Статья «"Школа толерантности" как способ формирования социальной компетентности и навыков самоопределения у детей с ОВЗ и здоровых детей в ЛОЛ»
«ШКОЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НАВЫКОВ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ В ЛОЛ
В декларации ООН о правах инвалидов, п. 3 отмечается следующее: «Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной». Но в обществе до сих пор сохраняется давление старых стереотипов и распространено предвзятое отношение к людям с различными формами инвалидности, поэтому часто дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются на дому или в специализированных учреждениях. В результате они изолированы от широкого круга общения со сверстниками, что приводит к ряду различных проблем, в том числе - несформированности у подростков с ограниченными возможностями социальных навыков. А ведь именно такие навыки помогают детям с ограниченными возможностями здоровья компенсировать свои физические недостатки и быть полноценным гражданином, востребованным обществом. Семья, не всегда готова к тому, чтобы адаптировать ребенка - инвалида к реальным жизненным условиям. С другой стороны, не менее актуальная проблема - формирование у здоровых детей толерантного отношения к их сверстникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Опыт многих стран показывает, что обычные люди могут действительно «принять» детей с ограниченными возможностями здоровья только тогда, когда есть возможность хорошо их узнать, встречаясь и взаимодействуя с ними постоянно. Толерантность, предполагающая готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, должна стать основным принципом взаимоотношений людей. В этой связи актуально рассмотрение такой социальной технологии, как интегрированное взаимодействие здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования детям с ОВЗ создаются условия, в которых возможна их успешная социализация.
Примером интегрированного взаимодействия стало детское объединение «Школа толерантности» в ЛОЛ, созданное на базе МБОУ СОШ №107 членами которого являлись как здоровые дети, так и дети с ОВЗ. Организация отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями проходило в 1 смену с дневным пребыванием. В течении 21 дня. Цель работы объединения - формирование толерантности и развитие позитивных качеств личности у детей с ОВЗ и здоровых детей в активной социально - значимой деятельности. Для достижения поставленной цели было создано детское туристическое агентство "5 шагов навстречу...".
Дети, работающие в туристическом агентстве, чувствовали себя нужными обществу, способными осуществлять профессиональную деятельность. Общение и совместная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья помогла искоренению «внутренней - духовной инвалидности» у здоровых детей: разрушило стереотипы восприятия инвалидов.
Совместными усилиями разрабатывались, организовывались и проводились экскурсии по Екатеринбургу. Дети осваивали основы туристического и экскурсионного бизнеса, представляли свои проекты. Для этого были включены мастер-классы по приобщению детей к инновационным технологиям. Для детей с нарушением двигательных функций или речи, было предусмотрено получение возможности осваивать основы компьютерной грамотности, следовательно, использовать потенциал современных компьютерных технологий в очно - заочной форме.
Компьютер и Интернет позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья разорвать тот жесткий круг изоляции, в котором они оказались, наладить связь с окружающими. У детей появилась возможность общаться, самостоятельно отправлять письма, получать информацию и работать с ней, находить друзей. Их жизнь приобрела совершенно иной смысл. Мы надеемся, что, постоянно углубляя свои познания в этой области, они смогут найти себе интересную, творческую работу.
Ребята не только приобрели жизненно важные навыки, но и раскрыли в себе чувство милосердия и эмпатии, о чем свидетельствует самостоятельное участие детей в социальных акциях. Педагогами были созданы благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности детей, используя их внутренние ресурсы с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход, из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно, относится к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.
Но самое главное это то, что в процессе взаимодействия здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья сложилась атмосфера взаимного принятия, уважения, понимания.
Работа по реализации целей и задач объединения осуществлялась методами группового психологического взаимодействия. Использовались такие педагогические технологии как коллективное творческое дело, проектный метод, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение ребенка,
Таким образом «Школа толерантности» позволила детям с ограниченными возможностями здоровья и здоровым детям реализовать свои способности в совместной активной общественно-значимой деятельности, что способствовало их социальной адаптации и творческой реабилитации, а также помогло изменить отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья как к общественному балласту, способствовало эффективному формированию социальной компетентности детей.
Предполагаемый результат деятельности «Школы толерантности» - развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей подростков. Цель - формирование толерантности и развитие гармоничной личности. Для достижения поставленной цели педагоги решали следующие задачи:
Организация коллективной общественно-значимой деятельности детей через создание ими туристического агентства «5 шагов навстречу...»: планирование работы, организация самоуправления.
Развитие умения у детей логически предвидеть конечный результат и планировать рациональные способы его достижения.
Знакомство детей с компьютерными программами, развитие умения самостоятельно создавать и озвучивать виртуальные экскурсии.
Формирование у детей с ОВЗ адекватной самооценки, более терпимого отношения к своему дефекту.
Разрушение у школьников негативных стереотипов восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья и формирование позитивного отношения к детям с ОВЗ.
Расширение круга общения детей.
Социализация личности у школьников.
Деятельность была направлена на обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию. Работа проводилась по семи направлениям. Первый раздел - "Секреты общения" давал детям представление о дружбе, о правилах совместной деятельности, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека. Проводилсь теоретические занятия, в которых рассматривались следующие вопросы: общение и доверие вместо одиночества и отчуждения людей с ограниченными возможностями здоровья; ступеньки добровольного самораскрытия; схожесть и индивидуальность личностных качеств учащихся; комплимент как способ сближения и уменьшения психологической дистанции в общении.
Общая направленность следующего раздела - "Научись быть счастливым" - развитие социального интеллекта. Цель - формирование знаний об обществе и о себе, что необходимо для понимания тех социально-культурных требований, которые общество предъявляет к каждому человеку, четко осознающему собственное поведение, анализирующему свои поступки в условиях быстрых социальных изменений. Раздел направлен на социальную адаптацию детей в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, родственники. Рассматривались вопросы ценности жизни, неестественности суицида, его запрета, внимательное и теплое отношение к людям старшего поколения, заботливое отношение к инвалидам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов.
Третий раздел - "Лабиринты цивилизации" направлен на приобщение детей к достижениям цивилизации, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира искусства, результатов технического прогресса. Раскрывались тайны Вселенной и науки, истории и культуры, человека и живой природы. Дети получили ответы на сотни каверзных вопросов, а содержательные мастер-классы, интригующие встречи с интересными людьми и красочные компьютерные презентации превратили сложный процесс познания мира в захватывающую игру.
Цель четвертого раздела "Личность и общество" - познание себя, социализация личности через объяснение социальных ролей и статусов личности. Задачи раздела: сформировать правильное представление о семье и ее функциях в современном обществе, научить конструктивно решать конфликты, научить оценивать уровень своей подготовки и качество образования в целях профессионального самоопределения. Рассматривались следующие темы: осознание своих интересов, способностей, индивидуальных качеств, общественных потребностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе; владение ориентировочными основами в учениях и занятиях по интересу; самооценка уровня своей подготовки, качества образования в целях профессионального самоопределения.
Пятый раздел - "Толерантность" способствовал межкультурному пониманию, толерантному поведению детей в межличностных отношениях, подготовке к семейной жизни, воспитанию уважительного, неравнодушного отношения к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности.
Цель шестого раздела "Основы компьютерной грамотности" - приобретение детьми начальных навыков владения компьютером, изучение наиболее распространенных прикладных компьютерных программ и их возможностей, создание образовательных продуктов на компьютере для использования их в своей работе. Задачи: изучить назначение и основные функции операционной системы, файловую систему организации хранения данных в компьютере приобрести навыки работы в сети Интернет, в том числе навыки общения по электронной почте; научиться создавать и форматировать (оформлять) текстовые документы; освоить программу подготовки презентаций.
Седьмой раздел - "5 шагов навстречу" состоит из пяти блоков: создание туристического агентства; экскурсоведение; имиджмейкинг; ключевые элементы создания образа экскурсовода; создание виртуальных экскурсий. Цель создания туристического агентства детьми состояла в нахождении своего «Я», в приобретении умений, необходимых при выборе профессии. В туристическом агентстве, созданном детьми с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми, существовала следующая структура деятельности: директор туристического агентства; маркетинговая служба; специалисты по рекламе; юридическая служба; специалисты по связям с общественностью. В результате совместной творческой деятельности детьми были разработаны, показаны и проведены две экскурсии: учебная экскурсия по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга и "Екатеринбург под лупой". Экскурсии были рассчитаны, прежде всего, на тех, кто, располагая сравнительно ограниченным временем, хотел получить общее представление о городе Екатеринбурге, пройти по нему рациональным маршрутом и познакомиться с его историей, архитектурным обликом зданий, историко-революционными местами, замечательными произведениями искусства и памятниками культуры, а также ансамблями пригорода. Занятия в блоке "Экскурсоведение" начинались с тренинга профессионального самоопределения "Твоя будущая профессия". Далее проводились мастер-классы, в которых рассматривались следующие вопросы: сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии; подбор исторического и краеведческого материала для проведения экскурсии; подготовка презентаций групп; подготовка литературно-музыкального оформления экскурсии; подготовка сценария экскурсии; разработка и создание виртуальной экскурсии; ведение туристического бизнеса. Данный блок ставил своей целью знакомство детей с увлекательной профессией экскурсовода и ее спецификой. Дети познакомились с историей родного города, что стимулировало их интерес к прикладному краеведению и являлось необходимым условием воспитания активной жизненной позиции, а также способствовало актуализации процессов и механизмов профессиональной мотивации школьников и обогащение их знаний, умений и навыков в выборе жизненного пути. В ходе совместной творческой деятельности дети самостоятельно разработали маршруты путешествий, проводили экскурсии по собственным разработкам, знакомились с профессиями, структурой и работой туристической фирмы.
Поскольку были рассмотрены разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ, необходимые для развития детей, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетались разнообразные методы обучения, используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой детей, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место было отведено методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому.
В заключение следует сказать, что здоровые дети и дети с ОВЗ, включённые в процесс, реализовали себя в разных областях, получая знания, умения, опыт профессиональной и творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений в том объёме и форме, которая наиболее адекватна их возрасту, психофизиологическим показателям, уровню культурогенеза. Дети с ограниченными возможностями здоровья и здоровые дети приобрели опыт совместной активной общественно-значимой деятельности, развили свои творческие, коммуникативные и организаторские способности. У них начало происходить формирование толерантности и развитие гармоничной личности. Практика работы показала плодотворность и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к организации отдыха детей в ЛОЛ.
Литература
Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность»: 7-8 классы. - М.: «5 за знания», 2007. 192 с.
Дереклеева Н.И, Классные часы по теме «Нравственность»: 9-11 класс. - М.: «5 за знания», 2007. 176 с.
Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 224с.
Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8—11 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.