представления и личностные качества, расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные компетенции.



























Цель:


Создание наиболее эффективных условий для эффективного формирования социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.


Задачи программы:


1. Формирование и закрепление социально-бытовых навыков в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.

2. Формирование основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.

3. Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

4. Создание основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни.

5. Обучение бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены; накапливание опыта самостоятельных действий в бытовых процессах.

6. Развитие системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

7. Воспитание ответственности, дисциплины, внимательного отношения к себе и людям, толерантности.






















Ведущая педагогическая идея программы состоит в выработке мотивации


к накоплению и углублению знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум;

к формированию положительных качеств личности ребёнка:

к воспитанию человека, способного самостоятельно жить в обществе, найти в нём своё место.


Программа определяет деятельность в следующих направлениях:

Теоретические занятия – получение и накопление познавательных сведений.

Практические занятия – применение полученных знаний в практической общественно – полезной деятельности.

Практическое подтверждение полученных знаний, умений, навыков в непосредственном общении и взаимодействии с окружающими, природой.


Разделы программы:


- Безопасность жизнедеятельности.

- Жилые помещения.

- Культура поведения и общения.

- Одежда и обувь.

- Ориентирование в окружающем.

- Отдых и досуг (я и моё свободное время).

- Охрана здоровья и физическое развитие.

- Питание.

- Природа.


Формы организации работы по программе:

КРЗ (коррекционно – развивающие занятия).

Игры (дидактические, сюжетные, имитирующие, компьютерные).

КТД различной направленности.

Беседы.

Тренинги.

Практические занятия.

Экскурсии.

Прогулки.

Походы.

Наблюдения.

Чтение книг.

Просмотр кино и видеоматериалов.

Общение со сверстниками.

Занятия в кружках, спортивных секциях (по интересам детей).

Участие детей в различных конкурсах.


Методы воспитательного воздействия

Ведущее место занимают практи­ческие и наглядные методы воспитания:

Объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами).

Репродуктивные (работа по образцам).

Частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр).

Предметно – практические методы.

Методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование).

Методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение).

Методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценки).


Организация деятельности по программе


Программа является коррекционно - развивающей и предусматривает

три этапа овладения практическими навыками:

1. Выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога;

2. Выполнение серии трудовых действий совместно с педагогом;

3. Относительно самостоятельное последовательное выполнение серии трудовых действий с опорой на план-схему (пиктограммы) и инструкции педагога.

Таким образом, в программе предусмотрены уровни усвоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанников;

- умение учащегося исправить допущенные ошибки.


Длительность прохождения этапов и содержание обучения практическим навыкам каждого учащегося зависит от его индивидуальных особенностей развития. Между тем грубые нарушения моторики, эмоционально – волевой сферы, не позволяющие некоторым учащимся освоить практические умения и навыки, не исключают их пассивного соучастия в занятиях с другими детьми и выполнения отдельных операций с помощью педагога.

Такой подход позволяет развивать познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать программные сведения.

В ряде разделов предусмотрены уп­ражнения, которые воспитанник выполняет индивидуально. Эта работа осу­ществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе знаний.

1. Деятельность по программе может быть организованна как групповое занятие, индивидуальное занятие, индивидуальная работа с группой детей.

2. При любой форме деятельности занятие делится на 2 части: образовательную и игровую или практическую.

3.Образовательная часть воспитательного занятия включает в себя изучение программного материала по специальным коррекционно – развивающим методикам.

4.Игровая часть включает в себя специальные коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и ролевые игры по закреплению изученного материала, игры имитирующие ситуации из повседневной жизни, быта, окружающей действительности.

5.С целью развития мотивации, активизации познавательных возможностей целесообразно использовать ИКТ - технологии, применять мультимедийные средства обучения, развивающие компьютерные игры и компьютерные тренинговые задания.

6.При планировании работы на воспитательном занятии необходимо включать материал из личного опыта учащихся; материал, отражающий межпредметные связи с другими образовательными областями.



Тематический план


Тема

Цель, задачи

Содержание

1.

Безопасность жизнедеятельности:

1 – 4 класс

Цель:

Формирование начальных социально – бытовых знаний, умений о простейших способах обеспечения собственной безопасности в природе и в быту.

Задачи:

Формировать знания: правила поведения на дорогах, соблюдение правил дорожного движения, личная безопасность.









Убеждать детей в активном выполнении режима дня, учить заботиться о своём здоровье.

Формировать знания: безопасное поведение детей (в лесу, во время ледостава, во время ледохода), ПДД.

Содействовать воспитанию навыков ЗОЖ.











КРЗ

1-4класс:

- «Безопасное поведение на улице» (правила дорожного движения).

-«Безопасное поведение дома»;

- «Безопасное поведение в общественном транспорте»;

Игровые занятия:

- «Мой друг – светофор»;

- «Воспитанный пешеход»;

- «Дорожная азбука велосипедиста».

Беседа:

- «Мой режим дня » (мои привычки и желания).

Минутка безопасности:(беседа)

-«Как вести себя в лесу? (сбор ягод)».

- «Осторожно тонкий лёд» (осень, весна).

Практическая работа:

Участие в оформлении уголка безопасности дорожного движения: «Правила дорожные - правила надёжные»

(Рисунки детей)

5 – 7 класс

Цель: Формирование навыков грамотного поведения при чрезвычайных ситуациях в быту, социальном пространстве, природе.

Задачи:

Формировать знания детей:

- Знать и соблюдать правила дорожного движения;

- Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу);

- Правила передвижения на велосипеде;

- Правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач;

- Соблюдение техники безопасности, в процессе деятельности.

Развитие профилактических умений по охране здоровья.











КРЗ

5-7класс:

-«Правила дорожного движения»;

- «Соблюдение правил дорожного движения»;

- «Гигиена зрения и слуха»;

-«Взрывчатые вещества, пиротехника»;

- «Безопасность на воде: купание в море, реке, пруду»;



Беседа:

- «Гигиена чтения. Как смотреть телевизор».

- «Электробезопасность: правила пользования бытовыми электроприборами»;

- «Правила безопасного поведения вблизи электропередач»;

- « Правила безопасного поведения в общественном транспорте»;

- «Правила безопасного поведения на льду водоёмов».

Минутка безопасности:

-«Как вести себя в лесу? (сбор ягод)».

- «Осторожно тонкий лёд» (осень, весна).

Буклеты:

- «Памятка для пешехода»;

- «Правила охраны зрения».

Практические работы:

- «Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе».

-участие в конкурсе рисунков «Безопасное колесо».


8 – 9 класс

Цель: Расширение знаний и формирование устойчивых навыков правильного поведения при чрезвычайных ситуациях в быту, социальном пространстве, в природе.

Задачи:

Дать знания, которые помогут детям в опасных и трудных жизненных ситуациях принять правильное решение;

-усвоить положение инструкций по ОБЖ в (занимательной игровой форме);

-учить анализировать и правильно оценивать поступки;

-осуществлять коррекцию поведения детей через анализ поступков;

-подготовить к элементарной личной безопасности.
















Учить детей разжигать костёр, следить за ним, готовить ужин. Социализация, навык ЗОЖ.










КРЗ

8-9класс:

-«Безопасное поведение на улице»;

- «Главные правила безопасности пешеходов»;

- «Безопасное поведение на воде»;

- «Как обеспечить личную безопасность»;

- «Если в доме пожар, как быть?»;

Буклеты:

-«Правила безопасного поведения на улице»;

- «Правила дорожного движения»;

- «Правила безопасного поведения на воде»;

-«Правила поведения при пожаре»;

- «Необходимые правила безопасного поведения на улице»;

- «Пожарная безопасность: причины возникновения пожара»;

- «Правила поведения при пожаре»;

- «Правила пожарной безопасности в доме»;

- «Пожарная безопасность при обращении с горючими, легковоспламеняющимися материалами и веществами»;

- «Как вести себя в лесу, на реке».

2.

Жилые помещения:



1 – 4 класс

Цель:

Формирование начальных социально – бытовых знаний, умений о жилых помещениях.

Задачи:

Знакомство с видами жилых помещений: учебная комната – класс, столовая, игровая комната, спальня (комната мальчиков, комната девочек).

Знакомство с предметным наполнением мебели в жилых помещениях: название мебели, её назначение.

Знакомство с уголком хозяйственно – бытового труда: оборудование, инвентарь, его назначение. Знать правила пользования инвентарем.

Формирование навыков уборки жилых помещений:

-протирание пыли, мытье поверхностей, игрушек, наведение порядка в личных шкафах, уход за растениями.

Формировать умение определять непорядок в помещении, выбирать инвентарь для уборки.

Формировать умение заправлять кровать: простыню, разостлать одеяло, покрывало, взбить подушку.






КРЗ

1-4класс:

«Жилой дом, домашние помещения»;

«Школа, школьные помещения»;

«Все о мебели. Уход за мебелью»;

«Обязательное дело» (уборка жилых помещений);

«Бюро добрых дел» (уход за мебелью, уход за домашними цветами).

Дидактические игры:

«Где был Буратино?»;

«Будь внимателен»;

«Не ошибись!»;

«Четвёртый лишний»;

«Посмотри и запомни»;

«Чего не стало?»;

«Что изменилось?»;

«Новоселье у Буратино».

Беседы о необходимости поддержания чистоты и порядка в жилых помещениях.

Карточки:

-Правила уборки комнат;

-Последовательность действий при мытье пола.

Выполнение хозяйственных работ по дому:

- уборка территории от снега, уборка группы.

Практическая работа:

(бюро добрых дел)

- Протирание пыли с различной мебели»;

- «Мытьё игрушек»;

- «Наведение порядка в шкафу для игрушек»;

- «Уход за комнатными растениями».

Карточки:

-«Последовательность мытья игрушек».

5 – 7 класс

Цель:

Формировать знания о жилых помещениях: виды жилых помещений, уход за жилищем, почтовый адрес дома, школы.

Задачи:

Дать знания детям:

- виды жилых помещений в городе и деревне и их различие;

- почтовый адрес своего дома и школы – интерната;

- гигиенические требования к жилому помещению;

- правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;

- санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с пылесосом;

- последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

- способы и периодичность ухода за окнами;

- виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;

- способы утепления окон;

- правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытия;

- правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;

- правила содержания в доме собаки, кошки.







КРЗ

5-7класс:

- «Виды жилых помещений»

(квартира, частный дом, интернат, гостиница, общежитие);

-«Виды помещений в жилых домах (варианты жилых и подсобных помещений);

- «Почтовый адрес дома, школы» (написание адреса на почтовой открытке);

- «Гигиенические требования к жилому помещению»;

- «Значение уборки жилых помещений. Периодичность уборки (еженедельная, недельная, сезонная)»;

- «Требования к организации спального места. Гигиенические требования к постельному белью»;

- «Ковры и ковровые покрытия, их виды. Способы ухода за ними (влажный веник, пылесос)»;

- «Значение жилища для человека. Регулярная уборка жилого помещения – ежедневная, еженедельная»;

- «Сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету»;

- «Способы и периодичность ухода за окнами. Виды моющих средств»;

-«Виды мебели: мягкая, корпусная, столы, стулья. Покрытие мебели: мягкая – ткань, кожа; корпусная, столы, стулья – полировка, шпон, пластик»;

Беседы:

-«Инвентарь и приспособление для уборки»;

- «Последовательность уборки детской комнаты»;

- «Правила вытирания пыли»;

- «Правила подметания пола»;

- «Виды половых покрытий: деревянные, паркет, линолеум, ламинат»;

-«Инвентарь, приспособления и средства по уходу за полами»;

-«Пылесос. Правила и техника безопасности при работе с ним».

- «Окна как за ними ухаживать?»;

- «Способы ухода за мебелью. Средства и приспособления».

Практическая работа:

-«Ежедневная уборка жилых помещений»;

-«Генеральная уборка жилых помещений».

8 – 9 класс

Цель:

Формирование общетрудовых, устойчивых знаний и навыков - жилые помещения: умение ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль.

Задачи:

Формировать знания детей:

- правила и периодичность уборки кухни, санузла;

-моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;

- санитарно – гигиенические требования и правила техники при уборке кухни и санузла;

- требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; правила сохранения жилищного фонда.

- правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера и особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели);














КРЗ

8-9класс:

-«Правила и периодичность уборки кухни. Моющие средства и приспособления для уборки кухни»;

- «Правила и периодичность уборки санузла: ванна, унитаз, раковина. Моющие средства и приспособления»;

- «Правила мытья кафельных стен. Моющие средства и приспособления»;

- «Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер»;

- «Сохранение жилищного фонда (косметический ремонт);

- Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера (на макете).

Беседа:

-«Техника безопасности при работе с моющими и чистящими средствами»;

- «Виды уборки квартиры: ежедневная, еженедельная».

Практическая работа:

-«Ежедневная уборка жилых помещений»;

-«Генеральная уборка жилых помещений».

3.

Культура поведения и общения:



1 – 4 класс

Цель:

Формирование начальных социально – бытовых знаний, умений о правилах поведения: дома, в школе, на улице, за столом, в общественном транспорте.

Задачи:

Знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, столовой, спальне, на воспитательских занятиях, на улице, в магазине и т.д. – и отработка этих норм;

Формирование сущности нравственных понятий: доброта, отзывчивость, и др.

Воспитание доброжелательного, отзывчивого, справедливого, честного, внимательного отношения к окружающим; анализ своих поступков.








КРЗ

1-4класс:

- «Мы школьники! Ура» (правила поведения);

- «Школа – мой режим дня» (режим дня);

- «Дружба начинается с улыбки»;

-«Правила поведения в школе и дома»;

Беседы:

-«Правила поведения дома»;

-«Правила поведения в школе»;

-«Правила поведения на улице»;

- «Правила поведения за столом»;

-«Правила поведения в общественном транспорте».

Практическая работа - игра:

-«Помоги Вини Пуху» (правила поведения за столом);

-«Помоги Незнайке» (поведение пассажиров в общественном транспорте);

- «Посади гостей за стол».


5 – 7 класс

Цель:

Формировать умение быть вежливыми в общении, следовать правилам культуры поведения

Задачи:

Развитие навыков ориентированного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.

Развивать общие психологические компетентности у ребёнка:

- умение сочувствовать другим, оказывать поддержку, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, а также умения нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других;

- углубление сфер применения правил этикета в повседневной жизни;

-привитие знаний и навыков культуры поведения и общения с людьми;

-формирование умений выражать оценку поступков вслух, обосновывать своё суждение;

-воспитание сознательного отношения к своим поступкам;

-осознание учащимися себя как самостоятельной личности, части коллектива, части общества.






КРЗ

5-7класс:

-«Правила и нормы поведения; кодекс товарищества»;

-«Права и обязанности школьника»;

-«Конфликты в нашей жизни: как их анализировать».

Беседа – диалог:

Правила поведения:

- учусь общаться со взрослыми;

- культура общения (ученик – ученик);

- как вести себя на улице и в общественных местах.



8 – 9 класс

Цель:

Коррекция социальных представлений и навыков поведения; формирование интереса к своей внутренней жизни.

Задачи:

Формировать социальные мотивы, навыки поведения:

-углубление и разнообразие сфер применения правил этикета в повседневной жизни;

-совершенствование практики этического поведения;

-пробуждение у учащихся интереса к своей внутренней жизни;

-воспитание сознательного отношения к своим поступкам, потребности в самооценке;

-отработка умений хранить своё достоинство в любых ситуациях.







КРЗ

8-9класс:

- «Права и обязанности гражданина».

- «Моя ориентировка в мире профессий».

- «Моё настоящее и будущее»

Беседы:

- «Моя жизненная перспектива: возможности проблемы».

- «Как влияет выбор профессии на будущее?»

- «Последствия выбора профессии: реальность и мечты».

-«Безработица. Как её избежать? и др.


4.

Одежда и обувь:



1 – 4 класс

Цель:

Формирование начальных представлений и знаний об одежде, обуви.

Задачи:

Ознакомление с предметами одежды, части одежды (рукав, карманы, воротник);

Ознакомление с обувью, части обуви (подошва, каблук, ремешок).

Привлечение внимания детей к внешнему виду: учить смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду, обувь (на себе, в шкафу, разложенную на стуле и т.п.).





Одежда:

КРЗ

1-4класс:

- «Знакомство с одеждой. Классификация одежды»;

- «Одежда для мальчиков и девочек. Д/и «Подберём куклам одежду»;

- «Уход за одеждой: чистка с помощью щётки»;

-«Одежда для дома»;

-«Одежда для школы».

Беседы:

«Хранение одежды»;

«Чистка одежды щёткой»;

«Стирка одежды»;

«Глажение одежды»;

Практическая работа:

- «Складывание одежды»;

- «Развешивание одежды на стульчик»;

- «Экскурсия на прачечную»;

- «Стирка мелких предметов одежды»;

- «Чистка одежды с помощью щётки».

Итоговый практикум:

- «Приводим одежду в порядок».

Обувь.

КРЗ

1-4класс:

- «Знакомство с обувью. Классификация обуви»;

- «Различение правого – левого ботинка. Игра «Ботинки поссорились»;

- Итоговое занятие «Гигиена обуви».

Беседы:

-«Уход за обувью»;

-«Мытьё резиновой обуви»;

-«Сушка мокрой обуви»;

-«Чистка обуви».

Практическая работа:

1)Упражнения в обувании и разувании.

2)Мытьё и сушка обуви.

5 – 7 класс

Цель:

Формировать знания учащихся о видах одежды, обуви, головных уборов; соблюдение техники безопасности при работе с колющими, режущими предметами, правила пользования утюгом.

Задачи:

Иметь представление о том, почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте, и как сохранить внешний вид одежды, обуви и головных уборов;

Формировать знания детей:

- виды одежды и обуви;

- правила ухода за одеждой и обувью.


































Формировать знания детей:

- Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами (утюгом) и бытовыми химическими средствами, применение которых предусматривает знакомство с инструкцией.





















Формировать знания:

- Особенности стирки цветного и белого белья;

- Правила пользования моющими средствами;

- Устройство и правила пользования стиральной машиной;

- Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины;

- Последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей и т.д.










КРЗ

5класс:

- «Виды одежды и головных уборов, их назначение»;

- «Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению»;

- «Виды обуви, их назначение».

Беседы:

-«Хранение одежды»;

-«Чистка одежды щёткой»;

-«Стирка одежды»;

-«Глажение одежды»;

-«Пришивание пуговиц»;

-«Пришивание вешалок к одежде»;

-«Пришивание кнопок, крючков и петель».

Практические работы:

-«Чистка и сушка повседневной одежды»;

- «Чистка и сушка верхней одежды»;

- «Чистка и сушка обуви».

-«Чистка одежды щёткой»;

-«Стирка одежды»;

-«Глажение одежды»;

-«Пришивание пуговиц»;

-«Пришивание вешалок к одежде»;

-«Пришивание кнопок, крючков и петель».

Беседы:

(буклеты)

- «Повседневный уход за кожаной обувью»;

- «Повседневный уход за обувью из замши, текстиля, шерсти (валяной)»;

- «Уход за мокрой обувью из кожи;

- «Подготовка сезонной обуви к хранению».


КРЗ

6класс:

- «Мелкий ремонт одежды. Подготовительные работы»;

- «Пришивание пуговиц»;

- «Пришивание кнопок и крючков»;

- «Утюг. Правила техники безопасности при работе».

Беседы:

(буклеты)

- «Правила ручной стирки и сушки изделий»;

- «Стирка изделия из хлопчатобумажных и шёлковых тканей»;

- «Глажение изделий»

- «Правила техники безопасности при работе с утюгом».

Карточки (план – схема):

«Стирка одежды».

Практические работы:

- «Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на одежду»;

- «Подшив брюк, платья, распоровшегося шва»;

- «Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей».


КРЗ

7класс:

- «Гигиена одежды»;

- «Ремонт одежды – наложение заплаты»;

- «Ремонт одежды – штопка разорванного места».

Беседы:

- «Ручная стирка белой хлопчатобумажной ткани»;

- «Стирка белья с помощью стиральной машины»;

- «Глажение прямого белья»;

- «Глажение спортивной одежды».

Практические работы:

- «Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка»;

- «Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную и с помощью стиральной машины».

8 – 9 класс

Цель:

Формирование устойчивых знаний и представлений об одежде, обуви: внешний вид и средства выражения индивидуальности молодого человека.

Задачи:

Формировать знания:

- правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей;

- правила и последовательность утюжки изделий;

- правила пользования прачечной, виды услуг;

- правила подготовки вещей к сдаче в стирку;

- правила пришивания меток;

- правила пользования прачечной самообслуживания.




























Формировать знания детей:

- О стиле одежды и моде; о средствах выражения индивидуальности;

- О воздействии средств, для выведения пятен на различные виды тканей.








КРЗ

8класс:

-« Ручная стирка и сушка изделий из шерстяных и синтетических тканей»;

- «Глажение фасонного белья»;

- «Прачечная. Правила пользования».

Карточки (план- схема):

«Стирка одежды».

Беседы:

-«Хранение одежды»;

-«Чистка одежды щёткой»;

-«Стирка одежды»;

-«Глажение одежды»;

-«Пришивание пуговиц»;

-«Пришивание вешалок к одежде»;

-«Пришивание кнопок, крючков и петель»;

-«Обмётывание петель для пуговиц, зашивание растянувшихся петель, образование воздушных петель»;

-«Зашивание одежды по распоровшемуся шву»;

-«Подшивание подогнутого края одежды»;

-«Втягивание эластичной тесьмы (резинки) в пояс предметов одежды».

-«Меры предосторожности и правила техники безопасности при работе с утюгом».

Практические работы:

- «Стирка и сушка изделий из шерстяных и синтетических тканей»;

- «Утюжка блузок, рубашек, платьев».

КРЗ

9класс:

- «Мода. Стиль в одежде»;

- «Выбор одежды и обуви при покупке»;

- «Варианты обновления одежды (замена мелких деталей)»;

- «Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях»;

- «Обобщение пройденной темы. Проверочная работа».

Беседы:

- «Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности».

- «Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен» (буклеты)

Практические работы:

- «Определение размеров одежды и обуви»;

- «Примерка одежды и обуви»;

- «Выведение пятен» (средства, правила выведения).

5.

Ориентирование в окружающем: (магазин, почта, больница, сбербанк и т.д.)



1 – 4 класс

Цель:

Формировать начальные знания и умение ориентироваться в школьном пространстве.

Задачи:

Формировать начальные представления: школа, школьные помещения – класс, столовая, спальня, актовый зал, спортивный зал, гардероб, библиотека, мастерская, медпункт – их название, функциональное назначение, предметное пополнение.






КРЗ

1-4класс:

- «Школа – мой дом»;

-«Я и школа;

-«Страна знаний – школа»;

Практикумы:

-«Экскурсия по школе»;

-«Игра – соревнование: путешествие по школе»;

Прогулки по району


5 – 7 класс

Цель:

Формировать знания и умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве, за пределами школы т.е. в посёлке, незнакомом районе посёлка.

Задачи:

Формировать знания детей:

-ориентирование на местности в школе, в городе;

- виды транспорта, умение пользоваться транспортом;

-умение приобретать необходимые товары.










КРЗ

5-7класс:

-«Школа – мой второй дом»

-«Мой город, какой он?» (ориентирование в городе);

-«Транспорт в городе» (виды транспорта);

Беседы:

-«Основные виды магазинов. Их назначение»; (правила поведения в магазине);

-« Правила покупки товара в магазине»;

-«Правила поведения в транспорте на улице»;

Практикумы:

-«Экскурсии по городу»;

-«Экскурсия по предприятиям обслуживающие жителей» (в магазин, аптеку, больницу, библиотеку).

8 – 9 класс

Цель:

Формирование устойчивых навыков ориентирования в школьно и внешкольном пространстве.

Задачи:

Совершенствовать знания детей:

-умение обращаться в организации, обслуживающие население: на почту, на рынок, в магазин, в больницу, в библиотеку, в банк;






КРЗ

8-9класс:

-«Специализированные магазины» (виды товара, отделы);

-«Предприятия бытового обслуживания»;

-«Госучреждения;

-«Рынок. Отделы рынка» (стоимость некоторых продуктов на рынке, особенности приобретения продуктов на рынке);

Беседа:

-«Специализированные магазины» (правила поведения, вежливое обращение к продавцу-консультанту);

Практикумы:

-«Экскурсии по городу»;

-«Экскурсии по предприятиям, обслуживающим жителей города» (в магазин, аптеку, больницу, библиотеку)

-«Экскурсия на рынок».

6.

Отдых и досуг: (я и моё свободное время)



1 – 4 класс

Цель:

Формирование способности заниматься самостоятельными видами досуговой деятельности.

Задачи:

Поддержание психического и физического здоровья учащихся, отражение потребности в более содержательном и продуктивном использовании свободного времени, восстановление физических, психических и духовных сил, создание в жизни учащихся необходимого баланса и гармонии.







-Чтение книг, просмотр кино и видеофильмов;

- спорт;

- игры с детьми;

- занятия в кружках;

- прогулки, экскурсии, походы, походы выходного дня;

- спортивные соревнования, занятия - эстафеты;

-конкурсы, тематические дни, праздники, ярмарки, дни рождения, дискотеки;

Занятие – эстафета:

- «Наша армия родная» (1- 4 класс);


5 – 7 класс

Цель:

Формирование умения планировать и организовывать свою деятельность во внеучебное время.

Задачи:

-Создание условий, обеспечивающих каждой группе подростков или отдельно взятому ребёнку возможность лучше познать себя и окружающих;

- Формировать умение у учащихся организовать отдых, который способствует отвлечению от повседневных проблем.








-Чтение книг, просмотр кино и видеофильмов;

- кружки, спортивные секции,

-походы,

- дни рождения,

- прогулки, экскурсии, походы выходного дня;

- спортивные соревнования, занятия - эстафеты;

-конкурсы, тематические дни, праздники, ярмарки, дни рождения, дискотеки;

- игры – соревнования и др.

Внеклассное мероприятие:

«День рождения в кругу друзей». (7 класс)

8 – 9 класс

Цель

Развитие навыков организации социально значимых форм и видов досуговой деятельности.

Задачи:

Формирование духовных запросов личности каждого воспитанника:

- художественные;





- интеллектуальные;







- общественные;




- практические;





- туристско – спортивные;










- литература, театр, праздники, песенное творчество, живопись, скульптура, искусство фотографии и т.д.

- участие в викторинах и различных слётах по интересам, чтение газет и книг, прослушивание и просмотр программ радиовещания и телевидения;

- семья, место жительства, местные праздники, культурные мероприятия, встречи и т.д.

- садоводство, цветоводство, занятия в кружках системы дополнительного образования, ремесленные промыслы и т.д.

- различные виды спортивно – оздоровительного и экскурсионного туризма, спортивные соревнования, общение с природой, рыбная ловля, пешеходные прогулки и т.д.

7.

Охрана здоровья и физическое развитие:



1 – 4 класс

Цель:

Формирование индивидуальных физических возможностей ребёнка, необходимая коррекция и компенсация.

Задачи:

Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно – оздоровительными технологиями, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно – гигиенических навыков до автоматизма, владение информацией о вредных привычках, с целью их предупреждения и профилактики.

- Утренняя гимнастика - ежедневно;





КРЗ

1-4класс:

- «Почему мы болеем?»;

- «Откуда берутся болезни?»;

-«Правила поведения в случае болезни»;

-«Чистота и здоровье»;

-«Как отучить себя от вредных привычек» и др.

Беседы:

- «Сон полезен для здоровья»;

- «Как воздух влияет на здоровье»;

- «Болезни грязных рук»;

- «Пыль и здоровье. Зачем необходимо проветривание»;

- «Движение – основа жизни»;

- «О пользе физических упражнений»;

- «Скорая помощь. Что это?».

5 – 7 класс

Цель:

Развитие индивидуальных физических возможностей ребёнка, навыков и умений физической деятельности.

Задачи:

Довести до сознания воспитанников постулат о том, что здоровье – это главное в жизни любого человека.

Формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом, по формированию механизмов антистрессового поведения.

- Продолжение овладение системой знаний, умений и навыков в области строения человека;

- воспитание потребности в бережном отношении к своему здоровью;

- формирование представлений о возможностях лекарственного и нетрадиционного оздоровления и лечения организма;

- формирование знаний о лечебных трав;

- формирование научно обоснованных взглядов на роль и возможности физической культуры в развитии человека;

- тренировку силы воли, физическое совершенствование;

- формирование представления о полноценном, сбалансированном и здоровом питании, здоровом образе жизни.

- Утренняя гимнастика - ежедневно




КРЗ

5-7класс:

- «Здоровье человека – что это?»;

- «Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья»;

- «Как уберечься от болезней?»;

- «Полезные травы нашего края»;

-«Преимущества трезвого здорового образа жизни» и др.

Беседы:

-«Сон помогает здоровью»;

- «Человек – творец самого себя»;

- «Как правильно заботиться о своём здоровье»;

-«Токсикомания – последствия для здоровья»;

- «Лекарственные растения».


8 – 9 класс

Цель:

Формирование умения целенаправленного использования личностных физических возможностей для сохранения здоровья, обеспечения собственных интересов.

Задачи:

Развитие системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

- формирование у воспитанников позиции признания ценности здоровья;

- расширение представлений о человеке как о целостном разумном существе, у которого есть душа, тело, мысли, чувства;

- формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам;

- расширение представлений о правильном питании, о заболеваниях, связанных с неправильным питанием.


- Утренняя гимнастика – ежедневно.







КРЗ

8-9класс:

- «Сон – как основа жизнедеятельности организма»;

- «Простудные заболевания и закаливания»;

- «Алкогольная зависимость и здоровье»;

Беседы:

- «Водные процедуры: ванна, душ, обливание»;

- «Рациональное питание. Диета: плюсы и минусы»;

- «Девушка – будущая мать».



8.

Питание:



1 – 4 класс

Цель:

Формирование представлений и знаний о продуктах питания, посуде.

Задачи:

- ознакомление с посудой: изучение внешнего вида, названия и назначения столовой посуды и приборов;

-знакомство с режимом приема пищи и правилами поведения во время приема пищи;

- значение режима питания для здоровья;

- знакомство с основными блюдами, их названием, составом блюд; мучные и хлебобулочные изделия, бутерброды, макаронные изделия;

- знать название и назначение столовой посуды;

- уметь пользоваться столовыми приборами;

- знать выполнение обязанностей дежурных (помощь в сервировке стола к завтраку, обеду, ужину);

- знать режим – время для завтрака, обеда, ужина, полдника;

- формирование гигиенических навыков во время приема пищи (удерживание чашки, ложки, брать в ложку необходимое количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи).





КРЗ

1-4класс:

- Питание человека. Режим питания»;

- «Столовая посуда» (название, назначение);

- «Сервировка стола к завтраку» (правила поведения во время приёма пищи);

- «Сервировка стола к обеду» (культурно - гигиенические навыки и этикет за столом);

- «Сервировка стола к ужину» (правила поведения во время приёма пищи);

Беседы:

-«Моем руки перед едой…»;

- «Правильно держим и пользуемся ложкой»;

- «Кушаем опрятно, не разливаем, тщательно пережёвываем пищу»;

- «Какие предметы нужны для приёма пищи? (ложка, вилка, тарелка, кружка, салфетка);

Практическая работа:

-«Уборка посуды после приёма пищи»;

-«Мытье посуды».

Карточки (план – схема):

«Правила мытья посуды».

Демонстрация детям посуды:

- чайная (чашка, блюдце, сахарница, чайник для заварки);

- столовая (тарелки мелкая и глубокая);

- столовые приборы (ложка чайная, ложка столовая, вилка, нож).

Игры и упражнения на формирование навыков поведения во время еды.

Дидактические игры:

«Посмотри и запомни»;

«Чего не стало»;

«Что изменилось»;

«Найди ошибку»;

«Волшебный мешочек»;

«Магазин»;

«Наведи порядок»;

«Назови слово»;

«Найди такой же предмет».

5 – 7 класс

Цель:

Формирование навыков соблюдения санитарно – гигиенических правил, правил техники безопасности при работе с электробытовой техникой.

Задачи:

Иметь представления о значении продуктов питания для здоровья человека, о витаминах, содержащихся в основных продуктах питания.

Формировать знания:

- виды бутербродов;

- различные меню завтрака;

- санитарно – гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

- правила сервировки стола к завтраку;

- правила заваривания чая;

- назначение кухонных принадлежностей и посуды;

- правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником;

- санитарно – гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой.











Иметь представление о режиме питания. Формировать знания:

-способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей;

- санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком;

- правила пользования электроплитой;

- определение доброкачественности продуктов и сроков их хранения;

- правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него;

- различные меню ужина.











Формировать знания:

- способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;

-последовательность приготовления блюд;

- возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;

- санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;

- правила пользования столовыми приборами.













КРЗ

5класс:

- «Значение продуктов питания для здоровья человека»;

- «Кухонная посуда, приборы, приспособления, назначение»;

- «Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку»;

Практические работы:

-приготовление бутербродов;

- приготовление блюд из яиц (варёные, яичница);

- приготовление салата или винегрета (варёные овощи);

- заваривание чая, сервировка стола к завтраку;

- чистка и мытьё кухонных принадлежностей и посуды.

Карточки (план – схема):

«Правила мытья посуды».

Рецепты: (буклеты)

- «Винегрет»;

- «Салат «Овощной»;

- «Бутерброды.

- «Правила заваривания чая»;

- «Поведение за столом»;

- «Правила приёма пищи»;

- «Правила мытья и чистки посуды».


КРЗ

6класс:

-«Посуда, приборы, приспособления»;

-«Сервировка стола к ужину».

Практические работы:

-«Приготовление блюд из круп - каши на воде и на молоке»;

- «Приготовление блюд из картофеля (отварной, пюре);

- «Приготовление отварных макарон»;

- «Мытьё и чистка посуды (повторение)».

Карточки (план – схема):

«Правила мытья посуды».

Рецепты: (буклеты)

- «Макароны отварные»;

- «Манная каша на молоке»;

- «Гречневая каша на воде»;

- «Картофельное пюре».

Беседы:

(буклеты)

-«Правила безопасной работы на кухне (режущие инструменты, кипяток)»;

-«Хранение продуктов и готовой пищи (в холодильнике и без него)».




КРЗ

7класс:

- «Приготовление закуски»

- «Сервировка стола к обеду, к ужину»;

- «Приготовление первых блюд»;

- «Приготовление вторых блюд»;

- «Приготовление третьих блюд»;

Беседы:

(буклеты)

- «Правила пользования столовыми приборами»;

- « Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи».

Практические работы:

-«Приготовление закусок»;

-«Приготовление вторых блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов»;

-«Приготовление третьих блюд»;

- «Оформление готовых блюд»;

- «Сервировка стола к ужину».

Рецепты: (буклеты)

- «Суп – лапша на мясном бульоне»;

- «Щи из кислой капусты»;

- «Котлеты мясные»;

- «Плов»;

- «Компот из сухофруктов»;

- «Какао».

8 – 9 класс

Цель:

Формирование устойчивых навыков при приготовлении блюд (изделия из различных видов теста), способов заготовки овощей и фруктов. Соблюдение правил техники безопасности.

Задачи:

Формировать знания:

- о разнообразии изделий из теста, приготовленных в домашних условиях;

- способы и последовательность приготовления изделий из теста;

- о способах заготовки ягод, овощей и фруктов впрок (способы и последовательность соления и квашения овощей; способы варки варенья из фруктов и ягод).


































Формировать знания:

- способы приготовления национальных блюд;

- о диетическом питании;

- правила сервировки праздничного стола;



КРЗ

8класс:

- «Замораживание овощей, фруктов, ягод»;

- «Составление меню на один день и на неделю»;

- «Способы и последовательность приготовления изделий из теста».

Практические работы:

-«Приготовление блинов, печенья и других изделий из теста»;

- «Упражнения в составлении меню».

Рецепты: (буклеты)

- «Приготовление блинов»;

- «Приготовление песочного печенья»;

- «Замораживание овощей , фруктов, ягод».

- «Мусс из замороженных ягод»;

- «Пирожки из пресного теста»;

- «Начинка для пирожков».

Беседы:

(буклеты)

-«Санитарно – гигиенические требования к приготовлению пищи (повторение)»;

- «Кухонные механические приспособления и электрооборудование (мясорубка, овощерезка, миксер) и правила безопасной работы с ними».


КРЗ

9класс:

- «Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола»;

-« Рецепты приготовления национальных блюд»;

- «Рецепты приготовления диетических блюд».

Практические работы:

- «Отваривание пельменей и приготовление соусов»;

- «Приготовление вегетарианского борща»;

- «Выпечка блинов из дрожжевого теста».

Рецепты: (буклеты)

- «Вегетарианский борщ»;

- «Блины из дрожжевого теста»;

- Национальные блюда:

«Украинское блюдо – борщ»;

«Молдавское блюдо – Рагу овощное»;

- «Отваривание пельменей и приготовление соусов» (соус красный, соус белый).

Беседы:

(буклеты)

- «Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи».

9.

Природа:



1 – 4 класс

Цель:

Дать первоначальное понятие о комнатных растениях.

Формирование элементарных экологических понятий. Изучение правил поведения в природе.

Задачи

Дать первоначальные знания о комнатных растениях:

-учить правильно, называть и различать комнатные растения (фикус, фуксия, герань, бегония, традесканция);

- показывать части (органы) растений (корень, стебель, листья, цветки);

-прививать полезные первоначальные навыки по уходу за комнатными растениями (удалять пыль с листьев, поливать растение, взрыхлять землю);

-формировать знания и умения детей по уходу и размножению комнатных растений стеблевыми черенками.

-формировать умения аккуратно и чисто мыть цветочные горшки и поддонники, расставлять комнатные растения на окне.



























