«Формирование стрессоустойчивости обучающихся»

0
0
Материал опубликован 10 November в группе

Родительское собрание на тему «Формирование стрессоустойчивости у школьников»

Цель собрания: информировать родителей о методах формирования стрессоустойчивости у детей.

Задачи собрания

Познакомить родителей с понятиями стресса и стрессоустойчивости;

Сформировать их понимание стрессоустойчивости у учеников;

Предоставить рекомендации по способам повышения стрессоустойчивости у детей.

Форма проведения: Обсуждение​​​​​​​

Подготовительный этап:

Пригласить родителей учащихся;

Оформить кабинет в посвящённой теме;

Собрать список литературы по данной теме.

Тест для родителей учащихся.

Оборудование:

Комната для собрания;
Тематика иллюстраций;
Листы с подборкой литературы.

                                                               Тревога – это беспокойство при мыслях о будущих

неприятностях, которые чаще всего не происходят.

Джон Локк

Добрый день, уважаемые родители! Благодарим вас за присутствие на нашем родительском собрании Наше собрание я бы хотела начать с выражения Джон Локк. Ваши дети стали девятиклассниками и готовятся к выпуску. Этот период является сложным как для вас, так и для них. Дорогие родители, если вы полагаете, что только взрослые подвержены стрессу, вы сильно заблуждаетесь. Дети испытывают стресс в не меньшей степени, чем их родители.

Важно отметить, что стресс не всегда является негативным явлением; иногда он помогает нам мобилизовать наши ресурсы для решения задач. Однако в ряде случаев стресс может оказать серьезное негативное воздействие, приводя к таким состояниям, как затруднение концентрации, бессонница, потеря аппетита, апатия и многим другим.
В ходе нашей встречи мы познакомимся с концепциями стресса и стрессоустойчивости и обсудим, как помочь детям развить это качество.

Что такое стресс? Это нормальная реакция организма на негативные факторы, нарушающая его баланс. Стрессоустойчивость позволяет людям эффективно справляться с проблемами, и такие люди меньше подвержены болезням. Мы обсудим, как развить это качество у детей, а также как справляться с стрессом и преодолевать трудные моменты. Это слово возникло от английского термина "stress"? Оно обозначает нагрузку, напряжение или состояние высоких эмоциональных требований.
Большая энциклопедия по психиатрии под редакцией Жмурова В.А трактует понятие следующим образом:
стресс (англ. stress – напряжение, давление) - термин H. Selye обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др.) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы).

Психологи рассматривают стрессоустойчивость как некое суперкачество. Люди, обладающие этой стойкостью, способны быстро и эффективно решать возникающие проблемы и трудно поддаются влиянию внешних обстоятельств. Они уверены в себе, живут более полно и, соответственно, реже сталкиваются с болезнями.

Можно ли развить это качество у ребенка? С какого возраста стоит начинать и какие шаги предпринять? Существуют ли рекомендации или установки, помогающие уменьшить стрессовые ситуации? Как должен поступать ребенок после эмоционального потрясения? Как правильно пройти через стресс? Есть ли специальные упражнения для работы с такими ситуациями? Сегодня мы обсудим все эти важные вопросы.

В настоящее время учёные классифицируют стресс в зависимости от его последствий следующим образом:

эустресс — это адаптивный стресс, который сопровождается положительным эффектом и активирует организм;

дистресс — это негативный стресс, который приносит нежелательные последствия и вред.

Во время эустресса происходит усиление когнитивных функций, процессов самосознания, анализа окружающей действительности и работы памяти. Дистресс, который возникает в трудовом контексте, способен оказывать влияние и на личное время вне работы.
Стресс можно классифицировать на три типа:

1. Физиологический, который не поддается нашему контролю, и психологический, который интерпретируется различными авторами по-разному, однако большинство из них рассматривает его как стресс, вызванный социальными обстоятельствами, и делит на две категории: информационный и эмоциональный.
2. Информационный стресс обусловлен перегрузкой данными. Этот тип стресса проявляется в ухудшении способности сосредотачиваться и потере эффективности памяти.

3. Эмоциональный стресс возникает в условиях угрозы или риска, когда человек долгое время остается наедине со своими чувствами. В таких ситуациях наблюдается увеличение уровня напряженности и тревожности, а также нарушение сна.
4. Психоэмоциональный стресс психологический провоцируется ощущением угрозы, страха, обиды и другими негативными эмоциями, он связан с развитием сложной нервной системы и характерен для человека.
Люди с высокой стрессоустойчивостью.

Этапы формирования стрессоустойчивости

Анализ ситуации, вызывающей стресс.

Оценка и исследование изменений в организме человека.

Процесс подготовки и адаптации.
В жизни человека часто возникают «экзаменационные ситуации», даже если он давно покинул школьные стены. Для ученика девятого класса сдача экзаменов становится главной целью существования.
Ожидания со стороны родителей, преподавателей и собственные требования обременяют детей, создавая постоянный стресс и перегрузку в наше время.

Ребёнок должен быть уверен в том, что родительская любовь не угаснет, даже если он не справится с экзаменами или сдаст его не так успешно, как ожидалось. Важно поддерживать своего ребёнка. Если бы это было нормально, уровень суицидов среди подростков после экзаменов был бы значительно ниже. Кроме того, необходимо помочь подростку справиться с несколькими жизненными трудностями.
Давайте рассмотрим эти жизненные трудности:
1. Когнитивные трудности. Ребёнок должен уметь обрабатывать информацию и решать тестовые задания. В этом процессе ему помогают учителя, а также поддержка семьи имеет важное значение. В течение учебного года следует сосредоточиться на заданиях, которые будут на экзамене. Ребёнок также должен быть осведомлён о том, что необходимо для успешной сдачи экзамена: это ручка (желательно несколько), паспорт и своевременное прибытие на экзамен. Некоторые дети могут нуждаться в помощи родителей, так как не все способны прийти на экзамен вовремя. Важно, чтобы родители контролировали этот момент!
2. Проблемы с управлением временем и распределением сил. Прежде всего, необходимо разработать чёткий план действий. Например, стоит завести отдельную тетрадь или блокнот, в котором будут перечислены темы для повторения, а также те, которые ребёнок не усвоил должным образом. Наличие постороннего плана значительно упростит процесс. Каждый может испытывать волнение, но подойти к подготовке с умом, к сожалению, не всегда получается. Если зафиксировать все задачи на бумаге, тревога начнёт утихать.
3. Процессуальные сложности. Это связано с проведением ОГЭ. Данный формат экзаменов был внедрён относительно недавно, примерно пятнадцать лет назад. В настоящее время всё осуществляется с использованием компьютеров. Учащимся необходимо осознавать, что личное мнение преподавателя здесь не играет никакой роли. Проверка работ осуществляется машиной.

Методы управления экзаменационным стрессом:

Эмоциональное регулирование.

Волевое регулирование.

Саморегуляция.

Самоконтроль.

Рефлексия.

Уважаемые родители, мы рассмотрели, как помочь вашему ребенку справляться со стрессом во время экзаменационного периода. Надеюсь, информация оказалась для вас ценной. Спасибо, что посетили нашу встречу. Если у вас появились вопросы, не стесняйтесь задать их сейчас. Благодарю за внимание!

Топ-5 книг для повышения стрессоустойчивости
Если вы способны работать без стресса, не испытываете смятения при общении с окружающими и легко переносите жизненные перемены, значит, вам не повезло. Однако если ваше утро начинается с тревог, вы чувствуете себя подавленным, а вечером падаете без сил, вам стоит пройти бесплатный онлайн-курс «Стресс-менеджмент». За 45 минут вы освоите основные техники расслабления. Чтобы закрепить полученные знания, ознакомьтесь с книгами из нашего списка.

Роберт Сапольски «Психология стресса»
Эта книга считается одной из самых выдающихся в своем жанре. Известный психолог Роберт Сапольски отмечает, что умение человека заглядывать в будущее и испытывать беспокойство относительно него может быть как полезным, так и вредным. Полезность заключается в способности предвидеть действия, способные привести к негативным последствиям. Вред заключается в том, что постоянное беспокойство о грядущем приводит нас в состояние хронического стресса. Автор иллюстрирует свои идеи на примере зебр, демонстрируя функционирование стрессовых реакций и методы их контроля.

Роберт Сапольски «Почему у зебр не бывает инфаркта»
В этой книге читатель познакомится с физиологическими аспектами стресса: ролью стресса в развитии различных болезней и тем, как наши эмоциональные реакции могут усугубить состояния. Сапольски глубоко погружается в механизмы стресса и его воздействие на человеческий организм. Ознакомившись с его трудами, вы сможете сформировать индивидуальный подход к управлению своим телом в различных стрессовых ситуациях.

Дейл Карнеги в своей книге «Как преодолеть тревогу и стресс» поднимает важные аспекты нашей повседневной жизни, когда мы склонны переживать о пустяках — правильно ли меня поняли, что подумают окружающие, и что будет, если я потеряю работу на следующий день. Полностью избавиться от таких мыслей невозможно, но можно существенно смягчить их воздействие. Автор делится примерами ситуаций, способных вызывать беспокойство, и предлагает практические советы по снижению уровня тревоги.

Книга «Управление стрессом для делового человека» Александра Фридмана, Дмитрия Галанцева и Юрия Щербатых акцентирует внимание на том, что стресс чаще всего возникает на работе — когда сроки поджимают, клиент недоволен, начальник нагружает новыми задачами или на собрании критикуют идеи. Стрессоустойчивость оказывается ценным навыком в профессиональной деятельности, который помогает увеличивать продуктивность и достигать новых результатов. Авторы, являясь опытными специалистами, делятся методами не только преодоления стресса, но и его трансформации в источник возможностей.

Дэвид Льюис в своей книге «Управление стрессом. Как найти дополнительные 10 часов в неделю» подчеркивает, что основными врагами каждого человека являются тревога и нехватка ресурсов. Учитывая эти аспекты, автор разработал уникальную методику, которая позволяет тщательно планировать рабочие процессы, выделять время для отдыха, уменьшать давление, возникающее из-за загруженности рабочего графика, и, таким образом, снижать уровень стресса.

Совет от педагога. Родителям следует обратить внимание на то, что их задача заключается в том, чтобы помогать ребёнку развивать умение справляться со стрессовыми ситуациями, формируя стрессоустойчивость. Этот процесс требует времени и терпения. Постепенно малыш научится контролировать свои эмоции, успокаиваться и противостоять стрессам. Важно поддерживать и хвалить ребёнка за его достижения, чтобы он чувствовал свою значимость.
А сейчас уважаемые родители предлагаю вам проверить насколько вы устойчивы к стрессовым ситуациям,

Тест для родителей учащихся.

Этот тест, предназначенный для оценки устойчивости к стрессовым ситуациям, был создан психологом из Бостонского медицинского центра. Вам нужно будет ответить на вопросы, основываясь на том, насколько часто эти утверждения соответствуют вашей действительности. Не забудьте ответить на все пункты, даже если вы считаете, что к вам они не имеют отношения.
1. Страдаете ли вы от стресса?

2. Вы едите, как минимум, одно горячее блюдо каждый день.

3. Вы спите 7-8 часов не реже четырех раз в неделю.

4. Вы постоянно ощущаете заботу окружающих и готовы делиться своей теплотой.

5. В радиусе 50 километров у вас есть хотя бы один человек, на которого можно положиться.

6. Вы занимаетесь физической активностью до потоотделения хотя бы дважды в неделю.

7. Вы курите менее половины пачки сигарет в день.

8. В течение недели вы выпиваете не более пяти порций алкоголя.

9. Ваш вес пропорционален вашему росту.

10. Ваш доход полностью удовлетворяет ваши основные нужды.

11. Ваша вера приносит вам поддержку.

12. Вы участвуете в клубных или общественных мероприятиях на регулярной основе.

13. У вас множество друзей и знакомых.

14. У вас есть один-два друга, которым вы полностью доверяете.

15. Вы находитесь в хорошем состоянии здоровья.

16. Вы можете открыто выражать свои чувства, когда вас что-то беспокоит.

17. Вы регулярно обсуждаете домашние вопросы с теми, кто живет с вами.

18. Вы позволяете себе делать что-то ради смеха не реже одного раза в неделю.

19. Вы умеете организовывать свое время эффективно.
20. В течение суток вы употребляете максимум три кружки кофе, чая или других напитков с кофеином.

Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:

почти всегда – 1;

часто – 2;

иногда – 3;

почти никогда – 4;

никогда – 5.
Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.

Ключ:

Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно, – у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.
Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Ваш жизнь, и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.
Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни – не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.
Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту, и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт – 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.
Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.
Рекомендации родительского собрания. Родителям желательно придерживаться вышеуказанных советов и совместно с детьми стремиться к развитию стрессоустойчивости.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.