Формирование связной речи у дошкольников
Методы и приемы, применяемые в работе с детьми для развития связной речи делятся на:
- наглядные — с использованием демонстрационного материала, иллюстраций, живых объектов, предметов, схем;
- словесные — чтение, рассказывание, беседы, пересказы, заучивание стихотворений, выполнение речевых упражнений, проговаривания и т. п.;
- практические — ролевые, дидактические игры и упражнения (с речевым содержанием), театрализация, сюрпризные моменты, персонажи, хороводы.
В зависимости от возраста ребенка и степени его индивидуального развития используется комплекс средств, которые способствуют развитию связной речи.
Так для самых маленьких уместны фольклорные песенки и потешки, где слова сочетаются с действиями («Ладушки», «Сорока» и т. д.).
Малышам постарше можно предлагать упражнения на подражание, развитие артикуляционного аппарата. Здесь же применим различный демонстрационный материал, желательно объемный, естественной окраски. Например, потешка «Петушок, петушок золотой гребешок…» вместе с соответствующей игрушкой, поможет малышу зрительно познакомиться с объектом, попробовать повторить его «песенку».
Детские произведения Агнии Барто, С. Я. Маршака, Е. Чарушина и других авторов — это классика художественной литературы, которая формирует образы с дополнительной эмоциональной окраской персонажей. То же можно сказать и о сказках («Репка», «Курочка Ряба» и пр.)
Практические упражнения, которые развивают речевое дыхание («сдуй снежинку», «бабочка лети»), так же могут быть использованы для развития связной речи в раннем возрасте.
С взрослением малыша наиболее эффективны практические методы. А поскольку игра — основной вид деятельности ребенка, она отлично применяется на практике (например, «Телефон», «Чей домик?»)
Младшие дошкольники с удовольствием играют в детские подвижные игры, сопровождающиеся словами: «Пузырь», «Карусели» и другие.
Чтобы активизировать работу мозга, стоит задействовать мелкую моторику рук. Лепка, рисование, работа с конструктором помогают формировать образы, способствуют развитию речи ребенка.
Чем старше ребенок, тем шире возможности для активизации его речи. Важно правильно организовать и направить воспитательно-образовательный процесс. При этом нужно учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка.
Методы и приемы, применяемые в работе с детьми для развития связной речи делятся на:
- наглядные — с использованием демонстрационного материала, иллюстраций, живых объектов, предметов, схем;
- словесные — чтение, рассказывание, беседы, пересказы, заучивание стихотворений, выполнение речевых упражнений, проговаривания и т. п.;
- практические — ролевые, дидактические игры и упражнения (с речевым содержанием), театрализация, сюрпризные моменты, персонажи, хороводы.
В зависимости от возраста ребенка и степени его индивидуального развития используется комплекс средств, которые способствуют развитию связной речи.
Так для самых маленьких уместны фольклорные песенки и потешки, где слова сочетаются с действиями («Ладушки», «Сорока» и т. д.).
Малышам постарше можно предлагать упражнения на подражание, развитие артикуляционного аппарата. Здесь же применим различный демонстрационный материал, желательно объемный, естественной окраски. Например, потешка «Петушок, петушок золотой гребешок…» вместе с соответствующей игрушкой, поможет малышу зрительно познакомиться с объектом, попробовать повторить его «песенку».
Детские произведения Агнии Барто, С. Я. Маршака, Е. Чарушина и других авторов — это классика художественной литературы, которая формирует образы с дополнительной эмоциональной окраской персонажей. То же можно сказать и о сказках («Репка», «Курочка Ряба» и пр.)
Практические упражнения, которые развивают речевое дыхание («сдуй снежинку», «бабочка лети»), так же могут быть использованы для развития связной речи в раннем возрасте.
С взрослением малыша наиболее эффективны практические методы. А поскольку игра — основной вид деятельности ребенка, она отлично применяется на практике (например, «Телефон», «Чей домик?»)
Младшие дошкольники с удовольствием играют в детские подвижные игры, сопровождающиеся словами: «Пузырь», «Карусели» и другие.
Чтобы активизировать работу мозга, стоит задействовать мелкую моторику рук. Лепка, рисование, работа с конструктором помогают формировать образы, способствуют развитию речи ребенка.
Чем старше ребенок, тем шире возможности для активизации его речи. Важно правильно организовать и направить воспитательно-образовательный процесс. При этом нужно учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка.