Формирование связной речи у дошкольников.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Диалогическая речь – первичная естественная форма языкового общения, классическая форма речевого общения. Главная особенность диалога – чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых форм общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет сложное строение, выражает мысль одного человека. Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Важно использование неречевых средств (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно. Для монолога характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность, связность.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.
Пример календарно-тематического плана по развитию связной речи в подготовительной группе.
ДЕКАБРЬ | ||
1 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа по картине «Зима». Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, указывать место и время действия, создавать предшествующие и последующие события, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Рассказывание из коллективного опыта на тему «Игры зимой». Цель: 1. Учить проанализировать и выбрать интересные события для рассказа. 2. Учить составлять связный короткий рассказ о впечатлениях из коллективного опыта; развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний.
| ||
2 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин. Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. 2. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа из личного опыта «Домашнее животное в нашей семье». Цель: 1. Учить проанализировать и выбрать интересные события для рассказа. 2. Учить составлять связный рассказ о своих впечатлениях; развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | ||
3 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Пословицы и поговорки о «вежливых словах». Цель: 1. Учить осмысливать поговорки и пословицы; соотносить идею со значением пословиц и поговорок. 2.Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени». Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, указывать место и время действия, создавать предшествующие и последующие события, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | ||
4 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. 2. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | ||
ЯНВАРЬ | ||
1 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа о елочке «Лесная гостья». Цель: 1. Учить детей связному описанию, указывать части или детали предмета, используя прилагательные; повышать внимание дошкольников к содержанию и форме речевого образца. 2. Формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа из опыта на тему «Как мы помогаем маме». Цель: 1. Учить проанализировать и выбрать интересные события для рассказа. 2. Учить составлять связный рассказ о своих действиях; развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | ||
2 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа по картине «Строим дом». Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, указывать место и время действия, создавать предшествующие и последующие события, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин. Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | ||
3 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. 2. Учить детей подробно пересказывать художественный текст, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа по картине «Конфетка с сюрпризом» с проблемным содержанием. Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, указывать место и время действия, создавать предшествующие и последующие события, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | ||
ФЕВРАЛЬ | ||
1 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему. Цель: 1. Учить детей связному описанию, указывать части или детали предмета, используя прилагательные; повышать внимание дошкольников к содержанию и форме речевого образца. 2. Формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом). Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. 2. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | ||
2 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, указывать место и время действия, создавать предшествующие и последующие события, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление описательного рассказа по картинам о диких животных. Цель: 1. Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на план, предложенный воспитателем. 2. Учить детей связному описанию, указывать части или детали предмета, используя прилагательные; повышать внимание дошкольников к содержанию и форме речевого образца. 3. Формировать навык построения связных монологических высказываний. | ||
3 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Придумывание сказки «День рождения зайца». Цель: 1. Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану, использовать описание, диалог. 2. Учить соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Пересказ рассказа «Путешествие по городу», составленного по сюжетным картинам. Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. 2. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | ||
4 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа по пейзажной картине И. Грабаля «Февральская лазурь». Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, указывать место и время действия, создавать предшествующие и последующие события, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации). Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. 2. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. |