Формирование творческих способностей у обучающихся с ограниченными возможностями через использование современных игровых и информационных технологий

1
0
Материал опубликован 15 November 2015
 

ВВЕДЕНИЕ

С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд, конструирование и др. Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в трудовой деятельности. Ребенок должен определить свой художественный замысел и воплотить его в конкретном продукте труда, при этом используя свои творческие способности.

В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично.

Я считаю, что важным средством приобщения учащихся к творчеству, развития их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, умение находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы уроки технологии были уроками творчества, на них следует воссоздать такие условия как: атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.

Одной из основных задач уроков технологии является трудовое воспитание. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жизни, возможность реализовать себя и отыскать свое призвание.

Образовательная область предмета «Технология» способствует развитию у учащихся функциональной технологической грамотности, общетрудовых знаний и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений.

Занятия по технологии, как и по любому другому предмету, представляют собой законченный, целостный, ограниченный временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, логическую единицу темы, раздела, курса, и является звеном в цепи, а также решает конкретные образовательные и воспитательные задачи, которые определяются программой трудового обучения.

В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца.

На протяжении многих исторических эпох рассматривалась проблема творчества, а не проблема развития творчества. Говорилось о том, что является основой творчества, но речь не шла о том, что необходимо сделать, чтобы стать творцом.

Цель моей работы: создать условия для повышения творческих способностей учащихся посредством применения педагогических игровых и информационных технологий на уроках труда.

Для достижения поставленной цели, я определила следующие задачи:

Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.

Определение основных направлений и педагогических задач по развитию креативных способностей на уроках.

Определение эффективности использования в работе современных педагогических игровых и информационных технологий для развития творческого потенциала ребенка.

Объект исследования: развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Предмет исследования: эффективность вовлечения учащихся в творческую деятельность, способствующую развитию творческих способностей школьников.

Гипотеза: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность через игровые и информационные технологии.

Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность.

В данной работе я использую следующие методы научно-педагогического исследования:

Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.

Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творче­ских способностей детей.

Данная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматри­вается определение понятия «творческие способности» с точки зрения философии и психологии.

Во второй главе рассмотрены компоненты творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эти компоненты, делается попытка определить универсальные твор­ческие способности человека. Третья глава посвящена использованию современных педагогических игровых и информационных технологий в образовательном процессе. В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей, определяются основные направления и педагогические технологии по раз­витию творческого потенциала ребенка.

ГЛАВА 1.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»

«Учительство – это искусство,

труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру»

Дмитрий Лихачев (академик)

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих способностей учащихся. Способности – индивидуальное психологическое свойство личности, которое реализует специальную физическую систему головного мозга и которое, в благоприятных условиях в наибольшей мере определяет успешность освоения и продуктивность выполнения.

Способности творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь.

Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса и делу.

«Основой формирования творческих способностей учащихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества, как способа бытия человека, как формы его жизнедеятельности».

Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по-разному.

         С философской точки зрения - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

         С точки зрения психологии, творчество - это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Самое главное в творчестве – это новизна, и поэтому, нет эталона, по которому можно оценить его продукт. Именно новизна является главной мотивацией творчества.

Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием ребенка, предоставляют ему полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.

Быть самим собой – вот, что способствует развитию надежного внутреннего источника оценок и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для созидательного творчества.

         Педагогическими  творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности. Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.

ГЛАВА 2.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

То, что ребенок умеет делать сегодня

в сотрудничестве, он сумеет сделать

завтра самостоятельно.

Л.С. Выготский

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде­ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений учитель - ученик, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Третье условие успешного развития творческих способностей за­ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому четвертое условие ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе.

В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. На протяжении двух лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Учителя трудового обучения успешно реализуют эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче.

Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

Развитие творческих способностей учащихся можно реализовывать, опираясь на следующие принципы:

1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3) принцип индивидуальных особенностей учащихся;

4) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.

  В основе творческих   способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то это только поддерживается.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математики, черчения и другие).

К каждой теме составляется учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, нужно как можно чаще давать детям творческие работы.

Примеры.  При изучении темы «Получение хлопчатобумажных и льняных тканей» в 5-ом классе даю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить творческую работу «Русская изба», где учащиеся в любой коробке выполняют макет русской избы, в которой элементы выполнены из хлопчатобумажной и льняной ткани (например, занавески, подушки, скатерти и т.п.). Эта творческая работа вызывает большой интерес у учащихся.

В 7-8 классах предлагаю представить коллекцию шерстяных, шёлковых, химических тканей не в виде приклеенных образцов, а в виде творческой композиции.

Перед изготовлением изделий из ткани знакомлю учащихся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок. Здесь применяю различные игровые ситуации. Например, во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье». При опросе по свойствам тканей можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос - ответ), тем самым ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива.

На занятиях учим строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ – на бумаге и лекальный метод – на ткани. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений). Я предлагаю моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман). Сначала объясняется несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе.

Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Ставится перед девочками задача – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу. (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного кармана?).

