Программа «Формирование социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ для их дальнейшей успешной социализации»
«Формирование социально – бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья для их дальнейшей успешной социализации»
Воспитатель: Шарыпова Е.П.
Работа по программе рассчитана
на разные возрастные группы и
проходит в три этапа:
1 – 4 класс – начальное звено;
5 – 7 класс – среднее звено;
8 – 9 класс – старшее звено.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время составной частью социальной политики Российской Федерации является улучшение качества жизни населения страны. Россия стремится достичь достойных стандартов для граждан своей страны и в этой связи очень важно обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграцию в общество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в школе – интернате и имеющих различные отклонения в развитии.
Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закреплено право детей – инвалидов на реабилитацию и социальную интеграцию. Но, вместе с тем, недостаточное количество специальных коррекционных программ для работы с детьми с ОВЗ отрицательно влияет на качество подготовки таких учащихся к самостоятельной жизни и их успешной интеграции в социум.
Успех интеграции в значительной степени зависит от социально – бытовой деятельности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни - главная задача коррекционной школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество.
У таких детей развитие познавательных процессов и высших психических функций находится на низком уровне, не соответствует возрастным нормам. Часто эти нарушения сочетаются с отклонениями поведения, отсутствием мотивации в любом виде деятельности, сниженной работоспособностью, быстрой утомляемостью, головными болями. Эти дети отличаются неосознанным восприятием новых факторов, правил, теоретических сведений. У них отмечается крайняя несамостоятельность в практической деятельности, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой.
Отсутствие логического мышления проявляется в неспособности к обобщению, затруднениями в понимании любых явлений в окружающем мире. Предметно – практическое мышление носит ограниченный характер. Активный словарный запас ограничен. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте и легко рассеивается.
Указанные недостатки свидетельствуют о том, что воспитательная работа с данной группой детей заключается в специально организованном воспитательном процессе, включающем в себя:
- определение доступного уровня содержания материала по объёму и глубине на основе изучения дефекта развития;
- индивидуальный подход;
- доступность усвоения материала занятия;
- практическую направленность и прикладной характер рассматриваемых вопросов;
- коррекцию и развитие недостатков умственного развития на основе применения специальных наглядно – практических методов обучения и игровых технологий;
- формирование положительной мотивации деятельности.
Тема актуальна ещё и тем, что в соответствии с современной концепцией развития российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения и в процессе систематического и целенаправленного обучения есть возможность повысить их приспособленность к жизни.
Работа по методической теме необходима и актуальна. Это подтверждается тем, что параллельно с формированием социально – бытовых представлений и навыков, ребята получают другие важные сведения, умения, навыки, представления и личностные качества, расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные компетенции.
Цель:
Создание наиболее эффективных условий для эффективного формирования социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
1. Формирование и закрепление социально-бытовых навыков в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.
2. Формирование основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.
3. Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
4. Создание основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни.
5. Обучение бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены; накапливание опыта самостоятельных действий в бытовых процессах.
6. Развитие системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
7. Воспитание ответственности, дисциплины, внимательного отношения к себе и людям, толерантности.
Ведущая педагогическая идея программы состоит в выработке мотивации
к накоплению и углублению знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум;
к формированию положительных качеств личности ребёнка:
к воспитанию человека, способного самостоятельно жить в обществе, найти в нём своё место.
Программа определяет деятельность в следующих направлениях:
Теоретические занятия – получение и накопление познавательных сведений.
Практические занятия – применение полученных знаний в практической общественно – полезной деятельности.
Практическое подтверждение полученных знаний, умений, навыков в непосредственном общении и взаимодействии с окружающими, природой.
Разделы программы:
- Безопасность жизнедеятельности.
- Жилые помещения.
- Культура поведения и общения.
- Одежда и обувь.
- Ориентирование в окружающем.
- Отдых и досуг (я и моё свободное время).
- Охрана здоровья и физическое развитие.
- Питание.
- Природа.
Формы организации работы по программе:
КРЗ (коррекционно – развивающие занятия).
Игры (дидактические, сюжетные, имитирующие, компьютерные).
КТД различной направленности.
Беседы.
Тренинги.
Практические занятия.
Экскурсии.
Прогулки.
Походы.
Наблюдения.
Чтение книг.
Просмотр кино и видеоматериалов.
Общение со сверстниками.
Занятия в кружках, спортивных секциях (по интересам детей).
Участие детей в различных конкурсах.
Методы воспитательного воздействия
Ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания:
Объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами).
Репродуктивные (работа по образцам).
Частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр).
Предметно – практические методы.
Методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование).
Методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение).
Методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценки).
Организация деятельности по программе
Программа является коррекционно - развивающей и предусматривает
три этапа овладения практическими навыками:
1. Выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога;
2. Выполнение серии трудовых действий совместно с педагогом;
3. Относительно самостоятельное последовательное выполнение серии трудовых действий с опорой на план-схему (пиктограммы) и инструкции педагога.
Таким образом, в программе предусмотрены уровни усвоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанников;
- умение учащегося исправить допущенные ошибки.
Длительность прохождения этапов и содержание обучения практическим навыкам каждого учащегося зависит от его индивидуальных особенностей развития. Между тем грубые нарушения моторики, эмоционально – волевой сферы, не позволяющие некоторым учащимся освоить практические умения и навыки, не исключают их пассивного соучастия в занятиях с другими детьми и выполнения отдельных операций с помощью педагога.
Такой подход позволяет развивать познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать программные сведения.
В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые воспитанник выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе знаний.
1. Деятельность по программе может быть организованна как групповое занятие, индивидуальное занятие, индивидуальная работа с группой детей.
2. При любой форме деятельности занятие делится на 2 части: образовательную и игровую или практическую.
3.Образовательная часть воспитательного занятия включает в себя изучение программного материала по специальным коррекционно – развивающим методикам.
4.Игровая часть включает в себя специальные коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и ролевые игры по закреплению изученного материала, игры имитирующие ситуации из повседневной жизни, быта, окружающей действительности.
5.С целью развития мотивации, активизации познавательных возможностей целесообразно использовать ИКТ - технологии, применять мультимедийные средства обучения, развивающие компьютерные игры и компьютерные тренинговые задания.
6.При планировании работы на воспитательном занятии необходимо включать материал из личного опыта учащихся; материал, отражающий межпредметные связи с другими образовательными областями.
Тематический план
№ | Тема | Цель, задачи | Содержание | |
1. | Безопасность жизнедеятельности: | |||
1 – 4 класс | Цель: Формирование начальных социально – бытовых знаний, умений о простейших способах обеспечения собственной безопасности в природе и в быту. Задачи: Формировать знания: правила поведения на дорогах, соблюдение правил дорожного движения, личная безопасность. Убеждать детей в активном выполнении режима дня, учить заботиться о своём здоровье. Формировать знания: безопасное поведение детей (в лесу, во время ледостава, во время ледохода), ПДД. Содействовать воспитанию навыков ЗОЖ. | КРЗ 1-4класс: - «Безопасное поведение на улице» (правила дорожного движения). -«Безопасное поведение дома»; - «Безопасное поведение в общественном транспорте»; Игровые занятия: - «Мой друг – светофор»; - «Воспитанный пешеход»; - «Дорожная азбука велосипедиста». Беседа: - «Мой режим дня » (мои привычки и желания). Минутка безопасности:(беседа) -«Как вести себя в лесу? (сбор ягод)». - «Осторожно тонкий лёд» (осень, весна). Практическая работа: Участие в оформлении уголка безопасности дорожного движения: «Правила дорожные - правила надёжные» (Рисунки детей) | ||
5 – 7 класс | Цель: Формирование навыков грамотного поведения при чрезвычайных ситуациях в быту, социальном пространстве, природе. Задачи: Формировать знания детей: - Знать и соблюдать правила дорожного движения; - Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу); - Правила передвижения на велосипеде; - Правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач; - Соблюдение техники безопасности, в процессе деятельности. Развитие профилактических умений по охране здоровья. | КРЗ 5-7класс: -«Правила дорожного движения»; - «Соблюдение правил дорожного движения»; - «Гигиена зрения и слуха»; -«Взрывчатые вещества, пиротехника»; - «Безопасность на воде: купание в море, реке, пруду»; Беседа: - «Гигиена чтения. Как смотреть телевизор». - «Электробезопасность: правила пользования бытовыми электроприборами»; - «Правила безопасного поведения вблизи электропередач»; - « Правила безопасного поведения в общественном транспорте»; - «Правила безопасного поведения на льду водоёмов». Минутка безопасности: -«Как вести себя в лесу? (сбор ягод)». - «Осторожно тонкий лёд» (осень, весна). Буклеты: - «Памятка для пешехода»; - «Правила охраны зрения». Практические работы: - «Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе». -участие в конкурсе рисунков «Безопасное колесо». | ||
8 – 9 класс | Цель: Расширение знаний и формирование устойчивых навыков правильного поведения при чрезвычайных ситуациях в быту, социальном пространстве, в природе. Задачи: Дать знания, которые помогут детям в опасных и трудных жизненных ситуациях принять правильное решение; -усвоить положение инструкций по ОБЖ в (занимательной игровой форме); -учить анализировать и правильно оценивать поступки; -осуществлять коррекцию поведения детей через анализ поступков; -подготовить к элементарной личной безопасности. Учить детей разжигать костёр, следить за ним, готовить ужин. Социализация, навык ЗОЖ. | КРЗ 8-9класс: -«Безопасное поведение на улице»; - «Главные правила безопасности пешеходов»; - «Безопасное поведение на воде»; - «Как обеспечить личную безопасность»; - «Если в доме пожар, как быть?»; Буклеты: -«Правила безопасного поведения на улице»; - «Правила дорожного движения»; - «Правила безопасного поведения на воде»; -«Правила поведения при пожаре»; - «Необходимые правила безопасного поведения на улице»; - «Пожарная безопасность: причины возникновения пожара»; - «Правила поведения при пожаре»; - «Правила пожарной безопасности в доме»; - «Пожарная безопасность при обращении с горючими, легковоспламеняющимися материалами и веществами»; - «Как вести себя в лесу, на реке». | ||
2. | Жилые помещения: | | | |
1 – 4 класс | Цель: Формирование начальных социально – бытовых знаний, умений о жилых помещениях. Задачи: Знакомство с видами жилых помещений: учебная комната – класс, столовая, игровая комната, спальня (комната мальчиков, комната девочек). Знакомство с предметным наполнением мебели в жилых помещениях: название мебели, её назначение. Знакомство с уголком хозяйственно – бытового труда: оборудование, инвентарь, его назначение. Знать правила пользования инвентарем. Формирование навыков уборки жилых помещений: -протирание пыли, мытье поверхностей, игрушек, наведение порядка в личных шкафах, уход за растениями. Формировать умение определять непорядок в помещении, выбирать инвентарь для уборки. Формировать умение заправлять кровать: простыню, разостлать одеяло, покрывало, взбить подушку. | КРЗ 1-4класс: «Жилой дом, домашние помещения»; «Школа, школьные помещения»; «Все о мебели. Уход за мебелью»; «Обязательное дело» (уборка жилых помещений); «Бюро добрых дел» (уход за мебелью, уход за домашними цветами). Дидактические игры: «Где был Буратино?»; «Будь внимателен»; «Не ошибись!»; «Четвёртый лишний»; «Посмотри и запомни»; «Чего не стало?»; «Что изменилось?»; «Новоселье у Буратино». Беседы о необходимости поддержания чистоты и порядка в жилых помещениях. Карточки: -Правила уборки комнат; -Последовательность действий при мытье пола. Выполнение хозяйственных работ по дому: - уборка территории от снега, уборка группы. Практическая работа: (бюро добрых дел) - Протирание пыли с различной мебели»; - «Мытьё игрушек»; - «Наведение порядка в шкафу для игрушек»; - «Уход за комнатными растениями». Карточки: -«Последовательность мытья игрушек». | ||
5 – 7 класс | Цель: Формировать знания о жилых помещениях: виды жилых помещений, уход за жилищем, почтовый адрес дома, школы. Задачи: Дать знания детям: - виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; - почтовый адрес своего дома и школы – интерната; - гигиенические требования к жилому помещению; - правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; - санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с пылесосом; - последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения; - способы и периодичность ухода за окнами; - виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон; - способы утепления окон; - правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытия; - правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме; - правила содержания в доме собаки, кошки. | КРЗ 5-7класс: - «Виды жилых помещений» (квартира, частный дом, интернат, гостиница, общежитие); -«Виды помещений в жилых домах (варианты жилых и подсобных помещений); - «Почтовый адрес дома, школы» (написание адреса на почтовой открытке); - «Гигиенические требования к жилому помещению»; - «Значение уборки жилых помещений. Периодичность уборки (еженедельная, недельная, сезонная)»; - «Требования к организации спального места. Гигиенические требования к постельному белью»; - «Ковры и ковровые покрытия, их виды. Способы ухода за ними (влажный веник, пылесос)»; - «Значение жилища для человека. Регулярная уборка жилого помещения – ежедневная, еженедельная»; - «Сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету»; - «Способы и периодичность ухода за окнами. Виды моющих средств»; -«Виды мебели: мягкая, корпусная, столы, стулья. Покрытие мебели: мягкая – ткань, кожа; корпусная, столы, стулья – полировка, шпон, пластик»; Беседы: -«Инвентарь и приспособление для уборки»; - «Последовательность уборки детской комнаты»; - «Правила вытирания пыли»; - «Правила подметания пола»; - «Виды половых покрытий: деревянные, паркет, линолеум, ламинат»; -«Инвентарь, приспособления и средства по уходу за полами»; -«Пылесос. Правила и техника безопасности при работе с ним». - «Окна как за ними ухаживать?»; - «Способы ухода за мебелью. Средства и приспособления». Практическая работа: -«Ежедневная уборка жилых помещений»; -«Генеральная уборка жилых помещений». | ||
8 – 9 класс | Цель: Формирование общетрудовых, устойчивых знаний и навыков - жилые помещения: умение ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль. Задачи: Формировать знания детей: - правила и периодичность уборки кухни, санузла; -моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла; - санитарно – гигиенические требования и правила техники при уборке кухни и санузла; - требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; правила сохранения жилищного фонда. - правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера и особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели); | КРЗ 8-9класс: -«Правила и периодичность уборки кухни. Моющие средства и приспособления для уборки кухни»; - «Правила и периодичность уборки санузла: ванна, унитаз, раковина. Моющие средства и приспособления»; - «Правила мытья кафельных стен. Моющие средства и приспособления»; - «Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер»; - «Сохранение жилищного фонда (косметический ремонт); - Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера (на макете). Беседа: -«Техника безопасности при работе с моющими и чистящими средствами»; - «Виды уборки квартиры: ежедневная, еженедельная». Практическая работа: -«Ежедневная уборка жилых помещений»; -«Генеральная уборка жилых помещений». | ||
3. | Культура поведения и общения: | | | |
1 – 4 класс | Цель: Формирование начальных социально – бытовых знаний, умений о правилах поведения: дома, в школе, на улице, за столом, в общественном транспорте. Задачи: Знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, столовой, спальне, на воспитательских занятиях, на улице, в магазине и т.д. – и отработка этих норм; Формирование сущности нравственных понятий: доброта, отзывчивость, и др. Воспитание доброжелательного, отзывчивого, справедливого, честного, внимательного отношения к окружающим; анализ своих поступков. | КРЗ 1-4класс: - «Мы школьники! Ура» (правила поведения); - «Школа – мой режим дня» (режим дня); - «Дружба начинается с улыбки»; -«Правила поведения в школе и дома»; Беседы: -«Правила поведения дома»; -«Правила поведения в школе»; -«Правила поведения на улице»; - «Правила поведения за столом»; -«Правила поведения в общественном транспорте». Практическая работа - игра: -«Помоги Вини Пуху» (правила поведения за столом); -«Помоги Незнайке» (поведение пассажиров в общественном транспорте); - «Посади гостей за стол». | ||
5 – 7 класс | Цель: Формировать умение быть вежливыми в общении, следовать правилам культуры поведения Задачи: Развитие навыков ориентированного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях. Развивать общие психологические компетентности у ребёнка: - умение сочувствовать другим, оказывать поддержку, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, а также умения нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других; - углубление сфер применения правил этикета в повседневной жизни; -привитие знаний и навыков культуры поведения и общения с людьми; -формирование умений выражать оценку поступков вслух, обосновывать своё суждение; -воспитание сознательного отношения к своим поступкам; -осознание учащимися себя как самостоятельной личности, части коллектива, части общества. | КРЗ 5-7класс: -«Правила и нормы поведения; кодекс товарищества»; -«Права и обязанности школьника»; -«Конфликты в нашей жизни: как их анализировать». Беседа – диалог: Правила поведения: - учусь общаться со взрослыми; - культура общения (ученик – ученик); - как вести себя на улице и в общественных местах. | ||
