Статья «Коррекционно-развивающая работа по формированию социально-бытовых навыков у детей со сложной структурой дефекта, воспитывающихся в доме ребенка»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМЕ РЕБЕНКА.
Обучение и развитие детей со сложной структурой дефекта предполагает их подготовку к взрослой жизни с максимальной самостоятельностью в обслуживании и удовлетворении собственных потребностей, а также возможной самореализацией в доступных видах труда. Такие дети испытывают разнообразные трудности в учении, даже при использовании индивидуальных педагогических программ. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания является первым и существенным звеном воспитания человеческой личности. Овладение этими навыками делает ребенка значительно более самостоятельным, менее зависимым от взрослого.
Перед педагогическим коллективом группы, в которой находятся дети со сложной структурой дефекта, сочетанными нарушениями стоит задача максимально адаптировать, подготовить детей к выходу в другие специализированные учреждения, а в будущем и к обучению в специальной школе. А для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимальное приближение всего психического развития к норме. Приоритетными направлениями являются развитие общения и формирование первичных навыков самообслуживания
При развитии социально-бытовых навыков таких детей решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
1.-формирование эмоционального общения со взрослым (создать положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности, мотивировать).
-формировать у детей невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению;
- вводить доступные средства коммуникации: телесный контакт, контакт глазами, эмоциональные средства, элементарные действия с предметами, пантомимические средства (жесты указания, отрицания, имитационные жесты, мимика), паралингвистические (речь);
-формировать умения детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами;
2.Развитие внимания. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию.
3. Развитие подражания. Подражание - один из основных способов усвоения общественного опыта детьми.
4. Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Зрительно-моторная координация - согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
А)Нормализация положения кисти и пальцев рук.
Б)Развитие хватательной функции руки. Формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук (различные захваты).
В) Развитие сгибательных и разгибательных движений кисти руки.
5.Работа по развитию чувствительности кончиков пальцев, тактильных ощущений. Совершенствование пальцевого осязания необходимо для формирования у ребенка правильного захвата игрушек. Причем развитие зрительно-моторных координаций идет в сторону повышения роли зрительного внимания.
6.Развитие подвижности челюсти, языка, губ в процессе еды. Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания), подавление оральных автоматизмов (после 3-х мес. ).
Необходимо:
-формировать определенный ритуал, для закрепления навыков;
-прививать умение пользоваться ложкой;
-обучать навыкам одевания;
-организовать жизнь ребенка по четкому распорядку дня;
- выработать стереотип поведения
Для решения этих задач можно использовать игры типа «Кукла Таня умывается», эмоционально обыграть удачу; игры: «Кукла Маша завтракает»;«Оденем куклу на прогулку».
Можно составить расписание (режим дня) в виде фотографий, где он ест, занимается и т.д.
Основные приемы и методы коррекционной работы по формированию социально-бытовых навыков:
-показ;
- действие по образцу;
- перцептивные действия (действия ребенка с помощью взрослого);
- прямая и обратная последовательность;
- наглядные;
- словесные;
- игровые.
Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.
Потребность в коммуникации, по мнению большинства исследователей, генетически обусловлена, она подталкивает ребенка к общению, стимулирует овладение коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование. Исследования М.И. Лисиной и ее учеников доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития ребенка, особенно в раннем возрасте.
Опыт показывает, что овладение техникой общения, как, впрочем, и многими другими умениями, у детей со сложной структурой дефекта происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми. Таким образом, уже на пропедевтическом этапе, когда сформирована мотивация взаимодействия с логопедом, необходимо учить детей доступным технологиям общения.
Нужно практически показать детям необходимость вступления в коммуникацию для удовлетворения своих потребностей и желаний. Достижение этой основной цели возможно при решении ряда частных задач:
- обучении адекватной реакции на речевые обращения;
- обучении использованию доступной знаковой системы (речи, жестов, пиктограмм или другой, разработанной индивидуально) в играх и в быту для сообщения о своем состоянии, просьбы и др.;
- воспитании элементарных этикетных умений - выражения приветствия, прощания,благодарности;
- организации общения детей таким образом, чтобы оно положительно влияло на их эмоциональное состояние, было связано с приятными ощущениями и переживаниями.
Формирование коммуникативных умений должно органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, коррекционно-логопедическую работу.
Литература:
1.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2008.
2.Как организовать общение с неговорящим ребенком в семье? Сборник №1. – М.: «Развитие и коррекция», 2007.
3.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2011.