Для развития творческого мышления на уроке используются самые разнообразные методы: например, придумать сказку «Как получают ткань», составить рассказ о применении ткани по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.

 Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету.

У каждого ребенка от природы есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.

Сложность работы педагога состоит в том, что ему часто приходится принимать комплексные решения учебного и воспитательного характера, которые не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Здесь учитель решает вопросы сам, полагаясь на свое педагогическое мастерство, интуицию, знания. Необходимо постоянно помнить, что педагогическое мастерство не приходит само собой, оно формируется в процессе активного творческого педагогического труда, на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения.

Учитель трудового обучения, обладающий высоким педагогическим мастерством, должен уметь заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся. Тщательно подбирать наиболее целесообразные учебно-производственные задания, учитывать особенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечать способы их предупреждения, заблаговременно готовить необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, рабочие места. Педагог должен хорошо организовать учебный процесс: применить разнообразные методы обучения в комплексе, сочетать различные формы обучения, учитывать индивидуальные возможности и способности своих учащихся.

У каждого учителя свой педагогический стиль, от которого во многом зависит темп учебной деятельности учащихся, ее результативность, умение применять полученные знания и усвоенные способы действия в различных учебных и производственных ситуациях.

Любое действие учащихся - хорошее или плохое - должно находить справедливую оценку. Одно из важных проявлений педагогического мастерства - умение, прежде всего, побуждать, а не принуждать учащихся к правильным действиям и поступкам, поведению, активной созидательной деятельности.

Решающее значение для умения учителя устанавливать и поддерживать с учащимися хорошие деловые, принципиальные взаимоотношения имеет всестороннее знание каждого из них, их индивидуальных особенностей, характера, способностей и недостатков. Это один из самых важных компонентов педагогического мастерства, который учитель обязан постоянно использовать в своей повседневной деятельности. Развитие творческих способностей школьников будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели.

ГЛАВА 3.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных  мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников  к игровым и информационным технологиям для развития творческих способностей, повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология». Применение современных информационных технологий на уроках трудового обучения даёт возможность учителю:

Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.

Обеспечить широкую вариативность обучения.

Оптимизировать  текущий и итоговый контроль через подбор разно уровневых заданий.

Визуализировать учебный материал.

Возможность создать большое количество раздаточных материалов.

Занятия с применением игровых и информационных технологий имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать  компьютер в учебных целях.

Рассмотрим, как применять компьютер на различных этапах урока.

Урок введения в тему. Здесь необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практической работе, изделиях, которые будут выполнять ученики. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации.  Для этого используется слайд-фильм. Он состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую, пояснительный текст. Структурно каждый раздел включает определенное количество слайдов: необходимо вспомнить общие правила работы в кабинете «Технология» (в форме викторины игры, учить новые правила техники безопасности (запись  в тетрадь с экрана), создать  игровую ситуацию при проверке знаний техники безопасности (тест).

Урок изучения нового материала.  Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;

позволяет при наличии экрана демонстрировать  материал всем учащимся одновременно;

позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;

Урок-практикум.   На уроке ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков.  Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, презентация с текущим инструктажем и элементами контроля качества швов.

Урок контроля знаний.   Компьютерное тестирование позволяет  регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности каждого ученика и подходить к контролю знаний дифференцированно.  Сохраняя результаты,  учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях. При изучении темы можно использовать мини-тест для закрепления материала в конце урока.  Он может быть представлен и в игровой форме (шуточный). А также  для проверки знаний в форме викторины.
Урок – экскурсия. Сегодня с помощью Интернет-технологий можно виртуально посетить музей, выставку.  Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Например, при изучении темы «Конструирование фартука» целесообразно использовать презентацию «Построение чертежа» с анимационными эффектами. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка;  можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания на трудных  для усвоения моментах.  При изучении темы «Моделирование юбки» учащиеся приобретают навыки технического моделирования с помощью презентации, что позволяет более наглядно продемонстрировать процесс моделирования; показать изделия, сшитые по этим моделям и сэкономить время урока для практической работы учащихся.

Урок с элементами историзма.  Используя межпредметные связи с историей, можно познакомить учащихся с бытом наших предков.  Презентация «Сарафан» наглядно показывает виды одежды русских женщин, влияние географических особенностей на вид отделки одежды, украшений.

Урок –игра. На занятиях по технологии используются игры двух видов. Это может быть игровая форма подачи учебного материала (викторина, кроссворд) или соревнование двух групп учащихся в практической или учебной работе. Например, презентация в форме викторины «Производство ткани» позволяет  повторить сведения по этой теме.

При проведении урока-конкурса  «Швейных дел мастер» учебный процесс приобретает эмоциональный характер, что положительно влияет на повышение мотивации к учебной деятельности. Возникает радость учебного труда, формируется поле учебного азарта, демонстрируются личностные достижения.
Второй формой является собственно игра, моделирующая реальный технологический процесс. Например, дидактический материал, разработанный с помощью Word (карточки–задания и другие), помогает учителю провести такой урок. Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надежным и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации