Формирование межполушарных связей у старших дошкольников
Современные исследования физиологов и педагогов доказывают, что одной из причин трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста является дисгармоничная работа полушарий мозга. Это связано с тем, что не происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушарием. Каждое полушарие воспринимает, анализирует полученную информацию по-своему, тем самым, обеспечивается полноценный анализ и синтез полученной информации. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется.
Специалисты утверждают, что в Европе и России люди, у которых доминирующим является левое полушарие головного мозга, составляют 40-42% (левополушарные), правое - 6-8% (правополушарные), около 50% имеют одинаковое развитие полушарий (равнополушарные). [1, с. 10].
Первый значительный трактат о двойственности мозга опубликовал в 1844г. Л.Виган. В XX в., такие исследователи, как Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Валлон, Ж.Пиаже и другие, доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития [3, с. 7].
С середины XX века проблема межполушарных взаимодействий стабильно удерживает первое место в исследовательском поле нейронаук. Понятие о «межполушарном взаимодействии» включает в себя представления:
- о доминантности полушарий мозга;
-о функциональной асимметрии мозга;
- о парной работе левого и правого полушария мозга;
-о структурах и механизмах, которые, собственно, и реализуют многогранные межполушарные координации [2, с. 6-7].
У ребенка, развитие головного мозга начинается еще во внутриутробный период и активно продолжается формироваться после рождения. При рождении ребенка запускаются механизмы, которые активизируют стволовые структуры мозга и запускают работу межполушарных связей. Этот период от рождения и до 2-3 лет очень важен для формирования взаимодействий рук и ног, а также согласованных движений и конвергенции глаз (сведение в одну точку).
Нарушения межполушарного взаимодействия могут быть вызваны причинами как органического, так и функционального характера. Органические повреждения зон головного мозга (болезни матери, прием антибиотиков, серьезные стрессовые ситуации во время беременности, родовые травмы, анестезия во время родовой деятельности, патология мозолистого тела и т.д.). Функциональные причины могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами, которые тормозят формирование психических процессов (ЗРР, ТНР, неврозы, педагогическая запущенность, переучивание леворукого ребенка на правую руку и т.д.).
С каждым годом увеличивается количество детей с ТНР. Самым распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). Данная речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий в себя нарушения как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического строя речи (Р.Е.Левина, 1960; Л.Ф.Спиридонова, 1980; и др.). В связи с этим, увеличивается число детей, у которых отмечаются сложности в познавательной и учебной деятельности. Подобные данные заставляют серьезно задуматься об этой проблеме и приложить все усилия, чтобы в полной мере провести работу по формированию межполушарных связей у детей раннего и дошкольного возраста. Ведь по данным исследователей, именно в этом возрасте отмечается период активного развития мозговых структур.
Современные педагоги находятся в постоянном поиске методик, которые позволяют наиболее интенсивно воздействовать на мозг, тем самым, формировать межполушарные связи, в результате чего дети смогут в дальнейшем показать прекрасные результаты в освоении школьных программ любой сложности.
Содержание данных методических материалов направлено на разрешение данной проблемы. Методические материалы ориентированы на работу с детьми 5 - 6 летнего возраста.
Работа по формированию межполушарных связей включает в себя:
Развитие общей моторики.
Развитие мелкой моторики.
Ориентировка в пространстве и собственном теле.
Ориентировка на листе бумаги.
Работа по обогащению словаря и формированию темпоритмической стороны речи.
Глазодвигательная гимнастика.
Практический материал для организации коррекционно-развивающей деятельности опирается на лексические темы. Занятие по формированию межполушарного взаимодействия проводим один раз в неделю. Длительность занятия 25 минут. Игры и упражнения рекомендуем использовать как на фронтальных занятиях, так и на индивидуальных, подгрупповых занятиях. Данные задания могут являться элементами логочаса и проводятся во второй половине дня.
Задания выполняются с учетом индивидуальных особенностей детей, от простого к сложному. Необходимо закреплять полученные навыки используя многократные повторения упражнений с подобными заданиями, доводя их до автоматизма. На первых этапах работа проводится только с игрушками или цветными картинками. При работе с прописью, сначала используем фломастер или цветной карандаш, позже - простой карандаш. Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными межполушарными тренажерами и так же - баламетриксом, нейроскакалкой, геобордом.
Предложенный материал может быть успешно реализован как педагогами, так и родителями детей с тяжёлыми нарушениями речи под непосредственным руководством специалиста. Направления работы и объем используемых заданий могут варьироваться в течение года в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Скоординированная работа левого и правого полушария - является основой для интеллектуального развития ребенка, что обеспечивает в дальнейшем успешное обучение в школе. А также являются профилактикой дислексии и дисграфии.
Примерные игры и упражнения по формированию межполушарного взаимодействия у детей с ТНР
Упражнение «Перекрестные шаги»
Цель: формирование координации движений, развитие общей моторики.
Возраст: от 5 лет.
Выполнение: Положение - стоя или сидя. Необходимо коснуться локтем левой руки правого приподнятого колена. Затем повторить упражнение с правым локтем и левым коленом. Повторить 6-8 раз.
Упражнение «Лезгинка»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, координации движений.
Возраст: от 5 лет.
Выполнение: Левую руку сжимаем в кулак, большой палец отставляем в сторону. Правой рукой, прямой ладонью прикасаемся к мизинцу левой руки. Затем одновременно меняем положение рук. Повторить 6-8 раз.
Упражнение «Ухо - нос»
Цель: развитие межполушарных связей, координации движений.
Возраст: от 5 лет.
Выполнение: Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Упражнение «Рисунки на спине и ладонях»
Цель: оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга.
Возраст: от 3 лет.
Выполнение: Нарисуйте пальцем на спине ребёнка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на листе бумаги. Тоже проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти.
Использование специальных картинок по обводке, раскрашиванию и штриховке одновременно обеими руками.
Цель: развитие координации, пространственно-графической ориентации.
Возраст: от 4 лет.
Игры для развития межполушарного взаимодействия у старших дошкольников.
Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная рабочая тетрадь.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.
Горизонтальная восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
Симметричные рисунки.
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Мельница.
Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.
Перекрестное марширование.
Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.
Пальчиковые упражнения
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Зрительная гимнастика.
Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
Помните: Успешность детей – наша радость!!!
Библиографический список
Литвинова Г.В. Индивидуальные особенности ребенка с точки зрения межполушарной асимметрии головного мозга / Литвинова Г.В. // Логопед - 2007. - №2. - С.10-15.
Межполушарное взаимодействие: Хрестоматия. Под редакцией Семенович А.В., Ковязиной М.С. - Генезис Москва, 2009. - 400 с.
Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 144 с.
Трясорукова Т.П. Развитие межполушарных связей у детей: прописи/ Т.П.Трясорукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 31 с.: ил. - (Школа развития).
Трясорукова Т.П. Развитие межполушарных связей у детей: рабочая тетрадь/ Т.П. Трясорукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 78 с.: ил. - (Школа развития).
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей
// Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2008- 272 с.
Семинович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 232 с.: ил.