Статья «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Обучение детей рассказыванию является одним из главных средств в формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Занятия по обучению рассказыванию влияют на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Обучение рассказыванию играет важную роль в развитии монологической формы речи. Основными методами в процессе обучения рассказывания является обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению.
Остановимся на обучении детей рассказу-описанию. За основу был взят, доступный для детей с речевыми нарушениями, сенсорно-перцептивный план (В.П. Глухов). Это схема изучения объекта, которая основана на информации получаемой через органы чувств (зрения, тактильное восприятие, обоняние, слух, осязание, костно-мышечные ощущения и др.). К традиционным сенсорным описаниям дополняем другие отличительные особенности объектов.
Детей знакомят с правилами изучения объекта, фиксируя каждое правило в виде определенного маркера. К маркеру подбирают адекватное средство материализации. Это является альтернативой плану рассказа, помогает детям последовательно раскрыть смысл не перескакивая с одного на другое.
Работа с предложенной сенсорно-графической программой должна проходить в следующей последовательности:
Знакомство с планом изучения объекта
Отбор соответствующих маркеров к заданному объекту, фиксирование этих маркеров на доске (цвет, форма, размер, вкус, запах, звук, польза, вред, место обитания, названия детенышей). Маркеры подбираются в соответствии с описываемым объектом.
Например: при описании белки мы используем цвет, название частей тела, осязание, размер, форму, пользу, вред, место обитания, чем питается, название детенышей.
Составление связного текста с опорой на выбранные маркеры.
Например: Это белка. Шубка у белки рыженькая, пушистая. Ушки у белки острые, с кисточками. Хвост у нее большой, пушистый. Белка живет в дупле. Она ест орешки, грибы. Ее детеныши называются бельчата.
Составление рассказов на основе заданных маркеров и неизвестным объектом (по рассказу дети должны узнать предмет).
На этом этапе также формируются мыслительные процессы, т.к. происходит умственная операция, при которой ребенок сам, выбрав объект, использует процесс обобщения, выделения и анализа, подбирает нужные описательные характеристики предмета для выбранного рассказа-описания. Мы предлагаем множество загадок, которые составляет не только логопед, но и сами дети, используя уже обогащенный словарный запас при составлении описательного рассказа.
Таким образом, загадки и их отгадки получаются творческими, интересными. Ребенок с удовольствием начинает описывать предметы вновь и вновь. Порой даже у ребенка с общим недоразвитием речи возникает большое желание составить, придумать эти загадки, что является ценным для развития речи этих детей.
Очень важно, чтобы на каждом занятии логопед включал упражнения по разгадыванию загадок, в которых имеются признаки предметов.
Составление текстов-описаний без опоры на маркеры, а только лишь с опорой на план.
Овладевая навыками составления рассказа-описания с помощью маркеров ребенок достаточно легко переходит к составлению рассказа по словесному плану, т.к. у него закреплены умения систематизации словесного высказывания.
Очень важно, чтобы демонстрационный материал был ярким, красочным, интересным, увлекательным. В этом случае у логопеда есть возможность использования не только картинок, игрушек, а так же настоящих существующих продуктов.
Например: Составляя загадку-описание про яблоко, логопед может в конце занятия в качестве поощрения угостить детей этим фруктом.
Практический опыт показал, что этот прием действительно заслуживает достойного внимания среди логопедов, учителей начальных классов, воспитателей детских садов в развитии связной речи учащихся и детей дошкольного возраста.