Сущность развития связной речи у дошкольников

2
0
Материал опубликован 17 December 2021

Сущность развития связной речи у дошкольников

Дошкольный возраст — это психическое развитие ребенка в возрасте от трех до семи лет. В этот период расширяются связи ребенка с окружающей средой, и он выходит за рамки конкретной наглядной ситуации. У детей формируется представление о мире в целом и его устройстве. Благодаря развитой речи, дошкольника начинают интересовать социальные отношения, вступает в которые он пока только с помощью взрослых и в моделирующих ситуациях. Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дошкольник овладевает связной речью, которая расширяет его кругозор[8].

Связную речь можно рассматривать в психолингвистическом, психологическом и логопедическом аспектах.

Проблемами развития связной речи дошкольников в логопедическом аспекте занимались такие ученые, как В. П. Глухов [1,2,3],Т.Слама-Казаку[9], Н. А. Стародубова[10], Т.А. Ткаченко [11], Т. Б. Филичева[5,12,13]и др. По их мнению, связная речь- это отрезок речи, характеризующийся значительной протяженностью и членящийся на самостоятельные, законченные части.

Связная речь обладает коммуникативной функцией и носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Она обладает содержательностью, точностью, логичностью, ясностью, правильностью и богатством. Существует две формы — диалог и монолог.

Диалог состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он может осуществляться в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, или в виде беседы нескольких участников. Связность речи обеспечивается двумя собеседниками.

Монолог понимается как связная речь одного лица, поэтому это более сложная форма речи, цель которой сообщение о каких-либо фактах действительности. Монологическая речь обладает произвольностью, ограниченностью употребления невербальных средств передачи информации, логической последовательностью изложения. Особенностью является то, что содержание речи, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом, при общении монологическая речь вплетается в диалогическую. Обе эти формы играют большую роль в процессе речевого развития ребенка и занимают ведущее место в общей системе работы по развитию речи в детском саду[7].

Т. Слама-Казаку в своей статье выделила особенности развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста:

1) у детей помимо простых форм общения имеются еще и просьбы, жалобы, приказы, запреты.

2)обращения принимают повелительную форму.

3)диалог принимает не только простую, но и более сложные формы, состоящие из беседы между несколькими людьми.

4)реплики краткие, содержат только ответ на запрашиваемую информацию.

5)одно из важных мест занимают отрицательные реплики.

6)трудность группировки (один человек включается, другой выходит).

7) неустойчивость темы беседы[9].

Н. Ф. Виноградова выявила особенности диалога старших дошкольников: неправильное построение предложений, неумение слушать собеседника, формулировать вопросы и отвечать на них, отвлечение от заданного вопроса, неумение давать реплики, неумение использовать обращение.

Вследствие этого можно сделать вывод, что младший дошкольный возраст - это подготовительный этап к освоению диалога, основные черты которого дети осваивают в старшем дошкольном возрасте[10].

Выделяют два основных вида монологической речи: пересказ и самостоятельный рассказ. Охарактеризуем наиболее подробно рассказ.

Самостоятельный рассказ — сложный вид монологической речи. Внутри него выделяют следующие виды: описание, повествование и рассуждение. Так как мы говорим о дошкольниках, то для них более характерны первые два.

Наиболее простой вид самостоятельного рассказа — описание. С его помощью дети сообщают о фактах действительности в данный момент времени. Это своеобразное описание характерных признаков какого-либо предмета или явления. Развернутая характеристика, в которой нет действующих лиц и не происходит событий. Эпитеты, метафоры, сравнения - главные «помощники» составления описания.

Повествование — рассказ о фактах, находящихся в состоянии последовательности, прослеживается динамика – развитие событий во времени. Присутствуют действующие лица и сюжет, имеется структура: завязка, кульминационный момент, развязка. Повествовательные рассказы бывают фактические и творческие. В фактических описываются реальные события, которые были в действительности. Ничего не домысливается и не приукрашивается.В творческих присутствует воображение рассказчика, элементы фантазии. Они обрастают такими деталями, которых не было и не могло быть в реальной жизни. Для составления повествовательного рассказа можно прибегнуть к помощи наглядных методов[6].

Особым видом связного рассказа является рассуждение. Оно отражает причинно-следственную связь каких-либо фактов или явлений. Имеется положение, истинность или ложность которого нужно доказать и сделать соответствующие выводы. Этот вид наиболее распространен в школьной практике.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная не отражает полностью содержания мысли в речевых формах, она станет понятна только лишь, если собеседник учтет ситуацию и условия, в которых рассказывает ребенок. Но в дошкольном возрасте ребенок уже овладевает контекстной речью, содержание которой раскрывается в самом контексте, благодаря чему она становится понятной для слушателя[5].Всеми видами связной речи ребенок овладевает постепенно, начиная с самых простых форм.

Характеристику связной речи в психолингвистическом аспекте освещали такие ученые, как И. Р. Гальперин, В. П. Глухов [2], А. А. Леонтьев[4]. По их мнению, основными формами внешней устной речи являются монолог и диалог. Единицей диалога в лингвистике принято считать тематически объединенную цепь реплик, которая характеризуется структурной, смысловой и семантической законченностью («диалогическое единство»). Монологическая речь в психолингвистике определяется как связная речь одного лица, коммуникативная цель-сообщение о явлениях и фактах реальной действительности[2].

В психологическом аспекте (С. Л. Рубинштейн) развитие связной речи имеет особое значение. Развитие словаря, овладение грамматическими формами включаются в нее в качестве частных моментов. Психологически, прежде всего для самого говорящего, всякая подлинная речь, передающая мысль, желание говорящего является связной речью.

Таким образом, дошкольный возраст -самое благоприятное время для развития речи. Ребенок хочет познавать новое, а для этого ему необходима связная речь, овладев которой он сможет вступать в социальные отношения. Чтобы кругозор ребенка значительно расширился, необходимо научить его диалогу и монологу, которые взаимосвязаны между собой. Самостоятельный рассказ - наиболее сложный вид связной монологической речи. Он подразделяется на описание, повествование и рассуждение. Последний не является предметом изучения в дошкольном возрасте, но развитие идет поэтапно от более простого к более сложному.

Библиографический список

1.Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - 1994. - № 2.-С. 56-73.; То же [Электронный ресурс]-Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/5/0015/5_0015-11.shtml#book_page_top ( 08.12.2018)

2.Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]/ В.П. Глухов.-М.:АСТ:Астрель,2005.-351с.

3.Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов.- М.: АРКТИ, 2002. - 144 с.

4. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев– М.: Просвещение, 1969. - 214 с.; То же [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/4/0285/4_0285-7.shtml#book_page_top (13.10.2018)

5.Логопедия. Теория и практика[Текст] / под ред..: Т.Б. Филичевой.-изд.2-е, испр.и доп.- Москва: Эксмо,2018.-608с.

6.Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей[Текст]/Л.Г. Парамонова.-СПб.:ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.-176 с.

7.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / под ред.: Т.В.Волосовец.-М.: Институт общегуманитарных исследований,2002.-256с.

8.Психология: учебник для педагогических вузов [Текст] /под ред.: Б. А. Сосновского. – М .:Юрайт-Издат,2005.-660с.

9.Слама-Казаку, Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей [Текст] / Т. Слама-Казаку // Вопросы психологии.– 1961. – №2. – С. 97-106.

10.Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] /Н.А. Стародубова. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.-256с.

11.Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. –16с.

12.Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации [Текст] / Т.Б. Филичева,Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина.-М.:Дрофа,2010.-189с.

13. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. М.: Эксмо, 2015. – 320 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.