8 – 9 класс | Цель: Коррекция социальных представлений и навыков поведения; формирование интереса к своей внутренней жизни. Задачи: Формировать социальные мотивы, навыки поведения: -углубление и разнообразие сфер применения правил этикета в повседневной жизни; -совершенствование практики этического поведения; -пробуждение у учащихся интереса к своей внутренней жизни; -воспитание сознательного отношения к своим поступкам, потребности в самооценке; -отработка умений хранить своё достоинство в любых ситуациях. | КРЗ 8-9класс: - «Права и обязанности гражданина». - «Моя ориентировка в мире профессий». - «Моё настоящее и будущее» Беседы: - «Моя жизненная перспектива: возможности проблемы». - «Как влияет выбор профессии на будущее?» - «Последствия выбора профессии: реальность и мечты». -«Безработица. Как её избежать? и др. | ||
4. | Одежда и обувь: | | | |
1 – 4 класс | Цель: Формирование начальных представлений и знаний об одежде, обуви. Задачи: Ознакомление с предметами одежды, части одежды (рукав, карманы, воротник); Ознакомление с обувью, части обуви (подошва, каблук, ремешок). Привлечение внимания детей к внешнему виду: учить смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду, обувь (на себе, в шкафу, разложенную на стуле и т.п.). | Одежда: КРЗ 1-4класс: - «Знакомство с одеждой. Классификация одежды»; - «Одежда для мальчиков и девочек. Д/и «Подберём куклам одежду»; - «Уход за одеждой: чистка с помощью щётки»; -«Одежда для дома»; -«Одежда для школы». Беседы: «Хранение одежды»; «Чистка одежды щёткой»; «Стирка одежды»; «Глажение одежды»; Практическая работа: - «Складывание одежды»; - «Развешивание одежды на стульчик»; - «Экскурсия на прачечную»; - «Стирка мелких предметов одежды»; - «Чистка одежды с помощью щётки». Итоговый практикум: - «Приводим одежду в порядок». Обувь. КРЗ 1-4класс: - «Знакомство с обувью. Классификация обуви»; - «Различение правого – левого ботинка. Игра «Ботинки поссорились»; - Итоговое занятие «Гигиена обуви». Беседы: -«Уход за обувью»; -«Мытьё резиновой обуви»; -«Сушка мокрой обуви»; -«Чистка обуви». Практическая работа: 1)Упражнения в обувании и разувании. 2)Мытьё и сушка обуви. | ||
5 – 7 класс | Цель: Формировать знания учащихся о видах одежды, обуви, головных уборов; соблюдение техники безопасности при работе с колющими, режущими предметами, правила пользования утюгом. Задачи: Иметь представление о том, почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте, и как сохранить внешний вид одежды, обуви и головных уборов; Формировать знания детей: - виды одежды и обуви; - правила ухода за одеждой и обувью. Формировать знания детей: - Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами (утюгом) и бытовыми химическими средствами, применение которых предусматривает знакомство с инструкцией. Формировать знания: - Особенности стирки цветного и белого белья; - Правила пользования моющими средствами; - Устройство и правила пользования стиральной машиной; - Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины; - Последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей и т.д. | КРЗ 5класс: - «Виды одежды и головных уборов, их назначение»; - «Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению»; - «Виды обуви, их назначение». Беседы: -«Хранение одежды»; -«Чистка одежды щёткой»; -«Стирка одежды»; -«Глажение одежды»; -«Пришивание пуговиц»; -«Пришивание вешалок к одежде»; -«Пришивание кнопок, крючков и петель». Практические работы: -«Чистка и сушка повседневной одежды»; - «Чистка и сушка верхней одежды»; - «Чистка и сушка обуви». -«Чистка одежды щёткой»; -«Стирка одежды»; -«Глажение одежды»; -«Пришивание пуговиц»; -«Пришивание вешалок к одежде»; -«Пришивание кнопок, крючков и петель». Беседы: (буклеты) - «Повседневный уход за кожаной обувью»; - «Повседневный уход за обувью из замши, текстиля, шерсти (валяной)»; - «Уход за мокрой обувью из кожи; - «Подготовка сезонной обуви к хранению». КРЗ 6класс: - «Мелкий ремонт одежды. Подготовительные работы»; - «Пришивание пуговиц»; - «Пришивание кнопок и крючков»; - «Утюг. Правила техники безопасности при работе». Беседы: (буклеты) - «Правила ручной стирки и сушки изделий»; - «Стирка изделия из хлопчатобумажных и шёлковых тканей»; - «Глажение изделий» - «Правила техники безопасности при работе с утюгом». Карточки (план – схема): «Стирка одежды». Практические работы: - «Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на одежду»; - «Подшив брюк, платья, распоровшегося шва»; - «Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей». КРЗ 7класс: - «Гигиена одежды»; - «Ремонт одежды – наложение заплаты»; - «Ремонт одежды – штопка разорванного места». Беседы: - «Ручная стирка белой хлопчатобумажной ткани»; - «Стирка белья с помощью стиральной машины»; - «Глажение прямого белья»; - «Глажение спортивной одежды». Практические работы: - «Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка»; - «Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную и с помощью стиральной машины». | ||
8 – 9 класс | Цель: Формирование устойчивых знаний и представлений об одежде, обуви: внешний вид и средства выражения индивидуальности молодого человека. Задачи: Формировать знания: - правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; - правила и последовательность утюжки изделий; - правила пользования прачечной, виды услуг; - правила подготовки вещей к сдаче в стирку; - правила пришивания меток; - правила пользования прачечной самообслуживания. Формировать знания детей: - О стиле одежды и моде; о средствах выражения индивидуальности; - О воздействии средств, для выведения пятен на различные виды тканей. | КРЗ 8класс: -« Ручная стирка и сушка изделий из шерстяных и синтетических тканей»; - «Глажение фасонного белья»; - «Прачечная. Правила пользования». Карточки (план- схема): «Стирка одежды». Беседы: -«Хранение одежды»; -«Чистка одежды щёткой»; -«Стирка одежды»; -«Глажение одежды»; -«Пришивание пуговиц»; -«Пришивание вешалок к одежде»; -«Пришивание кнопок, крючков и петель»; -«Обмётывание петель для пуговиц, зашивание растянувшихся петель, образование воздушных петель»; -«Зашивание одежды по распоровшемуся шву»; -«Подшивание подогнутого края одежды»; -«Втягивание эластичной тесьмы (резинки) в пояс предметов одежды». -«Меры предосторожности и правила техники безопасности при работе с утюгом». Практические работы: - «Стирка и сушка изделий из шерстяных и синтетических тканей»; - «Утюжка блузок, рубашек, платьев».
КРЗ 9класс: - «Мода. Стиль в одежде»; - «Выбор одежды и обуви при покупке»; - «Варианты обновления одежды (замена мелких деталей)»; - «Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях»; - «Обобщение пройденной темы. Проверочная работа». Беседы: - «Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности». - «Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен» (буклеты) Практические работы: - «Определение размеров одежды и обуви»; - «Примерка одежды и обуви»; - «Выведение пятен» (средства, правила выведения). | ||
5. | Ориентирование в окружающем: (магазин, почта, больница, сбербанк и т.д.) | | | |
1 – 4 класс | Цель: Формировать начальные знания и умение ориентироваться в школьном пространстве. Задачи: Формировать начальные представления: школа, школьные помещения – класс, столовая, спальня, актовый зал, спортивный зал, гардероб, библиотека, мастерская, медпункт – их название, функциональное назначение, предметное пополнение. | КРЗ 1-4класс: - «Школа – мой дом»; -«Я и школа; -«Страна знаний – школа»; Практикумы: -«Экскурсия по школе»; -«Игра – соревнование: путешествие по школе»; Прогулки по району | ||
5 – 7 класс | Цель: Формировать знания и умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве, за пределами школы т.е. в посёлке, незнакомом районе посёлка. Задачи: Формировать знания детей: -ориентирование на местности в школе, в городе; - виды транспорта, умение пользоваться транспортом; -умение приобретать необходимые товары. | КРЗ 5-7класс: -«Школа – мой второй дом» -«Мой город, какой он?» (ориентирование в городе); -«Транспорт в городе» (виды транспорта); Беседы: -«Основные виды магазинов. Их назначение»; (правила поведения в магазине); -« Правила покупки товара в магазине»; -«Правила поведения в транспорте на улице»; Практикумы: -«Экскурсии по городу»; -«Экскурсия по предприятиям обслуживающие жителей» (в магазин, аптеку, больницу, библиотеку). | ||
8 – 9 класс | Цель: Формирование устойчивых навыков ориентирования в школьно и внешкольном пространстве. Задачи: Совершенствовать знания детей: -умение обращаться в организации, обслуживающие население: на почту, на рынок, в магазин, в больницу, в библиотеку, в банк;
| КРЗ 8-9класс: -«Специализированные магазины» (виды товара, отделы); -«Предприятия бытового обслуживания»; -«Госучреждения; -«Рынок. Отделы рынка» (стоимость некоторых продуктов на рынке, особенности приобретения продуктов на рынке); Беседа: -«Специализированные магазины» (правила поведения, вежливое обращение к продавцу-консультанту); Практикумы: -«Экскурсии по городу»; -«Экскурсии по предприятиям, обслуживающим жителей города» (в магазин, аптеку, больницу, библиотеку) -«Экскурсия на рынок». | ||
6. | Отдых и досуг: (я и моё свободное время) | | | |
1 – 4 класс | Цель: Формирование способности заниматься самостоятельными видами досуговой деятельности. Задачи: Поддержание психического и физического здоровья учащихся, отражение потребности в более содержательном и продуктивном использовании свободного времени, восстановление физических, психических и духовных сил, создание в жизни учащихся необходимого баланса и гармонии. | -Чтение книг, просмотр кино и видеофильмов; - спорт; - игры с детьми; - занятия в кружках; - прогулки, экскурсии, походы, походы выходного дня; - спортивные соревнования, занятия - эстафеты; -конкурсы, тематические дни, праздники, ярмарки, дни рождения, дискотеки; Занятие – эстафета: - «Наша армия родная» (1- 4 класс); | ||
5 – 7 класс | Цель: Формирование умения планировать и организовывать свою деятельность во внеучебное время. Задачи: -Создание условий, обеспечивающих каждой группе подростков или отдельно взятому ребёнку возможность лучше познать себя и окружающих; - Формировать умение у учащихся организовать отдых, который способствует отвлечению от повседневных проблем. | -Чтение книг, просмотр кино и видеофильмов; - кружки, спортивные секции, -походы, - дни рождения, - прогулки, экскурсии, походы выходного дня; - спортивные соревнования, занятия - эстафеты; -конкурсы, тематические дни, праздники, ярмарки, дни рождения, дискотеки; - игры – соревнования и др. Внеклассное мероприятие: «День рождения в кругу друзей». (7 класс) | ||
8 – 9 класс | Цель Развитие навыков организации социально значимых форм и видов досуговой деятельности. Задачи: Формирование духовных запросов личности каждого воспитанника: - художественные; - интеллектуальные; - общественные; - практические; - туристско – спортивные; | - литература, театр, праздники, песенное творчество, живопись, скульптура, искусство фотографии и т.д. - участие в викторинах и различных слётах по интересам, чтение газет и книг, прослушивание и просмотр программ радиовещания и телевидения; - семья, место жительства, местные праздники, культурные мероприятия, встречи и т.д. - садоводство, цветоводство, занятия в кружках системы дополнительного образования, ремесленные промыслы и т.д. - различные виды спортивно – оздоровительного и экскурсионного туризма, спортивные соревнования, общение с природой, рыбная ловля, пешеходные прогулки и т.д. | ||
7. | Охрана здоровья и физическое развитие: | | | |
1 – 4 класс | Цель: Формирование индивидуальных физических возможностей ребёнка, необходимая коррекция и компенсация. Задачи: Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно – оздоровительными технологиями, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно – гигиенических навыков до автоматизма, владение информацией о вредных привычках, с целью их предупреждения и профилактики. | - Утренняя гимнастика - ежедневно; КРЗ 1-4класс: - «Почему мы болеем?»; - «Откуда берутся болезни?»; -«Правила поведения в случае болезни»; -«Чистота и здоровье»; -«Как отучить себя от вредных привычек» и др. Беседы: - «Сон полезен для здоровья»; - «Как воздух влияет на здоровье»; - «Болезни грязных рук»; - «Пыль и здоровье. Зачем необходимо проветривание»; - «Движение – основа жизни»; - «О пользе физических упражнений»; - «Скорая помощь. Что это?». | ||
5 – 7 класс | Цель: Развитие индивидуальных физических возможностей ребёнка, навыков и умений физической деятельности. Задачи: Довести до сознания воспитанников постулат о том, что здоровье – это главное в жизни любого человека. Формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом, по формированию механизмов антистрессового поведения. - Продолжение овладение системой знаний, умений и навыков в области строения человека; - воспитание потребности в бережном отношении к своему здоровью; - формирование представлений о возможностях лекарственного и нетрадиционного оздоровления и лечения организма; - формирование знаний о лечебных трав; - формирование научно обоснованных взглядов на роль и возможности физической культуры в развитии человека; - тренировку силы воли, физическое совершенствование; - формирование представления о полноценном, сбалансированном и здоровом питании, здоровом образе жизни. | - Утренняя гимнастика - ежедневно КРЗ 5-7класс: - «Здоровье человека – что это?»; - «Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья»; - «Как уберечься от болезней?»; - «Полезные травы нашего края»; -«Преимущества трезвого здорового образа жизни» и др. Беседы: -«Сон помогает здоровью»; - «Человек – творец самого себя»; - «Как правильно заботиться о своём здоровье»; -«Токсикомания – последствия для здоровья»; - «Лекарственные растения». | ||
8 – 9 класс | Цель: Формирование умения целенаправленного использования личностных физических возможностей для сохранения здоровья, обеспечения собственных интересов. Задачи: Развитие системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. - формирование у воспитанников позиции признания ценности здоровья; - расширение представлений о человеке как о целостном разумном существе, у которого есть душа, тело, мысли, чувства; - формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам; - расширение представлений о правильном питании, о заболеваниях, связанных с неправильным питанием. | - Утренняя гимнастика – ежедневно. КРЗ 8-9класс: - «Сон – как основа жизнедеятельности организма»; - «Простудные заболевания и закаливания»; - «Алкогольная зависимость и здоровье»; Беседы: - «Водные процедуры: ванна, душ, обливание»; - «Рациональное питание. Диета: плюсы и минусы»; - «Девушка – будущая мать». | ||
8. | Питание: | | | |
1 – 4 класс | Цель: Формирование представлений и знаний о продуктах питания, посуде. Задачи: - ознакомление с посудой: изучение внешнего вида, названия и назначения столовой посуды и приборов; -знакомство с режимом приема пищи и правилами поведения во время приема пищи; - значение режима питания для здоровья; - знакомство с основными блюдами, их названием, составом блюд; мучные и хлебобулочные изделия, бутерброды, макаронные изделия; - знать название и назначение столовой посуды; - уметь пользоваться столовыми приборами; - знать выполнение обязанностей дежурных (помощь в сервировке стола к завтраку, обеду, ужину); - знать режим – время для завтрака, обеда, ужина, полдника; - формирование гигиенических навыков во время приема пищи (удерживание чашки, ложки, брать в ложку необходимое количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи). | КРЗ 1-4класс: - Питание человека. Режим питания»; - «Столовая посуда» (название, назначение); - «Сервировка стола к завтраку» (правила поведения во время приёма пищи); - «Сервировка стола к обеду» (культурно - гигиенические навыки и этикет за столом); - «Сервировка стола к ужину» (правила поведения во время приёма пищи); Беседы: -«Моем руки перед едой…»; - «Правильно держим и пользуемся ложкой»; - «Кушаем опрятно, не разливаем, тщательно пережёвываем пищу»; - «Какие предметы нужны для приёма пищи? (ложка, вилка, тарелка, кружка, салфетка); Практическая работа: -«Уборка посуды после приёма пищи»; -«Мытье посуды». Карточки (план – схема): «Правила мытья посуды». Демонстрация детям посуды: - чайная (чашка, блюдце, сахарница, чайник для заварки); - столовая (тарелки мелкая и глубокая); - столовые приборы (ложка чайная, ложка столовая, вилка, нож). Игры и упражнения на формирование навыков поведения во время еды. Дидактические игры: «Посмотри и запомни»; «Чего не стало»; «Что изменилось»; «Найди ошибку»; «Волшебный мешочек»; «Магазин»; «Наведи порядок»; «Назови слово»; «Найди такой же предмет». | ||
5 – 7 класс | Цель: Формирование навыков соблюдения санитарно – гигиенических правил, правил техники безопасности при работе с электробытовой техникой. Задачи: Иметь представления о значении продуктов питания для здоровья человека, о витаминах, содержащихся в основных продуктах питания. Формировать знания: - виды бутербродов; - различные меню завтрака; - санитарно – гигиенические требования к процессу приготовления пищи; - правила сервировки стола к завтраку; - правила заваривания чая; - назначение кухонных принадлежностей и посуды; - правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником; - санитарно – гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой. Иметь представление о режиме питания. Формировать знания: -способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей; - санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком; - правила пользования электроплитой; - определение доброкачественности продуктов и сроков их хранения; - правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него; - различные меню ужина. Формировать знания: - способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов; -последовательность приготовления блюд; - возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими; - санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи; - правила пользования столовыми приборами. | КРЗ 5класс: - «Значение продуктов питания для здоровья человека»; - «Кухонная посуда, приборы, приспособления, назначение»; - «Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку»; Практические работы: -приготовление бутербродов; - приготовление блюд из яиц (варёные, яичница); - приготовление салата или винегрета (варёные овощи); - заваривание чая, сервировка стола к завтраку; - чистка и мытьё кухонных принадлежностей и посуды. Карточки (план – схема): «Правила мытья посуды». Рецепты: (буклеты) - «Винегрет»; - «Салат «Овощной»; - «Бутерброды. - «Правила заваривания чая»; - «Поведение за столом»; - «Правила приёма пищи»; - «Правила мытья и чистки посуды». КРЗ 6класс: -«Посуда, приборы, приспособления»; -«Сервировка стола к ужину». Практические работы: -«Приготовление блюд из круп - каши на воде и на молоке»; - «Приготовление блюд из картофеля (отварной, пюре); - «Приготовление отварных макарон»; - «Мытьё и чистка посуды (повторение)». Карточки (план – схема): «Правила мытья посуды». Рецепты: (буклеты) - «Макароны отварные»; - «Манная каша на молоке»; - «Гречневая каша на воде»; - «Картофельное пюре». Беседы: (буклеты) -«Правила безопасной работы на кухне (режущие инструменты, кипяток)»; -«Хранение продуктов и готовой пищи (в холодильнике и без него)». КРЗ 7класс: - «Приготовление закуски» - «Сервировка стола к обеду, к ужину»; - «Приготовление первых блюд»; - «Приготовление вторых блюд»; - «Приготовление третьих блюд»; Беседы: (буклеты) - «Правила пользования столовыми приборами»; - « Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи». Практические работы: -«Приготовление закусок»; -«Приготовление вторых блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов»; -«Приготовление третьих блюд»; - «Оформление готовых блюд»; - «Сервировка стола к ужину». Рецепты: (буклеты) - «Суп – лапша на мясном бульоне»; - «Щи из кислой капусты»; - «Котлеты мясные»; - «Плов»; - «Компот из сухофруктов»; - «Какао». | ||
8 – 9 класс | Цель: Формирование устойчивых навыков при приготовлении блюд (изделия из различных видов теста), способов заготовки овощей и фруктов. Соблюдение правил техники безопасности. Задачи: Формировать знания: - о разнообразии изделий из теста, приготовленных в домашних условиях; - способы и последовательность приготовления изделий из теста; - о способах заготовки ягод, овощей и фруктов впрок (способы и последовательность соления и квашения овощей; способы варки варенья из фруктов и ягод). Формировать знания: - способы приготовления национальных блюд; - о диетическом питании; - правила сервировки праздничного стола; | КРЗ 8класс: - «Замораживание овощей, фруктов, ягод»; - «Составление меню на один день и на неделю»; - «Способы и последовательность приготовления изделий из теста». Практические работы: -«Приготовление блинов, печенья и других изделий из теста»; - «Упражнения в составлении меню». Рецепты: (буклеты) - «Приготовление блинов»; - «Приготовление песочного печенья»; - «Замораживание овощей , фруктов, ягод». - «Мусс из замороженных ягод»; - «Пирожки из пресного теста»; - «Начинка для пирожков». Беседы: (буклеты) -«Санитарно – гигиенические требования к приготовлению пищи (повторение)»; - «Кухонные механические приспособления и электрооборудование (мясорубка, овощерезка, миксер) и правила безопасной работы с ними». КРЗ 9класс: - «Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола»; -« Рецепты приготовления национальных блюд»; - «Рецепты приготовления диетических блюд». Практические работы: - «Отваривание пельменей и приготовление соусов»; - «Приготовление вегетарианского борща»; - «Выпечка блинов из дрожжевого теста». Рецепты: (буклеты) - «Вегетарианский борщ»; - «Блины из дрожжевого теста»; - Национальные блюда: «Украинское блюдо – борщ»; «Молдавское блюдо – Рагу овощное»; - «Отваривание пельменей и приготовление соусов» (соус красный, соус белый). Беседы: (буклеты) - «Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи». | ||
9. | Природа: | | | |
1 – 4 класс | Цель: Дать первоначальное понятие о комнатных растениях. Формирование элементарных экологических понятий. Изучение правил поведения в природе. Задачи Дать первоначальные знания о комнатных растениях: -учить правильно, называть и различать комнатные растения (фикус, фуксия, герань, бегония, традесканция); - показывать части (органы) растений (корень, стебель, листья, цветки); -прививать полезные первоначальные навыки по уходу за комнатными растениями (удалять пыль с листьев, поливать растение, взрыхлять землю); -формировать знания и умения детей по уходу и размножению комнатных растений стеблевыми черенками. -формировать умения аккуратно и чисто мыть цветочные горшки и поддонники, расставлять комнатные растения на окне. - Дать первоначальные знания об окружающем мире природы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями и возможностями; -формирование у детей бережного отношения к природе; -формировать начальные навыки поведения в лесу; | КРЗ: «Комнатные растения» 1 класс: -«Комнатные растения»; -«Обмывание листьев комнатных растений»; -«Поливка комнатных растений». Практическая работа: -«Уход за комнатными растениями» (обмывание листьев, полив). 2 класс: -«Комнатные растения в группе»; -«Правила ухода за комнатными растениями»; -«Мытьё цветочных горшков». Практическая работа: -«Помоги комнатным растениям» (обмывание листьев, полив); -«Мытьё цветочных горшков». 3 класс: -«Комнатные растения» (фикус, фуксия, герань, бегония и др.); -«Повседневный уход за комнатными растениями»; -«Осмотр комнатных растений». Практическая работа: -«Правила ухода за комнатными растениями»; -«Санаторий для комнатных растений». 4 класс: -«Комнатные растения, уход за ними»; -«Размножение комнатных растений веточками»; -«Правила посадки окоренившихся веточек комнатных растений»; -«Подготовка цветочных горшков к посадке комнатных растений»; Практическая работа: -«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив); -«Мытьё цветочных горшков»; -«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений». КРЗ: «Природа родного края» 1 класс: -«Лес и мы»; -«Животные родного края»; -«Растения родного края». 2 класс: -«Природа родного края»; -«Край, в котором мы живём»; -«Богатства природы». 3 класс: -«Жизнь леса»; -«Богатства родного края». 4 класс: -«Лес - наше богатство»; -«Жители нашего леса»; -«Охрана природы». Беседа: 1класс: -«Берегите природу»; 2класс: -«Природа - красота её бесценна»; 3класс: -«Давайте беречь природу»; 4класс: -«Богатства природы»; Поход в лес: 1 – 4 класс: - «Кладовые природы»; - «Жизнь леса»; - «Поход за здоровьем»; Экскурсии: 1 – 4 класс: - «Осенний лес»; - «Красота зимнего леса»; - «Жизнь леса весной». Минутка безопасности (беседа): 1 -4 класс: -«Как вести себя в лесу? (сбор ягод)». | ||
5 – 7 класс | Цель: Воспитание навыков осознанного экологического поведения Задачи: - дать детям знания об окружающем мире природы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями и возможностями; -закрепить знания детей о комнатных растениях; - формировать первичные практические навыки природоохранной деятельности; - формировать первичные навыки опытно-экспериментальной деятельности; - развивать эстетические чувства, навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы; - прививать чувство доброго, гуманного и милосердного отношения к окружающему миру; - способствовать укреплению здоровья ребят; - корригировать поведенческие навыки. | КРЗ: 5класс: -«Комнатные растения - правила ухода»; - «Живая природа»; - «Не живая природа»; - «Вода - её свойства». Практическая работа: -«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив); -«Мытьё цветочных горшков»; -«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений». 6класс: -«Растения в доме, как за ними ухаживать»; - «Природа наш дом»; - «Щедрая мать - природа»; Практическая работа: -«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив); -«Мытьё цветочных горшков»; -«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений». 7класс: - «Будь природе другом»; - «Лес и человек»; - «Человек изменяет землю или проблемы экологии»; Практическая работа: -«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив); -«Мытьё цветочных горшков»; -«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений». Беседа: 5класс: - «Растения нашего края»; 6класс: -«Животные нашего края»; 7класс: -«Цветы в доме…» (как ухаживать за цветами в доме); -«Охрана природы»; Беседа – инструктаж 5 – 7 класс: - «Как вести себя в лесу» (минутка безопасности). Поход в лес: - «Давайте жить дружно!»; - «Давайте беречь природу!» (правила поведения в лесу); - «Озера Челябинской области – богатство наше» (походы туристические); - «Лес весной». Экскурсии: -«Объекты живой природы»; - «Красота леса». | ||
8 – 9 класс | Цель: Развитие экологической грамотности, формирование навыков адекватного поведения в природе. Задачи: - сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого; -формировать устойчивые навыки детей о комнатных растениях; - научить применять в практической деятельности полученные знания, умения, навыки; - продолжить работу по формированию навыков опытно -экспериментальной деятельности; - пропагандировать здоровый образ жизни; - развивать эмоционально – чувственную сферу детей, образное мышление, образное восприятие. | КРЗ 8класс: -«Домашние цветы, уход за ними»; - «Природа родного края»; - «Лес и человек»; - «Место человека в природе»; 9класс: - «Воздуха его свойства»; - «В природе всё взаимосвязано»; - «Растительный мир родного края»; Беседы 8класс: - «Будь природе другом»; - « Охрана природы»; 9класс: -«Растения в доме, как за ними ухаживать»; - « Охрана природы»; - «Давайте беречь природу». Экскурсии 8 – 9 класс: - «Осень - время ярких красок»; - «Красота зимнего леса»; - «Звуки весеннего леса»; Походы 8 – 9 класс: - «Зелёная аптека»; - «Школа выживания», (практическое использование памяток: «Как вести себя в лесу, у костра»); - «Воздух в лесу у костра»; - «Лес – друг человека». Практическая работа 8 – 9 класс: -«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив); -«Мытьё цветочных горшков»; -«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений»; - «Давайте поможем лесу» («Трудовой десант» - уборка мусора с территории и с прилегающего лесного участка). |
36