- Дать первоначальные знания об окружающем мире природы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями и возможностями;

-формирование у детей бережного отношения к природе;




































-формировать начальные навыки поведения в лесу;


КРЗ:

«Комнатные растения»

1 класс:

-«Комнатные растения»;

-«Обмывание листьев комнатных растений»;

-«Поливка комнатных растений».

Практическая работа:

-«Уход за комнатными растениями» (обмывание листьев, полив).


2 класс:

-«Комнатные растения в группе»;

-«Правила ухода за комнатными растениями»;

-«Мытьё цветочных горшков».

Практическая работа:

-«Помоги комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);

-«Мытьё цветочных горшков».


3 класс:

-«Комнатные растения» (фикус, фуксия, герань, бегония и др.);

-«Повседневный уход за комнатными растениями»;

-«Осмотр комнатных растений».


Практическая работа:

-«Правила ухода за комнатными растениями»;

-«Санаторий для комнатных растений».


4 класс:

-«Комнатные растения, уход за ними»;

-«Размножение комнатных растений веточками»;

-«Правила посадки окоренившихся веточек комнатных растений»;

-«Подготовка цветочных горшков к посадке комнатных растений»;

Практическая работа:

-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);

-«Мытьё цветочных горшков»;

-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений».


КРЗ:

«Природа родного края»

1 класс:

-«Лес и мы»;

-«Животные родного края»;

-«Растения родного края».


2 класс:

-«Природа родного края»;

-«Край, в котором мы живём»;

-«Богатства природы».


3 класс:

-«Жизнь леса»;

-«Богатства родного края».


4 класс:

-«Лес - наше богатство»;

-«Жители нашего леса»;

-«Охрана природы».

Беседа:

1класс:

-«Берегите природу»;


2класс:

-«Природа - красота её бесценна»;


3класс:

-«Давайте беречь природу»;


4класс:

-«Богатства природы»;

Поход в лес:

1 – 4 класс:

- «Кладовые природы»;

- «Жизнь леса»;

- «Поход за здоровьем»;

Экскурсии:

1 – 4 класс:

- «Осенний лес»;

- «Красота зимнего леса»;

- «Жизнь леса весной».

Минутка безопасности (беседа):

1 -4 класс:

-«Как вести себя в лесу? (сбор ягод)».

5 – 7 класс

Цель:

Воспитание навыков осознанного экологического поведения

Задачи:

- дать детям знания об окружающем мире природы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями и возможностями;

-закрепить знания детей о комнатных растениях;

- формировать первичные практические навыки природоохранной деятельности;

- формировать первичные навыки опытно-экспериментальной деятельности;

- развивать эстетические чувства, навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

- прививать чувство доброго, гуманного и милосердного отношения к окружающему миру;

- способствовать укреплению здоровья ребят;

- корригировать поведенческие навыки.






КРЗ:

5класс:

-«Комнатные растения - правила ухода»;

- «Живая природа»;

- «Не живая природа»;

- «Вода - её свойства».

Практическая работа:

-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);

-«Мытьё цветочных горшков»;

-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений».


6класс:

-«Растения в доме, как за ними ухаживать»;

- «Природа наш дом»;

- «Щедрая мать - природа»;

Практическая работа:

-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);

-«Мытьё цветочных горшков»;

-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений».


7класс:

- «Будь природе другом»;

- «Лес и человек»;

- «Человек изменяет землю или проблемы экологии»;

Практическая работа:

-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);

-«Мытьё цветочных горшков»;

-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений».

Беседа:

5класс:

- «Растения нашего края»;

6класс:

-«Животные нашего края»;

7класс:

-«Цветы в доме…» (как ухаживать за цветами в доме);

-«Охрана природы»;

Беседа – инструктаж

5 – 7 класс:

- «Как вести себя в лесу» (минутка безопасности).

Поход в лес:

- «Давайте жить дружно!»;

- «Давайте беречь природу!» (правила поведения в лесу);

- «Озера Челябинской области – богатство наше» (походы туристические);

- «Лес весной».

Экскурсии:

-«Объекты живой природы»;

- «Красота леса».

8 – 9 класс

Цель:

Развитие экологической грамотности, формирование навыков адекватного поведения в природе.

Задачи:

- сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого;

-формировать устойчивые навыки детей о комнатных растениях;

- научить применять в практической деятельности полученные знания, умения, навыки;

- продолжить работу по формированию навыков опытно -экспериментальной деятельности;

- пропагандировать здоровый образ жизни;

- развивать эмоционально – чувственную сферу детей, образное мышление, образное восприятие.








КРЗ

8класс:

-«Домашние цветы, уход за ними»;

- «Природа родного края»;

- «Лес и человек»;

- «Место человека в природе»;


9класс:

- «Воздуха его свойства»;

- «В природе всё взаимосвязано»;

- «Растительный мир родного края»;

Беседы

8класс:

- «Будь природе другом»;

- « Охрана природы»;

9класс:

-«Растения в доме, как за ними ухаживать»;

- « Охрана природы»;

- «Давайте беречь природу».

Экскурсии

8 – 9 класс:

- «Осень - время ярких красок»;

- «Красота зимнего леса»;

- «Звуки весеннего леса»;

Походы

8 – 9 класс:

- «Зелёная аптека»;

- «Школа выживания», (практическое использование памяток: «Как вести себя в лесу, у костра»);

- «Воздух в лесу у костра»;

- «Лес – друг человека».

Практическая работа

8 – 9 класс:

-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);

-«Мытьё цветочных горшков»;

-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений»;

- «Давайте поможем лесу» («Трудовой десант» - уборка мусора с территории и с прилегающего лесного участка).



36


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации